Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Юридический словарь. 1953
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Юридический энциклопедический словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылки
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 716
ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган гос. управления, осуществляющий непосредств. руководство внутр. и внешней политикой гос-ва, деятельностью мин-ств и иных органов управления. Правительством СССР является Совет Министров СССР — высший исполнит. и распорядит. орган сов. власти.
Юридический словарь. — М.: ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 480—481
ПРАВИТЕЛЬСТВО — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. П. (кабинет, совет министров и т. п.) представляет собой орган, состоящий из руководителей центральных ведомств государственного управления (министров, статс-секретарей, председателей департаментов) во главе с председателем (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер); в президентских республиках главой правительств является президент (см.).
П. СССР является Совет Министров СССР (см.) — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР; H. союзных и автономных республик — Советы Министров республик (см.) — высшие исполнительные и распорядительные органы государственной власти республик. В Советском государстве подлинно народное П., образуемое демократическим путём — высшим представительным органом народа — Верховным Советом (см. Верховный Совет СССР, Верховный Совет республики), к-рому оно подотчётно во всей своей деятельности. П. СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании его палат; П. союзных и автономных республик — Вер.ровными Советами союзных и автономных республик. В период между сессиями Верховного Совета СССР П. СССР ответственно перед Президиумом Верховного Совета СССР (см.), к-рому подотчётно. Аналогична ответственность и подотчётность П. союзных и автономных республик. Порядок образования П. СССР, его состав и полномочия определяются Конституцией СССР (ст.ст. 31, 49, 56, 64—71, 73). Порядок образования, состав и полномочия П. союзных и автономных республик определяются Конституцией СССР (ст.ст. 63, 79—83, 93) и конституциями республик.
Советское правительство — П. государства нового исторического типа — социалистического государства (cм.), в осуществлении функций к-рого П. принадлежит важная роль. Первое Советское П. было образовано II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. (см. Совет Народных Комиссаров). В декрете II съезда «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» было сказано: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной Съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т. е. Совету Народных Комиссаров» (СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 1). Первым председателем Советского П. был В. И. Ленин. В состав первого Советского П. Входил И. В. Сталин в качестве председателя (народного комиссара) по делам национальностей. После роспуска контрреволюционного Учредительного собрания слово «Временное» было исключено из наименования Советского П. III Всероссийским съездом Советов.
Подлинно демократические принципы организации и деятельности Советского П., установленные декретом II Всероссийского съезда Советов, получили своё развитие в первой Советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 г., в Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г. (см. Советская Конституция).
Деятельностью Советского П., как и всех государственных органов СССР, руководит Коммунистическая партия — руководящая и направляющая сила в жизни советского общества, пользующаяся доверием и поддержкой всего советского народа.
В народно-демократических государствах (см.) П. являются также подлинно народными органами. Они ответственны перед высшими органами государственной власти, к-рые их образуют.
П. буржуазных государств являются главным орудием диктатуры монополистического капитала. Через буржуазные П. монополии осуществляют руководство всем подчинённым им государственным аппаратом.
В буржуазных т. н. «парламентарных» странах П. формируется лидером партийного большинства парламента (см.) по поручению главы государства. Лидер партии или парламентской коалиции, сформировав П., представляет его состав парламенту и выступает перед депутатами с программным заявлением о политике своего П. Парламент выражает либо вотум доверия, либо вотум недоверия. В первом случае состав П. и его программа считаются одобренными, и П. приступает к своей деятельности; в последнем — продолжается правительственный кризис, т. е. такое положение когда одно П. ушло в отставку, а другое ещё не сформировано. Правительственные кризисы свидетельствуют o слабости реакционной буржуазии, о росте противоречий и разброде в её рядах, что является одним из результатов усиливающейся борьбы трудящихся масс за демократические права и свободы. Во Франции, напр., после окончания второй мировой войны было сформировано более 2О П.
В буржуазных странах, кроме президентских республик, формально действует институт парламентского контроля над деятельностью П. (см. Парламентаризм), однако по существу не парламенты контролируют П., а П. направляют и контролируют деятельность парламентов. Действительный контроль над П. осуществляют монополии, к-рые непосредственно взяли в свои руки рычаги управления буржуазным государством. Для периода империализма характерно то, что часто сами монополисты занимают важнейшие посты в П. Так, в кабинете президента США Эйзенхауэра, сформированном в январе 1953 г., из девяти министерских портфелей 8 находятся в руках миллионеров.
Выражением слабости и реакционности монополистической буржуазии является то, что П. в капиталистических странах не только управляют, но и законодательствуют как через парламент, так и помимо него. В этих странах широкое распространение получило т. н. делегированное законодательство, т. е. законодательство П. в силу уступки ему парламентами своих законодательных полномочий.
Буржуазные П. представляют собой комитеты по заведованию делами монополистической буржуазии и служат в её руках орудием ограбления и эксплуатации большинства населения буржуазных стран, орудием систематического ограбления колониальных и зависимых стран, орудием милитаризации экономики. Буржуазный государственный аппарат во главе с П., находящийся в руках монополий, представляет собой главное орудие, с помощью к-рого они препятствуют закону обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил проложить себе дорогу и тем самым сохраняют до поры до времени исторически изживший себя буржуазный экономический строй (см. Буржуазное государство).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980
ПРАВИТЕЛЬСТВО, высш. орган исполнит. власти. Обычно возглавляет премьер-мин. (канцлер, пред. совета или кабинета мин.), в нек-рых странах глава гос-ва. В СССР П.— Совет Министров СССР — высш. исполнит. и распорядит. орган гос. власти.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986
ПРАВИ´ТЕЛЬСТВО, -а, ср. Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти в стране. Советское п. || прил. правительственный, -ая, -ое. Правительственные учреждения.
ПРАВИ´ТЕЛЬ, -я, м. 1. Лицо, к-рое правит страной, государством (книжн). 2. То же, что управляющий (устар.). П. канцелярии. || ж. правительница, -ы (к 1 знач.).
ПРА´ВИТЬ 1, -влю, -вишь; несов., кем-чем. 1. Руководить, управлять, обладать властью. П. государством. 2. Направлять чье-н. движение. П. лошадью, экипажем. || сущ. правление, -я, ср. (к 1 знач.). Форма правления.
Юридический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1987
ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший исполнительный орган гос-ва. 1) В бурж. странах П., именуемые иногда советом или кабинетом министров, возглавляются либо президентом — в президентских республиках, либо премьер-министром — в паpламентарных республиках и монархиях (см. Глава государства). П. может быть однопартийным или коалиционным. Порядок формирования П. также зависит от формы правления. В парламентарных странах оно формируется по поручению главы гос-ва лидером партии (при коалиционном П.— одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента, в президентских республиках — президентом, причем Каждый из назначаемых им членов П. должен быть утверждён парламентом (обычно верхней палатой). Члены П. (министры, министры без портфеля, гoc. министры, гос. секретари и т. д.) руководят конкретными центр. ведомствами гос. управления, в парламентарных странах они обязательно должны быть членами парламента; в президентских же республиках, а также в полупрезидентских (во Франции в соответствии с Конституцией 1958) действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В парламентарных странах П. несёт коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатных парламентах — перед нижней палатой). Это означает, что в случае утраты парламентского большинства (напр., при расколе правительств. коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительств. кризиса, заканчивающегося сформированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных гoc-вах существуют центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций).
П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создаёт более узкую коллегию (кабинет — в Великобритании, Индии и др. странах). П. может создавать из своего состава вспомогательные правительств. комитеты. Решения П. либо носят характер политич. директив, либо оформляются в виде нормативных актов или законопроектов (обычно разрабатываются отд. министерствами), к-рые затем вносятся в парламент. Теоретические П. бурж. исполнит. власти и юридически ответственно перед парламентом. Фактически же, как правило, вся полнота власти находится в руках П. и его главы (т. н. система «министериализма», пришедшая на смену парламентаризма). П. формирует и осуществляет внутр. и внешнюю политику и оказывает решающее влияние на законодат. деятельность парламента. В совр. эпоху П. играет роль гл. орудия осуществления диктатуры монополистич. капитала.
2) Б социалистов. roc-вах П. образуется высшим представительным органом гос. власти, перед к-рым оно несет ответственность и к-рому подотчетно. П. Социалистич. стран выступают как высшие исполнит. и распорядит. органы гoc. власти, порядок их образования, состав и компетенция определены Конституциями или конституц. законами. См. также Совет Министров в СССР.
ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР, см. в ст. Совет Министров в СССР.
ПРАВИТЕЛЬСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия
ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший коллегиальный орган исполнительной власти. П. осуществляет общее управление делами государства, в т. ч. формирует внешнеполитич. курс и осуществляет внешнюю политику; обеспечивает комфортную среду функционирования национальной экономики, реализацию прав и свобод граждан, национальную безопасность и общественный порядок, формирует и поддерживает эффективность гос. аппарата (управленческих структур).
В зарубежных странах
статус и порядок формирования П. определяется формой правления. При парламентарной форме правления П. – коллегиальный носитель исполнительной власти, наиболее важные решения оно может принимать только совместно. В таких странах П. формируется на парламентской основе: члены парламента могут входить в состав П., программа П. и кандидатура главы П. (или весь его состав) должны получить одобрение нижней палаты (в Италии – обеих палат) парламента. В одних странах (Греция, Италия, Канада) глава государства сразу назначает премьер-министром лидера политич. партии, победившей на выборах, в других (Германия, Испания, Япония) за кандидатуру премьер-министра должен вначале проголосовать парламент, а затем это решение оформляется актом главы государства. Состав П. формируется премьер-министром и оформляется актом главы государства. П. находится у власти до тех пор, пока ему доверяет парламент, и слагает свои полномочия после парламентских выборов. В президентской республике П. как коллегиальный орган отсутствует (соответственно отсутствует и должность премьер-министра, а также возможность выражения недоверия П.), глава государства единолично осуществляет исполнит. власть и формирует свою администрацию. В некоторых государствах (США, Эквадор) назначению министров должно предшествовать их формальное одобрение верхней палатой парламента. При данной форме правления действует жёсткий принцип несовместимости должностей: министры не могут быть членами парламента. В смешанных республиках П., как правило, слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом, однако существуют нац. особенности в формировании его состава. Так, во Франции глава государства назначает премьер-министра, однако он должен исходить из расстановки сил в Нац. собрании. Если партия президента располагает большинством в нижней палате, то фактически глава государства определяет кандидатуры наиболее важных министров и П. действует под руководством главы государства. Если партия президента не имеет большинства в нижней палате парламента, глава государства не может влиять на состав П., он лишь оформляет собств. актом решения премьер-министра – лидера партии, победившей на парламентских выборах. Такое П. работает под рук. премьер-министра, опираясь на парламентское большинство, а президент лишь формально сохраняет значимые полномочия в сфере исполнит. власти. Во Франции члены П. не могут быть членами парламента, но правомочны занимать выборные должности в рамках местного и регионального самоуправления. В некоторых странах предусматриваются особые требования для кандидатов в члены П.: гражданство по рождению (Финляндия, Мексика), возрастной ценз (Бразилия, Азербайджан), принадлежность к определённой конфессии (в Норвегии более половины министров должны исповедовать гос. религию), проф. ценз (Япония – только гражд. лица), этнич. принадлежность (в Швейцарии из семи членов П. четыре должны быть немецкоязычными, два – франкоязычными, один – италоязычным). С точки зрения структуры различают континентальную и британскую модель П. Первая предполагает, что в состав П. входят все руководители министерств и ведомств. Вторая исходит из того, что в качестве П. рассматривают только членов кабинета, которыми являются руководители наиболее важных министерств и ведомств. В рамках П. обычно различают министров, стоящих во главе министерства, и министров без портфеля, курирующих определённые вопросы. В зависимости от того, в каком качестве – личном или представителя партии – входят министры в состав П., различают партийные и беспартийные П. При парламентарной и смешанной форме правления возможно создание не только однопартийных, но и коалиционных П., в состав которых входят представители нескольких партий. Коалиционные П. могут располагать большинством в палате парламента (П. большинства) или не иметь большинства и находиться у власти благодаря поддержке партий, не входящих в его состав (П. меньшинства). При парламентарной форме правления П. несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом: П. в целом и отдельные его члены обязаны объяснять и обосновывать свои действия перед палатой парламента, а также должны уйти в отставку, если парламент проголосует за это. Концепция коллективной ответственности предполагает связанность членов П. программой и коллегиальными решениями П., недопустимость высказываний, расходящихся с офиц. политикой П., коллективную отставку в случае выражения недоверия П. или его главе, а также в случае смерти главы П. В ряде стран (Греция, Италия, Словакия) парламент может отказать в доверии и отд. министру. Традиционная концепция индивидуальной ответственности министра предполагает, что последний несёт ответственность за все акты и действия служащих своего министерства, однако его отставка допустима в случае личной вины при условии достаточно мощного воздействия СМИ и политич. партий.
В России
В России Правительство РФ — федеральный орган гос. власти, возглавляющий единую систему исполнит. власти. В состав П. входят председатель и члены П. (заместители председателя и федеральные министры). Председатель определяет осн. направления деятельности П. и организует его работу. П. формируется после президентских выборов. Глава государства назначает председателя П. с согласия Гос. думы, а членов П. – по предложению его председателя. В состав П. могут входить граждане РФ, не имеющие гражданства иностр. государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностр. государстве. Члены П. не могут быть членами парламента. П. разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечению обороны страны, гос. безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и обществ. порядка, борьбе с преступностью и т. д. П. издаёт постановления и распоряжения. П. обеспечивает единство системы исполнит. власти в РФ, распределяет полномочия между федеральными органами исполнит. власти, руководит их работой и контролирует их деятельность. Для осуществления своих полномочий П. может создавать территориальные органы и назначать должностных лиц, формировать федеральные целевые программы и обеспечивать их реализацию. По соглашению с органами исполнит. власти субъектов РФ П. может передавать им часть своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему соответствующими органами. П. может отменять акты федеральных органов исполнит. власти или приостанавливать их действие. Глава государства может председательствовать на заседании П., отменять постановления и распоряжения, отправлять П. в отставку. Глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнит. власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутр. дел, юстиции, иностр. дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны президенту по вопросам, отнесённым к его полномочиям. По представлению председателя П. глава государства определяет структуру федеральных органов исполнит. власти, назначает на должности и отстраняет от должности членов П. Председатель П. систематически информирует президента о работе правительства. Гос. дума рассматривает представленную президентом кандидатуру председателя П., ежегодно заслушивает отчёт о деятельности П. Последнее обладает правом законодат. инициативы. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые из федерального бюджета, вносятся в палату только при наличии заключения П. Председатель П. может поставить вопрос о доверии перед Гос. думой, палата может также выразить недоверие П. по собств. инициативе большинством голосов от общего числа депутатов. П. слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Оно может также уйти в отставку по собств. инициативе или по инициативе президента. Если Гос. дума выразит недоверие П., глава государства вправе объявить о его отставке или не согласиться с решением палаты. Вместе с тем президент должен объявить об отставке П. или распустить Гос. думу, если Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие правительству.
Лит.: Правительство Российской Федерации / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2005; Правительство в зарубежных странах. М., 2009.
Ссылки
- government.ru — Правительство России, официальный сайт
- Правительство Российской Федерации — Википедия
Приложение
Движение вперёд. Игорь Кийко