Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Прокуратура СССР • Прокурор в советском гражданском процессе — Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Прокуратура. Прокурор — Юридический энциклопедический словарь. 1987
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Прокуратура. Прокурор — Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылки
В. Даль. Толковый словарь. 1978
ПРОКУРОРЪ м. чиновникъ, наблюдающiй по суду, или по губернiи за вѣрнымъ примѣненьемъ и точнымъ исполнениемъ законовъ. Прокурорша, жена его. Прокурорство, должность, званiе это. Прокурорствовать, быть прокуроромъ, или занимать прокурорскую должность. Прокурорская ж. комната, при губернскомъ правленiи, гдѣ занимается прокуроръ.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ПРОКУРАТУРА, орган гос-ва, призванный осуществлять надзор за соблюдением в стране законности и поддерживать в суде обвинение от имени гос-ва. В СССР — орган гос.; власти, построенный по принципу централизации и единоначалия, осуществляющий надзор за соблюдением законности, возбуждающий уголовное преследование и поддерживающий от имени гос-ва обвинение на суде. П. выполняет свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР (ст. 113—117 Конституции СССР).
ПРОКУРОР, должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель гос. обвинения в суде. См. Прокуратура.
Юридический словарь. 1953
ПРОКУРАТУРА СССР — государственный орган высшего надзора за точным исполнением законов в СССР. В качестве части надстройки над социалистическим базисом П. СССР активно участвует в осуществлении функции Советского государства.
Великая Октябрьская социалистическая революция сломала вместе со всей старой гос. машиной и царскую прокуратуру, к-рая являлась одной из реакционнейших сил буржуазного режима в борьбе с революционным движением рабочего класса в царской России. В мае 1922 г. в Советской республике была создана прокуратура, перед к-рой стояла задача обеспечения единой революционной законности во всей Республике Советов.
В. И. Ленин в письме И. В. Сталину «О „двойном" подчинении и законности» решительно высказался за централизацию и независимость прокуратурой (см. Двойное подчинение).
28 мая 1922 г. сессия ВЦИК приняла Положение о прокуратуре. С 1923 г. при Верховном Суде СССР была создана прокуратура, однако последняя осуществляла свои функции только в Верховном Суде СССР и не обладала правом руководства всей системой органов прокуратуры.
20 июня 1933 г. в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной
собственности по Союзу ССР от покушений со стороны противообщественных элементов была создана П. СССР, Положение о к-рой было утверждено ЦИК и СНК СССР 17 декабря 1933 г. (СЗ 1934 г. № 1, ст. ст. 2-а и 2-6). Согласно этому Положению, на П. СССР возлагается: а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР о союзных республик и местных органов власти Конституции СССР, постановлениям и распоряжениям Правительства СССР; б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР; г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ (ныне Министерство внутренних дел), милиции и исправительно-трудовых учреждений; д) общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик.
Однако и после создания П. СССР прокуроры союзных республик нек-рое время продолжали оставаться в системе народных комиссариатов юстиции союзных республик, являясь во многих из них заместителями народных комиссаров юстиции. 20 июля 1936 г. органы прокуратуры в СССР были полностью централизованы, и в систему П. СССР были переданы из системы НКЮ союзных республик все прокурорско-следственные органы.
П. СССР возглавляется Генеральным Прокурором СССР, к-рый, согласно ст. 114 Конституции СССР, назначается Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. На Генерального Прокурора СССР возлагается высший надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, отдельными должностными лица ми, а также гражданами СССР.
Генеральный Прокурор СССР осуществляет этот надзор как непосредственно, так и через аппарат П. СССР, специальных прокуратур, а также через прокуроров союзных и автономных республик, автономных областей, прокуроров краёв, областей, районов и городов. Генеральный Прокурор СССР назначает прокуроров союзных и автономных республик, прокуроров краёв, областей и городов республиканского подчинения сроком на 5 лет и утверждает прокуроров, районов и городов, назначаемых прокурорами союзных республик сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР (ст. 117 Конституции СССР).
Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему органы прокуратуры осуществляют надзор за тем, чтобы ни одно решение министерств и других центральных органов и органов местной власти не расходилось с законом, опротестовывают незаконные акты (и действия) этих органов и должностных лиц перед вышестоящими органами гос. власти и органами гос. управления, привлекают нарушителей закона к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности, наблюдают за законностью расследования преступлений, выступают в суде в качестве гос. обвинителей, опротестовывают незаконные и необоснованные приговоры, решения и определения судов и осуществляют надзор за законностью исполнения этих приговоров, решений и определений.
Возложенный на П. СССР надзор за точным исполнением законов имеет своей задачей укрепление единой социалистической законности на всей территории СССР, охрану социалистического правопорядка и социалистической собственности, защиту от всяких посягательств на политические, трудовые, имущественные и другие права и интересы граждан СССР.
Конституция СССР закрепила (в гл. IХ) эти новые организационные принципы построения органов прокуратуры и чётко записала стоящие перед ними политические задачи высшего надзора за точным исполнением законов.
В состав П. СССР входят: Главная военная прокуратура, Главная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная прокуратура морского и речного флота. Возглавляющие указанные специальные прокуратуры Главный военный прокурор, Главный прокурор железнодорожного транспорта и Главный прокурор морского и речного флота назначаются Генеральным Прокурором СССР.
В соответствии с Положением о классных чинах работников органов прокуратуры, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» («Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. № 39), каждому прокурорско-следственному работнику приказом Генерального Прокурора СССР присваивается классный чин, дающий право на ношение форменной одежды со знаками различия.
ПРОКУРОР В СОВЕТСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ — участвует в тех случаях, когда, по его мнению, этого требует охрана интересов государства и трудящихся.
ГПК предусматривает различные формы участия П. в гражданском процессе. Согласно ст. 2 ГПК прокурор имеет право как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса. В первом случае П. сам возбуждает дело, в связи с чем его обращение в суд должно быть облечено в форму искового заявления и содержать все реквизиты, требуемые ст. 76 ГПК, кроме оплаты гос. пошлины, от к-рой иск П. освобождается. Так же, как истец, П. обязан доказывать те юридические факты, к-рые лежат в основании его исковых требований. П. имеет право возбуждать перед судом всякого рода ходатайства, направленные к выяснению дела и правильному его разрешению; при объяснениях сторон и в заключительных прениях первое слово предоставляется П. как истцу по делу.
Во втором случае, т. е. когда дело возбуждено заинтересованным лицом непосредственно, П. имеет право вступить в дело в любой стадии его разбирательства. В этом случае он также пользуется рядом процессуальных прав: он может знакомиться с делом, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве, задавать вопросы сторонам, свидетелям, экспертам, давать заключения как по отдельным вопросам процесса, так и по существу дела. Инициатива о признании необходимым участия прокурора в процессе может исходить и от суда. В этом случае участие прокурора в гражданском процессе, согласно ст. 12 ГПК, является обязательным, причем процессуальное положение его аналогично тому, когда он самостоятельно вступает в уже начатое (возбужденное) дело. Если суд при предварительной подготовке дела или во время судебного заседания найдут, что в исходе дела может быть заинтересовано государственное учреждение или предприятие, кооперативная или общественная организация, то он обязан известить об этом как заинтересованную организацию, так и П. (ст. ст. 80, 172 ГПК). Решение вопроса о вступлении или невступлении в процесс в этом случае полностью зависит от усмотрения прокурора. П. может участвовать и в стадии исполнения судебного решения: он может получить исполнительный лист и предъявить его судебному исполнителю, возбуждая, таким образом, исполнительное производство, имеет право принести протест на незаконные действия судебного исполнителя в народный суд по месту исполнения решения и т. д.
Прокурор имеет право возбудить и кассационное производство. Если, по его мнению, решение суда является противозаконным или необоснованным, то он имеет право принести кассационный протест з вышестоящий суд, а на частное определение суда — частный протест, независимо от того, принимал ли он участие в рассмотрении дела судом первой инстанции или нет. Участие П. в кассационной инстанции не исчерпывается принесением протеста — он может участвовать в судебном заседании вышестоящего суда и дать устное или письменное заключение, независимо от того, подан ли кассационный протест прокуратурой или это кассационная жалоба стороны, неудовлетворенной судебным решением. Наконец, закон предоставляет П. ряд процессуальных прав и после того, как решение суда вступило в законную силу. Генеральный П. СССР и П. союзной республики имеют право затребовать дело в порядке надзора, приостановить исполнение решения, внести в Верховный Суд СССР и в Верховный суд союзной республики протест в порядке надзора, а также участвовать. в судебно-надзорной инстанции при пересмотре дела в порядке надзора и давать заключение независимо or того, принесён ли надзорный протест прокурором или Председателем Верховного Суда СССР или союзной республики. Таким образом, формы участия прокурора в гражданском процессе различны, но независимо от этого, а также от того, в какой судебной инстанции принимает участие прокурор, он всегда выступает как представитель государства, стоящий на страже закона, охраняя интересы Советского государства и трудящихся масс.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ПРОКУРАТУРА CCCP, орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, гос. комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и орг-циями, исполнит. и распорядит. органами местных Советов, колхозами, кооп. и иными обществ. opr-циями, должностными лицами, а также гражданами. На П. СССР возложено также привлечение к уголок. ответственности за совершение преступления; надзор за законностью в деятельности органов дознания и следствия, исправительно-трудовых учреждений, за законностью суд. приговоров и решений. Система П. СССР возглавляется Ген. прокурором СССР, включает, помимо центр. аппарата, Гл. воен. прокуратуру и ее органы; прокуратуру союзных и авт. республик, краев, областей, авт. областей, авт. округов, городов и районов, межрайонные прокуратуры. Прокурорам и следователям П. СССР присваиваются специальные звания (классные чины).
ПРОКУРОР, в СССР должностное лицо органов прокуратуры. Осуществляет в суде функции государственного обвинителя. См. также Прокуратура СССР.
Юридический энциклопедический словарь. 1987
ПРОКУРАТУРА (от лат. рrocuro — забочусь, обеспечиваю, предотвращаю), в СССР система органов, осуществляющих высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми мин-вами, ведомствами, гос. комитетами, предприятиями, учреждениями и о рг-циями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов, колхозами, коои. и иными общественными орг-циями, должностными лицами, а также гражданами. Деятельность П. направлена на всемерное укрепление социалистич. законности и правопорядка и имеет своей задачей охрану от всяких посягательств закреплённого Конституцией СССР общественного строя СССР, его политич. и экономич. систем; социально-экономич., политич. и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов гос. предприятий, учреждений и орг-ций, колхозов, кооп. и иных общественных орг-ций.
Органы П. составляют единую и централизов. систему — Прокуратуру СССР, возглавляемую Гeнеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. В соответствии с Конституцией СССР (ст. 164) органы П. осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов. подчиняясь только Генеральному прокурору СССР. Организация, порядок деятельности органов П. и полномочия прокуроров определяются Конституцией СССР, Законом о Прокуратуре СССР 1979 («Ведомости Верховного Совета СССР», 1979, № 49, ст. 843) и др. законодат. актами Союза ССР.
Система органов П. состоит из П. Союза ССР, П. союзных и авт. республик, краёв, областей, и авт. областей, авт. округов, районных, городских П. В систему органов П. входят также военные прокуратуры, транспортные и др. П., приравненные к П. областей, районным или городским П.
Прокуратура Союза ССР возглавляется Генеральным прокурором СССР. Генеральный прокурор СССР имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых Президиумом Верх. Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР. В П. Союза ССР образуется коллегия в составе Генерального прокурора СССР (председатель); его первого заместителя и заместителей по должности, др. руководящих работников Л. Состав коллегии утверждается Президиумом Верх. Совета СССР по представлению Генерального прокурора СССР. В П. Союза ССР имеются гл. управления, управления и отделы. В составе П. Союза ССР образуется Главная военная П. Начальниками и зам. начальников гл. управлений, управлений и отделов являются старшие помощники и помощники Генерального прокурора СССР, к-рый их назначает и освобождает от должности. Генеральный прокурор СССР имеет также помощников по особым поручениям. В гл. управлениях, управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры.
При Генеральном прокуроре СССР, прокурорах союзных республик, Главном военном прокуроре состоят старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам, в П. Союза ССР, П. союзных республик могут быть также старшие следователи; в П. авт. республик, краёв, областей, городов, авт. областей имеются следователи по особо важным делам и старшие следователи; в П. авт. округов, районных и городских П.— старших следователи и следователи.
Положения о структурных подразделениях И. Союза ССР утверждает Генеральный прокурор СССР.
П. союзных и авт. республик, краев, областей, городов, авт. областей и авт. округов, районные и городские П. имеют аналогичную структуру.
Работникам органов П. присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Положение о классных чинах работников органов прокуратуры утверждено Президиумом Верх. Совета СССР («Ведомости Верховного Совета СССР», 1980, № 45, ст. 950).
Советская прокуратура, под ред. А. М. Рекункова, М., 1982.
О. И. Тёмушкин.
ПРОКУРОР, в СССР должностное лицо органов прокуратуры, наделённое в соответствии с Конституцией СССР (ст. 164) полномочиями по осуществлению высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми мин-вами, гос. комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и орг-циями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов нар. депутатов, колхозами, кооп. и иными обществ. орг-циями, должностными лицами, а также гражданами. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия П. определяются Конституцией СССР, Законом о Прокуратуре СССР («Ведомости Верховного Совета СССР», 1979, № 49, ст. 843) и др. законодательными актами Союза ССР и союзных республик.
В УП К союзных республик (напр., УПК РСФСР, ст. 34) наименование П. означает (если нет особых указаний): Генеральный прокурор СССР, П. союзных и авт. республик, краёв, областей, авт. областей и авт. округов, городов, р-нов, их заместители. помощники, П. отделов и управлений прокуратур, военные П., транспортные П.
Генеральный прокурор СССР назначается Верх. Советом СССР, П. союзных и авт. республик, краёв, областей и авт. областей назначаются Генеральным прокурором СССР; П. авт. округов, районные и городские П. назначаются П. союзных республик и утверждается Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий П.— пять лет. П. назначаются граждане СССР не моложе 25 лет, имеющие высшее юридич. образование и обладающие необходимыми политич., деловыми и моральными качествами. П. подлежат аттестации, порядок к-рой определяется Генеральным прокурором СССР. Все П. при осуществлении своих полномочий подчинены Генеральному прокурору СССР.
П. обязаны в установленном законом порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, roc. и обществ. орг-ций и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и opr-ций.
Осуществляя общий надзор, П. в пределах своей компетенции: истребует для проверки соответствия закону приказы, инструкции и иные акты, издаваемые мин-вами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, исполнительными и распорядительными органами Советов, колхозами, кооп. и иными обществ. орг-циями и должностными лицами; требует от руководителей необходимые документы, материалы, статистич. и иные сведения, проведения проверок и ревизий; проверяет законность адм. задержания граждан; вызывает должностных лиц и граждан и требует от них объяснений по поводу нарушения закона; опротестовывает незаконные акты (см. Протест); привлекает нарушителей к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство или производство об адм. правонарушении, передаёт материалы общественным орг-циям для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает о недопустимости нарушения закона; принимает меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причинённого нарушением закона; вносит представления в гос. органы, общественные орг-ции и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварит. следствия, П. в пределах своей компетенции: требует для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершённых преступлениях, ходе дознания, предварит. следствия и установления лиц, совершивших преступления; отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание; даёт письменные указания о расследование преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации
преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; участвует в производстве дознания и предварит. следствия; санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и её выемку, отстранение обвиняемого от должности и др.; продлевает сроки расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; возвращает уголовные дела для производства дополнит. расследования; отстраняет следователей и лиц, ведущих дознание, от ведения следствия, если ими допущены нарушения закона; возбуждает уголовные дела пли отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; утверждает обвинительные заключения (постановления), направляет уголовные дела в суд.
Осуществляя надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, П. в пределах своей компитенции; участвует в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел по первой инстанции, в кассационной и надзорном порядке, даёт заключения по вопросам, возникающим при рассмотрение дел; предъявляет иски и подаёт заявления в суд, даёт заключения по существу дела в целом по гражд. делам; поддерживает перед судом гос. обвинение по уголовным делам; опротестовывает незаконные решения, приговоры и определения (постановления) суда; проверяет законность обращения к исполнению решений, приговоров, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя; принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений суда по гражд. делам и возобновлению уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
П. осуществляет также надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварит. заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
ПРОКУРАТУ´РА, -ы, ж. 1. Государственный орган для надзора за соблюдением законов и законности и привлечения к суду нарушителей. Дело передано в прокуратуру. 2. собир. Работники прокурорского надзора.
ПРОКУРО´Р, -а, м. 1. Лицо, осуществляющее государственный надзор за точным исполнением законов. Районный п. 2. Государственный обвинитель на суде. || прил. прокурорский, -ая, -ое. П. надзор.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — Москва, 2015. — С. 578. Электронная версия
ПРОКУРАТУ́РА (от лат. procuro – заботиться, обеспечивать), в РФ единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Рос. Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства П. осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнит. власти, представит. (законодат.) и исполнит. органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами воен. управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления обществ. контроля за обеспечением прав человека в местах принудит. содержания, органами управления и руководителями коммерч. и некоммерч. организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварит. следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудит. характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу; уголовное преследование; координацию деятельности правоохранит. органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об адм. правонарушениях и проведение адм. расследования; принимает участие в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения судебные.
Систему П. РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, П. субъектов Федерации, приравненные к ним воен. и др. специализир. П., научные и образоват. организации, редакции печатных изданий, а также П. городов и районов, др. территориальные, воен. и иные специализир. П. Создание и деятельность на территории РФ органов, не входящих в единую систему П. РФ, не допускаются. Систему органов П. возглавляет Генеральный прокурор РФ.
Гос. структуры, осуществляющие от имени государства надзор за исполнением законов, уголовное преследование и выполняющие иные функции П., созданы во всех странах мира.
Большая российская энциклопедия. Том 27. — Москва, 2015. — С. 578. Электронная версия
ПРОКУРО́Р (от лат. procuro – заботиться, обеспечивать), должностное лицо органов прокуратуры, один из участников процессуальной деятельности.
В уголовном процессе П. – должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварит. следствия. В ходе судебного производства по уголовному делу П. поддерживает гос. обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
В гражданском процессе П. вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Рос. Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом П. пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. П. вступает в процесс и даёт заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, и др.
В арбитражном процессе П. вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов гос. власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономич. деятельности; с иском о признании сделок недействительными или о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершённых органами гос. власти РФ и её субъектов, органами местного самоуправления; с иском об истребовании гос. и муниципального имущества из чужого незаконного владения. П., обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности истца.
Воздействие в к.-л. форме со стороны любых лиц и органов на П. с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в к.-л. форме его деятельности влечёт за собой установленную законом ответственность.
Ссылки
- epp.genproc.gov.ru — Генеральная прокуратура РФ
- Прокуратура Ленинградской области
- Прокуратура — Википедия
- Прокурор — Википедия