ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

Энциклопедический Словарь : в 3 т. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 2, с. 484


НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, реакц. течение в бурж. философии эпохи империализма (Дж. Джентиле, Р. Кронер и др.). Неогегельянцы используют наиболее реакц. положения идеалистич. философии Г. Гегеля (национализм, апология войн, учение о государстве и др.) в целях оправдания агрессивной политики империалистич. буржуазии и борьбы против диалектич. материализма.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4, М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 298—299


НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — одно из буржуазных философских направлений XIX—XX вв. Неогегельянство основывает свои положения на использовании реакционных сторон философии Гегеля (см.). Неогегельянцы критикуют объективно-идеалистическую систему Гегеля с позиций субъективного идеализма, а гегелевскую диалектику превращают в субъективную, отбрасывая её «рациональное зерно» — идею развития. Неогегельянцы — ярые враги диалектического материализма, в политике — реакционеры, защитники теорий, прикрывающих и защищающих прямую диктатуру империалистической буржуазии и эксплуатацию трудящихся, буржуазный национализм и шовинизм. Неогегельянство возникло одновременно с империализмом как одно из выражений политической буржуазной реакции в эпоху империализма. Своего развития неогегельянство достигло в годы после первой мировой империалистической войны.

Неогегельянство восприняло основные положения «Философия природы» и «Философия права» Гегеля, в которых консервативная сторона философии Гегеля получила наибольшее выражение. Особое значение неогегельянство придаёт созданию «учений», доказывающих, что, чем больше человек познаёт бога, тем он свободнее; что нации, государство (буржуазное) — вечная целостность, а человек как часть их всецело подчинён им, растворён в них всем; что основное содержание истории человечества — борьба наций, а не классов. Диалектика, по взгляду неогегельянца Рихарда Кровера, имеет место только в духе и носит иррациональный характер. Итальянский неогегельянец Джентиле развивал субъективно-идеалистическую теорию: существует только активно действующий субъект; история есть продукт свободного творчества духа; в мире нет объективно действующих законов, активный субъект диктует законы миру. Философия Джентиле — «актуализм», реакционная идеология империалиста, активно выступающего против объективной исторической необходимости. Социал-реформист Зигфрид Марк соединял неогегельянство с неокантианством (см.), создавая «критическую диалектику». Он боролся против диалектического учения Гегеля о самодвижении как результате борьбы противоречий. В своём сочинении, направленном против марксизма, он пытался доказать, что материализм не может быть соединён с диалектикой. Артур Либерт проповедовал «трагическую» диалектику. Диалектика, по Либерту, отражает неуничтожимость антагонизма, вечность противоречия между действительностью и «долженствованием». Либерт выразил упадочническую идеологию современной буржуазии, не видящей выхода из общего кризиса капитализма. Неогегельянство тесно связано с фашизмом (см.). Опираясь на неогегельянство, фашизм стремился «теоретически» обосновать свои человеконенавистнические идеи.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 887


НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, разнородное течение идеалистич. философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., для к-рого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. Гегеля. В центре Н.— проблемы философии истории и культуры, гос-ва, права; диалектич. метод истолковывался как электич. синтез различий, «примирение» противоположностей, в духе иррационализма. Для Н. характерны как бурж.-либеральные тенденции (особенно в англ. и амер. Н.), так и консервативные, смыкавшиеся в итал. и нем. Н. с идеологией фашизма. Представители: Дж. Стирлинг, Э. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт, Р. Коллингвуд (Великобритания), Г. Болланд (Нидерланды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), В. Дильтей, Р. Кронер (Германия), И. А. Ильин (Россия), Ж. Валь, А. Кожев (Франция). Междунар. «Гегелевский союз» (1930), конгрессы: 1930 (Гаага), 1931 (Берлин), 1934 (Рим). Как самостоятельное течение распалось в середине 1930-х гг.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 315


НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — идеалистическое философское направление, возникло в Англии и США во второй половине 19 в. как реакция на естественно-исторический материализм и позитивизм, для защиты религии и спекулятивной философии (Г. Х. Грин, Ф. Г. Брэдли, Дж. Ройс, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.). В конце 19 — начале 20 в. Н. приняло антимарксистскую направленность, распространилось в Италии (Кроче, Джентиле), России (И. А. Ильин и др.), Нидерландах (Г. Болланд). Накануне 1-й мировой войны и после нее выдвинулось нем. Н. (Г. Глокнер, Р. Кронер, Т. Литт). После 2-й мировой войны Н. распространяется во Франции, во мн. сливаясь с экзистенциализмом (Ж. Валь, Ипполит, А. Кожев). Для Н. характерны отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. Проблему противоречия неогегельянцы решают по-разному: от "примирения" противоречий до до отрицания возможности разрешения их вообще ("трагическая диалектика" А. Либерта). В социологии нек-рые представители Н. использовали реакционные стороны гегелевской философии духа для "обоснования" политики империалистического государства (Б. Бозанкет), а затем и фашистского корпоративного государства, как средства примирения классов в об-ве. В 1930 был создан центр Н.— "Международный гегелевский союз", ныне несуществующий. Созданные в последние годы многочисленные гегелевские об-ва разной идеологической ориентации не являются центрами Н. в собственном смысле слова.

 

 

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


НЕОГЕГЕЛЬЯ́НСТВО, раз­но­род­ное фи­лос. те­че­ние кон. 19 – 1-й пол 20 вв., стре­мив­шее­ся к соз­да­нию мо­ни­стич. ми­ро­воз­зре­ния на ос­но­ве об­нов­лён­ной ин­тер­пре­та­ции уче­ния Г. В. Ф. Ге­ге­ля. По­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ита­лии, Ни­дер­лан­дах, Фран­ции.

В Гер­ма­нии толч­ком к «воз­ро­ж­де­нию ге­гель­ян­ст­ва» (В. Вин­дель­банд, 1910) по­слу­жи­ли ра­бо­ты К. Фи­ше­ра (1897) и В. Диль­тея (1906), по­свя­щён­ные твор­че­ст­ву Ге­ге­ля, а так­же пуб­ли­ка­ции его ран­них «тео­ло­ги­че­ских со­чи­не­ний» Г. Но­лем (1907). В цен­тре нем. Н. – во­про­сы фи­ло­со­фии ис­то­рии, фи­ло­со­фии куль­ту­ры, го­су­дар­ст­ва и пра­ва, ох­ва­ты­ваю­щие про­бле­ма­ти­ку ге­ге­лев­ско­го «объ­ек­тив­но­го ду­ха», ко­то­рая не­ред­ко ис­тол­ко­вы­ва­лась в рус­ле идей фи­ло­со­фии жиз­ни (Г. Лас­сон, Г. Глок­нер, Р. Кро­нер, Т. Хе­ринг, Т. Литт и др.).

За пре­де­ла­ми Гер­ма­нии фор­ми­ро­ва­ние Н. бы­ло тес­но свя­за­но с про­цес­сом ре­цеп­ции нем. клас­сич. идеа­лиз­ма во­об­ще, аде­к­ват­ным за­вер­ше­ни­ем ко­то­ро­го счи­та­лась фи­ло­со­фия Ге­ге­ля.

В Ве­ли­ко­бри­та­нии Н. во мно­гом оп­ре­де­ли­ло твор­че­ст­во пред­ста­ви­те­лей аб­со­лют­но­го идеа­лиз­ма (Т. Грин, Э. Керд, Ф. Брэд­ли, Б. Бо­зан­кет, Дж. Э. Мак-Таг­гарт и др.), ста­нов­ле­нию ко­то­ро­го по­ло­жил на­ча­ло Дж. Х. Стир­линг («Се­к­рет Ге­ге­ля», 1865). В по­ле­ми­ке с идея­ми брит. эм­пи­риз­ма и по­зи­ти­виз­ма (в т. ч. с эти­кой ути­ли­та­риз­ма) фор­ми­ро­ва­лись разл. вер­сии Аб­со­лю­та как все­ох­ва­ты­ваю­ще­го опы­та це­ло­ст­ной сверх­лич­ной ре­аль­но­сти, вне­вре­мен­ной пол­но­ты бы­тия и со­вер­шен­ст­ва (Брэд­ли), уни­вер­саль­ной гар­мо­нии со­от­но­ся­щих­ся ме­ж­ду со­бой не­по­вто­ри­мых лич­но­стей (Мак-Таг­гарт), уко­ре­нён­ных, со­глас­но теи­стич. кон­цеп­ции амер. фи­ло­со­фа Дж. Рой­са, в аб­со­лют­ной лич­но­сти Бо­га. Кри­ти­ка тра­диц. фор­маль­ной ло­ги­ки со­про­во­ж­да­лась об­ра­ще­ни­ем к мо­ди­фи­ци­ро­ван­но­му диа­лек­тич. ме­то­ду (прин­цип «то­ж­де­ст­ва в раз­ли­чии» Кер­да и Бо­зан­ке­та и др.).

В от­тал­ки­ва­нии от не­апо­ли­тан­ско­го ге­гель­ян­ст­ва (Б. Спа­вен­та и др.) и в про­ти­во­стоя­нии иде­ям по­зи­ти­виз­ма и мар­ксиз­ма про­ис­хо­ди­ло пе­ре­ос­мыс­ле­ние ге­ге­лев­ской «фи­ло­со­фии ду­ха» в кон­цеп­ци­ях круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей Н. в Ита­лии – Б. Кро­че и Дж. Джен­ти­ле. Кро­че, опи­ра­ясь на ис­то­ризм Ге­ге­ля и от­кло­няя его «пан­ло­гизм» («Жи­вое и мёрт­вое в фи­ло­со­фии Ге­ге­ля», 1907), в сво­ей «эти­ко-по­ли­ти­че­ской» фи­ло­со­фии ис­то­рии рас­смат­ри­вал сво­бод­ное «нрав­ст­вен­ное» под­чи­не­ние ин­ди­ви­да «все­об­ще­му» как твор­че­ское на­ча­ло и цель ис­то­рич. про­цес­са. Джен­ти­ле в пред­при­ня­той им «ре­фор­ме ге­ге­лев­ской диа­лек­ти­ки» (1913) по­ста­вил в центр сво­его «ак­ту­аль­но­го идеа­лиз­ма» твор­че­скую мысль («чис­тый акт») ре­аль­но­го субъ­ек­та – «транс­цен­ден­таль­но­го Я» (свое­об­раз­ный ана­лог дея­тель­но­го ак­та са­мо­соз­на­ния Я у И. Г. Фих­те).

Ос­но­во­по­лож­ни­ком Н. в Ни­дер­лан­дах и его круп­ней­шим пред­ста­ви­те­лем был Г. Бол­ланд, из­да­тель и ком­мен­та­тор со­чи­не­ний Ге­ге­ля (осо­бен­но его «фи­ло­со­фии ре­ли­гии»), рас­смат­ри­вав­ший ге­ге­лев­скую ло­ги­ку как за­вер­ше­ние кан­тов­ской кри­ти­ки ра­зу­ма («Чис­тый ра­зум и его дей­ст­ви­тель­ность», 1904).

В Рос­сии И. А. Иль­ин в об­ра­ще­нии к фи­ло­со­фии Ге­ге­ля ви­дел путь к соз­да­нию «со­дер­жа­тель­но­го ме­та­фи­зич. ми­ро­воз­зре­ния». При этом он ха­рак­те­ри­зо­вал ге­ге­лев­ское уче­ние как сис­те­ма­тич. рас­кры­тие ре­лиг. опы­та пан­те­из­ма.

Во Фран­ции Н., по­лу­чив­шее рас­про­стра­не­ние в 1930–40-х гг., яви­лось од­ним из идей­ных ис­точ­ни­ков эк­зи­стен­циа­лиз­ма (Ж. П. Сартр, Ж. Ип­по­лит и др.). Об­ра­ще­ние к «Фе­но­ме­но­ло­гии ду­ха» Ге­ге­ля оп­ре­де­ли­ло фи­лос.-ан­тро­по­ло­гич. про­бле­ма­ти­ку соч. Ж. Ва­ля «Не­сча­стье соз­на­ния в фи­ло­со­фии Ге­ге­ля» (1929) и лек­ций А. Ко­же­ва в Сор­бон­не в 1933–39, по­лу­чив­ших ши­ро­кую из­вест­ность (диа­лек­ти­ка «гос­под­ства» и «раб­ст­ва» в про­цес­се борь­бы за «при­зна­ние» и др.).

В 1930 был ос­но­ван Ме­ж­ду­нар. ге­ге­лев­ский со­юз, ко­то­рый про­вёл ге­ге­лев­ские кон­грес­сы в Гаа­ге (1930), Бер­ли­не (1931) и Ри­ме (1934).

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024