Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — C. 304—305
Эволюция и революция. — «...Движение имеет двоякую форму: эволюционную и революционную» (Сталин). Эволюционно происходят незначительные, скрытые, непрерывные, количественные изменения. Качественные же изменения совершаются внезапно, скачкообразно, революционно. «...Действительная история включает в себя эти различные тенденции, подобно тому, как жизнь и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности» (Ленин). Развитие, следовательно, представляет собой и эволюцию и революцию. Эволюция подготовляет и дает почву революции, а революция увенчивает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе. Оппортунизм заменяет революционную борьбу борьбой за реформы. «Для революционера же, наоборот, главное — революционная работа, а не реформа,— для него реформа есть побочный продукт революции» (Сталин).
Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: изд. БСЭ, 1953—1955. — Т. 3, с. 662
ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ, формы движения, развития явлений в природе и обществе. Эволюционно происходят незначительные, скрытые, количественные изменения. Качественные изменения, подготовленные накоплением количественных изменений, совершаются революционно. Э. и р. связаны друг с другом; всякое действительное развитие есть единство эволюции и революции. «Эволюция подготовляет революцию и создаёт для неё почву, а революция завершает эволюцию и содействует её дальнейшей работе» (И. В. С т а л и н). Понимание диалектич. взаимосвязи Э. и р. необходимо для правильного научного анализа явлений природы и обществ. жизни, для практич. деятельности коммунистических партий. Если эволюция закономерно завершается революцией, значит революц. перевороты, совершаемые угнетёнными классами, представляют естественное и неизбежное явление. Но качественные изменения в жизни общества принимают характер политич. революций только в обществе, состоящем из враждебных, антагонистич. классов. В обществе, не имеющем враждебных классов, переход от старого качества к новому происходит постепенно, без взрыва. Таков переход от социализма к коммунизму.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 676—677
ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ. — Эволюция — медленное, постепенное нарастание количественных изменений; революция — быстрое коренное, качественное изменение. Метафизическое представление о развитии сводится к признанию лишь количественного изменения, постепенного, эволюционного роста. Такое понимание развития отрицает скачки, революционные перевороты и неспособно объяснить возникновение качественно нового. Диалектический материализм борется против такого понимания развития и учит, что движение имеет двоякого форму: эволюционную и революционную, Эволюционно происходят незначительные, скрытые, непрерывные, количественные изменения, которые подготовляют коренные, качественные, революционные изменения. Качественные же изменения совершаются скачкообразно. Поэтому развитие нужно понимать не только как количественное изменение, но и как развитие скачкообразное, революционное, как перерывы постепенности, превращение количества в качество. Таким образом, эволюцию и революцию нельзя отрывать друг от друга; они неразрывно связаны между собой, и действительное развитие есть единство эволюции и революции.
«Движение эволюционно, когда прогрессивные элементы стихийно продолжают свою повседневную работу и вносят в старые порядки мелкие, количественные изменения.
Движение революционно, когда те же элементы объединяются, проникаются единой идеей и устремляются против вражеского лагеря, чтобы в корне уничтожить старые порядки и внести в жизнь качественные изменения, установить новые порядки.
Эволюция подготовляет революцию и создаёт для неё почву, а революция завершает эволюцию и содействует её дальнейшей работе» (Сталин, т. 1, с. 301).
Марксизм-ленинизм ведёт борьбу с оппортунизмом, который отрицает революцию как орудие коренного изменения социальных порядков и заменяет революционную борьбу борьбой за реформы. Для революционера реформа есть лишь побочный продукт революции. Главное для негo революционная борьба. Марксизм-ленинизм ведёт также борьбу и с теорией, отрывающей революцию от эволюции, признающей одну революционную форму движения и отрицающей необходимость эволюции, постепенной подготовки и организации масс для революционного действия. Отвлекая массы от задач подготовки революционного скачка, эта мелкобуржуазная теория приносит большой вред рабочему движению; она столь же реакционна, как и теория эволюционизма. Отрицание необходимости эволюционного развития характерно для анархо-синдикалистов, «Анархо-синдикалист отвергает «мелкую работу», особенно использование парламентской трибуны. На деле эта последняя тактика сводится к поджиданию «великих дней» при неумении собирать cилы, создающие великие события» (Ленин, т. 16, с. 319). Главари современных правых социалистов используют буржуазно-эволюционистские теории для теоретического оправдания предательства интересов рабочего класса и всех трудящихся. Так, австрийский реформист Реннер в книге «Новый мир и социализм» проповедовал, что движение от капитализма к социализму должно осуществляться при постепенном продвижении «от успеха к успеху», путём реформистского обновления буржуазного строя, а не в итоге социалистической революции. Марксизм-ленинизм разоблачает этих прислужников капитала и учит, что только путем революции, революционного скачка можно уничтожить капитализм и построить социализм.
Однако диалектика требует исторического подхода к понятию революции, которая завершает всякое эволюционное развитие. Только тогда, когда общество разделено на враждебные классы, скачок имеет характер политической революции, взрыва, т. е. происходит свержение существующей власти и созданию новой власти. В условиях, когда общество не имеет враждебных классов, переход от старого качества к новому утрачивает форму политических революций, взрывов. (См. также Переход количественных изменений в качественные; Скачок.)
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1544
ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio — развёртывание), в широком смысле представление об изменениях в об-ве и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определ. состояние к.-л. системы рассматривается как результат более или менее длит. изменений её предшествовавшего состояния; в более узком смысле — представление о медл., постеп. количеств. изменениях в отличие от революции. Диалектич. материализм рассматривает Э. и революцию как взаимообусловл. стороны развития, выступая против абсолютизации к.-л. одной из них.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 553
ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ (лат. evolutio — развертывание и revolutio — поворот, изменение) — понятия, применяемые для характеристики различных сторон развития. Под Э. в широком смысле понимается изменение бытия и сознания (в этом смысле понятие Э. близко по содержанию к понятию развития), включающее в себя как количественные, так и качественные преобразования. Соотношение последних в развитии и выражается через соотнесение понятий Э. (в узком смысле) и Р. Соответственно термином Э. обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а Р. — коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Отношение Э. и р. выражает закон перехода количественных изменений в качественные. Сложность этого отношения становится очевидной при анализе возникновения ч.-л. нового. В самом деле: новое не может возникнуть из ничего как продукт сверхъестественного творения (креационизм), оно всегда результат предшествующих состояний. Вместе с тем предшествующие состояния сами по себе не могут породить нового, ибо новое есть нечто принципиально иное, чем те состояния, из к-рых оно возникло. В рамках метафизики это противоречие неразрешимо, поскольку метафизическое мышление отрывает одну сторону противоречия от др. и абсолютизирует ее. В итоге, с одной стороны, развитие понимается как плоская Э. (Спенсер), а с др. — как сумма по существу беспричинных, не обусловленных предшествующим развитием скачков (Кювье, эмерджентная Э.). Такая односторонность особенно вредна при анализе общественного развития, ибо приводит либо к отказу от революционных преобразований общества (реформизм), либо к левацким идеям о беспредпосылочности „Р.", о прямом „революционном" насилии как способе решения всех проблем, об „экспорте Р." (Анархизм, маоизм) . Марксистско-ленинская философия понимает развитие как разрешение противоречия, имманентно присущего развивающемуся явлению. Поэтому в нем самом возникает его собственное отрицание, когда создаются все необходимые для этого условия (в ходе Э.). Однако возникновение нового возможно только как перерыв постепенности, скачок, Р. Поэтому Э. и р. — необходимые моменты всякого развития: Э. подготавливает Р., а последняя завершает первую. Это относится и к социальным Р.