ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Ссылки

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 27—28


«Вещь в себе» и «вещь для нас».— Понятие «вещь в себе» в философии Канта означает то, что существует независимо от сознания, но абсолютно непознаваемо и не может стать «вещью для нас», т. е. быть познанным; мы не можем иметь никакого понятия о том, каковы «вещи в себе». По учению диалектического материализма, непознаваемых «вещей в себе» не существует. Есть только различие между тем, что еще не познано («вещь в себе»). Вещь в себе означает вещь в том виде, в каком она существует сама по себе, т. е. независимо от человеческого сознания. Когда же вещь в себе познается нами, она становиться вещью для нас. «На деле каждый человек миллионы раз наблюдал простое и очевидное превращение «вещи в себе» в явление, «вещь для нас». Это превращение и есть познание» (Ленин). Естественный каучук — сок растений — был вещью в себе, пока химия не научилась использовать этот каучук для нужд промышленности, превратив его таким образом из непознанной вещи в себе в вещь для нас. С развитием науки и техники непознанных вещей в себе остается все меньше.

 

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 298—299


«ВЕЩЬ В СЕБЕ», термин, применявшийся нем. философом И. Кантом для обозначения его антинаучного идеалистич. положения о непознаваемости мира. Марксистско-ленинская философия, в противоположность идеализму, не ставит никаких границ человеческому познанию и считает, что нет непознаваемых «вещей в себе», а есть вещи, еще не познанные на данной ступени историч. развития. Познаваемость вещей, т. е. превращение «вещей в себе» в «вещи для нас», доказывается всей общественно-историч. практикой человечества.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 75


«ВЕЩЬ В СЕБЕ» И «ВЕЩЬ ДЛЯ НАС»— понятия, впервые введённые в философию Кантом (см.). «Вещь в себе», по Канту, означает вещь, которая хотя и существует независимо от сознания, но абсолютно непознаваема и не может стать «вещью для нас», т. е. познанной. С точки зрения Канта, мы не можем иметь никакого понятия о том, каковы «вещи в себе». Кант вырывал пропасть между «вещами в себе» и явлениями. Человеческое познание, по Канту, имеет дело только с явлениями, т. е. с субъективными представлениями, ощущениями; проникнуть же в «вещи в себя» в конце концов также превращается в пустой символ.Это учение реакционно, так как оно сознательно преследует цель примирить науку с религией. Из него исходили и исходят ныне многие идеалистические течения.

По учению диалектического материализма, непознаваемых «вещей в себе» нет. Есть только различие между тем, что уже познано («вещь для нас»), и тем, что ещё не познано («вещь в себе»), но будет раскрыто и познано силами науки и практики. Когда «вещь в себе» познаётся нами, она становиться уже «вещью для нас». Естественный каучук — сок растений — был «вещью в себе», пока химия не научилась использовать этот каучук для нужд промышленности и путём химического синтеза воссоздать его, превратив его таким образом в «вещь для нас». С развитием науки и техники становиться всё больше познанных вещей. Атомная энергия также до поры до времени была «вещью в себе». Но современная наука познала атомную энергию и открыла способ её производства. Тем самым атомная энергия перестала быть «вещью в себе» и стала «вещью для нас». Решающим условием познания «вещей в себе», превращения их в «вещи для нас» является практика.

 

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 219


«ВЕЩЬ В СЕБЕ» (нем. Ding an sich), филос. понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе») в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из центр. понятий «Критики чистого разума» И. Канта.

 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 65


"ВЕЩЬ В СЕБЕ" И "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" — философские термины, означающие: первый — вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего познания; второй — вещи как они раскрываются человеком в процессе познания. Эти термины особое значение приобрели в 18 в. в связи с отрицанием возможности познания "вещей в себе". Высказанное еще Локком, это положение подробно обосновано Кантом, утверждавшим, что мы имеем дело только с явлением, полностью оторванным от "вещи в себе". У Канта "вещь в себе" означает также сверхприродные, непознаваемые, недоступные опыту сущности: бог, свобода воли и т. д. Диалектический материализм, исходя из принципиальной познаваемости мира, рассматривает познание как процесс превращения "вещи в себе" в "вещь для нас" на основе практики (Познание, Теория и практика).

 

 

Большая российская энциклопедия


«Вещь в себе́» (нем. Ding an sich; также «вещь сама по себе», Ding an sich selbst), одно из центральных понятий философии И. Канта, означающее вещь со стороны тех её свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий (притом что они вполне могут зависеть от условий божественного созерцания). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024