ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 414


МОНАСТЫРИ, основная форма организации христианского (православного и католического) и буддистского монашества, представляющая собой общины монахов или монахинь, объединённые единым уставом. Первые христианские М. возникли в 4—5 вв. в Римской империи. В процессе развития феодализма М. превратились в крупнейших феодальных землевладельцев, эксплуатирующих труд крестьян, в центры развития религиозной идеологии. В раннее средневековье М. сыграли известную роль в развитии феод. культуры. М. выступали союзниками папства в его реакц. политике. Победа Реформации в 16 в. привела к закрытию католич. М. в нек-рых странах Зап. Европы.

М. в России возникли с распространением христианства в 10—11 вв. М. сыграли важную роль в укрелении феодальных отношении в России, осуществляли колонизацию новых земель, являлись крупными оборонительными центрами. В царской России М. были очагами борьбы против революционной идеологии и атеизма. В СССР декретом 23 янв. 1918 церковь была отделена от государства, а имущество М. превращено в народное достояние. Ныне в СССР существует незначит. количество М.

Католич. М. в капиталистич. странах используются Ватиканом как очаги реакции и мракобесия в борьбе против сторонников мира и демократии. В европейских странах народной демократии М. как крупные земельные собственники ликвидированы.

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ, тип средневековых школ для мальчиков. Организовывались при мужских монастырях для подготовки духовенства; отдельно обучались приходившие со стороны дети купцов и других состоятельных родителей. В М. ш. господствовали догматизм в преподавании, суровая дисциплина, аскетизм.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 835


МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion — келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (муж. М.) или монахинь (жен. М.), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — будд. М. (сер. 1 го тыс. до н. э. в Индии). Первые христ. М. возникли как поселения отшельников (3—4 вв. в Египте). В период феодализма М.— крупные феод. землевладельцы. В раннее средневековье М. способствовали распространению грамотности, книжного дела, позднее стали гл. центрами борьбы против науч. мысли и передовых идей. В России крупнейшие М. назывались лаврами. В нач. 1970-х rr., по офиц. данным, в мире было 25 тыс. муж. и жен. католич. М. В СССР существует ок. 20 муж. и жен. М. (1976) — чисто религ. организаций.

В Индии и Китае распространены пещерные будд. М., в Китае, Японии, Югo-Вост. Азии — ансамбли дерев. храмов-павильонов, в Тибете, Монголии — строго регулярные комплексы ламаистских М. Первые христ. М. Сев, Африки и Бл. Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает ср.-век. европ. католич. М., более свободная живописная планировка присуща правосл. М. Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским М.

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России крепостные, принадлежавшие монастырям. В сер. 18 в. св. 900 тыс. душ муж. пола. После секуляризации образовали категорию экон. крестьян.

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ, центр. гос. учреждение в России в 1650—1725. Ведал адм.-финанс. и судебными вопросами церк. управления.

 

 

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 2.  Москва, 1978. — С. 344


МОНАСТЫРЬ м. обитель, общежитiе братiй и сестеръ, монаховъ, монахинь, иноковъ, монашествующихъ, принявшихъ монашество, монашескiй обедъ. || Ярсл. монастыремъ зовутъ и кладбище, а раскольничьи кладбища въ Москвѣ, на дѣлѣ, монастыри. || Мск. церковный дворъ, погостъ, церковная земля со строениями, съ домами попа и причта. Онъ живетъ на монастырѣ, на црквн. дворѣ. Монахъ, отрекшiйся отъ свѣтскихъ суетъ, постриженникъ во ангельскiй образъ, мнихъ, инокъ, чернецъ, приписанный къ монастырю. Католическое монашество образуетъ ордена, братства. Рясофорный монахъ, послушникъ въ рясѣ и клобукѣ, только безъ мантiи. Есть монастыри воспитательные, какъ нпр. нашъ Смольный. || Монахъ шелкопрядъ, сумеречникъ, котораго гусеница поѣдаетъ лѣсъ. || Въ подкопномъ дѣлѣ, монахъ, кусокъ трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южн. зап. монашка ж. инокиня, черница. || Монашка также бабочка монахъ. Чернѣй монаха не будешь. И чертъ подъ старость въ монахи пошелъ. Не всякъ монахъ, на комъ клобукъ. Его же и монахи прiемлютъ, вино. Хватился монахъ, когда смерть въ головахъ. Чертъ монаху не попутчикъ, монахъ его проведетъ. Монахъ (или монахиня) на свадьбѣ, зловѣщъ для молодыхъ. Подвести дѣда подъ монастырь (убить короля). Пошла бы въ монастырь, да много холостыхъ (жаль ихъ). У него расходъ Кирилова монастыря, а приходъ — рѣпной пустыни. Идти подъ стукаловъ монастырь (солдатск. подъ крепость, на сраженье). Пойду въ монастырь, гдѣ много холостыхъ. У него домъ, что монастырь, обилiе. Монастырь докуку любитъ (т. е. просьбы и приношенiя). Въ чужой монастырь со своимъ уставомъ не ходи. Монаховъ, монахининъ, —шенкинъ, —шкинъ, имъ принадлежащiй, —шескiй, къ нимъ относящс.; —стырскiй, къ монастырю относящiйся. По монастырской ковригѣ за щеку мечетъ. Монашекъ м. угольная курильная свѣча. Монастырекъ. —рецъ, умл. —рища, увл. —ришка, презрт. —рище ср. остатки, развалины, городище монастыря. Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырникъ м. —ница ж. —щикъ, —щица, служитель, служка, или обычный посѣтитель монастырей. Монастырщина ж. монастырская жизнь, обычай; || владѣнья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожiй. Монашить или —ся, подражать въ чемъ монахамъ для вида, ханжить, прикидываться святымъ.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 309


МОНАСТЫ´РЬ, -я, м. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Церковь и жилые помещения такой общины. ♦ Подвести под монастырь кого (прост.) — подвести под неприятность, наказание или посадить в тюрьму. || прил. монастырский, -ая, -ое.

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024