В. Даль. Толковый словарь. — Москва, 1978
АВТОРЪ, м. лат. творецъ чего, сочинитель, писатель. Авторовъ, ему придлжщ.; авторскiй, ему своийственный, къ нему относщ. Авторство ср. состоянiе, обязанность или занятiе писателя. Авторствовать, гов. укорительно или насмѣшливо, заниматься писанiемъ, сочиненiемъ книгъ. Авторитетъ м. свидѣтельство или мнѣнiе извѣстнаго человѣка въ дѣлѣ науки, принимаемое слѣпо, на вѣру, безъ повѣрки и разсужденiй.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 23
АВТОРСКОЕ ПРАВО, совокупность юридич. норм, регулирующих имущественные и личные отношения (права и обязанности), возникающие в связи или по поводу создания произведений литературы, науки или искусства.
АВТОР, создатель к.-л. произведения, проекта, изобретения.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 18
АВТОРСКОЕ ПРАВО, раздел гражд. права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произв. науки, лит-ры и иск-ва. Регулируется нац. правом и междунар. конвенциями по охране авторских прав.
Юридический энциклопедический словарь. — Москва, 1987
АВТОРСКОЕ ПРАВО, часть гражд. права, регулирующая отношения, к-рые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства. Нормы сов. А. п. содержатся в Основах гражданского законодательства (раздел IV), гражд. кодексах союзных республик, общесоюзных и республиканских правительственных и ведомственных актах, затрагивающих различные аспекты А. п. и гонорара авторского, в т. ч. в типовых авторских договорах.
А. п. распространяется на произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме (рукопись, чертёж и т. п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Для охраны А. п. не требуется регистрации или выполнения иных формальностей; лишь в отношении фотографий (и произведений, полученных аналогичными способами) для охраны А. п. необходимо указание на каждом экземпляре имени автора, года и места выпуска в свет. Не охраняются авторским правом офиц. документы (законы, гос. герб и др.), а также произведения нар. творчества, авторы к-рых неизвестны.
А. п. принадлежит первоначально автору (соавторам). Лишь на нек-рые произведения, в т. ч. научные сборники, энциклопедич. словари, периодич. издания в целом, оно закреплено за орг-циями (юридич. лицами) бессрочно. Определённые авторские права переходят к наследникам автора, отд. правомочия могут приобретаться также юридич. лицами по авторскому договору или в результате создания произведений в порядке выполнения служебного задания. Эти лица, имеющие производные авторские права, называются п р а в о п р е е м н и к а м и а в т о р а. В установленных законом случаях А. п. переходит к гос-ву ( напр., на произведения, объявленные достоянием гoc-ва после истечения срока действия А. п., а также в случае выкупа А. п.). Переводчики, составители сборников, инсценировщики и др. лица, творчески обработавшие чужие произведения, пользуются А. п. на свои произведения.
За сов. авторами и их правопреемниками А. п. признаётся в СССР независимо от того, где находится их неопубликованное произведение и где состоялся выпуск его в свет. Иностр. авторам и их правопреемникам охрана предоставляется, если произведение впервые выпущено в свет в СССР или находится на его территории, оставаясь неопубликованным. В иных случаях А. п. признаётся за ними в соответствии с междунар. договорами СССР (см. Конвенции международные по охране авторских пpaв).
A. п. состоит из ряда правомочий. Прежде всего это право авторства, т. е. право считаться автором произведения. Автор имеет право на авторское имя. Это означает,что автору принадлежит выбор способа обозначения принадлежности ему произведения (подлинное имя, псевдоним) и, если он от обозначения не отказался (т. е. произведение публикуется не анонимно), имя должно указываться при публикации произведения в целом, цитировании и т. д. Без согласия автора запрещено раскрывать псевдоним или аноним и вносить изменения в избранное им обозначение. В силу права на неприкосновенность произведения никто без согласия автора не может вносить изменения или дополнения, снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями, комментариями и т. п. Если автор дал согласие на это в авторском договоре, от него нельзя отказаться в одностороннем порядке. Указанные права не переходят по наследству или по договору.
Право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения всеми дозволенными законом способами включает право автора решать вопрос, о первом опубликовании произведения (путём издания, публичного исполнения, показа но телевидению и т. и.) и распоряжаться его использованием путём заключения авторских договоров (см. Авторский договор. Издательский договор, Постановочный договор, Сценарный договор, Художественный заказ). Сюда входят также право перевода произведения на др. языки и право его переделки в произведение др. вида (напр., из романа в пьесу или сценарий и наоборот). Эти права наследуются; в том или ином объёме (право издания, исполнения, перевода и т. д.) они могут быть также приобретены но договору, в т. ч. на условиях, допускающих дальнейшую передачу. Использование произведения без договора с автором или его правопреемниками разрешается лишь в случаях, указанных в законе.
Автору принадлежит право на вознаграждение за использование произведения, кроме указанных законом случаев. Это право переходит только к наследникам автора.
В ряде случаев допускается без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора и источника заимствования использование чужого изданного произведения, напр. для создания нового, творчески самостоятельного произведения (кроме переработки повествовательного произведения в драматическое или в сценарий и наоборот); воспроизведение выпущенных в свет произведений в кино, по радио и телевидению; воспроизведение (как в оригинале, так и в переводе) в газетах публично произнесенных речей, докладов, а также выпущенных в свет произведений.
Предусмотрены также случаи, когда согласия автора на использование не требуется, но гонорар подлежит уплате (напр., публичное исполнение выпущенных в свет произведений). Авторский гонорар не выплачивается за издание работ, выполненных авторами в порядке служебного задания, в т. ч. за плановые научные работы, за исключением учебников и учебных пособий.
А. п. действует в течение жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 янв. года, следующего за годом смерти. Это касается всех произведений, на к-рые к 1 янв. 1973 не истёк действовавший ранее 15-летний срок. В отд. союзных республиках установлены сокращённые сроки А. п. на фотографии и произведения прикладного искусства (10—20 лет после выпуска в свет путём воспроизведения). В случаях соавторства сроки исчисляются отдельно для наследников каждого соавтора. Охрана неприкосновенности произведений после смерти автора осуществляется наследниками или пожизненно лицом, к-рое назначено автором, а также наряду с наследниками и по истечении срока А. п.— авторскими орг-циями.
Защита нарушенных прав автора и его правопреемников осуществляется в судебном порядке с помощью исков о восстановлении права (напр., путём публикации в печати об авторстве„ внесения исправлений), о запрещении выпуска произведения в свет или прекращении его распространения, а также о возмещении причинённых убытков. Необходимую юридич. помощь авторам оказывает Всесоюзное агентство по авторских правам. См. также Плагиат.
• Авторское право. Сб. нормативных актов, М., 4985; Г а в р и л о в Э. П., Советское авторское право, М., 1984. Э. П. Гаврилов.
АВТОРСКОЕ ПРАВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Версия 2022 |
А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО, раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, т. е. результатов творч. деятельности; один из видов т. н. прав интеллектуальной собственности, или исключительных прав. А. п. определяет права автора произведения, его правопреемников, основания возникновения и порядок осуществления субъективных авторских прав, их защиту от нарушений, базирующиеся на них обязательственные отношения.
Законодательство об А. п. стало формироваться после изобретения в 15 в. И. Гутенбергом печатного станка, однако первые нормы закрепляли исключительно права издателей и защищали их от недобросовестной конкуренции. С развитием книгоиздания и книготорговли авторы добились защиты своих интересов. Первый известный закон в этой сфере – Статут королевы Анны (1710, Великобритания). В 18–19 вв. большинство европ. стран приняли собственное авторское законодательство. Особенностью возникновения и развития А. п. в России являлась его тесная связь с цензурным законодательством. Первый закон, закрепивший права авторов на использование лит. произведений, появился в 1828 в качестве спец. главы Цензурного устава.
В процессе формирования законодательства сложилось два основных подхода к сущности А. п. – континентальный (droit d’auteur) и англосаксонский (copyright). Для первого характерно признание личного характера авторских прав, что выражается в наличии широкого спектра неимущественных прав, а также в отсутствии требования соблюдения формальностей для возникновения охраны произведения; второй ориентирован на коммерч. использование результата творч. труда, признание прав на него не только у его создателя, но и у лиц, оказавших автору технич., организац. и финансовое содействие, а также зависимость предоставления охраны произведения от выполнения формальностей (регистрации произведения, депонирования его экземпляров в спец. организациях и пр.).
Авторское право в России
Конституция РФ относит принятие норм А. п. к компетенции Федерации. В России действует Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 (в ред. 2004).
К объектам, охраняемым А. п., относятся существующие в объективной форме (дающей возможность восприятия третьими лицами) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творч. деятельности, независимо от назначения, достоинств, способа выражения, а также от обнародования произведения. Охрана предоставляется не только «традиционным» произведениям (лит., драматич., аудиовизуальным, муз., муз.-драматическим; произведениям изобразит. иск-ва и т. п.), но и производным (переводы, аранжировки, инсценировки, рефераты, резюме и т. п.) и составным (антологии, энциклопедии, компиляции и т. п.) произведениям независимо от того, охраняются ли произведения, лёгшие в основу составных и производных результатов творч. деятельности. Закон содержит лишь примерный перечень видов объектов А. п. (среди них – программы для ЭВМ и базы данных); он полно перечисляет только виды произведений, не охраняемых А. п. (произведения народного творчества, офиц. документы, гос. символы и знаки, информац. сообщения). А. п. не распространяется на идеи, принципы, системы, способы, методы, концепции, открытия и факты, которые могут охраняться при помощи норм патентного права или иных отраслей. Охрана не требует оформления или соблюдения к.-л. формальностей.
Первоначальным субъектом А. п. является автор – физич. лицо, творч. трудом которого произведение создано: только ему предоставляется полный объём прав. Юридич. лицо не может быть автором. Если произведение создано совместным творч. трудом нескольких лиц, они являются соавторами; им совместно принадлежат авторские права на произведение в целом, а их взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Права соавторов различаются в зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. К субъектам А. п. относятся также правопреемники автора, в т. ч. по авторскому договору (ими могут быть и юридич. лица); к ним переходит только часть прав автора – имущественные права. Субъектами А. п. являются и лицензиаты – лица, получившие по лицензии право использования произведения в определённых ею пределах.
Субъективные права авторов закон делит на неимущественные и имущественные. К неимущественным относятся: право авторства (право признаваться автором произведения); право на имя (право обозначать при использовании произведения своё подлинное имя, вымышленное имя – псевдоним или выступать без обозначения имени – анонимно); право на обнародование произведения (право открытия всеобщего доступа к нему); право на защиту репутации автора (на защиту произведения от искажения или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора). Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (пока не доказано обратное). Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, к которым относятся права на: воспроизведение (изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме); распространение (продажа, сдача в прокат и пр.); импорт; публичный показ (экспонирование картины на выставке и т. п.); публичное исполнение (напр., в театрах, концертных залах); передачу в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю; перевод; переработку; применение дизайнерского, архитектурного, градостроительного, садово-паркового проектов. Автор может распорядиться своим произведением, передав право его использования др. лицу (правопреемнику) или предоставив такое право в определённых пределах и сохранив его в целом за собой (выдать лицензию). За разрешение на использование и за само использование произведения автор имеет право на вознаграждение. Действие прав автора ограничивается во времени: они возникают с момента создания произведения и действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (изъятия специально оговариваются в законе). По истечении срока охраны имущественных прав автора произведение попадает в т. н. сферу обществ. достояния и может быть использовано любыми лицами без чьего-либо согласия, но при условии соблюдения личных неимущественных прав – права авторства и права на имя, а также прав на защиту репутации автора или неприкосновенность произведения (эти права охраняются бессрочно).
Закон может устанавливать исключения из имущественных прав в отношении, как правило, обнародованных произведений – случаи использования произведений без согласия автора и выплаты вознаграждения или использования произведения без согласия автора, но с выплатой вознаграждения. К первым относятся ситуации, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей в области образования, науки, информации и т. п., нужд органов суда и следствия, обеспечения доступа к культурным ценностям лиц с ограниченными возможностями, а также в офиц. и религ. целях. Вторая группа является по сути компромиссом в тех областях использования, где личный контроль автора за эксплуатацией произведения затруднён или невозможен – частное копирование, передача в эфир или по кабелю, механич. воспроизведение и т. п. Для упорядочения таких ситуаций, использования и сбора причитающегося вознаграждения создаются организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами (первая известная авторская организация – Об-во драматич. авторов и композиторов было создано во Франции в 1777 при непосредственном участии П. Бомарше).
Взаимоотношения автора (правообладателя) с пользователем произведения определяются, как правило, авторским договором. Один вид авторского договора – договор об уступке – предусматривает передачу прав на использование произведения, другой вид – лицензионный договор – предусматривает выдачу разрешения на использование произведения в определённых пределах (с сохранением прав автора). Закон выделяет разновидности лицензии – исключительную, по которой использование в обозначенных пределах разрешается только лицензиату, и неисключительную. Авторский договор считается передающим неисключительные права, если в нём не предусмотрено иное. Договор предполагается возмездным, за некоторыми исключениями (напр., воспроизведение в личных целях), он должен быть заключён в письм. форме.
Особый порядок использования установлен для служебных произведений, к которым отнесены произведения, созданные в порядке выполнения служебной обязанности или служебного задания. Права на такие произведения принадлежат автору, но используются они без заключения авторского договора, при сохранении за автором права на обнародование произведения. Исключительное право их использования принадлежит, как правило, работодателю.
К авторским правам по действующему законодательству примыкают т. н. смежные права – права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания и др.
Международная охрана авторских прав
В 1-й пол. 19 в. мн. страны заключили двусторонние соглашения о взаимной охране А. п., но создание междунар. системы защиты прав творцов связано с появлением Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886). Конвенция не только закрепляла принципы междунар. А. п. (напр., принцип предоставления иностр. авторам национального режима), но и содержала нормы фактически прямого действия, необходимые для включения в нац. законодательство страны-участницы, причём эти нормы не только устанавливали высокий уровень охраны интересов автора, но и были ориентированы на государства континентальной системы права. Это создавало препятствия для полноценного участия стран англосаксонской традиции в междунар. охране авторских прав. Задачу сближения двух подходов к А. п. и создания универсальной системы охраны интересов творцов выполнила Всемирная конвенция об авторском праве (1952), которая установила менее строгие требования для присоединяющихся стран.
Россия также участвует с 1995 в Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного использования (1971). В 1996 был заключён многосторонний Договор по авторскому праву, специально направленный на охрану А. п. в сети Интернет (Россия не участвует).
Главное содержание международно-правовой охраны авторских прав:
а) преодоление территориального характера авторских прав: права автора на художественное или иное произведение, возникшее в одном из участвующих государств, признаются и охраняются на территории др. государств;
б) охрана определённого объёма авторских прав. Авторам охраняемых произведений предоставляется нац. режим, т. е. права, предусмотренные собств. законодательством, и сверх того права, предусмотренные договором. Наибольший объём авторских прав содержит Бернская конвенция;
в) ограничение действия авторских прав во времени. Права автора охраняются в течение всей его жизни и после смерти. Минимальный срок охраны произведения после смерти автора составляет 50 лет, однако во многих странах установлены иные сроки: напр., 25 лет – в Алжире, на Кубе, в Ливии; 30 – в Иране, Никарагуа; 60 – в Бразилии, Испании; 70 – во Франции (в отношении муз. произведений), Германии, Израиле; 75 – в Мексике; 80 – в Колумбии и Гвинее; 99 – в Кот-д’Ивуаре. В некоторых странах установлены особые сроки охраны имущественных прав в определённых ситуациях. Так, в рос. законодательстве особые сроки действуют в отношении произведений, созданных в соавторстве, впервые выпущенных в свет после смерти автора анонимных произведений, а также в случаях, если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно или работал во время Вел. Отеч. войны, или участвовал в ней;
г) установление условий охраны А. п.: охрана либо в силу самого факта создания (опубликования) произведения, без выполнения к.-л. формальностей, либо при условии выполнения определённых действий (напр., регистрация, депонирование экземпляров и пр.). В государствах, где спец. требования к А. п. не установлены, на всех экземплярах произведения помещается т. н. знак охраны (состоящий из трёх элементов: первой буквы слова copyright в окружности ©, имени автора или наименования правообладателя и года первого выпуска произведения в свет), означающий, что любые формальности выполнены.
Авторские права граждан РФ за границей в подавляющем большинстве государств признаются лишь при участии РФ и этих государств в междунар. соглашениях или на началах взаимности. Авторские права иностранцев в РФ определяются внутренним рос. законодательством и междунар. договорами РФ.
В сфере А. п. действуют неск. междунар. организаций, наиболее известными из которых являются Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ЮНЕСКО. Содействие в защите прав рос. авторов, оказание им консультационных услуг и правовой помощи по охране авторских и смежных прав за рубежом может оказывать Рос. авторское общество.
Лит.: Сергеев А. П. Авторское право России. СПб., 1994; он же. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2003; Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции. М., 1998.