МОНАСТЫРИ, основная форма организации христианского (православного и католического) и буддистского монашества, представляющая собой общины монахов или монахинь, объединённые единым уставом. Первые христианские М. возникли в 4—5 вв. в Римской империи. В процессе развития феодализма М. превратились в крупнейших феодальных землевладельцев, эксплуатирующих труд крестьян, в центры развития религиозной идеологии. В раннее средневековье М. сыграли известную роль в развитии феод. культуры. М. выступали союзниками папства в его реакц. политике. Победа Реформации в 16 в. привела к закрытию католич. М. в нек-рых странах Зап. Европы.
М. в России возникли с распространением христианства в 10—11 вв. М. сыграли важную роль в укрелении феодальных отношении в России, осуществляли колонизацию новых земель, являлись крупными оборонительными центрами. В царской России М. были очагами борьбы против революционной идеологии и атеизма. В СССР декретом 23 янв. 1918 церковь была отделена от государства, а имущество М. превращено в народное достояние. Ныне в СССР существует незначит. количество М.
Католич. М. в капиталистич. странах используются Ватиканом как очаги реакции и мракобесия в борьбе против сторонников мира и демократии. В европейских странах народной демократии М. как крупные земельные собственники ликвидированы.
МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ, тип средневековых школ для мальчиков. Организовывались при мужских монастырях для подготовки духовенства; отдельно обучались приходившие со стороны дети купцов и других состоятельных родителей. В М. ш. господствовали догматизм в преподавании, суровая дисциплина, аскетизм.
МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion — келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (муж. М.) или монахинь (жен. М.), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — будд. М. (сер. 1 го тыс. до н. э. в Индии). Первые христ. М. возникли как поселения отшельников (3—4 вв. в Египте). В период феодализма М.— крупные феод. землевладельцы. В раннее средневековье М. способствовали распространению грамотности, книжного дела, позднее стали гл. центрами борьбы против науч. мысли и передовых идей. В России крупнейшие М. назывались лаврами. В нач. 1970-х rr., по офиц. данным, в мире было 25 тыс. муж. и жен. католич. М. В СССР существует ок. 20 муж. и жен. М. (1976) — чисто религ. организаций.
В Индии и Китае распространены пещерные будд. М., в Китае, Японии, Югo-Вост. Азии — ансамбли дерев. храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — строго регулярные комплексы ламаистских М. Первые христ. М. Сев, Африки и Бл. Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает ср.-век. европ. католич. М., более свободная живописная планировка присуща правосл. М. Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским М.
МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России крепостные, принадлежавшие монастырям. В сер. 18 в. св. 900 тыс. душ муж. пола. После секуляризации образовали категорию экон. крестьян.
МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ, центр. гос. учреждение в России в 1650—1725. Ведал адм.-финанс. и судебными вопросами церк. управления.
МОНАСТЫ´РЬ, -я, м.1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.2. Церковь и жилые помещения такой общины. ♦ Подвести под монастырь кого (прост.) — подвести под неприятность, наказание или посадить в тюрьму. || прил. монастырский, -ая, -ое.