ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Большая российская энциклопедия. 2012

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 447


МухинаМУХИНА, Вера Игнатьевна (1889—1953), выдающийся советский скульптор, нар. художник СССР, действит. член Академии художеств СССР, пять раз удостоена Сталинской премии. Автор ряда монументальных произведений и портретов [группа из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», проекты памятников М. Горькому для г. Горький (осуществлён в 1952), П. И. Чайковскому для Москвы, портреты героев Великой Отечественной войны — Б. А. Юсупову, И. Л. Хижняка, учёных — акад. А. Н. Крылова и др.]. М. участвовала в создании памятника М. Горькому для Москвы (переработка проекта И. Д. Шадра), соавтор скульптурной группы «Требуем мира!». Произведения М. отличаются глубиной идейного замысла, выразительностью характеристики и одухотворённостью образов, высоким реалистич. мастерством.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 859


МУХИНА Вера Игн. (1889—1953), сов. скульптор, нар. худ. СССР (1943), д. ч. АХ СССР (1947). Проникнутые героич. пафосом общественно-символич. произв. («Пламя революции», 1922—23, группа «Рабочий и колхозница», 1937, «Хлеб», 1939), одухотворённые портреты сов. людей («И. Л. Хижняк», 1942, «А. Н. Крылов», 1945), памятники (М. Горькому в г. Горьком, 1938—39, П. И. Чайковскому в Москве, 1954), декор. скульптура, надгробия отличаются пластич. мощью, энергией лепки, яркостью идейного замысла. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

 

 

Популярная художественная энциклопедия. Том 2. — Москва, 1986. — С. 41—42


Мухина Вера Игнатьевна (1889—1953), сов. скульптор. Нар. худ. СССР (1943), д. ч. АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909—12) у К. Ф. Юона и И. И. Машкова, а также в Париже (1912—14) у Э. А. Бурделя. Преподавала в МВХПУ (1926—27) и Вхутеине (1926-30). Уже в ранних произв. М., отмеченных влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм. После Окт. революции 1917 М. участвовала в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, создавала проекты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением памятников («Пламя революции», 1922—23, гипс, ГМР), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы к-рых выражают внутр. мощь натуры («Крестьянка», 1927, ГТГ). С 30-х гг. М. всё чаще обращается к проблемам синтеза искусств, выполняет ряд монумент.-декор. работ («Хлеб», бр., 1939, ГТГ, и др.). Гл. результат её поисков — группа «Рабочий и колхозница» для сов. павильона на Всемирной выставке 1937 в Париже (нержавеющая сталь, 1935—37, ныне установлена перед сев. входом ВДНХ; Гос. пр. СССР, 1941), ставшая символом нового сов. общества. В годы Вел. Отеч. войны 1941—45 М. работала преим. в области портрета: с суровой правдивостью передавала облик советских воинов («Б. А. Юсупов» и «И. Л. Хижняк», оба — гипс, 1942, и бр., 1947, ГТГ; Гос. пр. СССР, 1943), создавала образы деятелей науки и культуры («Академик А. Н. Крылов», дер., 1945, ГТГ). В послевоен. период М. завершила исполненный И. Д. Шадром проект пам. А. М. Горькому для Москвы (совм. с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, арх. З. М. Розенфельд, бр., гр., 1951; Гос. пр. СССР, 1952), работала над пам. П. И. Чайковскому в Москве (совм. с Зеленской и Ивановой, арх. А. А. Заварзин, бр., гр., открыт в 1954). Оформляла также выставки и театр. спектакли, создавала проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора и стекла. Имя М. присвоено Ленингр. высшему художеств.-пром. училищу (1953).

В. И. Мухина. «Хлеб». Бронза. 1939. Третьяковская галерея. Москва.

 


В. И. Мухина. «Рабочий и колхозница». Нержавеющая сталь. 1935—1937. Перед северным входом ВДНХ в Москве.

Соч.: Художественное и литературно-критическое наследие, т. 1—3, М., 1959—60.
Лит.: Воронова О. П., В. И. Мухина, [М., 1976]; Суздалев П. К., В. И. Мухина, М., 1981.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 21. — Москва, 2012. — С. 536 // Электронная версия


МУ́ХИНА Вера Игнатьевна [19.6(1.7).1889, Рига – 6.10.1953, Москва], рос. скульптор, нар. худ. СССР (1943), д. чл. АХ СССР (1947). Училась в частных студиях К. Ф. Юона (1909–11), Н. А. Синицыной (1911) и И. И. Машкова (1911–12) в Москве, в академии «Ла Гранд-Шомьер» в Париже (1912–14) у Э. А. Бурделя. Чл. Общества русских скульпторов в Москве (1926–32). Уже в ранних произведениях М., отмеченных влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности, декоративности и лаконизму форм. После Окт. революции 1917 участвовала в реализации монументальной пропаганды плана, создавала проекты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением памятников (памятник Революции для Клина, 1919; «Освобождённый труд», 1921; памятник В. М. Загорскому, 1921; «Пламя революции», 1922–23, два последних – гипс, Центр. музей совр. истории России, Москва), а также станковые фигуры, утяжелённые объёмы которых выражают внутр. мощь натуры («Крестьянка», 1927; «Хлеб», бронза, 1939, обе в ГТГ). С 1930-х гг. обращалась к проблемам синтеза скульптуры с архитектурой. Наиболее известная работа М. – группа «Рабочий и колхозница», венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (нержавеющая сталь, 1935–37; ныне – перед сев. входом ВВЦ, реставрирована в 2000-х гг.; см. иллюстрации к ст. Москва), ставшая символом СССР. Много работала в области портрета (доктора А. А. Замкова и арх. С. А. Замкова, оба – мрамор, 1935; полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка, оба – гипс, 1942, и бронза, 1947; акад. А. Н. Крылова, дерево, 1945; «Партизанка», бронза, 1951, все в ГТГ). В послевоенные годы завершила памятник А. М. Горькому по проекту И. Д. Шадра (1939) для Москвы (совм. с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, арх. З. М. Розенфельд, бронза, гранит, 1949–51), работала над памятником П. И. Чайковскому в Москве (совм. с Зеленской и Ивановой, арх. А. А. Заварзин, бронза, гранит, открыт в 1954). Автор мраморных надгробий М. А. Пешкова (1935) и Л. В. Собинова (1940–41) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оформляла также выставки и театральные спектакли (костюмы к «Электре» Софокла в Театре им. Е. Б. Вахтангова в Москве, 1944), создавала проекты одежды и рисунки для тканей (1923–26), мелкую пластику из фарфора («С. Г. Корень в роли Меркуцио», 1949, и др.), проектировала изделия из стекла (вазы, бокалы и т. п., 1938–53). Преподавала во Вхутеине в Москве (1926–30). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

В. И. Мухина (при участии Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой). Памятник П. И. Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Бронза, гранит. Открыт в 1954. Архитектор А. А. Заварзин.

Библиография
Соч.: Художественное и литературно-критическое наследие. М., 1959–1960. Т. 1–3.
Лит.: Терновец Б. В. Мухина. М.; Л., 1937; Воронова О. П. В. И. Мухина. М., 1976; Суздалев П. К. В. И. Мухина. М., 1981.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024