ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 419


ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, бурж. государство с фашистским режимом. Характеризуется сосредоточением гос. власти в руках клики фашистских главарей, полной ликвидацией демократических свобод, режимом кровавого террора против революц. и прогрессивных орг-ций и деятелей, бесправием трудящихся, агрессивной внешней политикой.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1355


ТОТАЛИТАРИЗМ (от позднелат. totalis — весь, целый, полный), одна из форм авторитарного бурж. гос-ва (тоталитарное гос-во), характеризующая его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни об-ва. Также направление бурж. политич. мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм; с 20-х гг. 20 в. стал офиц. идеологией фаш. Германией и Италией. Вместе с тем понятие Т. употреблялось бурж.-либер. идеологами для критич. оценки фаш. диктатуры. Начиная с периода «холодной войны» активно используется антикоммунистич. пропагандой по отношению к социалистич. гос-вам, к-рые клеветнически отождествляются с «тоталитарными» режимами и противопоставляются «демократич.», «свободному» об-ву.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 486


ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. totalis — весь, целый, полный) — общественно-политический строй, характеризующийся всеобъемлющим деспотическим вмешательством авторитарно-бюрократического государства во все проявления жизни общественного организма и жизни отдельных личностей. Тоталитарные черты Маркс находил в абсолютных монархиях, но особенно — в бонапартистских режимах 18—19 вв. (тип режима Луи Бонапарта). В 20 в. ярко выраженным воплощением Т. были или являются фашистские режимы (в Германии, Италии, Чили и др.).  Понятие «Т.» используется антикоммунистической пропагандой для клеветы на общественный строй в странах социализма; при этом замалчивается подлинно демократическая сущность происходящих здесь преобразований, в частности принцип демократического централизма, лежащий в основе деятельности коммунистических партий и социалистических государств.

 

 

ТОТАЛИТАРИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


ТОТАЛИТАРИ́ЗМ (от ср.-век. лат. totali­tas – цель­ность, пол­но­та), тип идео­ло­ги­зи­ро­ван­но­го по­ли­тич. ре­жи­ма с пол­ным (то­таль­ным) кон­тро­лем вла­ст­ных струк­тур над всей жиз­нью об­ще­ст­ва.

Тер­мин «Т.», упот­реб­лён­ный в 1919 нем. жур­на­ли­стом А. Па­ке­том («ре­во­лю­ци­он­ный то­та­лизм» Ле­ни­на), по­лу­чил хо­ж­де­ние в итал. по­ли­тич. пуб­ли­ци­сти­ке 1920-х гг. при­ме­ни­тель­но к фа­ши­ст­ско­му ре­жи­му Б. Мус­со­ли­ни – вна­ча­ле у его ли­бе­раль­ных кри­ти­ков [«то­та­ли­тар­ная сис­те­ма», стре­мя­щая­ся к «аб­со­лют­но­му и не­кон­тро­ли­руе­мо­му гос­под­ству» (Дж. Амен­до­ла, 1923), фа­шист­ский «Т.» как «ан­ти­го­су­дар­ст­во» (Л. Бас­со, 1925)], а за­тем в по­зи­тив­ном смыс­ле и у его идео­ло­гов [«то­та­ли­тар­ная про­грам­ма на­шей ре­во­лю­ции» (Р. Фа­ри­начи, 1925), «фа­ши­ст­ский ре­жим» как «то­та­ли­тар­ный ре­жим» (Мус­со­ли­ни, 1927)]. Сфор­му­ли­ро­ван­ное Дж. Джен­ти­ле по­ня­тие «то­таль­но­го го­су­дар­ст­ва», объ­ем­лю­ще­го со­бой все ас­пек­ты об­ществ. и ду­хов­ной жиз­ни, бы­ло вос­при­ня­то в Гер­ма­нии К. Шмит­том и ря­дом пред­ста­ви­те­лей «кон­сер­ва­тив­ной ре­во­лю­ции» (Э. Фор­ст­хофф, «То­таль­ное го­су­дар­ст­во», 1933, и др.), од­на­ко ред­ко упот­реб­ля­лось на­цис­та­ми.

Итал. ка­то­лич. со­цио­лог Л. Стур­цо, на­зы­вав­ший боль­ше­визм «ле­вым фа­шиз­мом», а фа­шизм «пра­вым боль­ше­виз­мом», опуб­ли­ко­вал в 1935 в эмиг­ра­ции соч. «То­таль­ное го­су­дар­ст­во» («El esta­do totalitario»), где рас­смат­ри­вал Т., пред­став­лен­ный фа­ши­ст­ской Ита­ли­ей, на­цио­нал-со­циа­ли­стич. Гер­ма­ни­ей и боль­ше­вист­ской Рос­си­ей, как спе­ци­фич. яв­ле­ние совр. мас­со­во­го об­ще­ст­ва.

Дис­кус­сия о Т., раз­вер­нув­шая­ся в 1930-х гг. в кру­гах нем. эмиг­ра­ции, при­ве­ла к по­яв­ле­нию це­ло­го ря­да со­чи­не­ний о разл. ас­пек­тах Т. (Х. Арендт, Ф. Бор­ке­нау, В. Гу­ри­ан, Г. Мар­ку­зе, З. Ной­манн, К. Поп­пер, Э. Френ­кель, К. Й. Фрид­рих и др.). На про­ве­дён­ном Амер. фи­лос. об-вом сим­по­зиу­ме «То­та­ли­тар­ное го­су­дар­ст­во» (1939) от­ме­ча­лись спе­ци­фич. от­ли­чия Т. от иных форм ав­то­ри­тар­но­го прав­ле­ния и ти­ра­нии. Наи­бо­лее влия­тель­ны­ми в ис­тол­ко­ва­нии Т. ста­ли поя­вив­шие­ся по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ра­бо­ты Х. Арендт «Ис­то­ки то­та­ли­та­риз­ма» («The origins of totalitarianism», 1951, рус. пер. 1996) и К. Й. Фрид­ри­ха и З. Бже­зин­ско­го «То­та­ли­тар­ная дик­та­ту­ра и ав­то­кра­тия» («Totalitarian dictatorship and autocracy», 1956).

Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей Т. рас­смат­ри­ва­ли его пре­ж­де все­го как спе­ци­фич. сис­те­му гос­под­ства, вы­де­ляя та­кие чер­ты, как пре­дель­ная по­ли­тич. и адм. цен­тра­ли­за­ция, мо­но­по­ли­за­ция управ­ле­ния в ру­ках дик­та­то­ра и воз­глав­ляе­мой им един­ст­вен­ной пар­тии, ие­рар­хи­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной и тес­но спле­тён­ной с гоc. ап­па­ра­том; ли­к­ви­да­ция раз­де­ле­ния вла­стей и пар­ла­мент­ской де­мо­кра­тии; гос. кон­троль над эко­но­ми­кой; уп­разд­не­ние всех гражд. сво­бод, обя­за­тель­ная для всех чле­нов об­ще­ст­ва идео­ло­гия ква­зи­ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра («по­ли­ти­че­ская ре­ли­гия») и свя­зан­ный с этим культ ха­риз­ма­тич. во­ж­дя; жё­ст­кий кон­троль над сред­ст­ва­ми мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции – ору­ди­ем гос. про­па­ган­ды и ин­док­три­ни­за­ции на­се­ле­ния; втор­же­ние го­су­дар­ст­ва в ча­ст­ную жизнь и мо­но­полия на вос­пи­та­ние мо­ло­дё­жи; тер­рор, осу­ще­ст­в­ляе­мый с по­мо­щью ка­ра­тель­ных ор­га­нов, в т. ч. тай­ной по­ли­ции, вы­яв­ляю­щей и уст­ра­няю­щей не толь­ко ре­аль­ных, но и по­тен­ци­аль­ных про­тив­ни­ков ре­жи­ма; ми­ли­та­ри­за­ция об­ще­ст­ва.

Кри­ти­ки кон­цеп­ции Т. ис­хо­ди­ли из раз­ли­чия со­ци­аль­но-эко­но­мич. уст­рой­ст­ва стран, объ­е­ди­няе­мых в по­ня­тии «Т.»: ес­ли в Гер­ма­нии и Ита­лии ка­пи­та­лизм ос­та­вал­ся, не­смот­ря на жё­ст­кий кон­троль над про­из­вод­ст­вом и дви­же­ни­ем ка­пи­та­ла, гос­под­ствую­щей эко­но­мич. сис­те­мой, а со­ци­аль­ная струк­ту­ра ма­ло от­ли­ча­лась от струк­тур в стра­нах с ли­бе­раль­ны­ми по­ли­тич. сис­те­ма­ми, то в СССР с кон. 1920-х гг. про­изош­ло прак­ти­че­ски пол­ное ого­су­дар­ст­вле­ние нар. хо­зяй­ст­ва, а струк­ту­ра об­ще­ст­ва ра­ди­каль­но из­ме­ни­лась. Раз­ли­чия так­же ка­са­лись со­дер­жа­ния идео­ло­гий, од­на­ко об­щей их функ­ци­ей бы­ло ус­та­нов­ле­ние при­ну­дит. мас­со­во­го еди­но­мыс­лия.

Х. Арендт ус­мат­ри­ва­ла пред­по­сыл­ки воз­ник­но­ве­ния Т. в со­ци­аль­ной ато­ми­за­ции, ха­рак­тер­ной для мас­со­во­го об­ще­ст­ва в си­туа­ции кри­зи­са нац. го­су­дар­ст­ва и рас­па­да клас­со­вой сис­те­мы по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны. Она счи­та­ла тер­рор ре­шаю­щим при­зна­ком Т., к ко­то­ро­му в стро­гом смыс­ле от­но­си­ла толь­ко на­ци­ст­ский ре­жим и ста­лин­ский пе­ри­од в ис­то­рии СССР.

В ря­де ра­бот об­су­ж­да­лась связь Т. с фе­но­ме­ном т. н. до­го­няю­щей мо­дер­ни­за­ции, осу­ще­ст­в­ляе­мой го­су­дар­ст­вом с пре­дель­ной кон­цен­тра­ци­ей и мо­би­ли­за­ци­ей всех сво­их ре­сур­сов.

В мно­го­числ. по­сле­дую­щих дис­кус­сиях о Т., ак­цен­ти­ро­вав­ших эв­ри­стич. зна­че­ние это­го мо­дель­но­го по­ня­тия (иде­аль­но­го ти­па) при ха­рак­те­ри­сти­ке все­объ­ем­лю­щей ре­прес­сив­ной по­ли­тич. сис­те­мы, от­ме­ча­лось вме­сте с тем, что оно не мо­жет ох­ва­ты­вать всей мно­го­об­раз­ной и про­ти­во­ре­чи­вой ре­аль­но­сти кон­крет­но­го об­ще­ст­ва.

Тоталитарное искусство

То­та­ли­тар­ное ис­кус­ст­во, ус­лов­ное на­име­но­ва­ние фе­но­ме­на взаи­мо­дей­ст­вия в 20 в. куль­ту­ры (ар­хи­тек­ту­ры, изо­бра­зит. иск-ва, ки­но, те­ат­ра, от­час­ти му­зы­ки, так­же лит-ры и ху­дож. кри­ти­ки) с по­ли­тич. ре­жи­мом Т., рас­смат­ри­вав­шим иск-во в ка­че­ст­ве од­но­го из гл. ин­ст­ру­мен­тов идео­ло­гич. про­па­ган­ды.

Библиография

Лит.: Talmon J. The origin of totalitarian democracy. Harmondsworth, 1986; Же­лев Ж. Фа­шизм. То­та­ли­тар­ное го­су­дар­ст­во. М., 1991; Поп­пер К. От­кры­тое об­ще­ст­во и его вра­ги. М., 1992. Т. 1–2; То­та­ли­та­ризм: Что это та­кое?: Сб. ста­тей, об­зо­ров и ре­фе­ра­тов. М., 1993. Ч. 1–2; Арон Р. Де­мо­кра­тия и то­та­ли­та­ризм. М., 1993; То­та­ли­та­ризм в Ев­ро­пе ХХ ве­ка: Из ис­то­рии идео­ло­гий, дви­же­ний, ре­жи­мов и их пре­одо­ле­ния. М., 1996; Tota­li­tarismus und politische Religionen / Hrsg. H. Maier. Paderborn, 1996–2003. Bd 1–3; Wippermann W. Totalitarismustheorien. Darm­stadt, 1997; Totalitarismus im 20. Jahrhun­dert / Hrsg. E. Jesse. 2. Aufl. Baden-Baden, 1999; Linz J. J. Totalitarian and authoritarian regimes. Boulder, 2000.

Лит.: Го­лом­шток И. Н. То­та­ли­тар­ное ис­кус­ст­во. M., 1994; Art and power: Europe under the dictators 1930–45. L., 1995; Мо­ск­ва – Бер­лин. 1900–1950. [Кат. вы­став­ки]. М., 1996; Гро­мов Е. С. Ста­лин: Власть и ис­кус­ст­во. М., 2003; Sudjic D. The edifice complex: How the rich and powerful shape the world. L., 2006; Мар­кин Ю. П. Ис­кус­ст­во Третье­го рей­ха: Ар­хи­тек­ту­ра. Скульп­ту­ра. Жи­во­пись. М., 2012.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024