ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 565


БУДДА, наименование божества в буддизме.

БУДДИЗМ, одна из трёх наиболее распространённых (наряду с христианством и исламом) религий. Б. возник в Индии в сер. 1-го тысячелетия до н. э. Рабовладельческая знать широко насаждала Б. с его проповедью пассивности и примирения с действительностью. Буддийский догмат о посмертном перевоплощении, согласно к-рому раб якобы может перевоплотиться в раджу, при условии совершения им «добрых», угодных эксплуататорам дел в земной жизни, а также достигнуть полного блаженства — нирваны, имел целью отвлечь угнетённых от борьбы с эксплуататорами. В период образования крупных рабовладельческих государств в Индии Б. широко поддерживался правителями династии Маурья. В раннее средневековье Б. был вытеснен из Индии индуизмом. Б. получил распространение на Цейлоне, в Бирме, Сиаме, Китае, Японии, Монголии (в последней, как и в Тибете, он принял форму ламаизма), играя большую роль в идеологич. порабощении трудящихся. В ходе национально-освободительной борьбы народов Востока за независимость, мир, свободу и демократию Б. всё более теряет своё влияние среди трудящихся. В ходе развития Б. в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д. Отрешённость от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность мировоззрения Б.

 

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 176—177


БУДДА (санскр., букв. — просветлённый), 1) имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623—544 до н. э.), происходившему, по преданию, из царск. рода племени шакьев в Сев. Индии (одно из имён Б.— Шакья-Муни, «отшельник из шакьев». 2) В религии буддизма существо, достигшее состояние высшего совершенства (просветления).

БУДДИЗМ, одна из трёх (наряду с христ-вом и исламом) мировая религия. Возник в Др. Индии в 6—5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Осн. направления: хинаяна и махаяна. Расцвет Б. в Индии 5 в. до н. э.— нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внеш. форм религ. жизни (в т. ч. ритуализма). В центре Б.— учение о «4 благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и пути к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одноврем. некая космич. реальность: страдание — состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внеш. миром и одноврем. прекращение выполнения дхарм. Б. отрицает потусторонность освобождения; в Б. нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определ. набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высш. существа.

 

 

Ссылки


Большая российская энциклопедия

  • БУ́ДДА — в буддизме: 1) человек, испытавший опыт религ. просветления; 2) со­вер­шен­ное су­ще­ст­во
  •  БУ́ДДА ШАКЬЯМУ́НИ — Бхагаван, Татхагата, Сидд­харт­ха Гау­та­ма, ос­но­ва­тель буд­диз­ма
  • БУДДИЗМ — европейское обозначение древнейшей мировой религии, возникшей в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э.
  • БУДДИЗМ
  • БУДДИ́СТСКИЕ ШКО́ЛЫ — институт духовного образования в буддизме

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024