ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 778


«МАССОВАЯ КУЛЬТУРА» (филос., социал.), обобщённая характеристика господствующего в совр. бурж. об-ве типа культуры, превращённой в индустриально-коммерч. форму произ-ва и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизир. духовных благ; осн. черты — примитивизм изображения человеческих отношений, сведение социальных конфликтов к столкновениям «хороших» и «плохих» людей, развлекательность, сентиментальность, натуралистич. смакование насилия, секса, разжигание нац. и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. имеют целью подчинение сознания масс бурж. ценностям и образу жизни.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Москва, 1987. — С. 265


массовая культураМАССОВАЯ КУЛЬТУРА — типичный продукт „массового об-ва", специфическая форма функционирования буржуазной культуры. Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на продукты М. к. Является как инструментом поддержания буржуазных представлений человека о смысле жизни, предназначении в мире, путях гуманизации социального бытия, так и средством его социализации, воспитания и включения в социально-экономические и политические институты государственно-монополистического капитализма. Осн. социальные функции М. к.: интеграция людей в существующую систему общественных отношений; переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности; психологический контроль над умами масс и влияние на них с целью формирования стандартных потребностей, стереотипного мышления и приемлемых форм приспособления и приобщения к буржуазному миропорядку; примирение человека с реально существующими и все более углубляющимися противоречиями, характерными для совр. стадии развития зап. цивилизации. Хотя в форме М. к. осуществляется частичное, но, как правило, извращенное приобщение широких масс к отдельным ценностям культуры, в целом она принципиально противоположна подлинно демократической культуре, нацеленной на духовно-практическое освоение мира, гуманистическое развитие мирового культурно-исторического процесса, творческое развертывание духовного богатства человека и нравственное совершенствование личности.

 

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


МА́ССОВАЯ КУЛЬТУ́РА, доминирующий в массовом обществе тип культуры, ориентированный на удовлетворение и формирование запросов широких слоёв населения через распространение средствами массовой коммуникации стандартизир. продуктов, создаваемых «индустрией развлечений».

М. к. возникла в результате процесса модернизации, сопровождавшегося постепенным разложением институциональных и ментальных оснований традиц. обществ, в которых параллельно сосуществовали элитарная культура привилегированных групп и нар. культура (культура «верхов» и культура «низов»). Совр. общество отличает более высокое разнообразие субкультур, ценностей и картин мира; их гетерогенность преодолевается М. к., которая выступая в качестве мощной интегративной силы, поддерживающей ценностный консенсус, играет роль объединяющего общество агента социализации как на уровне нац. государств, так и на общемировом уровне. Элементы глобальной М. к. переплетаются в разл. регионах с нац. культурами, иногда успешно инкорпорируя их элементы.

Трансляция М. к. осуществляется через средства массовой информации. Её гл. каналами стали пресса и иная печатная продукция, выпускаемая большими тиражами, радио, кинематограф, телевидение, а в последние десятилетия – компьютерные сети и др. новейшие средства коммуникации. Возникновение М. к. было связано с всеобщим овладением грамотностью, однако в совр. обществе доля «книжной» культуры, информации, представленной в форме текстов и понятий, постепенно уменьшается за счёт «мультимедийной» культуры, образной информации, подаваемой с помощью электронно-виртуальных и аудиовизуальных средств (что свидетельствует, по мнению ряда исследователей, о начале новой, «постгутенберговской» эпохи в истории человечества).

Сложность и многоплановость М. к. определяет неоднозначность её оценок. Отмечается доступность и демократичность М. к., популярность используемых ею выразительных средств. Её сообщения понятны, адресованы всем людям независимо от их происхождения, статуса, возраста, образования. С др. стороны, продукция М. к., ориентированная на вкусы и предпочтения усреднённого потребителя, отличается стандартизацией, поверхностностью, склонностью к имитации и профанации образцов высокой культуры, подменяемых их суррогатами (китч и т. п.). М. к. организуется как своего рода культурная индустрия (напр., Голливуд как «фабрика грёз») в соответствии с господствующими на рынке принципами, согласно которым «спрос рождает предложение» и «спрос можно формировать». М. к., обладающая огромным потенциалом в создании и распространении социальных мифов, активно используется в интересах бизнеса и политики для продвижения и закрепления в сознании массовых аудиторий разл. идеологем, взглядов и установок. Это влияние нередко основывается на эксплуатации уже существующих в массовом сознании ценностей, предрассудков и стереотипов.

Специфич. разновидность М. к., типичная для авторитарных и тоталитарных политич. режимов 20 в., была направлена гл. обр. на идеологич. обеспечение крупномасштабных обществ. проектов, соответствующих официально провозглашённому политич. курсу и требующих для своего решения мобилизации масс.

М. к. общества потребления сосредоточена на ценностях индивидуального материального благополучия, «счастливой» частной жизни, успеха и т. п. Этому наиболее широко распространённому варианту М. к., проникнутому гедонистич. устремлениями и носящему преим. развлекательный характер, свойственны такие черты, как перманентная жажда новизны, продуцирование шлягеров, сенсаций, постоянно сменяющих друг друга массовых увлечений и пристрастий, интерес к скандальным темам, остросюжетному жанру, разного рода зрелищным мероприятиям (шоу) и т. п. Это сопровождается вытеснением рефлексивных и интеллектуальных аспектов культурной жизни.

Т. н. элитарная культура, утратившая своё подкреплённое институтами социального неравенства привилегированное положение, выступает в совр. обществах в качестве альтернативы М. к. (её элитарность обосновывается тем, что она адресована меньшинству – ценителям, знатокам и т. п.), при этом те или иные достижения элитарной культуры ассимилируются М. к. Противостояние «элитарного» и «массового» начал в культуре явилось одной из ключевых тем для многих направлений гуманитарной мысли и иск-ва 20 в. (идея «чистого иск-ва», концепция «дегуманизации иск-ва», движения худож. модернизма, авангардизма, контркультуры, андерграунда и др.).

Библиография

Лит.: Mass culture revisited / Ed. by B. Rosenberg, D. M. White. N. Y., 1971; Eiböck Ch. Hochkultur, Volkskultur, Massenkultur. [W.], 1980; Ridless R. Ideology and art: theories of mass culture from W. Benjamin to U. Eco. N. Y., 1984; Семенов В. А. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991; Modernity and mass culture / Ed. by J. Naremore, P. Brantlinger. Bloomington, 1991; Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр. эссе. М., 1996; Behrens R. Krise und Illusion: Beiträge zur kritischen Theorie der Massenkultur. Münster, 2003; Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005; Makropoulos M. Theorie der Massenkultur. Münch., 2008; Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства; Бесхребетная Испания. М., 2008; Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. 5-е изд. М., 2010. См. также лит. при ст. Массовое общество, Массы.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Ма́ссовая культу́ра или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (в том числе интернет, телевидение, радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024