ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980


МЕНЕДЖЕРЫ (англ., ед. ч. manager — управляющий), социальная прослойка в совр. капиталистич. об-ве, наёмные проф. управляющие. Роль М. усилилась в условиях гос.-монополистич. капитализма, когда они получили определ. самостоятельность в сфере адм.-хоз. руководства (но не власть по отношению к собственникам капитала).

 

 

РЕВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


РЕВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ, про­цесс раз­де­ле­ния функ­ции вла­де­ния и управ­ле­ния ча­ст­ным биз­не­сом, ко­то­рый со­про­во­ж­да­ет­ся по­яв­ле­ни­ем влия­тель­ной груп­пы проф. управ­ляю­щих – ме­нед­же­ров. Идея пе­ре­хо­да вла­сти в об­ще­ст­ве к ква­ли­фи­цир. тех­нич. спе­циа­ли­стам и ор­га­ни­за­то­рам про­из-ва ста­ла по­пу­ляр­ной в 1920-х гг. (Т. Веб­лен и др.). В ра­бо­те А. Бер­ли и Г. Мин­са «Со­вре­мен­ная кор­по­ра­ция и ча­ст­ная соб­ст­вен­ность» (A. Berle, G. Means, «The modern corpo­ration and private property», 1932) этот пе­ре­ход свя­зы­вал­ся, по­ми­мо тех­нич. ус­лож­не­ния про­из-ва, с раз­мы­ва­ни­ем кор­по­ра­тив­ной соб­ст­вен­но­сти в ре­зуль­та­те ак­цио­ни­ро­ва­ния. Тер­мин «Р. м.» ввёл амер. со­цио­лог Дж. Бёрн­хем («Ре­во­лю­ция ме­нед­же­ров», «The managerial revo­lution», 1941), ус­мот­рев­ший ста­нов­ле­ние но­во­го пра­вя­ще­го клас­са, осу­ще­ст­в­ляю­ще­го ре­ор­га­ни­за­цию управ­ле­ния го­су­дар­ст­вом и пром-стью на ос­но­ве тех­но­кра­тич. прин­ци­пов пла­ни­ро­ва­ния, в на­ци­ст­ской Гер­ма­нии, Сов. Рос­сии и США («Но­вый курс» Ф. Д. Руз­вель­та). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны пе­ре­ход вла­сти в ка­пи­та­ли­стич. эко­но­ми­ке к клас­су ме­нед­же­ров кон­ста­ти­ро­ва­ли П. Дра­кер, П. А. Со­ро­кин, Т. Пар­сонс, Ч. Р. Миллс, Д. Белл, Дж. К. Гэл­брейт и др. (см. По­стин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во). М. Джи­лас по­ка­зал сход­ную роль «но­во­го клас­са» пар­тий­ной и хозяйств. бю­ро­кра­тии в пла­но­вой со­циа­ли­стич. эко­но­ми­ке. Р. Да­рен­дорф в от­де­ле­нии юри­дич. прав соб­ст­вен­но­сти от кон­тро­ля над ней ви­дел ис­точ­ник ут­ра­ты бур­жуа­зи­ей сво­их со­ци­аль­ных по­зи­ций.

Сфор­ми­ро­вав­шая­ся в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од пер­во­на­чаль­но в США, а за­тем в Ев­ро­пе и Япо­нии сис­те­ма круп­ных транс­на­цио­наль­ных кор­по­ра­ций ну­ж­да­лась в проф. ме­нед­же­рах. Амер. ис­то­рик А. Чанд­лер в кн. «Ви­ди­мая ру­ка: ре­во­лю­ция ме­нед­же­ров в аме­ри­кан­ском биз­не­се» (A. D. Chandler, «The visible hand: The managerial revolution in American business», 1977) от­ме­чал, что по­след­ст­вия Р. м. вы­хо­дят за рам­ки внут­ри­кор­по­ра­тив­ной сис­те­мы управ­ле­ния и за­тра­ги­ва­ют от­но­ше­ния ак­цио­нер­ной соб­ст­вен­но­сти, ин­сти­ту­цио­наль­ные ас­пек­ты ры­ноч­ной эко­но­ми­ки и транс­фор­ма­цию проф. струк­ту­ры.

С ми­ро­вым эко­но­мич. кри­зи­сом 1970–1980-х гг. умень­ши­лась роль проф. ме­нед­же­ров в биз­не­се, а Р. м. пе­ре­мес­ти­лась в сфе­ру гос. управ­ле­ния. Не­оли­бе­раль­ные ре­фор­мы М. Тэт­чер и Р. Рей­га­на спо­соб­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию «но­во­го об­ще­ст­вен­но­го управ­ле­ния» («new public management»), пе­ре­хо­ду вла­сти в сис­те­ме гос. управ­ле­ния от ад­ми­ни­ст­ра­то­ров к ме­нед­же­рам, имев­шим опыт ру­ково­дства в сфе­ре биз­не­са. Этот под­ход реа­ли­зу­ет­ся во мно­гих стра­нах ми­ра при про­ве­де­нии ре­форм в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, нау­ки.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ме́неджер (англ. manager, происхождение от manage «управлять») руководи́тель, управля́ющий — начальник, занятый управлением процессами и персоналом на определённом участке предприятия, организации. Может быть её владельцем, но часто является наёмным работником.

Менеджер как правило является должностным лицом в организации, в которой работает, и входит в средний и высший руководящий состав компании, предприятия. Определяющим признаком управляющего является наличие подчиненных. Основная функция менеджера — управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и менеджеров.

Типы

Общепринято выделять менеджеров младшего звена (в мировой практике — операционных управляющих), менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена:

  • Менеджеры младшего звена — управленцы начального уровня, находящиеся непосредственно над другими работниками (не управленцами). К ним относятся заведующие отделом (магазинов, учреждений), складом, кафедрой и лабораторией в учебных и научных заведениях, начальники участков и смен, менеджеры продаж, которым подчиняются специалисты по продажам, торговые консультанты, торговые представители, агенты и т.п. Вообще, большая часть менеджеров — это менеджеры младшего, т.е. начального звена. Большинство специалистов становятся управленцами именно в этом качестве.
  • Менеджеры среднего звена — управленцы среднего звена, руководящие менеджерами младшего звена. В зависимости от величины и структуры организации может быть несколько уровней таких менеджеров. Менеджерами среднего звена, как правило являются руководители отделений, подразделений, департаментов, деканы факультетов, начальники цехов, складов, хозяйства.
  • Менеджеры высшего звена — топ-менеджеры, высший административно-управленческий состав. Это малочисленная группа менеджеров. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь является генеральный директор предприятия, управляющий банком, ректор университета, председатель правления, председатель совета директоров.

См. также

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024