Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПСЕВДОНИМ, вымышленное имя или фамилия, под к-рыми выступает политич. и обществ. деятель, писатель, артист или художник (напр., Максим Горький — псевдоним А. М. Пешкова).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ПСЕВДОНИМ (от псевдо... и греч. onyma — имя), условное имя автора или артиста, к-рое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо то и другое). Раскрытие П. без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда П. используется в целях фальсификации авторства.
Юридический энциклопедический словарь. 1987
ПСЕВДОНИМ (от греч. pseudos — ложь и omyna — имя), вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. Право на П.— личное неимущественное право автора. Он может публиковать, воспроизводить и распространять под П. все или нек-рые свои произведения; возможно использование одним автором нескольких П.
Раскрытие П. без согласия автора, а после его смерти — без согласия лиц, осуществляющих охрану неприкосновенности его произведений, является нарушением авторского права.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
ПСЕВДОНИМ, -а, м. Вымышленное имя, к-рое иногда принимают писатели, артисты. Писать под псевдонимом.
ПСЕВДО... Первая часть сложных слов в знач. мнимый, ложный, напр. псевдонаучный, псевдоклассический, псевдоискусство.
В. Даль. Толковый словарь. 1978
ПСЕВДО греч. въ сложн. слов. ложно, ложный, подложный, неподлинный. Псевдоепископъ, лжеепископъ. Псевдокристалъ, лжекристалъ, лжегранка. гранка случайная, отливокъ, отпечатокъ или гранка чужаго вида, образа. Псевдонимъ м. писатель подъ чужимъ именемъ, подыменщикъ.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — Москва, 2015. — С. 677-678 // Электронная версия |
ПСЕВДОНИ́М (от псевдо... и греч. ὄνομα – имя), вымышленное имя, используемое для замены собственного писателями, артистами, обществ. деятелями и др. К П. прибегают при неблагозвучии настоящего имени, при желании сохранить инкогнито, в целях сознательной мистификации. Наряду с придуманными именами и фамилиями, в качестве П. могут употребляться: инициалы, прозвища, имя без фамилии, придуманное имя при реальной фамилии, и др. Встречаются П., в основе которых – настоящее имя и фамилия, подвергшиеся изменениям (Чехонте – А. П. Чехов), или зашифрованные, в т. ч. посредством анаграммы (М. А. Алданов – наст. фам. Ландау). Принятие П. – право каждого автора, без согласия которого раскрытие П. недопустимо, кроме случаев фальсификации авторства.
Лит.: Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. М., 1956–1960. Т. 1–4; Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. 2-е изд. М., 1977; Подсеваткин С. Энциклопедия псевдонимов. М., 1999.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — М., 2015. — С. 676
ПСЕВДО… (от греч. ψεῦδος – ложь), составная часть сложных слов, означающая «ложный», «мнимый»; напр., псевдодеменция, псевдотуберкулёз.
Псевдони́м (греч. ψευδής «ложный» + όνυμα «имя») — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах); вид антропонима. В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников, монахов, особенно православных, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.
Автони́м (от др.-греч. αὐτός «сам» + όνομα «имя») — подлинное имя человека, известного под псевдонимом.
Природа и задачи псевдонимов
Использование псевдонима обычно не подразумевает отказа его носителя от идентичности, поэтому псевдоним зачастую вытесняет настоящее имя: например, далеко не всем известно, что Сандро Боттичелли на самом деле звали Алессандро Филипепи, а Мэрилин Монро — Норма Джин Бейкер. Распространёнными мотивами использования псевдонимов этого рода являются:
- стремление заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся (в частности, у многих испанских, португальских, латиноамериканских спортсменов и политиков: характерен, например, случай Эдсона Арантеса ду Насименту, прославившегося под коротким именем Пеле);
- стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи: так, средневековый медик Парацельс выбрал псевдоним, отсылающий к имени знаменитого римского врача Цельса, пролетарские поэты Михаил Эпштейн и Ефим Придворов стали Михаилом Голодным и Демьяном Бедным, а их современники подписывали свои стихи именами Дир Туманный и Рюрик Рок; один из основателей русского панк-рока Николай Кунцевич известен как Ник Рок-н-Ролл;
- стремление скрыть происхождение, в частности, национальность носителя имени (так поляки Вильгельм Аполлинарий Костровицкий и Юзеф Теодор Конрад Корженевский стали французским поэтом Гийомом Аполлинером и английским прозаиком Джозефом Конрадом); использование псевдонимов по этому мотиву зачастую вызывает болезненную реакцию у шовинистически настроенной части общества, выливающуюся, в частности, в кампании по «раскрытию псевдонимов»;
- стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя: так, среди причин, побудивших писателя Илью Маршака стать М. Ильиным, не последнюю роль играло нежелание оказаться в тени своего старшего брата Самуила Маршака, а литературовед и переводчик Элеонора Гальперина замечала в опубликованной позднее переписке, что взяла псевдоним Нора Галь для того, чтобы её не путали с начавшей публиковаться несколько раньше литературоведом Евгенией Гальпериной.
Особым случаем являются коллективные псевдонимы, призванные обозначить единым именем общую деятельность группы лиц: Кукрыниксы, Николя Бурбаки, Козьма Прутков.
В коммерческой (прежде всего американской) издательской практике существуют также контролируемые издателями переходящие псевдонимы (house names), которые обычно используются для публикации произведений, относящихся к какому-то коммерческому циклу (например, псевдоним «Максвелл Грант» для цикла приключенческих романов о Тени)... Читать оригинал