ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Аркадьев В. Кировск. Серия «Города Ленинградской области» — Л.: Лениздат, 1974. — с. 47—57


СЕМЬДЕСЯТ ГЕРОИЧЕСКИХ ДНЕЙ

К концу первой пятилетки Ленинград производил шестую часть всей промышленной продукции страны. В городе за это время появилось 200 совершенно новых и поизводств. Ленинград становился городом турбин, блюмингов, тракторов, сложных машин и точных приборов. Здесь уже строились океанские корабли, действовал порт мирового значения.

Промышленность Ленинграда быстро набирала темпы. В 1932—1933 годах было запланировано выпустить продукции на 3 миллиарда 440 миллионов рублей, но уже в 1931 году эта цифра была перекрыта. Город Ленина пополнил пятилетку за 3 года, повысив довоенный уровень производства в 2,5 раза.

На второе пятилетие было намечено строительство новых индустриальных центров на базе использования сырьевых и энергетических ресурсов Ленинградской области. Для осуществления этой обширной программы требовалось еще больше электроэнергии.

Принятый на 1933 год план энергоснабжения города не обеспечивал полного удовлетворения его потребностей.
В системе Ленэнерго мощность станций к концу 1933 года должна была вырасти с 310 тысяч до 456 тысяч киловатт, причем Дубровская ГРЭС должна была давать Ленинграду почти четверть всей вырабатываемый электроэнергии. Вот почему с таким нетерпением ждали ленинградские заводы ввода мощной электростанции.

Торопились и строители ГРЭС. Они брали встречные планы, выдвигали все новые сроки пуска первого генератора, но не укладывались в них, хотя трудились героически на всех участках.

Что же мешало им выполнять взятые обязательства? В первую очередь — серьезные перебои в поставках основных видов оборудования. Ленинградские заводы — «Электросила», Металлический и другие — напряженно трудились, осваивая сложные образцы новой продукции. Большинство видов энергетического оборудования они выпускали впервые и никак не укладывались в установленные сроки. В результате поступавшее на ГРЭС оборудование было недостаточно высокого качества или изготавливалось с нарушением технических норм. Так, в трубных досках конденсатора турбины отверстия, а их 15 тысяч, были изготовлены ненадлежащего размера, а трубки для того же конденсатора оказались длиннее, чем требовалось... Сказывались недостаток в квалифицированных кадрах, неполадки в организации работ, большая доля ручного труда.

...Шел к концу последний год пятилетки. Велико было желание строителей скорее дать Ленинграду первый ток. И хотя объем еще оставшихся работ был велик, партийная организация призвала строителей сделать решительный рывок вперед на всех участках.

«Семьдесят героических дней» — так назвали строители этот новый взлет энтузиазма в последнем квартале 1932 года.

Монтаж первой турбины

Монтаж первой турбины.

Острый, колючий ветер гулял по машинному залу, по котельным, разнося снежную пыль, агрегаты покрывались инеем. Но монтажники, дорожа каждой минутой, завершили обмуровку котла. Работы велись в три смены, по существу они не прекращались, только бригады сменяли друг друга.

Наступили еще более морозные дни. Казалось, работы должны приостановиться. Но выход был найден. Срочно были изготовлены печи для обогрева людей, и работы о продолжались.

Наконец все готово к пуску котла. Но еще не убраны леса, и на это требуется несколько дней. А свободных рук нет. Тогда по призыву парткома на субботник пришли работники строительного сектора, домохозяйки, старшие школьники. Все трудились с необычайным подъемом, и к 10 часам вечера площадка вокруг котла была полностью очищена.

Предстояла последняя операция — просушка котла. На решетках развели три костра. Главный инженер строительства А. А. Котомин и начальник «Котлотурбины» С. Ф. Шарлай подожгли их. Топка озарилась багровым варевом. Температура стала постепенно повышаться. Первый пусковой объект станции вступил в строй!

Вечером в клубе состоялся митинг. На стене висел плакат: «Горячий привет монтажникам величайшего в Европе котла!»

Электросиловцы под руководством мастера Фролова смонтировали генератор за 42 дня вместо 105, предусмотренных графиком.

Теперь все внимание было направлено на быстрейший монтаж второго котла и всего вспомогательного оборудования. Шла подготовка к началу монтажа второго блока — турбины № 2 и еще двух котлов.

Когда срочно нужно было забетонировать основание турбины, бригады бетонщиков работали не уходя с площадки 24 часа подряд. В самый острый момент стало не хватать квалифицированных кадров — слесарей, монтажников, недоставало даже простых рабочих. На помощь снова пришли ленинградцы. «Электросила», «Котлотурбина», «Стальмост» прислали бригады опытных монтажников.

В те напряженные дни особенно отличились комсомольцы. Закончив трудовой день на своих рабочих местах, они шли на монтажные площадки, делали все, что было нужно,— монтировали конструкции, обрезали паропроводные трубы, трудились на сборке топок.

На комсомольском собрании, где обсуждались решения проходившего тогда IX съезда ВЛКСМ, было решено: «Все как один, и один как все — на ликвидацию прорыва!»

Комсомольцы взяли шефство над монтажом станции, В принятом постановлении они записали:

«1. Объявить себя мобилизованными па ликвидацию образовавшегося прорыва;
2. Закрепить себя на стройке до конца строительства;
3. До окончания строительства не брать отпусков;
4. По зову комитета работать по 10 часов в день и не пользоваться выходными днями до конца года».

Было организовано 40 комсомольско-молодежных бригад, они действовали во всех цехах и на участках станции.

Когда создались трудности на участке бетонных работ, комсомольцы стали бетонщиками. Несколько ночей вместе со своим секретарем В. Кореневским они трудились на сливном канале. В феврале комсомольцы пришли на помощь монтажникам кислородного цеха, здесь не хватало воздушных шлангов и пневматических молотков. Группа комсомольцев выехала в Ленинград и через несколько дней доставила на стройку 1000 метров шлангов. Ребята сумели раздобыть и 11 пневматических молотков. Работа резко продвинулась. А когда выяснилось, что один из заводов задерживает поставку металлоконструкций, 48 молодых рабочих выехали в Ленинград. Они трудились на этом заводе до тех пор, пока заказ для Невдубстроя не был выполнен.

И еще один трудный экзамен выдержала молодежь — на монтаже второй котельной. Сроки ее сооружения срывались, и комсомольцы взяли шефство над монтажом. Было намечено завершить монтаж за пять недель. Не хватало материалов, инструмента. Ребята стали сами изготовлять инструмент. Дни и ночи проводили они на стройке и вместе с рабочими закончили котельную досрочно — за три недели.

Упорными и настойчивыми проявили себя молодые монтажники бригады Николая Судницина на сборке дымососов. Они не имели никакого опыта, но очень старались, собирая первый дымосос. Он не сработал: стал вибрировать вал ротора мотора. Поздно уходили ребята домой. Судницин ночи проводил за книгами, изучал технику, разбирал схемы дымососа, объяснял товарищам. И когда они взялись за второй дымосос, то на его монтаж ушло меньше месяца. А третий и четвертый дымососы бригада смонтировала за восемь дней — в рекордный срок, и качество монтажа было отличное.

За 70 дней была выполнена программа четырех месяцев. Пришло время отдачи этой гигантской энергии, вложенной тысячами людей.

В последние дни декабря, словно фронтовые сводки, приходили в штаб стройки сообщения: «Идут испытания второго котла...», «Закончен монтаж дымососов и вентиляторов...», «Готово гидротехническое сооружение...», «Закончен бункерный проезд, открыт путь вагонам с торфом».

 

ПЕРВЫЙ ТОК ЛЕНИНГРАДУ!

...Приближался решающий момент пуска. Уже проведены испытания турбины — сначала на 250 оборотов, затем на 1400, и наконец 18 марта 1933 года турбина была пущена на полную мощность.

Завершен монтаж генератора. 80 монтажников «Котлотурбины» долгие 48 часов проводят у агрегата — наладка, проверка, устранение недоделок.

Вновь проверяются все механизмы топки, устраняются дефекты обмуровки котла.

...Идут последние приготовления.

Пар подается в турбину. Генератор набирает обороты. Инженеры-электросиловцы склонились к телу турбины и, словно опытные врачи, внимательно прослушивают пульс, давление, внутренние шумы.

В течение полутора часов работники западной котельной и машинного зала доводят число оборотов турбины до 1500 в минуту. Испытывают электроприборы, необходимые для соединения турбины с линией электропередач.

Электрики следят за настройкой батарей у шинного канала. Возле них нервничает С. Полоцкий. Напряженное ожидание. И вдруг батареи вспыхивают яркими огнями. 170 ламп зажигаются одновременно, одинаковым накалом. Итак, проверены все электротехнические устройства.

Пуском первого генератора руководит А. А. Котомин. Все рабочие, инженеры, мастера, прибывшие из города специалисты, работники областного, районного комитетов партии собрались на главном пульте управления.

Испытания завершены. Наступают решающие секунды. Два коротких движения — и генератор включен.

— Поздравляю вас, товарищи! — обращается ко всем присутствующим А. Котомин.— Станция приняла нагрузку — первые тысячи киловатт электроэнергии.

Его слова потонули в многоголосом шуме, взаимных поздравлениях, радостном возбуждении.

Свой боевой рапорт строители Невдубстроя адресовали рабочим города Ленина; «Сегодня, 27 марта, в 7 часов 30 минут включена в пробную нагрузку первая советская 50-тысячная турбина...»

В тот же день на Невдубстрой приехал Сергей Миронович Киров. Он обошел машинный зал, котельную, пульт управления, беседовал с рабочими, руководителями, радовался вместе со всеми первой победе.

27 марта станция была включена в общую электросеть Ленэнерго и дала Ленинграду первый ток.

А на другом участке уже полным ходом шел монтаж второго турбоагрегата. Сроки — самые жесткие: к годовщине Октябрьской революции станция должна работать на полную мощность — 100 тысяч киловатт.

Строительство основного здания 8-й ГРЭС

Строительство основного здания 8-й ГРЭС.

Строители справились с этой задачей, монтаж второй турбины был завершен 15 октября. А 6 ноября, накануне празднования XVI годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, работники ГРЭС докладывали Центральному Комитету партии:

«Вслед за первой 50-тысячной турбиной... уже давшей ленинградской социалистической промышленности 40 млн. киловатт-часов электроэнергии,— 6 ноября введен во временную эксплуатацию второй 50-тысячный турбогенератор. Первая очередь Невдубстроя 100 тысяч киловатт в основном закончена...»

Свои успехи строители посвящали предстоящему XVII съезду партии.

Приказом начальника Главэнерго А. В. Винтера Дубровская станция с 1 марта 1934 года вступила в постоянную промышленную эксплуатацию и получила наименование — 8-я ГРЭС.

Сергей Миронович Киров радовался, что советские инженеры и рабочие своими силами, без иностранной помощи, спроектировали и построили крупнейшую в Европе электростанцию на торфе. Он гордился тем, что рта первая станция была оснащена отечественным оборудованием и смонтирована советскими специалистами.

Действительно, трубопроводы высокого давления, мостовой кран и топка — вот по существу все, что было на станции иностранного. Фирмы «Виккерс», «Бютнер», «Симменс», смонтировавшие на 5-й ГЭС 95 процентов оборудования, «Дубровке» поставили всего лишь 5 процентов. Советская техника к тому же оказалась больших параметров. Зарубежные котлы на 5-й ГЭС имели наибольшую поверхность нагрева 1700 квадратных метров, турбины — мощность 44 тысячи киловатт. На «Дубровке» котлы — 2500 квадратных метров и турбины — 50 тысяч киловатт.

В трудные годы первой пятилетки, когда народ, отказывая себе во всем, быстрыми темпами создавал свою промышленность, более 100 миллионов рублей было выделено на строительство электростанции на Неве.

Невдубстрой поразил многих иностранных специалистов беспримерными темпами строительства. По установившимся в мировой практике нормам для сооружения электростанций такой мощности требуется пять-шесть лет. Невдубстрой был выстроен за три года. Основной «движущей силой» строителей была высокая сознательность, трудовой энтузиазм, преданность делу социализма.

С полным правом Сергей Миронович мог говорить:

«Ничего нам с неба не упало, никакой американский или какой-нибудь европейский дядюшка ни в чем не помог. А случилось то, что мы, усвоив себе решающее значение пятилетнего плана в деле социалистической стройки, сумели достаточно хорошо вооружиться всеми основными принципами нашей ленинской политики, и это, вместе с творческим подъемом маcc, дало нам основание и возможность одержать те успехи, которые мы имеем».

Высоко оценило трудовой подвиг строителей Советское правительство. Орденом Ленина были награждены управляющий системой Ленэнерго И. Ф. Антюхин и главный инженер Дубровской ГРЭС А. А. Котомин, орденом Трудового Красного Знамени — начальник строительства М. Н. Антонов, заместитель главного инженера С. Г. Полоцкий, рабочий Г. В. Гарифуллин. Большой группе строителей были вручены грамоты ВЦИК СССР.

В январе 1934 года на партийно-комсомольском собрании 8-й ГРЭС, обсуждавшем итоги областной партийной конференции, актив энергетиков обратился в Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся с просьбой присвоить 8-й ГРЭС имя руководителя ленинградских коммунистов Сергея Мироновича Кирова.

Президиум облисполкома и Исполком Ленсовета удовлетворили просьбу энергетиков.

* * *

Областной комитет партии неоднократно обсуждал вопрос о работе 8-й ГРЭС. И всякий раз Сергей Миронович обращался к руководителям Невдубстроя с вопросом: «Что делается для улучшения бытовых условий кадровых рабочих и их семей? Как решаются вопросы снабжения?»

«Наряду с планом оргтехнических мероприятий по 8-й ГРЭС,— указывал Киров,— у вас должен быть конкретный план на 1934-й год по возведению жилья, по снабжению, по культурному строительству. Ваши люди заслуживают большой заботы».

По указанию Кирова быстрыми темпами стал расти поселок. На его строительство было выделено около миллиона рублей. Капитально застраивался Четвертый, или, как его называли, Социалистический, городок на берегу Невы. Уже завершалось строительство четырехэтажных жилых домов, были сооружены водопровод и канализация, баня-прачечная, детские сады и ясли. Началось строительство средней школы. Намечалось построить больницу, клуб, библиотеку, стадион, озеленить поселок.

Как бы порадовался всему этому Киров...

* * *

В тот морозный декабрьский день тяжелая весть потрясла невдубстроевцев: Кирова убили! Вечером в Ленинград ушел поезд — в вагонах плакали люди. Безгранична была любовь к этому человеку, верному ленинцу.

В цехах на 8-й ГРЭС шли митинги. Люди давали клятву верно служить делу, за которое боролся Киров, внесли предложение поставить на станции памятник.

2 декабря ночью вышел экстренный выпуск газеты «Восьмая ГРЭС» — так она стала называться.

«Боевой руководитель ленинградского пролетариата С. М. Киров был лучшим другом рабочего коллектива 8-й ГРЭС,— говорилось в передовой статье.— Инициатива С. М. Кирова в создании 8-й ГРЭС, его личная повседневная забота о строительстве, монтаже и освоении станции никогда не забудутся рабочими станции. С большой гордостью мы будем носить имя любимого нами Сергея Мироновича».

 

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14

 


 


Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024