ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЭЛИТА, в селекции растений — растения, отбираемые для выведений нового сорта данной культуры; в семеноводстве — лучшие семена данного сорта, получаемые непосредственно от селекц. станции, гарантирующей абсолютную чистосортность выпускаемого ею семенного материала. В животноводстве Э. называют особо ценных племенных животных с высокой продуктивностью.

В переносном смысле термин «Э.» употребляется: 1) в совр. бурж. социологии для обозначения «избранного» слоя общества, для подмены классовых понятий и оправдания классового неравенства; бурж. социологи вкладывают в него расистское содержание; 2) в ряде стран для обозначения отборных воинских формирований.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЭЛИТА (от франц. elite — лучшее, отборное), 1) см. в ст. Элиты теории. 2) Лучшие отборные семена, растения или животные, полученные в результате селекции для дальнейшего размножения или разведения.

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ, концепции, утверждающие необходимость деления об-ва на высшие привилегир. слои — элиту и остальную массу людей. Различаются как по признакам выделения элиты: полит. (Парето, Михельс), технологич. (Бёрнхем), соц.-психол. (Ортега-и-Гасет, Шумпетер), так и по направленности — от открыто антидемокр. до бурж.-либеральных. В совр. бурж. социологии получили распространение концепции множества элит (полит., экон., адм., воен., религ., науч., культурной), уравновешивающих друг друга и якобы предотвращающих установление тоталитаризма (Манхейм, Голбрейт). Э. т. скрывает подлинную природу классов и социальных антагонизмов в эксплуататорском об-ве, направлена против марксистского учения о классах и классовой борьбе.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987


ЭЛИТЫ ТЕОРИИ (фр. elite — лучшее, избранное) — теории об исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев об-ва (элит) и пассивности остальных людей (масс) . Различаются по способу обоснования. В биологических теориях (Р. Уильямс, Э. Богардус) акцент делается на биологическо-генетических признаках, лежащих якобы в основе разделения людей на выдающихся и рядовых, активных и пассивных, полноценных и неполноценных; в психологических теориях (Г. Джильберт, Б. Скиннер) — на психологических качествах, обусловливающих исключительность одних и заурядность других; в психоаналитических (Фрейдизм, Э. Эриксон) — на способности сублимировать сексуальную энергию и стремлении к власти или покорности; в социально-психологических (Фромм, Г. Лассуэлл) — на признании различных типов характера, детерминированных как психологическими особенностями каждого человека, так и социальными факторами его жизни; в технократических (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт) — на организаторских функциях людей, управляющих производством и занимающих особое положение в „техноструктуре" благодаря своим техническим навыкам; в наукократических (Белл и др.) — на рассмотрении фактора научного знания и роли ученых в совр. мире как ведущей силы, предопределяющей научнотехнический и социальный прогресс „постиндустриального об-ва". Несмотря на множество оттенков в толковании тех или иных вопросов, общим для всех Э. т. являются постулаты: о естественном неравенстве людей, предопределяющем извечное деление об-ва на элиту и массы; о необходимости элиты как движущей силы научно-технично кого и социального прогресса; о неизбежном господстве одних и подчинении др.; о полноправии и законности правящего меньшинства, обладающего властью над большинством; о пассивности и аморфности масс, не только не оказывающих никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащих в себе якобы разрушительные силы, способные обратиться против достижений цивилизации. В противоположность Э. т. марксистско-ленинское учение вскрывает истинные причины существования в об-ве социального неравенства, разделения людей на эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетенных. Этими причинами являются частная собственность на средства производства и порождаемые ею антагонистические общественные отношения. В условиях же социализма происходит постоянное возрастание роли народных масс и личностей, объединение всех членов об-ва во имя дальнейшего развертывания научно-технического и социального прогресса, развития внутреннего богатства каждого индивида.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 350—351. Электронная версия


ЭЛИ́ТА (франц. élite – избранный, лучший, от лат. eligo – выбирать), в социальных науках немногочисленная груп­па лиц, занимающих высшие статусные позиции (не обязательно формально закреплённые) в системе социальной иерархии и оказывающих значит. влияние на жизнь общества в разл. сферах и/или обладающих теми или иными исключительными качествами и способностями, получающими высокую обществ. оценку и признание. Как спец. обществоведч. термин слово «Э.» получает хождение лишь в 20 в., во многом благодаря работам В. Парето, хотя сама тема роли в истории избранного меньшинства, выдающихся личностей рассматривалась в разл. эпохи в концепциях таких авторов, как, напр., Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Помимо Парето основы социологич. изучения Э. были заложены в трудах Г. Моски и Р. Михельса; в середине и 2-й пол. 20 в. исследование Э., в т. ч. эмпирическое, получило развитие в США (Ч. Р. Миллс и др.).

Термин «Э.» крайне многозначен. Согласно «меритократическому» (меритократия – власть лучших, достойных) подходу, к Э. относятся те, кто обладает определённым набором способностей и достоинств (напр., применительно к политич. элите это – лидерские качества, энергичный и волевой характер, инициативность, организаторский талант, стратегич. мышление, умение принимать взвешенные решения, чувство ответственности и т. п.). Согласно «властному» (или позиционному) подходу, к Э. следует причислять в первую очередь тех, кто де-юре или де-факто обладает властью, а также собственностью, ресурсами, привилегиями, правом и/или реальной возможностью влиять на происходящие в обществе процессы.

Исследователи Э. констатируют существование элитарных групп во всех сложноорганизованных обществах – в кастовых, сословных и классовых системах социальной стратификации. Э. как «избранное меньшинство», «верхи» и т. п. противопоставляется при этом «большинству», народу, «низам», массам. Выделяются Э. в разных сферах деятельности: политическая Э. («правящий класс»), экономическая (напр., бизнес-элита, крупные предприниматели, топ-менеджеры), интеллектуальная Э. (научная, культурная, «творческая»), спортивная и т. д. Элитарные позиции обычно наделяются в коллективном сознании высоким уровнем престижа и социальной привлекательности.

Основанием для включения в Э. может быть как место индивида на офиц. иерархич. лестнице (занимаемая должность, наследуемый титул, звания, награды, почётные «регалии» и т. д.), так и «неформальный» статус, определяемый наличием тех или иных личностных, деловых, проф. качеств, высокая квалификация и компетентность, образование, репутация, авторитет, харизма и т. д.

Элитарные группы могут существенно различаться по степени «открытости» или «закрытости», могут пополняться либо только изнутри (из собственных рядов) или отчасти также извне (из состава «непривилегированных» слоёв). Вхождение в Э. может осуществляться через наследование, назначение, избрание, может предполагать учёт личных заслуг и достижений индивидов или ориентироваться на их «приписанные» (аскриптивные) статусные характеристики. Нередко отмечается тенденция полностью закрытых Э. к постепенной деградации, а частичное обновление состава Э. рассматривается как важное условие для поддержания её жизнеспособности («циркуляция элит» как предпосылка нормального функционирования систем социальной стратификации). Длительное отсутствие или торможение подобной циркуляции приводит к усилению социальной напряжённости и впоследствии к социальному взрыву, т. е., по сути, к возобновлению той же циркуляции, но по насильств. сценарию (см. Революция). Э. не всегда является достаточно гомогенной: различные образующие её слои могут противостоять друг другу, иметь несовпадающие интересы и ценности. В недрах же «большинства» формируются оппозиционные силы – группы «контрэлиты», склонные к деятельности, направленной на изменение основ обществ. порядка с его специфич. профилем социальной дифференциации – власти, собственности, распределения материальных и символич. ресурсов и благ. Конфликтный характер процессов смены элит в обществе описывается формулой Парето: «история есть кладбище аристократий». Борьба между отд. элитарными группами за власть и влияние может осуществляться на легальной основе в виде организованной конкуренции или «игры по строго определённым правилам» (институты многопартийности, выборов, парламентарной демократии, политич. плюрализм и т. д.).

Возникновению дистанции между Э. и массами могут способствовать разл. причины: более или менее жёсткие барьеры межгрупповых интеракций, сегрегация, внутригрупповые ритуалы и этикет, образ и стиль жизни, стратегии потребления, досуга и т. д. Специфика взаимоотношений между «элитарной» и народной культурой в традиц. обществах и элитарной и массовой культурой в обществах модерна (массовое общество) становилась предметом многочисл. дискуссий в философии, социологии и искусствоведении 19–20 вв. (Х. Ортега-и-Гассет и др.).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эли́та (англ.  фр. élite от лат. eligo «избранный; лучший») в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, союзом государств.

Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти и экономике. Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, чтобы адаптироваться к неожиданным изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»)... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024