ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РОМАНСКИХ СТИЛЬ, стиль средневекового европ. искусства 10—12/13 вв. Искусство Р. с. находилось под воздействием феодально-церковной идеологии. Гл. роль в Р. с. принадложала архитектуре (замки, храмы), отличавшейся суровостью и тяжеловесностью. Скульптура и живопись обычно использовались для оформления зданий. В искусстве Р.с. можно отметить и проникновение народных реалистич. тенденций (в миниатюре, скульптуре и др.). Р. с. был распространён гл. обр. во Франции, Германии, Испании, Италии.

Романский стиль

Романский стиль: 1. Церковь богоматери в Пуатье. Франция. 12 в. 2. Св. Пётр. Скульптура собора в Муассаке. Франция. 12 в. 3. Внутренний вид церкви Михаила в Гильдесгейме (Хильдесхейме). Германия. 11 в.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль ср-век. зап.-европ. иск-ва 10—12 вв. (в ряде стран также 13 в.), времени полного господства феод.-религ. идеологии. Гл. роль в Р. с. отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвыш. местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к нар. творчеству. Высокого развития достигли обработки металла и дерева, эмаль, миниатюра.

романский стиль

Романский стиль. 1. Собор Нотр-Дам в Пуатье. Франция. Фасад. 12 в. 2. Рельеф «Святой Петр». Собор в Муассаке. Франция. 12 в.

 

 

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


Фото Н. И. Фроловой Руины церкви аббатства в Жюмьеже. 1040–67.

РОМА́НСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль в искусстве и архитектуре стран Зап. и частично Центр. Европы с 10 до 12 или нач. 13 вв. Р. с. – первый интернациональный стиль Средневековья, объединивший все виды пространственных искусств на базе нового типа храма – сводчатой базилики с разл. формами её декора. Термин «Р. с.» (франц. style roman, art roman, англ. Romanesque, нем. Romanik) начал использоваться с 1-й четв. 19 в. и означал «связанный с Римом». Исто­рич. предпосылками возникновения Р. с. стали ряд церковных реформ 10–11 вв., укрепление самостоятельности монастырей, усложнение богослужения. Ок. 1000 происходит усиление эсхатологич. настроений, сопровождающееся культом реликвий и практикой паломничеств. Всё это привело к резкому подъёму строительства в 11 в.

Фото Н. И. Фроловой Своды церкви Сен-Филибер в Турню. 1066–1120.

В развитии архитектуры выделяют т. н. первый Р. с. (ок. 950 – 980-е гг. – 1050–80-е гг.), затем зрелый Р. с. – до вытеснения его готикой ок. 1140 – ок. 1230-х гг. В церковном зодчестве становление Р. с. связано с возвращением др.-рим. типов сводов – цилиндрич. и крестовых (ключевой признак стиля), усложнением вост. окончания базилики за счёт крипты и деамбулатория с венцом капелл, формированием обширного, часто 3-нефного нартекса-«галилеи» и новой структуры стены центр. нефа (см. Трифорий), использованием нового типа опоры – обставленного пилястрами или полуколоннами столба (франц. pilier cantonné). В Центр. Франции возводятся монастырские церкви Клюни-II (948–981) и Сен-Бенуа-сюр-Луар (1027–1108), Сен-Филибер в Турню (1066–1120), Сен-Бенинь в Дижоне (нач. 11 в., перестроена, с 3-ярусной вост. частью, копирующей ротонду Храма Гроба Господня), в Нормандии – церковь аббатства Жюмьеж (1040–67) с оттоновским многобашенным планом, эмпорами-галереями над боковыми нефами. Ведущая роль в развитии Р. с. принадлежала мастерам из Ломбардии [церкви Сант-Аббондио в Комо (1050–95), Санти-Пьетро-э-Паоло в Альяте (нач. 11 в.) и в Чивате (сер. 11 в.) и др.]. Для сев.-итал. построек характерны архаичный (иногда с 2-сторонней ориентацией) план, использование т. н. ломбардского декора. В Вост. Пиренеях возводятся небольшие по размеру, часто полностью сводчатые церкви (Сан-Педро-де-Рода, освящена в 1022; Сен-Мартен-дю-Канигу, освящена в 1026; Сан-Висенте-де-Кардона, 1029–40).

Зрелый Р. с. характеризуется распространением типа базилики, полностью перекрытой сводами, часто многобашенной и с развитым вост. концом, как правило украшенной скульптурой. Во Франции существовало неск. региональных школ и групп памятников, преим. монастырских церквей с клуатрами с юж. стороны. Для паломнических базилик, расположенных на «Пути Святого Иакова» [Сен-Мартен в Туре (2-я пол. 11 в., перестраивалась), Сен-Сернен в Тулузе (освящена в 1096), Сент-Фуа в Конке (1041–65, достраивалась до нач. 13 в.)], ведущем к собору г. Сантьяго-де-Компостела (ок. 1075–1188, освящён в 1211, зодчие Бернар Старший из Клюни, Р. Гальперин и др., перестроен), характерны деамбулаторий с венцом капелл, эмпоры (сводчатые галереи над боковыми нефами), 3-нефные трансепты, связывающие боковые нефы и деамбулаторий и создающие возможность обхода храма по периметру; центр. неф перекрыт продольным цилиндрич. сводом, боковые – крестовыми. В Бургундии расцветает клюнийская школа, постройки которой воспроизводят черты ц. Петра и Павла в Клюни (Клюни-III, ок. 1088–1130, сохр. частично) с 2 трансептами, деамбулаторием с венцом капелл, нартексом-галилеей, 3-ярусным трифорием, цилиндрич. сводом в центр. нефе [собор Сен-Лазар в Отёне (ок. 1120–46); церкви Сент-Мадлен в Везлé (1096–1160), Нотр-Дам в Ла-Шарите-сюр-Луар (1059 – сер. 12 в.), Сакре-Кёр в Паре-ле-Моньяль (сер. 12 в.)]. Нормандские постройки – базилики с 2-башенными и 3-портальными фасадами, без развитого обхода, с «ложными» нервюрными сводами – предвосхищают мн. черты готич. стиля [церкви Сент-Этьен (ок. 1066–81, своды 1130-е гг.) и Ла-Трините (1060–66, своды 1130-е гг.); обе – в Кане]. В Пуату строятся зальные базилики с узкими боковыми нефами одной высоты с центральным нефом, перекрытые цилиндрич. сводами (ц. Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, 11 в., фасад – 1120–30-е гг.; ц. Сен-Пьер в Шовиньи, 2-я треть 11 – нач. 13 вв.). Под влиянием впечатлений от крестовых походов в Аквитании распространяется тип купольной базилики, как правило однонефной, где каждая травея перекрыта куполом на парусах без барабана, с фасадами, украшенными аркадами: церкви аббатства Фонтевро (1101–19), Сен-Пьер в Ангулеме (1105–1123 или 1128), Сент-Мари в Суйаке (ок. 1130). В ц. Сен-Фрон в Перигё (1120–79) использован план, восходящий к Святого Марка собору. В монастырях цистерцианского ордена церкви лишены скульптурного и живописного декора, имеют квадратные апсиды без обхода, продольные цилиндрич. своды в центр. нефе и полуцилиндрические в боковых [в аббатствах Фонтене (1127–50), Понтиньи (основано в 1114), Сенанк (основано в 1148)].

В Италии архит. школы более автономны. В Ломбардии и Эмилии-Романье преобладают 3-апсидные базилики с нартексом, с криптами под повышенной вост. частью («ломбардский высокий хор»), крестовыми сводами, куполами над средокрестием, эмпорами и отдельно стоящими кампанилами [церкви Сант-Амброджо в Милане (11–12 вв.), Сан-Микеле в Павии (кон. 11 в. – 1155); соборы Вознесения Богоматери в Парме (ок. 1092 – ок. 1200) и Сан-Джеминиано в Модене (1099–1106)]. В Венеции возводится собор Св. Марка (1063–85) по образцу визант. ц. Святых апостолов. В Риме перестраиваются или обновляются раннехристианские памятники, украшенные косматскими мозаиками; новые церкви сооружаются по их образцам. В Тоскане также ощущаются визант. и раннехристианские влияния: возводятся 3-апсидные базилики с плоским перекрытием, куполом над средокрестием и наружным декором в виде многоярусных аркад и мраморных инкрустаций (соборный комплекс в Пизе, 1063 – нач. 13 в., архитекторы Бускето и Райнальдо; в Лукке – собор Сан-Мартино, 1060 – нач. 13 в., и ц. Сан-Микеле-ин-Форо, ок. 1143 – 14 в.). Отд. явление в рамках тосканского Р. с. представляет инкрустационный стиль. После нормандского завоевания Англии 1066 и захвата Юж. Италии складывается норманнский стиль.

Собор Святого Петра в Вормсе. 1125/30–1181.

Романская архитектура в нем. землях во многом продолжает традиции «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения», но также связана с архит. практикой Сев. Италии. В Саксонии воспроизводятся оттоновские постройки с 2-сторонней ориентацией, чередованием опор, плоскими перекрытиями, вестверком (церкви – Св. Годехарда в Хильдесхайме, 1133–72, Святых Диониса и Серватия в Кведлинбурге, 1070–1129). В Швабии господствует «тип Хирсау», близкий монастырской архитектуре оттоновской империи: 3-апсидные базилики без крипт со стропильными перекрытиями, на колоннах, с характерными блокообразными капителями, с галереей над зап. частью (церкви в Альпирсбахе, 1099–1125, Паулинцелла в Тюрингии, до 1160). Имп. соборы Рейнских земель [Святых Марии и Стефана в Шпайере (1027–61, своды до 1159, перестроен), Святых Мартина и Стефана в Майнце (975–1239), Св. Петра в Вормсе (1125/30–1181)] имеют 2-стороннюю ориентацию, чередование опор, эмпоры, световые башни над средокрестием и лестничные у рукавов трансепта, декор в виде наложенных аркад. В монастырской ц. Мария-Лах (1093–1156), несмотря на 2-стороннюю ориентацию, сохраняется нартекс. Постройки Кёльна отличаются изяществом планировки: ц. Санкт-Мария-им-Капитоль (1045–65) с 3-лепестковым завершением вост. окончания; ц. Святых апостолов (11 – нач. 13 вв.). Под влиянием цистерцианского зодчества формируется «кирпичная романика» (церковь в Ерихове, основана в 1172). Под франц. влиянием развивается ром. архитектура Испании (церкви Санта-Мария-де-Риполь, 1025–37, Сан-Висенте в Авиле, 1130–75).

Фото А. В. Пожидаевой Портал нартекса церкви Сент-Мадлен в Везле. 1140–50-е гг.

Самые ранние образцы монументальной скульптуры Р. с. возникают в районе Пиренеев (капитель в крипте собора в Крюасе, нач. 11 в.; рельефы притолоки в церкви аббатства в Сен-Жени-де-Фонтен, ок. 1020, и в ц. Сент-Андре-де-Соред, 1020-е гг.), в Лангедоке, затем в Бургундии, Провансе. В Центр. Франции Р. с. в скульптуре сменяется готикой к 1150–60-м гг., на остальных территориях – после 1200-х гг. В эпоху Р. с. складывается система декора церковного здания, включающая в себя в первую очередь украшенные рельефами порталы и сюжетные или орнаментальные капители [опоры клуатров монастыря в Муассаке, августинского мон. в Тулузе, ц. Сен-Трофим в Арле (ок. 1180–1200), собора Сен-Лазар в Отёне и ц. Сент-Мадлен в Везле]. Гл. темы композиций тимпанов связаны с разл. аспектами Теофании: «Христос во славе» (ц. Сен-Сернен в Тулузе, 1090, мастер Бернар Гильдуин; ц. Сен-Пьер в Муассаке, ок. 1120), «Страшный суд» (ц. Сент-Фуа в Конке, 1107–25; собор Сен-Лазар в Отёне; ц. Сен-Пьер в Больё-сюр-Дордонь, ок. 1135), «Вознесение» (ц. Сен-Сернен в Тулузе, рубеж 11–12 вв.; ц. Сен-Пьер в Ангулеме, 1110–28) и «Пятидесятница» (портал нартекса ц. Сент-Мадлен в Везле, 1140–50-е гг.). В Бургундии распространены также статуи на разделит. столпе порталов. Встречается также скульптурный декор всей плоскости фасада (Ангулем, Пуатье). Принято считать, что рождение скульптуры Р. с. связано с монументализацией малых форм иск-ва (книжной миниатюры и резьбы по слоновой кости) и распространением в отд. регионах влияний античности и исламского Востока. Для зрелой скульптуры Р. с. характерны тяготение к плоскостности, зависимость композиции и пропорций фигур от занимаемого архит. поля (тимпана, капители и др.), иерархия масштабов, динамичность и экспрессивность образов, сочетающиеся с их схематизмом и условностью. Стилистически в скульптуре Центр. Франции больше экспрессии в ущерб правильности пропорций (собор Сен-Лазар в Отёне), на юге – больше тяготения к античным образцам (фасад ц. Сен-Жиль-дю-Гар, 12 в.).

Роспись апсиды  церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи. Последняя четв. 11 в.

Скульптура в Италии отличается бóльшим разнообразием как местных школ, так и способов взаимодействия с архитектурой. На севере с 1100-х гг. возникает тип декора в форме рельефов, восходящих к позднеантичным саркофагам, – на фасаде в виде фриза (собор Сан-Джеминиано в Модене, мастер Вилиджельмо, ок. 1099–1106) или панно (ц. Сан-Микеле-Маджоре в Павии, ок. 1125–30; ц. Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, мастера Никколо и Гульельмо, ок. 1120–35). Рельефами украшается также интерьер (алтарная преграда и кафедра собора в Модене, ок. 1160–1170, мастер Ансельмо да Кампионе). Особняком стоит творчество Б. Антелами, учившегося во Франции и работавшего в Парме, который ввёл в обиход мотив фигуры в нише (фасад собора в Фиденце, 1170-е гг.). В Тоскане сохраняется преим. орнаментальный декор фасадов (инкрустации с зооморфными и др. мотивами, реже – рельефы и статуи на консолях, напр. фигура Св. Мартина на фасаде ц. Сан-Мартино в Лукке, 1200–30). Для Юж. Италии характерно особое внимание к убранству интерьера (кафедры в соборах Равелло, 1272, Салерно, 1180, 1195; епископский трон в соборе в Бари, 1087). Для всей Италии характерно восходящее к раннехристианской традиции использование дверей, украшенных бронзовыми рельефами [ц. Сан-Дзено-Маджоре в Вероне (1118), соборы Пизы (ок. 1180, мастер Бонанно Пизано), Трани, Каноза-ди-Пулье, Монреале (все – кон. 12 в., мастер Баризано да Трани)].

В Германии скульптура существует гл. обр. в интерьере храма. Её типология и стиль восходят к каролингскому и оттоновскому периодам. Здесь распространены кованые бронзовые двери (собор в Аугсбурге, 3-я четв. 11 в.; Магдебургские врата в Софийском соборе в Великом Новгороде, 1152–54), дерев. распятия над алтарями (из Брауншвейга, ок. 1160) и статуи Богоматери, каменные надгробные плиты. В Испании тимпанные композиции, наряду с отд. фигурами, украшающими плоскость фасада, близки франц. школам Лангедока и Аквитании (портал Пуэрта-де-лас-Платериас собора Сантьяго-де-Компостела, 1103–17; портал Пуэрта-дель-Кордеро ц. Сан-Исидоро в Леоне, нач. 13 в.).

Романская живопись датируется периодом сер. 11 в. – ок. 1200. Она представлена настенными фресками, мозаикой, миниатюрой книжной (последняя превалирует по количеству сохранившихся памятников). Живопись Италии теснее всего связана с раннехристианским и античным наследием: мозаики в апсидах церквей (Санта-Мария-ин-Трастевере, 1140–43, и Сан-Клементе, до 1128; обе – в Риме), ансамбли мозаик в соборах в Чефалу (ок. 1148) и Монреале (1180–94) на Сицилии, в соборе Св. Марка в Венеции (2-я пол. 12–13 вв.), в Палатинской капелле в Палермо (1140–50-е гг.) и др. Стенная живопись развита как на севере (ц. Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате, ок. 1098), так и на юге (ц. Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи, последняя четв. 11 в.) и также отмечена влиянием раннехристианской и визант. традиций. Живопись Сев. Европы и Англии представлена т. н. синефонной стенописью (капелла в Берзе-ла-Виль, Франция, до 1122), связанной с визант. иск-вом, и «белофонной» живописью, восходящей к собств. англ. традициям («Ковёр из Байё», ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё; церковь аббатства Сен-Савен-сюр-Гартамп, рубеж 11–12 вв.). В Германии наряду со стенописью появляются расписные дерев. потолки (ц. Св. Михаила в Хильдесхайме, последняя четв. 12 в.). В Испании ещё в период первого Р. с. формируется особый «мосарабский» стиль, отразившийся позднее в монументальной живописи (из ц. Сан-Клементе-де-Тауль, 1123, Музей каталонского иск-ва, Барселона).

В декоративно-прикладном искусстве Р. с. превалируют предметы церковной утвари (облицованные золотом и украшенные кабошонами и эмалью реликварии и др.), переносные алтари, книжные оклады и др.

Литература
Лит.: Mâle E. L’art religieux du XIIe siècle en France. P., 1922; Brehier L. Le style roman. P., 1941; Grabar A., Nordenfalk C. La peinture romane du XIe au XIIIе siècles. Gen., 1958; Аubert M. L’art roman en France. P., 1961; Dodwell C. R. Painting in Europe 800–1200. Balt., 1971; Kubach H. E. Romanesque architecture. N. Y., 1975; Conant K. J. Carolingian and Romanesque architecture 800 to 1200. Harmondsworth, 1978; Hearn M. F. The revival of monumental stone sculpture in the eleventh and twelfth centuries. Oxf., 1981; Сahn W. Romanesque Bible illumination. Münch., 1982; Barral i Altet X., Avril F., Gaborit Chopin D. Le monde Roman. P., 1982–1983. Vol. 1–2; Poeschke J., Hirmer A. Die Skulptur des Mittelalters in Italien. Münch., 1998; Романское искусство: Архитектура. Скульптура. Живопись. М., 2001; Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: система художественных видов. М., 2007.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылка


 

 
 
 


Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024