ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 210—212


Переход количества в качество. — Марсистская диалектика рассматривает развитие как переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, открытым — к качественным изменениям. Качественные изменения наступают внезапно, скачкообразно, как, например, при превращении воды в пар. Всякий революционный переворот даёт яркий пример скачка из одного состояния общества в другое. Поворот Советской власти в 1929 г. от политики ограничения и вытеснения к политике ликвидации кулачества как класса означал «глубочайший революционный переворот, скачок из старого качественного состояния общества в новое качественное состояние, равнозначный по своим последствиям революционному перевороту в Октябре 1917 года» (Краткий курс истории ВКП(б). Метафизика рассматривает развитие как простой процесс количественного роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, где старое не уступает место новому. Диалектика же рассматривает развитие не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение по восходящей линии. Из диалектического закона перехода количества в качество вытекают важнейшие выводы для практической деятельности партии пролетариев. Если развитие имеет характер качественного скачкообразного изменения явлений, то и переход от капитализма к социализму и освобождение рабочего класса от капиталистического гнета может быть осуществлено не путем медленных изменений (реформ), а только путем качественного изменения капиталистического строя (революцией). «...Чтобы не ошибиться в политике, надо быть революционером, а не реформистом» (Краткий курс истории ВКП(б). Новое качество создает новое количество. Не только количество переходит в качество, но и качество переходит в количество. Так, например, колхоз, являющийся новым качеством по сравнению с единоличным хозяйством, создаст гораздо более высокую производительность труда. «...Крестьянин имеет теперь возможность благодаря объединению в колхозы производить гораздо больше, чем раньше, при той же затрате труда» (Сталин).

 

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 634


ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ один из важнейших законов развития природы, общества и мышления одна из основных черт марксистского диалектич. метода. В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс развития не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, а как такое развитие, где незначительные скрытые количественные изменения переходят в изменения открытые, коренные, качественные. Качественные изменения наступают не случайно а закономерно, в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Переход от старого качества к новому может происходить путём революционного взрыва и путём постепенного перехода, постепенного отмирания элементов старого качества и накопления элементов нового качества.

Из закона П. к. и. в к. вытекают важные выводы для практич. деятельности коммунистических партий. Только революция, революционный скачок может ликвидировать эксплуататорский капиталистич. строй и создать условия для строительства коммунистического общества.

С ликвидацией эксплуататорского строя качественные изменения в развитии общества утрачивают характер политич. революций.

 

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 450—454


ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ — один из важнейших и наиболее общих объективных законов развития природы, человеческого общества и мышления. Марксистская диалектика рассматривает развитие как переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым — к качественным изменениям. Глубокую характеристику этого закона диалектики дал И. В. Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме»:  «В противоположность метафизике диалектика рассматривает процесс развития, не как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям,— а как такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений» («Вопросы ленинизма», 576).

Своим пониманием развития как качественного изменения предметов и явлений в результате количественных изменений марксистский диалектический метод коренным образом отличается от всякого рода буржуазных философских концепций развития. Метафизические теории исходят из того, что развитие есть простое уменьшение или увеличение существующего, т. е. чисто количественный процесс, без коренного качественного изменения, без революционных скачков. Всякий скачок они считают «незаконным» нарушением процесса развития. Буржуазных философов поддерживают реформисты и прочие предатели рабочего класса, стремящиеся подчинить пролетариат интересам капиталистов. Они ненавидят марксистскую диалектику, ибо она обосновывает закономерность революций угнетенных классов. Чисто эволюционистское понимание развития как процесса одних количественных изменений, без изменений качественных, отнимает у науки о природе и обществе почву для правильного объяснения явлений. Оно питает всякого рода религиозно-идеалистические взгляды на мир. С этих позиций невозможно объяснить, как природа в процессе своего развития породила всё богатство мира, как из неорганических материй возникла органическая материя, жизнь, как из простейших видов растений и животных возникали всё более и более сложные виды, невозможно объяснить сознание как свойство высокоорганизованной материи и т. д. Естествознание опровергло метафизические взгляды на развитие природы, накопив огромный материал, свидетельствующий о том, что в процессе развития происходят коренные качественные изменения, завершающие медленные количественные изменения. Закон перехода количественных изменений в качественные сформулирован основоположниками марксизма на основе обобщения неоспоримых данных науки и всего опыта исторического развития общества. Химия, физика, биология и другие науки о природе дали многочисленные факты, свидетельствующие о всеобщем характере этого закона, как и остальных законов диалектики. «В физике,— писал Энгельс,— ...каждое изменение есть переход количества в качество — следствие количественного изменения присущего телу или сообщенного ему количества движения какой-нибудь формы» («Диалектика природы», 40). Энгельс в подтверждение приводит многочисленные примеры: так, необходим определённый минимум силы тока, чтобы платиновая проволока стала давать свет; каждый металл имеет свою температуру плавления; у каждой жидкости имеется своя определённая точка замерзания и кипения и т. д. Открытие закона сохранения и превращения энергии нанесло сокрушительный удар по метафизическим взглядам на развитие, как на чисто количественный процесс. Оно показало, что процесс движения, развития материи есть процесс превращения одних форм движения и качественно другие: механическое движение способно превращаться и превращается в физическую форму движения, физическая форма движения — в химическую и т. д. Блестящим подтверждением учения диалектики о переходе количественных изменений в качественные явилось открытие Менделеевым (см.) периодической системы элементов. Ф. Энгельс И. В. Сталин указывали на это открытие, как на ярчайшее подтверждение диалектического характера развития природы, развития, как перехода количественных изменений в качественные.

Современное естествознание всё более и более подтверждает и обогащает учение материалистической диалектики о развитии как процесса перехода от старого качества к новому в результате накопления количественных изменений. В этом отношении чрезвычайна важна та борьба, которая развернулась между метафизической вейсманистско-морганистской теорией в биологи и мичуринской биологией, борьба, завершившаяся полной победой мичуринской биологии. Для морганистов развитие растений и животных есть чисто количественная перегруппировка и перекомбинация раз навсегда данных и неизменных генов. Этим антинаучным взглядам мичуринская биология, руководствующаяся марксистским диалектическим методом, нанесла сокрушительный удар. Мичуринская биология исходит из того, что развитие живой природы есть процесс качественного изменения, наступающего в результате количественных изменений. Она доказала, что нет никакого качественно неизменного наследственного вещества, что в процессе приспособления организмов к условиям существования изменяется тип обмена веществ между организмами и внешней средой и на этой основе качественно изменяется и наследственность.

Вся история общества также подтверждает закон перехода количественных изменений в качественные. История развития общества есть процесс не только количественного изменения существующего, а процесс, в котором количественные изменения на определённой ступени прерываются скачком, переходом из старого качественного состояния в новое. Например, рост производительных сил, производительности труда в недрах первобытного общественного строя привёл закономерно к возникновению классового общества. Само классовое общество в своём развитии порождало такие качественно различные формы, как рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.

Марксистская диалектика учит, что качественные изменения совершаются скачкообразно. Переход от старого качества к новому есть скачок в развитии. Этот скачок происходит внезапно, быстро по сравнению с предшествующей стадией качественного изменения. Например, нагревание воды совершается медленно, но при достижении определённой температуры вода быстро, скачкообразно превращается в пар. В общественной жизни периоды революции значительно кратковременней, чем периоды эволюционного развития. Социальная революция одним ударом уничтожает старое и создаёт условия для развития новых форм общественной жизни. Из всего сказанного следует, что движение, развитие имеет двойную форму: количественную и качественную. Количественные изменения подготавливают качественные изменения. Обе эти формы существуют в диалектическом единстве. Только учёт этого двоякого рода движения есть условие научного познания явлений природы, общества и мышления.

В силу того, что развитие совершается путём перехода количественных изменений в качественные, развитие не есть движение по кругу, не есть простое повторение пройденного, а движение поступательное, движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему. Таково развитие общества от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого строя — к феодальному, от феодального — к капитализму. Ныне человечество переживает эпоху, когда на смену капиталистическому строю, изжившему себя и тормозящему дальнейшее развитие общества, приходит социализм — несравненно более высокая форма общественной жизни, чем все старые общественно-экономические формации. Социализм одержал уже полную победу в СССР, по пути социализма развиваются страны народной демократии.

Из закона перехода количественных изменений в качественные вытекают чрезвычайно важные выводы для практической деятельности Коммунистической партии. Главным выводом является то, что переход к социализму невозможен путём реформ, вносящих мелкие количественные изменения в капитализме. Только революция, революционный скачок, способен уничтожить капитализм и создать условия для строительства нового мира. Однако революция не может произойти без предшествующей ей стадии эволюционного развития, т. е. без постепенного создания объективных материальных предпосылок для перехода к высшему строю, без количественного роста сознательности, организованности рабочего класса, без его подготовки к свержению старого строя. Развитие есть единство эволюционной и революционной форм движения. Эволюция подготовляет революцию, революция увенчивает, завершает эволюцию, создавая условия для дальнейшего эволюционного развития.

Переход от старого качества к новому может иметь и имеет многообразие форм, и только учёт конкретного характера явлений и исторических условий, в которых происходит развитие этих явлений, позволяет понять, в каких формах совершаются скачки, повороты от одного качества к другому. В работе «Марксизм и вопросы языкознания» (см.) И. В. Сталин опроверг вульгаризаторские представления Марра и его учеников, согласно которым переход от старого качества к новому качеству в развитии языка осуществляется путём быстрых, внезапных скачков. Переход от одного качества языка к другому качеству происходит не путём взрыва, а путём постепенного и длительного накопления элементов нового качества, путём постепенного отмирания элементов старого качества. В природе — как неорганической, так и органической — качественные изменения совершаются не всегда путём разового уничтожения старого и возникновения нового, но и путём постепенного накопления элементов нового качества и отмирания элементов старого качества (например, медленное испарение воды в естественных условиях, постепенное совершенствование пород животных и т. п.). И в общественной жизни не только язык развивается таким образом, но и другие явления. Закон перехода от старого качества к новому путём взрыва обязателен для общества, разделённого на враждебные классы. Но он не обязателен для общества, в котором ликвидированы враждебные друг другу классы. Переход от капитализма к социализму может произойти только путём взрыва, т. е. уничтожения существующей политической власти и замены её другой властью, властью пролетариата, ибо господствующий буржуазный класс не уйдёт добровольно со сцены. Ярким примером такого революционного взрыва является Великая Октябрьская социалистическая революция. В условиях советского общества, где уже нет антагонистических классов и где развитие базируется на сотрудничестве рабочих, крестьян и интеллигенции, все крупнейшие изменения, переход от старого качества к новому подготавливаются и осуществляются государством, Коммунистической партией сверху при поддержке народных масс снизу. Поэтому качественные изменения в форме политических революций не имеют здесь почвы. Так совершился в СССР переход от буржуазного, индивидуально-крестьянского строя в деревне к социалистическому. Это переход был осуществлён государством сверху при поддержке основными крестьянскими массами снизу, осуществлён не путём взрыва, а планомерно, постепенно. Так же планомерно и постепенно, без взрыва, будет осуществлён в советском обществе переход от низшей стадии коммунизма к высшей, ибо в социалистических условиях развитие экономики происходит не в порядке переворотов, а в порядке постепенных изменений.

Положение о переходе старого качества к новому в порядке постепенного развития ничего общего не имеет с эволюционистским пониманием развитием, т. е. пониманием развития как только количественного процесса. Как бы постепенно ни совершался переход от старого качества к новому, этот переход в конечном счёте означает скачок, поворот от старого к новому. Так например, переход от социализма к коммунизму будет коренным переходом от одной экономики, от экономики социализма, к другой, высшей экономике — экономике коммунизма.

Марксистский диалектический метод учит, что не только количественные изменения превращаются в качественные, но что последние вызывают новые количественные изменения. Например, социалистический строй как качественно новый и высший по сравнению с капитализмом строй порождает невиданные ранее темпы развития производства, культуры. Никогда ещё ни один старый строй не знал таких темпов роста промышленности, сельского хозяйства, культурности народа, как строй социализма. Ускорение развития — таков закон советского социалистического общества, вытекающий из качественно новой социальной природы общественного и государственного строя СССР. (См. также Качество и количество; Скачок; Эволюция и революция.)

 

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 998


ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из осн. законов диалектики, согласно к-рому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Закон носит объективный и всеобщий характер; он вскрывает наиболее общий механизм развития. Достигнув определ. пороговой величины (т. н. границы меры), количеств. изменения объекта приводят к перестройки его структуры, в результате чего образуется качеств. новая система со своими закономерностями развития и структурой. Количеств. и качеств. изменения обусловливают друг друга; закон устанавливает и обратную зависимость: качеств. изменения ведут к количеств. изменениям. Процесс перехода одновременно прерывен и непрерывен: прерывность выступает в форме качеств. скачка, непрерывность — в форме количеств. изменения.

 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 360—361


ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ — один из осн. законов диалектики, объясняющий, как каким образом происходит движение в развитие. Этот всеобщий закон развития констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (Качество и количество, Мера, Скачок). Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об-ва и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового. Развитие науки в любой области знания — физике, химии, биологии и др., а также всемирно-исторический опыт социальных преобразований последних десятилетий подтверждают и обогащают диалектическую теорию развития как процесса качественных изменений, происходящих в результате изменений количественных. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс — изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Так переход от капитализма к социализму повлек за собой и значительное изменение количественных показателей: ускорение темпов экономического и культурного развития, рост национального дохода и т. д. Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к др. (более общим) — количественными. Так переход от домонополистической стадии капитализма к монополистической является не абсолютным изменением качества: качество капитализма здесь изменилось только в том смысле, что появились нек-рые новые существенные черты и свойства, а существо его не изменилось. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При это прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность — в форме количественного изменения (Эволюция и революция). Марксизм доказывает антинаучность взглядов буржуазных идеологов и правых ревизионистов, сводящих развитие об-ва лишь к медленной эволюции, к мелким реформам, отрицающих скачки, революционные перевороты, а также анархистов и "левых" ревизионистов, пренебрежительно относящихся к длительной кропотливой работе по собиранию сил, по организации и подготовке масс для решающих революционных действий. Гегель, впервые сформулировавший этот закон, мистифицировал его, как и др. законы динамики. Категории количества, качества и их взаимопереходы выступают у него сначала в абстрактной форме в лоне абсолютной идеи и лишь затем в природе. Марксистская философия рассматривает этот закон не как предпосылку для конструирования мира, а как результат изучения мира, как отображение того, что происходит в реальной действительности. Будучи важнейшим законом объективного мира, этот закон является также и важнейшим принципом познания мира и сознательного практического преобразования его. С изменением условий общественного развития изменяются и формы проявления законов диалектики. Так, при социализме переход количественных изменений в качественные (скачки) утрачивает форму политических революций, социальный прогресс здесь осуществляется путем планомерного и всестороннего совершенствования об-ва, на основе ускорения социально-экономического развития. Это — осн. закономерность перерастания социализма в коммунизм.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024