Содержание:
Настольный календарь колхозника. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Большая российская энциклопедия. 2011
Настольный календарь колхозника 1939 год. — М.: ОГИЗ, Гос. издательство колхозной и совхозной литературы. — С. 251
В. В. Маяковский
(1894—1930)
Владимир Владимирович Маяковский, по определению товарища Сталина, — лучший, талантливейший поэт нашей советской эпохи.
Он родился 16 июля 1894 г. в семье лесничего. После смерти отца остался без всяких средств к жизни. Еще мальчиком он завязал связь с большевиками и в 1908 г. отбывал заключение в Бутырской тюрьме в Москве.
С 1912 г. началась литературная деятельность Маяковского. В первых же своих стихотворениях Маяковский выступает против всего дореволюционного общественного строя. Он изучает человека измученного и страдающего, погибающего в обществе, где всем управляет купля и продажа. Резко выступает Маяковский против империалистической войны. Ярчайшим его произведениями до революции являются «Облако в штанах» и «Война и мир».
После Октябрьской Социалистической революции Маяковский сразу же становиться советским поэтом. Он ведет напряженную агитаторскую работу, рисует революционные плакаты, пишет революционные лозунги, одновременно работая над большими поэмами. В 1923—1924 гг. Маяковский создает одно из лучших своих произведений «Владимир Ильич Ленин», в котором ему удалось с большой силой нарисовать облик вождя и выразить чувство народных масс к Ленину.
В 1928 г. Маяковский создает поэму «Хорошо», посвященную изображению Октябрьской Социалистической революции, ярко рисующую Октябрьские дни в Петрограде и насыщенную революционным энтузиазмом. В этой поэме он передает чувства советского гражданина, его любовь к своей родине:
Я
земной шар
чуть не весь
обошел, —
и жизнь
хороша,
и жить
хорошо.
А в нашей буче,
боевой, кипучей,
и того лучше.
Лет до ста
расти
нам
без старости.
Славьте
молот
и стих,
землю молодости. («Хорошо»).
Последним большим произведением Маяковского, не законченным из-за его безвременной смерти в 1930 г., было вступление к поэме «Во весь голос», в котором Маяковский достиг наибольшей художественной выразительности.
Одновременно с созданием больших поэм Маяковский работал и над отдельными лирическими стихотворениями. В них он сумел откликнуться на все основные события нашей жизни, яростно боролся с вылазками классового врага и с пережитками капитализма. Он издевается нд советскими бюрократами, изображая, например, в стихотворении «Прозаседавшиеся», вызвавшем одобрительный отзыв Ленина, бесконечные заседания в учреждениях. Он славит советских героев. В стихотворении «Товарищу Нетте», посвященном большевику Теодору Нетте, героически погибшему на своем посту под пулями белогвардейцев, Маяковский пишет:
Мне бы жить и жить,
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.
Стихи Маяковского насыщены беззаветной преданностью коммунизму, любовью к своей родине, чувством национальной гордости; в «Стихах о советском паспорте» он пишет:
Читайте,
завидуйте,
я —
гражданин
Советского Союза!
Исключительная политическая чуткость, поразительное остроумие, огромная художественная убедительность — все это определило значение Маяковского как крупнейшего и никем еще не превзойденного советского поэта.
Лицо классового врага
Отрывок из стихотворения В. МАЯКОВСКОГО
Кулак орудует, нечего спать! Будем крепче, чем кремни. Никаким обрезом обратно и вспять не повернуть советского времени. Хотя кулак лицо перекрасил, и пузо не выглядит грузно, он враг |
и крестьянин и рабочего класса, он должен быть понят и узнан. Там, где речь о личной выгоде, у него глаза на выкате. Там, где брюхо голодом пучит, |
там кулачьи лапы паучьи. Не тешься, товарищ, мирными днями, сдавай добродушие в брак. Товарищ, помни: между нами орудует классовый враг. 1929 год |
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 353
МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович [7(19) июля 1893 — 14 апр. 1930], великий русский советский поэт. Род. в с. Багдади, ныне Маяковски (Грузия). В юности работал в большевистском подполье, подвергался арестам и тюремному заключению. В первый период своего творчества примыкал к футуризму, влияние к-рого, однако, скоро преодолел. В ряде ранних произведений выражал протест против капиталистич. действительности («Нате!», 1914, поэма «Война и мир», 1917). Восторженно встретив победу Великой Октябрьской социалистической революции, М. выступил со стихами, воспевающими победу народа («Наш марш», 1918, «Левый марш», 1919, и др.), писал сатирические стихи для «Окон РОСТА» (плакаты и лозунги на темы гражд. войны), создал сатирич. пьесу «Мистерия-буфф» (1918) и поэму «150.000.000» (1921). Стих. «Прозаседавшиеся» (1922) о бюрократизме получило положит. оценку В. И. Ленина. Творчество М. проникнуто советским патриотизмом, пафосом борьбы за торжество коммунизма во всём мире [«Стихи о советском паспорте», 1930 (посмертно), «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», 1926, «Рассказ литейщика Ивана Козырева», 1928, и др.]. К наиболее значительным произведениям М. принадлежат: поэма «Владимир Ильич Ленин» (1925), в к-рой с огромной художеств. силой показано величие Коммунистической партии и создан образ вождя революции; поэма «Хорошо!» (1927), написанная к 10-летию Советской власти,— гимн Великой Октябрьской социалистической революции; «Во весь голос», вступление к поэме о пятилетке (1930), и др. Сатирич. стихотворения М. бичуют бюрократизм, карьеризм, мещанство, обывательщину. Поэт разоблачал врагов трудящихся («Вредитель», 1928, «Враги хлеба», 1928, «Лицо классового врага», 1928, и др.). Стихи М., написанные в результате поездок за границу, представляют собой яркий, насыщенный гневом и страстью обвинит. акт капитализму (циклы стихов о Париже, об Америке, 1923—26). В последние годы М. много внимания уделял драматургии («Клон», 1929, «Баня», 1930). Выдающийся новатор стиха, крупнейший представитель социалистического реализма, М. оказал огромное влияние на развитие всей многонациональной советской поэзии и революц. поэзии зарубежных стран.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 785
МАЯКОВСКИЙ Вл. Вл. (1893—1930), рус. сов. поэт. В дооктябрьском творчестве выразил резкое неприятие бурж. мира, ощущение грядущей революции (поэмы «Облако в штанах», 1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек», 1916—17). После 1917 в пьесе «Мистерия-буфф» (1918), стихах «Левый марш», «Товарищу Нетте...», «Рассказ о Кузнецкстрое...», «Стихи о советском паспорте» — утверждение нового строя; в сатирич. произв. («Окна РОСТА», стихи «Прозаседавшиеся», «Подлиза» и др., пьесы «Клоп», 1928, «Баня», 1929) — борьба с внеш. и внутр. врагами социализма. Образцы лирики нового типа: поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), стихи «Хорошее отношение к лошадям», «Сергею Есенину». Поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924), в к-рой образ вождя революции воссоздан на широком ист. фоне, и «Хорошо!» (1927), где эпич. показ десятилетия революции сочетался с переживаниями лирич. героя, стали образцами социалистич. реализма в сов. поэзии. Политич. публицистика в стихах и прозе, статьи и выступления на лит. темы. Многосторонность работы М. утверждала возникновение поэта нового типа, сформулировавшего свои идейно-эстетич. принципы в поэме «Во весь голос» (1930). Реформатор поэтич. языка. Оказал большое влияние на мировую поэзию 20 в.
Большая российская энциклопедия. Том 19. — Москва, 2011. — С. 436-437 // Электронная версия
В. В. Маяковский. Фото. 1915.
МАЯКО́ВСКИЙ Владимир Владимирович [7(19).7.1893, с. Багдади Кутаисской губ. – 14.4.1930, Москва], рус. поэт, драматург, живописец, график. Сын обедневшего дворянина, служившего лесничим. После смерти отца семья М. переехала в Москву (1906). В нач. 1908 вступил в РСДРП(б), вёл агитацию среди рабочих; в 1908–09 трижды подвергался аресту, провёл 11 мес в Бутырской тюрьме, где в 1909 написал много стихов, отобранных у М. по выходе на свободу. Именно 1909 М. считал началом своей поэтич. деятельности. В 1910 занимался живописью у С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911–14 учился в МУЖВЗ, где сблизился с Д. Д. Бурлюком (оба были отчислены за публичные выступления) и В. Н. Чекрыгиным. С 1912 принимал активное участие в леворадикальных модернистских выставках и диспутах «Бубнового валета» и «Союза молодёжи», скандальных акциях футуристов. Критика отмечала его «Самопортрет», составленный из цилиндра, перчаток и трости, и кубистич. полотно «Рулетка» с наклеенными картами (оба 1915, Музей В. В. Маяковского, Москва). Первые стихи напечатал в дек. 1912 в альм. «Пощёчина общественному вкусу» (дек. 1912; «Ночь», «Утро»); там же был опубликован одноим. манифест «Гилеи», подписанный М. совм. с Д. Д. Бурлюком, В. Хлебниковым и А. Е. Кручёных (отд. изд. – 1913), провозглашавший разрыв с традициями рус. классич. лит-ры и словотворчество, адекватное эпохе технич. новшеств. В мае 1913 вышел отд. изданием цикл стихотворений «Я» – первая книга М. (принял участие также в её оформлении). Выступил режиссёром и исполнителем гл. роли в постановке собств. трагедии «Владимир Маяковский» (в дек. 1913 в петерб. театре «Луна-парк»; декорации П. Н. Филонова, И. С. Школьника; изд. в 1914), в которой выразилось эклектичное мировоззрение М., сочетавшее элементы православия и христ. ересей, идеи богостроительства и человекобожия, ветхозаветное мессианство, «утопию времени» Хлебникова и стихийно-романтически воспринятый марксизм. Уже ранние стихотворения, отразившие интерес М. к гиперболич. образам поэзии У. Уитмена, демонстративному антиэстетизму и эпатажному кощунствованию франц. «проклятых поэтов» (Ш. Бодлер, Т. Корбьер, А. Рембо), отмечены предельной обнажённостью чувства, откровенной автобиографичностью, прямым обращением к аудитории как оппоненту, утверждением права художника на метафорич. преображение действительности: «Мы», «Нате!» (оба 1913), «Послушайте!» (1914) и др. Декларировав размежевание с эстетикой рус. символизма, М. до 1914 находился под влиянием А. Белого. Продолжая его эксперименты в области поэтики, М. усиливал интонац. акцентированность и декламационность стиха (разбивка «в столбик» – по интонац. отрезкам; «лесенка» М. – разбивка стиха на интонац. отрезки с внутр. рифмовкой – появится позже, с 1923), что соответствовало установке футуристов на произносимое слово.
В. В. Маяковский. «Автопортрет». 1918. Частное собрание.
В нояб. – дек. 1914 вёл отдел лит. критики в газ. «Новь». В 1915–19 жил в Петрограде; посещал худож.-артистич. кабаре «Бродячая собака», сотрудничал в лит.-худож. ж. «Новый Сатирикон», газ. «Новая жизнь». Летом 1915 познакомился с О. М. и Л. Ю. Бриками, ставшими спутниками всей его жизни. Любовь к Л. Ю. Брик – источник мн. стихотворений и поэм М. В 1912–17 стихи М., подвергавшиеся в печати значит. цензурным сокращениям, бытовали преим. в устной форме, благодаря выступлениям поэта; для массовой аудитории М. «был уличным происшествием» (Ю. Н. Тынянов. «О Маяковском. Памяти поэта», 1930). Начавшаяся 1-я мировая война вызвала у М. подъём мощного патриотич. чувства [стих. «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер» (оба 1914), «Я и Наполеон», 1915], на смену которому вскоре пришло восприятие войны как величайшего преступления против человека (стих. «Вам!», 1915). Антибуржуазным протестом проникнут цикл сатирич. гимнов 1915 («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн обеду»). В 1915 опубликована первая поэма М. – «Облако в штанах», где на первый план выходит тема бунта лирич. героя против мироздания и его творца. В 1916 появляется первая книга «избранного» М. – сб. «Простое как мычание», а также шедевр его любовной лирики – поэма «Флейта-позвоночник», в которой впервые возникает мотив самоубийства, ставший впоследствии постоянным. Богоборчество и утопич. антропоцентризм М. достигают апогея в поэмах «Война и мир» (отд. изд. – 1917) и «Человек» (отд. изд. – 1918).
В. В. Маяковский. «Товарищи! Почему в Европе до сих пор нет Советов, а буржуи у власти?». Плакат РОСТа № 539. 1920. Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).
После Февр. и Окт. революций 1917 определяющими для творчества М. становятся пафос романтич. насилия над временем и историей, противопоставление нетерпеливо ожидаемого либо созидаемого с нуля будущего – враждебному, «мещанскому» прошлому [стих. «Левый марш», «Приказ по армии искусств» (оба 1918); пьеса «Мистерия-буфф» (пост. в 1918, 2-я ред. – в 1921, обе – реж. В. Э. Мейерхольд)]. Для творчества М. 1920-х гг. характерна оптимистич. тональность, соответствовавшая эмоциональному подъёму поэта, устремившегося вместе со своим народом к построению общества социальной справедливости: поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924; отд. изд. – 1925), «Хорошо!» (отд. изд. – 1927) и др. Своё участие в строительстве «новой жизни» М. видел в приближении стиха к «потребителю искусства»; отсюда жанровое разнообразие его творчества: сценарии и кинороли (в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой», все – 1918), агитплакаты («Окна РОСТА», 1919–22) в форме частушек с рисунками, рекламные стихи, лозунги для оформления улиц. Выполненная М. торговая реклама «Нигде кроме как в Моссельпроме» была удостоена серебряной медали на Междунар. выставке совр. декоративных искусств и пром-сти в Париже (1925). Организатор (дек. 1922) и руководитель объединения «Левый фронт искусств». В 1923–25 возглавлял журнал футуристов «ЛЕФ».
С 1923 часто выезжал с выступлениями по городам СССР и за рубеж (Латвия, Германия, Франция, Польша, Чехословакия). Впечатления от посещения США в 1925 нашли отражение в цикле «Стихи об Америке» (в т. ч. «Бродвей», «Бруклинский мост», оба 1925, и др.) и кн. очерков «Моё открытие Америки» (1925), где создан иронический образ Америки как страны мещанства и обывательщины, ассоциировавшихся М. с отвергаемым прошлым. Со 2-й пол. 1920-х гг. в творчестве М. преобладают сатирич. произведения. В комедиях-антиутопиях «Клоп» (1928, пост. в 1929) и «Баня» (1929, пост. в 1930; обе – реж. В. Э. Мейерхольд) мечта о прекрасном будущем отягощена опасениями за душу отд. человека. Размышления М. о творчестве выразились в поэме «Во весь голос» (1930), где поэт добровольно отрекается от своего лирич. «я» во имя дела революции, в статьях о лит-ре («Как делать стихи», 1926), автобиографич. повести «Я сам» (1922, 2-я ред. – 1928; экранизирована в 1958).
М. болезненно переживал расхождение революц. идеалов с действительным развитием событий в Сов. России. По офиц. версии, М. покончил с собой. В последние годы активно разрабатывается версия политич. убийства М. (В. И. Скорятин и др.), косвенно подкрепляемая публикацией разрозненных материалов следственного дела о гибели М. (т. н. ежовской папки).
Библиография
Соч.: Собр. соч. М.; Л., 1928–1933. Т. 1–10; Полн. собр. соч. М., 1955–1961. Т. 1–13; Сочинения: В 2 т. М., 1987–1988; Стихотворения. Поэмы. Пьесы. М., 2009.
Лит.: Шкловский В. О Маяковском. М., 1940; Новое о Маяковском. М., 1958; В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963; Маяковский в воспоминаниях родных и друзей. М., 1968; Харджиев Н. И., Тренин В. В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970; Brown E. J. Mayakovski: a poet in the revolution. Princeton, 1973; Перцов В. О. Маяковский. Жизнь и творчество. 3-е изд. М., 1976. Т. 1–3; Катанян В. А. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. 5-е изд. М., 1985; Селезнев Л. А. «Единственный талантливый из красных поэтов…»: «Белая» печать о В. Маяковском: 1918–1922 // Библиография. 2000. № 3; Кацис Л. Ф. В. Маяковский: поэт в интеллектуальном контексте эпохи. М., 2004; «В том, что умираю, не вините никого»? Следственное дело В. В. Маяковского: Документы. Воспоминания современников. М., 2005; Творчество В. В. Маяковского в начале XXI в.: новые задачи и пути исследования. М., 2008; Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. М., 2008; Румянцева Н. Л. Возможно, было так: версия смерти В. Маяковского // Новый мир. 2009. № 8; Скорятин В. И. Тайна гибели В. Маяковского. 2-е изд. М., 2009; Янгфельдт Б. Ставка – жизнь: В. Маяковский и его круг. М., 2009; Брик Л. Ю. Пристрастные рассказы: воспоминания, дневники. Н. Новгород, 2011.