Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ЭЛИТА, в селекции растений — растения, отбираемые для выведений нового сорта данной культуры; в семеноводстве — лучшие семена данного сорта, получаемые непосредственно от селекц. станции, гарантирующей абсолютную чистосортность выпускаемого ею семенного материала. В животноводстве Э. называют особо ценных племенных животных с высокой продуктивностью.
В переносном смысле термин «Э.» употребляется: 1) в совр. бурж. социологии для обозначения «избранного» слоя общества, для подмены классовых понятий и оправдания классового неравенства; бурж. социологи вкладывают в него расистское содержание; 2) в ряде стран для обозначения отборных воинских формирований.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ЭЛИТА (от франц. elite — лучшее, отборное), 1) см. в ст. Элиты теории. 2) Лучшие отборные семена, растения или животные, полученные в результате селекции для дальнейшего размножения или разведения.
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ, концепции, утверждающие необходимость деления об-ва на высшие привилегир. слои — элиту и остальную массу людей. Различаются как по признакам выделения элиты: полит. (Парето, Михельс), технологич. (Бёрнхем), соц.-психол. (Ортега-и-Гасет, Шумпетер), так и по направленности — от открыто антидемокр. до бурж.-либеральных. В совр. бурж. социологии получили распространение концепции множества элит (полит., экон., адм., воен., религ., науч., культурной), уравновешивающих друг друга и якобы предотвращающих установление тоталитаризма (Манхейм, Голбрейт). Э. т. скрывает подлинную природу классов и социальных антагонизмов в эксплуататорском об-ве, направлена против марксистского учения о классах и классовой борьбе.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ (фр. elite — лучшее, избранное) — теории об исключительной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привилегированных слоев об-ва (элит) и пассивности остальных людей (масс) . Различаются по способу обоснования. В биологических теориях (Р. Уильямс, Э. Богардус) акцент делается на биологическо-генетических признаках, лежащих якобы в основе разделения людей на выдающихся и рядовых, активных и пассивных, полноценных и неполноценных; в психологических теориях (Г. Джильберт, Б. Скиннер) — на психологических качествах, обусловливающих исключительность одних и заурядность других; в психоаналитических (Фрейдизм, Э. Эриксон) — на способности сублимировать сексуальную энергию и стремлении к власти или покорности; в социально-психологических (Фромм, Г. Лассуэлл) — на признании различных типов характера, детерминированных как психологическими особенностями каждого человека, так и социальными факторами его жизни; в технократических (Дж. Бернхэм, Дж. Гэлбрейт) — на организаторских функциях людей, управляющих производством и занимающих особое положение в „техноструктуре" благодаря своим техническим навыкам; в наукократических (Белл и др.) — на рассмотрении фактора научного знания и роли ученых в совр. мире как ведущей силы, предопределяющей научнотехнический и социальный прогресс „постиндустриального об-ва". Несмотря на множество оттенков в толковании тех или иных вопросов, общим для всех Э. т. являются постулаты: о естественном неравенстве людей, предопределяющем извечное деление об-ва на элиту и массы; о необходимости элиты как движущей силы научно-технично кого и социального прогресса; о неизбежном господстве одних и подчинении др.; о полноправии и законности правящего меньшинства, обладающего властью над большинством; о пассивности и аморфности масс, не только не оказывающих никакого позитивного влияния на исторический процесс, но и содержащих в себе якобы разрушительные силы, способные обратиться против достижений цивилизации. В противоположность Э. т. марксистско-ленинское учение вскрывает истинные причины существования в об-ве социального неравенства, разделения людей на эксплуататоров и эксплуатируемых, угнетателей и угнетенных. Этими причинами являются частная собственность на средства производства и порождаемые ею антагонистические общественные отношения. В условиях же социализма происходит постоянное возрастание роли народных масс и личностей, объединение всех членов об-ва во имя дальнейшего развертывания научно-технического и социального прогресса, развития внутреннего богатства каждого индивида.
Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 350—351. Электронная версия
ЭЛИ́ТА (франц. élite – избранный, лучший, от лат. eligo – выбирать), в социальных науках немногочисленная группа лиц, занимающих высшие статусные позиции (не обязательно формально закреплённые) в системе социальной иерархии и оказывающих значит. влияние на жизнь общества в разл. сферах и/или обладающих теми или иными исключительными качествами и способностями, получающими высокую обществ. оценку и признание. Как спец. обществоведч. термин слово «Э.» получает хождение лишь в 20 в., во многом благодаря работам В. Парето, хотя сама тема роли в истории избранного меньшинства, выдающихся личностей рассматривалась в разл. эпохи в концепциях таких авторов, как, напр., Платон, Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Ф. Ницше. Помимо Парето основы социологич. изучения Э. были заложены в трудах Г. Моски и Р. Михельса; в середине и 2-й пол. 20 в. исследование Э., в т. ч. эмпирическое, получило развитие в США (Ч. Р. Миллс и др.).
Термин «Э.» крайне многозначен. Согласно «меритократическому» (меритократия – власть лучших, достойных) подходу, к Э. относятся те, кто обладает определённым набором способностей и достоинств (напр., применительно к политич. элите это – лидерские качества, энергичный и волевой характер, инициативность, организаторский талант, стратегич. мышление, умение принимать взвешенные решения, чувство ответственности и т. п.). Согласно «властному» (или позиционному) подходу, к Э. следует причислять в первую очередь тех, кто де-юре или де-факто обладает властью, а также собственностью, ресурсами, привилегиями, правом и/или реальной возможностью влиять на происходящие в обществе процессы.
Исследователи Э. констатируют существование элитарных групп во всех сложноорганизованных обществах – в кастовых, сословных и классовых системах социальной стратификации. Э. как «избранное меньшинство», «верхи» и т. п. противопоставляется при этом «большинству», народу, «низам», массам. Выделяются Э. в разных сферах деятельности: политическая Э. («правящий класс»), экономическая (напр., бизнес-элита, крупные предприниматели, топ-менеджеры), интеллектуальная Э. (научная, культурная, «творческая»), спортивная и т. д. Элитарные позиции обычно наделяются в коллективном сознании высоким уровнем престижа и социальной привлекательности.
Основанием для включения в Э. может быть как место индивида на офиц. иерархич. лестнице (занимаемая должность, наследуемый титул, звания, награды, почётные «регалии» и т. д.), так и «неформальный» статус, определяемый наличием тех или иных личностных, деловых, проф. качеств, высокая квалификация и компетентность, образование, репутация, авторитет, харизма и т. д.
Элитарные группы могут существенно различаться по степени «открытости» или «закрытости», могут пополняться либо только изнутри (из собственных рядов) или отчасти также извне (из состава «непривилегированных» слоёв). Вхождение в Э. может осуществляться через наследование, назначение, избрание, может предполагать учёт личных заслуг и достижений индивидов или ориентироваться на их «приписанные» (аскриптивные) статусные характеристики. Нередко отмечается тенденция полностью закрытых Э. к постепенной деградации, а частичное обновление состава Э. рассматривается как важное условие для поддержания её жизнеспособности («циркуляция элит» как предпосылка нормального функционирования систем социальной стратификации). Длительное отсутствие или торможение подобной циркуляции приводит к усилению социальной напряжённости и впоследствии к социальному взрыву, т. е., по сути, к возобновлению той же циркуляции, но по насильств. сценарию (см. Революция). Э. не всегда является достаточно гомогенной: различные образующие её слои могут противостоять друг другу, иметь несовпадающие интересы и ценности. В недрах же «большинства» формируются оппозиционные силы – группы «контрэлиты», склонные к деятельности, направленной на изменение основ обществ. порядка с его специфич. профилем социальной дифференциации – власти, собственности, распределения материальных и символич. ресурсов и благ. Конфликтный характер процессов смены элит в обществе описывается формулой Парето: «история есть кладбище аристократий». Борьба между отд. элитарными группами за власть и влияние может осуществляться на легальной основе в виде организованной конкуренции или «игры по строго определённым правилам» (институты многопартийности, выборов, парламентарной демократии, политич. плюрализм и т. д.).
Возникновению дистанции между Э. и массами могут способствовать разл. причины: более или менее жёсткие барьеры межгрупповых интеракций, сегрегация, внутригрупповые ритуалы и этикет, образ и стиль жизни, стратегии потребления, досуга и т. д. Специфика взаимоотношений между «элитарной» и народной культурой в традиц. обществах и элитарной и массовой культурой в обществах модерна (массовое общество) становилась предметом многочисл. дискуссий в философии, социологии и искусствоведении 19–20 вв. (Х. Ортега-и-Гассет и др.).
Эли́та (англ. фр. élite от лат. eligo «избранный; лучший») в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, союзом государств.
Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти и экономике. Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, чтобы адаптироваться к неожиданным изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»)... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ