ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

В. Даль. Толковый словарь. «Русский язык», Москва. 1978


БАРОКО нескл. итал. худ. все странное, необычайное, неправильное, насильственное въ сочиненiи и исполненiи картины, зданiя ипр., но не смѣшное; чудимый, дикообразность.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


БАРОККО, основное стилистич. направление в европ. искусстве с конца 16 в. по сер. 18 в. Было связано с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за нац. единство. В Б. отразился ряд передовых идей того времени, хотя оно и было призвано прославлять представителей знати и церковь. Архитектура Б. (гл. представители в Италии — Л. Бернини и Ф. Борромини) отличается пышностью; в планах и формах господствуют криволинейные очертания. Наиболее положительные тенденции Б. выразились в создании грандиозных ансамблей. Для скульптуры (Бернини) и живописи Б. характерны эффектные декоративные композиции, парадные портреты.

Особой областью является Б. в России (термни «Б.» применим к русскому искусству только с нач. 18 в. до 60-х гг. 18 в.). Идей славы Русского государства и гордости за деяния русского народа определили прогрессивный нац. характер русского Б.: в архитектуре — большие градостроительные работы, величественные здания, выполненные Д. Трезини, И. К. Коробовым, С. И. Чевакинским, В. В. Растрелли; в скульптуре (К. Б. Растрелли) и живописи — обращение к образу человека-деятеля (иллюстрации к статье см. на стр. 147).

барокко

Барокко: 1. Л. Бернини. Колоннада собора св. Петра. 1656—65. Рим. 2. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». 1624. Вилла Боргезе. Рим. 3. Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло у четырёх фонтанов. Начата в 1634. Рим. 4. В. В. Растрелли. Иорданская лестница в Зимнем дворце. 1754—62. Ленинград. 5. С. И. Чевакинский. Никольский военно-морской собор. 1753—62. Ленинград.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


БАРОККО (итал. barocco, букв.— странный, причудливый), осн. стилевое направление в иск-ве Европы и Америки кон. 16 — сер. 18 вв. Б., связ. с дворянско-церк. культурой зрелого абсолютизма, тяготевшее к торжеств. «большому стилю», в то же время отразило антифеод. устремления, прогрес. представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Б. свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещения реальности и иллюзии, к слиянию иск-в (гор. и дворцовопарк. ансамбли, опера, оратория). Для архитектуры Б. (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространств. размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрин) — эффектные декор. композиции, парадные портреты. Принципы Б. преломились в лит-ре (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели в Италии, Д. Букстехуде в Германии). Для муз. Б. характерны декор. пышность, сильные аффекты, стремление к синтезу иск-в, развитие инстр. жанров. Разнообразны нац. варианты Б. (напр., Б. слав. стран).

Барокко

Барокко: 1. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. 1634—67. Арх. Ф. Борромини. 2. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». Мрамор. 1622—25. 3. Зимний дворец в Ленинграде. 1754—62. Арх. В. В. Растрелли. Парадная лестница.

 

 

БАРОККО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


БАРО́ККО (итал. barocco, предположительно от португ. barroco – жемчужина неправильной формы или от лат. baroco – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиц. логике), стиль в искусстве кон. 16–18 вв. Охватил все области пластич. ис­кусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Стиль Б. был выражением типологич. общности нац. культур в период становления абсолютизма, которое сопровождалось тяжёлыми воен. конфликтами (в т. ч. Тридцатилетняя война 1618–48), укреплением католицизма и церковной идеологии (см. Контрреформация). Благодаря этой общности правомерно говорить также о культурно-историч. эпохе Б., наследовавшей эпохе Возрождения. Хронологич. границы Б. не совпадают в отд. регионах (в Лат. Америке, ряде стран Центр. и Вост. Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Зап. Европе) и в разл. видах иск-ва (так, в 18 в. Б. исчерпало себя в зап.-европ. лит-ре, но продолжало существовать в архитектуре, изобразит. иск-ве, музыке). Родиной Б. по праву считается Италия. Б. преемственно связано с маньеризмом 16 в. и сосуществует с классицизмом.

Дж. Л. Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644–52. Капелла Корнаров церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме.

Стиль Б. отразил новое, пришедшее на смену ренессансному гуманизму и антропоцентризму мироощущение, в котором противоречиво сочетались черты рационализма и мистич. спиритуализма, стремление к науч. систематизации знаний и увлечение магич. и эзотерич. учениями, интерес к предметному миру во всей его широте и религ. экзальтация. Науч. открытия, раздвинувшие границы универсума, принесли осознание бесконечной сложности мира, но в то же время превратили человека из центра мироздания в его малую часть. Разрушение равновесия между человеком и миром проявилось в антиномичности Б., тяготеющего к острым контрастам возвышенного и низменного, плотского и духовного, утончённого и брутального, трагического и комического и т. д. Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного иск-ва сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Вместе с тем, стремясь к активному воздействию на зрителя-слушателя, стиль Б. опирался на тщательно продуманную рациональную систему приёмов, в значит. степени основанную на риторике [прежде всего на учениях об «изобретении» (лат. inventio) и о стилистич. фигурах, «украшении» (лат. elocutio)]. Риторич. принципы переносились в разл. виды иск-ва, определяя построение лит. произведения, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, муз. композиций.

Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы разл. жанров (трагикомедия, опера-балет и др.) и стилевых манер, мастера Б. особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Гл. орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Тезауро).

Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для Б. сближению и взаимопроникновению разл. видов иск-ва (архит. иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтич. и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). Патетич. «высокое» Б. с присущими ему грандиозностью и пышностью (архит. ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологич. сюжеты, трагедия, героич. поэма; театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п.) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами Б. Жизнеподобие в иск-ве Б. нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для Б.), так и со сложной символикой: предмет, изображённый в реалистич. манере, таил в себе скрытый смысл.

Ансамбль площади Святого Петра в Риме.

Термин «Б.» возник в 18 в. в среде историков иск-ва, близких классицизму (И. >Винкельман, Ф. Милициа); первоначально выражал негативную оценку итал. архитектуры 17 в., а позднее и всего иск-ва этого периода. Эпитет «барочный» в классицистич. нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классич. ясности. В музыкознании термин «Б.» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. Одним из первых историч. интерпретацию Б. дал Я. Буркхардт (в кн. «Il Cicerone», 1855), определивший стиль Б. в связи с итал. архитектурой кон. 16 в. Теорию Б. как стиля в изобразит. иск-ве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888; «Основные понятия истории искусств», 1915), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и Б. Представление о Б. как историч. стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в нач. 20 в. Совр. концепция Б. тяготеет к выведению его за пределы искусства и литературы, к перенесению его на такие области, как социология, политика, история, религия и философия. Иногда понятие «Б.» трактуют не в конкретно-историч. смысле, но как обозначение совокупности стилистич. черт, периодически повторяющихся на разл. стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр.).

Архитектура и изобразительное искусство

Отдельные черты стиля Б. (тяга к грандиозному, динамичность композиции, драматич. напряжённость) проявились уже в 16 в. в творчестве Корреджо, Микеланджело, Дж. да Виньолы, Ф. Бароччи, Джамболоньи. Расцвет Б. относится к 1620–30-м гг., завершающий этап приходится на сер. 18 в., а в некоторых странах на конец этого столетия.

В иск-ве Б. воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архит. задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Св. Петра в Риме, перестройка важнейших рим. базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Органичной для Б. была и идея триумфа власти, которая нашла отражение в иск-ве придворного Б., характерного не только для центров абсолютизма (Франция, Португалия, Испания, Австрия, Россия, некоторые государства Германии и Италии), но и для республик, утверждавших своё могущество (Венеция, Генуя).

Фото А. И. Нагаева Смольный монастырь в С.-Петербурге. 1745–64. Архитектор Б. Ф. Растрелли.

Присущее Б. стремление к пышности форм, эффектной зрелищности наиболее отчётливо проявило себя в архитектуре. Именно в эпоху Б. рождается новое европ. градостроительство, вырабатывается тип совр. дома, улицы, площади, гор. усадьбы. В странах Лат. Америки градостроит. принципы Б. определили облик мн. городов. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Для архитектуры Б. характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архит. ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, Д. Фонтана, Пьетро да Кортона, К. Мадерна, К. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Х. Б. де Чурригера, Г. Хесиус, Л. Ванвителли и др.). С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера; широко используются лепнина, разл. материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.).

Г. Риго. Портрет короля Людовика XIV. 1701. Лувр (Париж).

В изобразит. иск-ве Б. преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религ., мифологич. или аллегорич. содержания (плафоны Пьетро да Кортона, А. Поццо, бр. Карраччи, П. П. Рубенса, Дж. Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Ван Дейк, Дж. Л. Бернини, Г. Риго), фантастич. (С. Роза, А. Маньяско) и героич. (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Гварди, Дж. А. Каналетто), живописных притч (Д. Фетти). Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологич. аллегория и др.). Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным живописное пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архит. пейзажах и театральных декорациях (сценография Б. Буонталенти, Дж. Б. Алеотти, Дж. Торелли, Дж. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли-Биббиена и др.). Перспективные эффекты, пространственные иллюзии, линейные и композиц. ритмы, контраст масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптич. эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др.).

П. П. Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа». Ок. 1619–20. Старая пинакотека (Мюнхен).

В живописи «высокого» Б., ориентирующегося на т. н. большой стиль, отдавалось предпочтение историч. и мифологич. жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Демократич. направление Б., чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистич. бытовых сценках («живописцы реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религ. живописи (Дж. М. Креспи, Рембрандт).

Стиль Б. существовал во множестве нац. вариантов, отличавшихся яркой самобытностью. Для флам. Б. наиболее характерно творчество Рубенса с его умением живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, её внутр. динамики и изменчивости. Исп. Б. отличается большей сдержанностью и аскетичностью стиля в сочетании с ориентацией на местные реалистич. традиции (Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, арх. Х. Б. де Эррера). В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нёйман, А. Шлютер, бр. Азам и др.) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль Б. часто соединялся с чертами рококо. В иск-ве Франции Б. сохраняет ренессансную рационалистич. основу, позже активно взаимодействует с классицистич. элементами (т. н. барочный классицизм). Отдельные стилистич. черты Б. проявились в подчёркнутом декоративизме построек парадных залов Версаля, декоративных панно С. Вуэ и Ш. Лебрена. Англия с характерным для её архитектуры культом классич. форм и палладианства (И. Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преим. в декоративной живописи и оформлении интерьеров). В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др.). В России развитие стиля Б. приходится на 18 в. (расцвет – 1740–50-е гг.), что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Более ранний период, определяемый как нарышкинское барокко, тесно связан с традициями архитектуры Древней Руси и не имеет прямого отношения к стилю Б. Своеобразие рус. Б. определялось не только устойчивостью нац. традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Нац. варианты стиля Б. возникли в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Зап. Украине, Литве. Центрами распространения Б. были не только европ. страны, но и ряд стран Лат. Америки (особенно Мексика и Бразилия, где Б. приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и др. исп. колонии.

Литература

Ранние проявления Б. в литературе, сохраняющие близость к маньеризму, относятся к последней четв. 16 в.: трагедия Р. Гарнье «Ипполит» (1573), «Трагические поэмы» Т. А. д’Обинье (созд. в 1577–79, опубл. в 1616), поэма Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1581). Стиль угасает во 2-й пол. 17 в. (хронологич. границей Б. для Италии считается основание академии «Аркадия» в 1690), однако в слав. литературах продолжает удерживаться и в эпоху Просвещения.

Формотворческое экспериментальное начало, тяга к новизне, к необычному и непривычному в лит-ре Б. связаны со становлением новоевропейской картины мира и во многом порождены тем же обновлением познават. парадигм, что и науч. и географич. открытия рубежа 16–17 вв. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистич. форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Марино «Адонис», опубл. в 1623).

Важнейшая составляющая Б. – стремление к разнообразию (лат. «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев худож. совершенства поэзии (в т. ч. Б. Грасиан-и-Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л’Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609–19). Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности Б. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов, последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый, индивидуально-ассоциативный характер; мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621). В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире пользуются широкой популярностью книги эмблем: влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651–57).

Для лит-ры Б. характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на разл. уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668–1669). Поэтика Б. отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Грифиус, Дж. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (лат. vanitas mundi). Экстатичность, спиритуальное начало нередко сливаются с болезненной завороженностью смертью (трактат Дж. Донна «Биотанатос», опубл. в 1644; поэзия Ж. Б. Шассинье). Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Депорт, Т. Кэрью). Трагизм Б. отчасти имеет социально-историч. детерминированность (войны во Франции, Германии и др.).

Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторич. фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр.), поэзия Б. развивалась в рамках нац. вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая Б. нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Вуатюр) характера важное место в поэзии Б. занимают духовные стихотворения (П. Флеминг, Дж. Херберт, Дж. Лубрано). Наиболее популярные жанры – сонет, эпиграмма, мадригал, сатира, религ. и героич. поэма и пр.

Для зап.-европ. Б. чрезвычайно значим жанр романа; именно в этом жанре Б. с наибольшей полнотой выявляет себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман Дж. Барклая «Аргенида» (1621) становится моделью для повествоват. прозы всей Зап. Европы. Наряду с реально-бытовой и сатирич. модификациями барочного романа (Ш. Сорель, П. Скаррон, А. Фюретьер, И. Мошерош) большим успехом пользовалась... ЧИТАТЬ — НОВАЯ ВЕРСИЯ

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Баро́кко (итал. barocco, порт. pérola barroca) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Барокко — один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом "барокко" обозначают художественное направление... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылка


  • Барокко — художественная энциклопедия

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024