Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 484
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, реакц. течение в бурж. философии эпохи империализма (Дж. Джентиле, Р. Кронер и др.). Неогегельянцы используют наиболее реакц. положения идеалистич. философии Г. Гегеля (национализм, апология войн, учение о государстве и др.) в целях оправдания агрессивной политики империалистич. буржуазии и борьбы против диалектич. материализма.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4, М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 298—299
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — одно из буржуазных философских направлений XIX—XX вв. Неогегельянство основывает свои положения на использовании реакционных сторон философии Гегеля (см.). Неогегельянцы критикуют объективно-идеалистическую систему Гегеля с позиций субъективного идеализма, а гегелевскую диалектику превращают в субъективную, отбрасывая её «рациональное зерно» — идею развития. Неогегельянцы — ярые враги диалектического материализма, в политике — реакционеры, защитники теорий, прикрывающих и защищающих прямую диктатуру империалистической буржуазии и эксплуатацию трудящихся, буржуазный национализм и шовинизм. Неогегельянство возникло одновременно с империализмом как одно из выражений политической буржуазной реакции в эпоху империализма. Своего развития неогегельянство достигло в годы после первой мировой империалистической войны.
Неогегельянство восприняло основные положения «Философия природы» и «Философия права» Гегеля, в которых консервативная сторона философии Гегеля получила наибольшее выражение. Особое значение неогегельянство придаёт созданию «учений», доказывающих, что, чем больше человек познаёт бога, тем он свободнее; что нации, государство (буржуазное) — вечная целостность, а человек как часть их всецело подчинён им, растворён в них всем; что основное содержание истории человечества — борьба наций, а не классов. Диалектика, по взгляду неогегельянца Рихарда Кровера, имеет место только в духе и носит иррациональный характер. Итальянский неогегельянец Джентиле развивал субъективно-идеалистическую теорию: существует только активно действующий субъект; история есть продукт свободного творчества духа; в мире нет объективно действующих законов, активный субъект диктует законы миру. Философия Джентиле — «актуализм», реакционная идеология империалиста, активно выступающего против объективной исторической необходимости. Социал-реформист Зигфрид Марк соединял неогегельянство с неокантианством (см.), создавая «критическую диалектику». Он боролся против диалектического учения Гегеля о самодвижении как результате борьбы противоречий. В своём сочинении, направленном против марксизма, он пытался доказать, что материализм не может быть соединён с диалектикой. Артур Либерт проповедовал «трагическую» диалектику. Диалектика, по Либерту, отражает неуничтожимость антагонизма, вечность противоречия между действительностью и «долженствованием». Либерт выразил упадочническую идеологию современной буржуазии, не видящей выхода из общего кризиса капитализма. Неогегельянство тесно связано с фашизмом (см.). Опираясь на неогегельянство, фашизм стремился «теоретически» обосновать свои человеконенавистнические идеи.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 887
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО, разнородное течение идеалистич. философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., для к-рого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г. Гегеля. В центре Н.— проблемы философии истории и культуры, гос-ва, права; диалектич. метод истолковывался как электич. синтез различий, «примирение» противоположностей, в духе иррационализма. Для Н. характерны как бурж.-либеральные тенденции (особенно в англ. и амер. Н.), так и консервативные, смыкавшиеся в итал. и нем. Н. с идеологией фашизма. Представители: Дж. Стирлинг, Э. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт, Р. Коллингвуд (Великобритания), Г. Болланд (Нидерланды), Б. Кроче, Дж. Джентиле (Италия), В. Дильтей, Р. Кронер (Германия), И. А. Ильин (Россия), Ж. Валь, А. Кожев (Франция). Междунар. «Гегелевский союз» (1930), конгрессы: 1930 (Гаага), 1931 (Берлин), 1934 (Рим). Как самостоятельное течение распалось в середине 1930-х гг.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5, М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 315
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО — идеалистическое философское направление, возникло в Англии и США во второй половине 19 в. как реакция на естественно-исторический материализм и позитивизм, для защиты религии и спекулятивной философии (Г. Х. Грин, Ф. Г. Брэдли, Дж. Ройс, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.). В конце 19 — начале 20 в. Н. приняло антимарксистскую направленность, распространилось в Италии (Кроче, Джентиле), России (И. А. Ильин и др.), Нидерландах (Г. Болланд). Накануне 1-й мировой войны и после нее выдвинулось нем. Н. (Г. Глокнер, Р. Кронер, Т. Литт). После 2-й мировой войны Н. распространяется во Франции, во мн. сливаясь с экзистенциализмом (Ж. Валь, Ипполит, А. Кожев). Для Н. характерны отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. Проблему противоречия неогегельянцы решают по-разному: от "примирения" противоречий до до отрицания возможности разрешения их вообще ("трагическая диалектика" А. Либерта). В социологии нек-рые представители Н. использовали реакционные стороны гегелевской философии духа для "обоснования" политики империалистического государства (Б. Бозанкет), а затем и фашистского корпоративного государства, как средства примирения классов в об-ве. В 1930 был создан центр Н.— "Международный гегелевский союз", ныне несуществующий. Созданные в последние годы многочисленные гегелевские об-ва разной идеологической ориентации не являются центрами Н. в собственном смысле слова.
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия
НЕОГЕГЕЛЬЯ́НСТВО, разнородное филос. течение кон. 19 – 1-й пол 20 вв., стремившееся к созданию монистич. мировоззрения на основе обновлённой интерпретации учения Г. В. Ф. Гегеля. Получило распространение в Германии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Франции.
В Германии толчком к «возрождению гегельянства» (В. Виндельбанд, 1910) послужили работы К. Фишера (1897) и В. Дильтея (1906), посвящённые творчеству Гегеля, а также публикации его ранних «теологических сочинений» Г. Нолем (1907). В центре нем. Н. – вопросы философии истории, философии культуры, государства и права, охватывающие проблематику гегелевского «объективного духа», которая нередко истолковывалась в русле идей философии жизни (Г. Лассон, Г. Глокнер, Р. Кронер, Т. Херинг, Т. Литт и др.).
За пределами Германии формирование Н. было тесно связано с процессом рецепции нем. классич. идеализма вообще, адекватным завершением которого считалась философия Гегеля.
В Великобритании Н. во многом определило творчество представителей абсолютного идеализма (Т. Грин, Э. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Э. Мак-Таггарт и др.), становлению которого положил начало Дж. Х. Стирлинг («Секрет Гегеля», 1865). В полемике с идеями брит. эмпиризма и позитивизма (в т. ч. с этикой утилитаризма) формировались разл. версии Абсолюта как всеохватывающего опыта целостной сверхличной реальности, вневременной полноты бытия и совершенства (Брэдли), универсальной гармонии соотносящихся между собой неповторимых личностей (Мак-Таггарт), укоренённых, согласно теистич. концепции амер. философа Дж. Ройса, в абсолютной личности Бога. Критика традиц. формальной логики сопровождалась обращением к модифицированному диалектич. методу (принцип «тождества в различии» Керда и Бозанкета и др.).
В отталкивании от неаполитанского гегельянства (Б. Спавента и др.) и в противостоянии идеям позитивизма и марксизма происходило переосмысление гегелевской «философии духа» в концепциях крупнейших представителей Н. в Италии – Б. Кроче и Дж. Джентиле. Кроче, опираясь на историзм Гегеля и отклоняя его «панлогизм» («Живое и мёртвое в философии Гегеля», 1907), в своей «этико-политической» философии истории рассматривал свободное «нравственное» подчинение индивида «всеобщему» как творческое начало и цель историч. процесса. Джентиле в предпринятой им «реформе гегелевской диалектики» (1913) поставил в центр своего «актуального идеализма» творческую мысль («чистый акт») реального субъекта – «трансцендентального Я» (своеобразный аналог деятельного акта самосознания Я у И. Г. Фихте).
Основоположником Н. в Нидерландах и его крупнейшим представителем был Г. Болланд, издатель и комментатор сочинений Гегеля (особенно его «философии религии»), рассматривавший гегелевскую логику как завершение кантовской критики разума («Чистый разум и его действительность», 1904).
В России И. А. Ильин в обращении к философии Гегеля видел путь к созданию «содержательного метафизич. мировоззрения». При этом он характеризовал гегелевское учение как систематич. раскрытие религ. опыта пантеизма.
Во Франции Н., получившее распространение в 1930–40-х гг., явилось одним из идейных источников экзистенциализма (Ж. П. Сартр, Ж. Ипполит и др.). Обращение к «Феноменологии духа» Гегеля определило филос.-антропологич. проблематику соч. Ж. Валя «Несчастье сознания в философии Гегеля» (1929) и лекций А. Кожева в Сорбонне в 1933–39, получивших широкую известность (диалектика «господства» и «рабства» в процессе борьбы за «признание» и др.).
В 1930 был основан Междунар. гегелевский союз, который провёл гегелевские конгрессы в Гааге (1930), Берлине (1931) и Риме (1934).