ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Философский словарь. 1987
Ссылки

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 238—239


Реализм средневековый — направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия («универсалии») имеют реальное и объективное существование и предшествуют существованию материальных вещей. Реалисты выдвигали два положения: 1) «универсалии существуют раньше вещей» и 2) «универсалии суть реальности». Средневековый реализм стоял, таким образом, на идеалистической позиции древнегреческого философа Платона, учившего, что только потусторонний мир идей реален, а земная действительность — лишь бедная копия мира идей. Средневековый реализм был философской базой католицизма. Виднейшими представителями реализма были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. Против реализма вели упорную борьбу представители номиналистического направления в схоластике (см. Номинализм).

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 79—80


РЕАЛИЗМ (в литературе и искусстве), правдивое объективное изображение действительности в художественных образах. Подлинный Р. не ограничивается описанием внешней стороны явлений, но и глубоко верно передаёт сущность явлений. В отличие от формализма и натурализма, искажающих действительность, Р. стремится к истинному познанию мира и художественному раскрытию связей и законов жизни, к обобщению явлений действительности, их типизации. «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Р. возник вместе с возникновением иск-ва и соответствует самой природе его. Вся история иск-ва, начиная с древних времён, показывает, что оно достигало идейной глубины и художественного совершенства тогда, когда следовало Р., и наоборот, упадок иск-ва всегда связан с отходом от Р. Развитие Р. связано с развитием общества, с освободит. движениями народов. В русской лит-ре и иск-ве 19 в., проникнутых освободит. идеями, особое развитие получил критич. Р., отражавший протест народа против самодержавно-крепостнич. и бурж. строя царской России. Русская реалистич. лит-ра играла ведущую роль в мировой лит-ре. Высшей ступенью в развитии Р. являются лит-ра 19 в. и иск-во социалистического реализма.

РЕАЛИЗМ (средневековый), реакционное направление в средневековой схоластике, утверждавшее, в противоположность номинализму, что общие понятия («универсалии») имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам. Гл. представители Р. — Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский.

РЕАЛИСТ, 1) последователь реализма в лит-ре и иск-ве. 2) Последователь философии реализма (средневекового). 3) Человек, учитывающий в своей деятельности реальные условия и возможности. 4) В дореволюц. России — ученик реального училища.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 507—508


«РЕАЛИЗМ» СРЕДНЕВЕКОВЫЙ — направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия («универсалии») имеют реальное и объективное существование и предшествуют существованию единичных вещей. «Реалисты» выдвигали два положения: 1) «универсалии суть реальности» и 2) «универсалии существуют раньше вещей». Средневековый «реализм» стоял , таким образом, на идеалистической позиции древнегреческого философа Платона (см.), считавшего, что только потусторонний мир идей реален, а земная действительность — лишь бледная копия мира идей.Средневековый «реализм» был философской базой католицизма (см.). Виднейшие представители средневекового «реализма» были Ансельм Кентерберийский и Вильгельм из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский (см.). Против «реализма» вели упорную борьбу представители номиналистического направления в средневековой философии (см. Номинализм). Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии — материалистической (номинализм) и идеалистической («реализм»). 

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1119


РЕАЛИЗМ (от позднелат. — rеalis — вещественный, действительный), в философии — идеалистич. направление, признающее лежащую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, ср.-век. схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта (филос. Р. 20 в.). Ср.-век. Р. утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм.

РЕАЛИЗМ (иск.), 1) понятие, характеризующее позноват. функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощённая специфич. средствами разл. видов иск-ва. Меру реалистичности произв. определяет мера проникновения в реальность, глубина и полнота её худ. познания. Так, широко понимаемый Р.— осн. тенденция ист. развития худ. культуры, присущая всякому большому иск-ву (говорят о Р. в древнем и ср.-век. фольклоре, в иск-ве античности и Просвещения, в творчестве Дж. Байрона и А. С. Пушкина). 2) Исторически конкретная форма худ. сознания ноаого времени, начало к-рой ведут либо от Возрождения («ренессансный Р.)», либо от Просвещения («просветительский Р.»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно Р.», или «критич. Р.»). Ведущие принципы Р. 19—20 вв.: объективное отображение существ. сторон жизни и сочетании с высотой и истинностью авторского идеала: воспроизведение типич. характеров в типич. обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения («в формах свмой жизни») наряду с использованием, особенно в Р. 20 в., условных форм худ. фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме личности и общества (в их связанности и противостоянии). Р. 19 в. всесторонне развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального, бездуховного прогресса и бурж. цивилизации; поэтому его наз. «критич. Р.» (определение М. Горького). Передовые и демокр. тенденции критич. Р. непосредственно содействовали становлению социалистического реализма. Среди крупнейших предст. Р. в разл. видах иск-ва — Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. Твен, Т. Манн, У. Фолкнер, О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. П. Мусоргский, Фредерик-Леметр, М. С. Щепкин.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. Том 2. — Москва, 1986. — С. 157—159


Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфич. средствами, присущими тому или иному виду художеств. тв-ва. В ходе развития иск-ва Р. приобретает конкретно-ист. формы и творч. методы (напр., просветит. Р., критич. Р., социалистич. Р.). Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистич. тенденций и в разных видах и жанрах иск-ва.

В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологич. границ Р., так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 осн. концепции. Согласно одной из них, Р. представляет собой одну из гл. особенностей художеств. познания, основную тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества, в к-рой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практич. освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художеств. познания её важных сторон и качеств, и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художеств. явления. В каждый новый ист. период Р. приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законч. метод, определяющий особенности художеств. культуры своего времени.

Предст. др. точки зрения на Р. ограничивают его историю определ. хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художеств. сознания. В этом случае начало Р. относится либо к эпохе Возрождения, либо к 18 в., к эпохе Просвещения. Наиб. полное раскрытие черт Р. усматривается в критич. Р. 19 в., его следующий этап представляет в 20 в. социалистический реализм, трактующий жизн. явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Характерным признаком Р. в этом случае считается способ обобщения, типизации жизн. материала, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману: «… типичные характеры в типичных обстоятельствах…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Р. в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с совр. ему социальной средой и обществ. отношениями. Такая трактовка понятия Р. вырабатывалась гл. обр. на материале истории лит-ры, в то время как первая — преим. на материале пластич. иск-в (см. Искусства пластические).

Какой бы точки зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, несомненно, что реалистич. иск-во располагает необычайным многообразием способов познания, обобщения, художеств. интерпретации действительности, проявляющимся в характере стилистич. форм и приёмов. Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж. Л. Давида и О. Домье, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами иск-ва. При этом любой реалистич. метод характеризуется последоват. направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности, к-рая в данных, исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Р. свойственна убеждённость в познаваемости существ. черт объективного реального мира средствами иск-ва.

Формы и приёмы отражения действительности в реалистич. иск-ве различны в разных видах и жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизн. явлений, к-рое присуще реалистич. тенденциям и составляет определяющую особенность всякого реалистич. метода, по-разному выражается в романе, лирич. стихотворении, в ист. картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим. Эмпирич. достоверность художеств. образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существ. сторон реального мира В этом состоит различие между Р. и натурализмом, создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация, заострение, гротескная утрировка «форм самой жизни», а иногда и условно-метафорическая форма художеств. мышления. Самые разл. условные, а порой и отвлеч. приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразит. раскрытия жизн. правды (тв-во Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и мн. др.), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в к.-л. реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из иск-в специфич. условностях в воспроизведении действительности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п.).

Художеств. правда включает в себя 2 стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существ. сторон жизни и истинность эстетич. оценки, т. е. соответствие присущего данному произв. иск-ва обществ.-эстетич. идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступат. развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетич. оценки. Наиб. глубоких и художественно-гармонич. результатов реалистич. иск-во достигает тогда, когда обе эти стороны эстетич. истины находятся в органич. единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта, ист. живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др.). Художник-реалист в своих произв. является не просто летописцем жизни, но осуществляет по отношению к ней «поэтич. правосудие» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 36, с. 67), т. е. выносит, как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится основа «тенденциозности» Р. Там, где художеств. тенденция не вытекает «из обстановки и действия…» (там же, с. 333), а привносится в произв. извне, возникает чуждый Р. дидактизм или внеш. декларативность. С проблемой идеала в реалист. иск-ве тесно связан и вызывающий острые споры вопрос о соотношении Р. и романтизма. Не отрицая наличия особого романтич. художеств. метода, следует подчеркнуть, что черты романтизма являются отнюдь не чем-то противоположным Р., но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения. Следует отметить также, что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты.

Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалист. методов в иск-ве, они отнюдь не беспредельны. Там, где художеств. тв-во отрывается от реальной действительности, уходит в своеобразный эстетич. агностицизм, отдаётся крайнему субъективизму, как, напр., в совр. модернизме, там уже нет места Р. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э. Фишер) утвердить идею «реализма без берегов» имеют своей целью затушевать коренную противоположность Р. и формалистического искусства. Борьба идеологий в сфере художеств. тв-ва выражается в совр. эпоху в противоборстве Р. и модернизма, Р. и «массового искусства», чаще всего воинствующе буржуазного по содержанию, но имитирующего, ради доступности, в антихудожественной форме отд. реалистич. элементы. Ревизионизм в совр. эстетике игнорирует в определениях Р. критерий истины в художеств. тв-ве, снимая тем самым всякую возможность его объективного определения.

Но современный Р., так же как и Р. в иск-ве прошлых эпох, не всегда предстаёт в «чистом» виде. Реалистич. тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие Р. как целостного метода. Так, напр., правда жизни часто переплетается с религ. спиритуализмом, мистикой в произв. готики. Нередко наблюдаются художеств. явления, в к-рых одновременно существуют и реалистич. и нереалистич. черты (напр., тенденции символизма в тв-ве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. Так, в ранних произв. Маяковского глубоко правдивый в основе протест против бурж. обывательского мира органически связан с стилистикой футуризма. В ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективизмом художеств. манеры и правдивостью обществ.-эстетич. идеала художника, что характерно для ряда совр. прогрессивных художников капиталистич. мира (П. Пикассо). Нередко это противоречие разрешается победой реалистич. начала в их тв-ае (напр., преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма — Р. Гуттузо и мн. др.).

Реалистич. иск-во может быть «умнее» своего творца: определённое глубиной и силой таланта художника правдивое раскрытие действительности приводит к победе Р. над социальными иллюзиями и политич. консерватизмом автора, как это, в частности, показали Ф. Энгельс на примере О. Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. Иск-во того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политич. и филос. взглядов, отмеченных сложными противоречиями (напр., И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). Однако отсюда отнюдь не следует, что художеств. тв-во независимо от мировоззрения автора. В большинстве случаев Р. связан с передовыми социальными движениями, возникает как художеств. выражение прогрессивных обществ. тенденций. Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении обществ. идей, что отчётливо видно в высших проявлениях критич. реализма 19 в. и в особенности в Р. социалистическом, специфика к-рого требует сознательной партийности.

Социальная почва Р. исторически изменчива, но подъём Р., как правило, совпадает с периодами широких связей иск-ва с нар. массами. Поскольку Р. доступен разносторонний охват жизни народа, важных обществ. вопросов, ему в высокой мере присуще качество народности (см. Народность искусства). Т. к. любая ист. форма Р. всегда обращена к определ. сторонам действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и социальной психологии своей эпохи, она неизбежно оказывается исторически ограниченной и специфически односторонней. Так, иск-во Высокого Возрождения «слепо» к обществ. антагонизмам и, наоборот, отражает свойственные времени, во многом утопич. мечты о социальной и человеческой гармонии. А литература критич. Р. 19 в., объективно проникавшая в жизнь бурж. общества и дававшая яркие образцы художеств. исследования социальных противоречий и антагонизмов, сложной диалектики человеческих характеров, порой не видела реального выхода из жизненных противоречий. Т. о., задача анализа реалистич. иск-ва заключается не в механич. отделении его от некоего абстрактного «антиреализма». Она требует диалектич. раскрытия его внутр. содержания, в к-ром нерасторжимо переплетены и завоевания Р. в познании действительности, и его исторически обусловленная художеств. ограниченность.

В изобразительном искусстве, специфика художеств. средств к-рого даёт возможность создать картину реально зримых форм предметного мира, Р. в широком смысле является издавна присущим этому виду иск-ва объективным художеств. свойством. Однако Р. в различные ист. эпохи приобретает конкретно-ист. специфич. черты, обусловленные уровнем развития обществ. и художеств. сознания, а порой и облекается в разл. стилистич. формы (см. Первобытное искусство, Античное искусство, Возрождение и др.). В более узком смысле термин «Р.» (впервые появившийся в эстетич. мысли Франции в сер. 19 в.) в области изобразит. иск-ва применяется к художеств. явлениям, возникшим гл. обр. в 17—18 вв. и достигшим полного раскрытия в критич. реализме 19 в. В этом смысле отличит. особенностью Р. является обращение иск-ва к непосредств. изображению повседневной жизни людей, лишённому к.-л. религ. или миф. сюжетной мотивировки. Его развитие во многом связано с повышением уровня обществ. сознания, утверждением материализма в философии, развитием пром-сти, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. Впервые сложившаяся в иск-ве бурж. Голландии 17 в. эта форма Р. получила развитие в эпоху Просвещения в тв-ве художников, связанных с «третьим сословием» (Ж. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др.). Вместе с тем Р. в иск-ве 18—19 вв. часто проявляется в реалистич. тенденциях, присущих др. художеств. направлениям. Интерес к совр. обществ. событиям, к человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в иск-ве классицизма (Ж. Л. Давид во Франции). Особое место в становлении реалистич. метода занимает тв-во Ф. Гойи, прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий. Гойя стал одним из основоположников открыто обличит. иск-ва 19 в. В кон. 18—1-й трети 19 вв., в период сложения романтизма, развитие изобразит. иск-ва отмечено повсеместно укреплением реалистич. тенденций в портрете, бытовом жанре, пейзаже. Во Франции Т. Жерико, Э. Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматических конфликтов. Острым социально-критич. и реалистич. началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный антибурж. протест романтиков аналитич. исследованием социальных антагонизмов. Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и живописцы барбизонской школы во Франции и др., непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях, своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистич. пейзажа во мн. европ. странах. В России в 1-й пол. 19 в. тенденции Р. присущи портретам К. П. Брюллова, О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, картинам на темы крест. быта А. Г. Венецианова, пейзажам С. Ф. Щедрина. Сознат. следование принципам Р., завершившееся преодолением академич. системы (см. Академизм), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально-филос. обобщениям. Жанр. сцены П. А. Федотова повествуют о жизни «маленького человека» в условиях крепостнич. России. Свойственный им порой обличит. пафос определяет место Федотова как родоначальника рус. демокр. Р. С 1840-х гг. процесс сложения демокр. по направленности Р. шёл повсеместно. В Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера, поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей. Его зарождение, во многом связанное с революц. и нац.-освободит. движением, наблюдается в тв-ве мн. предст. романтизма (П. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии и др.). Ко 2-й пол. 19 в. демокр. Р. достигает зрелости, развившись во всём многообразии нац. и стилистич. вариантов. Всем им, однако, присущи общие черты: конкретная достоверность в воспроизведении действительности, утверждение эстетической ценности нар. жизни, открытая демокр. социальная направленность художеств. идеала. Крупнейшим предст. демокр. Р. в сер. 19 в. был Г. Курбе, демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 «Павильон реализма». В разной степени и в разнообразных художеств. манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, Э. Мане и О. Родена во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Важнейшие завоевания в реалистич. передаче живой природы, утверждение художеств. ценности динамичной повседневной жизни совр. города свойственны тв-ву франц. импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). Утверждение Р. в рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. неразрывно связано с подъёмом демокр. обществ. мысли. Пристальное изучение натуры, глубокий интерес к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением бурж.-крепостнич. строя. Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети 19 в. объединилась в группу передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.), окончательно утвердивших позиции Р. в бытовом и ист. жанрах, портрете и пейзаже. В кон. 19— нач. 20 вв. традиции критич. Р. развивались в тв-ве выдающихся мастеров, сохранявших связи с демокр. движением (Т. Стейнлен во Франции, М. Либерман, К. Кольвиц в Германии, Й. Исраэлс в Нидерландах, Ф. Брэнгвин в Великобритании, и др.). В нач. 20 в. традиции Р. были особенно устойчивыми в России (тв-во В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др.). В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистич. Р. (см. статьи об искусстве сов. республик и о мастерах сов. иск-ва).

Реалистич. тенденции в иск-ве 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художеств. выразительности, о чём свидетельствует иск-во таких разл. мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др.). Реалистич. искусство, обретающее на протяжении 20 в. яркие нац. черты и многообразие форм, как правило, развивается в процессе борьбы с модернистскими тенденциями.

Лит.: Иезуитов А. Н., Вопросы реализма в эстетике К. Маркса и Ф. Энгельса, Л.—М., 1963; Лаврецкий А., Белинский, Чернышевский, Добролюбов в борьбе за реализм, 2 изд., М., 1968; Реализм и художественные искания XX века. Сб. ст., М., 1969; Сучков Б., Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд., М., 1973; Т. Мотылева, Достояние современного реализма, М., 1973; Ванслов В. В., О реализме социалистической эпохи, М., 1982.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 406


РЕАЛИЗМ (лат. realis — действительный, вещественный) — художественный метод, наиболее полно воплощающий объективно-познавательную и эстетико-преобразующую природу искусства. Для Р. характерно правдивое отображение человеческой личности в её многообразных отношениях к действительности, раскрытие посредством индивидуального изображения (выражения) закономерного, типического в жизни. Р. предполагает "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах" (Маркс К., Энгельс Ф., т. 37, с. 35). Элементы и тенденции Р. проявились уже на ранних этапах истории искусства. Но как особый художественный метод Р. складывается в эпоху Возрождения (М. Сервантес, У. Шекспир, Ф. Рабле и др.), продолжает свое дальнейшее развитие в эпоху Просвещения (Д. Свифт, Лессинг, Вальтер, П. Бомарше и др.), а наиболее законченное выражение приобретает в середине 19 в. в искусстве критического Р. Осн. пафос произв. критического реализма (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Шевченко, И. Е. Репин и др.), направленные на разоблачение пороков феодального и буржуазного об-ва, сыграл большую роль в развитии идей социального и духовного раскрепощения человека, в утверждении демократических общественных идеалов в сознании людей. Линия критического Р. продолжается и в совр. эпоху в творчестве мн. прогрессивных представителей искусства капиталистических стран, противостоящего буржуазному формалистическому и натуралистическому искусству. Художественные достижения Р. плодотворно используются социалистическим реализмом.

РЕАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВЫЙ — направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (Универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Р. с. фактически продолжает линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Гильом из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против Р. с. вели борьбу представители номинализма. Эта борьба была выражением борьбы двух тенденций в философии — материалистической (номинализм) и идеалистической (реализм).

 

 

Ссылки


  • РЕАЛИЗМ, философское направление — Большая российская энциклопедия
  • РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве — Большая российская энциклопедия

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024