ПСЕВДОНИМ, вымышленное имя или фамилия, под к-рыми выступает политич. и обществ. деятель, писатель, артист или художник (напр., Максим Горький — псевдоним А. М. Пешкова).
ПСЕВДОНИМ (от псевдо... и греч. onyma — имя), условное имя автора или артиста, к-рое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо то и другое). Раскрытие П. без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда П. используется в целях фальсификации авторства.
ПСЕВДОНИМ (от греч. pseudos — ложь и omyna — имя), вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. Право на П.— личное неимущественное право автора. Он может публиковать, воспроизводить и распространять под П. все или нек-рые свои произведения; возможно использование одним автором нескольких П.
Раскрытие П. без согласия автора, а после его смерти — без согласия лиц, осуществляющих охрану неприкосновенности его произведений, является нарушением авторского права.
ПСЕВДОНИМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)
ПСЕВДОНИ́М (от псевдо... и греч. ὄνομα – имя), вымышленное имя, используемое для замены собственного писателями, артистами, обществ. деятелями и др. К П. прибегают при неблагозвучии настоящего имени, при желании сохранить инкогнито, в целях сознательной мистификации. Наряду с придуманными именами и фамилиями, в качестве П. могут употребляться: инициалы, прозвища, имя без фамилии, придуманное имя при реальной фамилии, и др. Встречаются П., в основе которых – настоящее имя и фамилия, подвергшиеся изменениям (Чехонте – А. П. Чехов), или зашифрованные, в т. ч. посредством анаграммы (М. А. Алданов – наст. фам. Ландау). Принятие П. – право каждого автора, без согласия которого раскрытие П. недопустимо, кроме случаев фальсификации авторства.
Лит.: Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. М., 1956–1960. Т. 1–4; Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. 2-е изд. М., 1977; Подсеваткин С. Энциклопедия псевдонимов. М., 1999.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — М., 2015. — С. 676
ПСЕВДО… (от греч. ψεῦδος – ложь), составная часть сложных слов, означающая «ложный», «мнимый»; напр., псевдодеменция, псевдотуберкулёз.
Псевдони́м (греч. ψευδής «ложный» + όνυμα «имя») — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах); вид антропонима. В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников, монахов, особенно православных, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.
Автони́м (от др.-греч. αὐτός «сам» + όνομα «имя») — подлинное имя человека, известного под псевдонимом.
Природа и задачи псевдонимов
Использование псевдонима обычно не подразумевает отказа его носителя от идентичности, поэтому псевдоним зачастую вытесняет настоящее имя: например, далеко не всем известно, что Сандро Боттичелли на самом деле звали Алессандро Филипепи, а Мэрилин Монро — Норма Джин Бейкер. Распространёнными мотивами использования псевдонимов этого рода являются:
стремление заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся (в частности, у многих испанских, португальских, латиноамериканских спортсменов и политиков: характерен, например, случай Эдсона Арантеса ду Насименту, прославившегося под коротким именем Пеле);
стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи: так, средневековый медик Парацельс выбрал псевдоним, отсылающий к имени знаменитого римского врача Цельса, пролетарские поэты Михаил Эпштейн и Ефим Придворов стали Михаилом Голодным и Демьяном Бедным, а их современники подписывали свои стихи именами Дир Туманный и Рюрик Рок; один из основателей русского панк-рока Николай Кунцевич известен как Ник Рок-н-Ролл;
стремление скрыть происхождение, в частности, национальность носителя имени (так поляки Вильгельм Аполлинарий Костровицкий и Юзеф Теодор Конрад Корженевский стали французским поэтом Гийомом Аполлинером и английским прозаиком Джозефом Конрадом); использование псевдонимов по этому мотиву зачастую вызывает болезненную реакцию у шовинистически настроенной части общества, выливающуюся, в частности, в кампании по «раскрытию псевдонимов»;
стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя: так, среди причин, побудивших писателя Илью Маршака стать М. Ильиным, не последнюю роль играло нежелание оказаться в тени своего старшего брата Самуила Маршака, а литературовед и переводчик Элеонора Гальперина замечала в опубликованной позднее переписке, что взяла псевдоним Нора Галь для того, чтобы её не путали с начавшей публиковаться несколько раньше литературоведом Евгенией Гальпериной.
Особым случаем являются коллективные псевдонимы, призванные обозначить единым именем общую деятельность группы лиц: Кукрыниксы, Николя Бурбаки, Козьма Прутков.
В коммерческой (прежде всего американской) издательской практике существуют также контролируемые издателями переходящие псевдонимы (house names), которые обычно используются для публикации произведений, относящихся к какому-то коммерческому циклу (например, псевдоним «Максвелл Грант» для цикла приключенческих романов о Тени)... Читать оригинал