ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

 Юридический словарь. — М.: ГОСЮРИЗДАТ, 1953. — С. 516—517


ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА — преступления против международного мира, нарушения законов и обычаев войны и преступления против человечности.

Правовым основанием для признания того или иного действия преступным в сфере международных отношений являются не уголовные законы отдельных государств, а международные соглашения, общепризнанные принципы и обычаи международного права (см. Источники международного права, Международный договор, Международное публичное право). Согласно принципам современного международного права, закреплённым специальными международными соглашениями [Московская декларация от 2 ноября 1943 г., решения Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г., специальные международные соглашения об учреждении международных военных трибуналов (см.) для суда над главными немецкими и японскими военными преступниками второй мировой войны, Уставы международных военных трибуналов и т. д.], подготовка и ведение агрессивных войн, нарушение законов и обычаев войны и совершение ряда других бесчеловечных действий признаны П. п. ч., а лица, виновные в их совершении,— военными преступниками.

Понятие, виды и составы П. п. ч. наиболее точно определены и разработаны в Уставах международных военных трибуналов. Устав международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, точно так же как и Устав международного военного трибунала для Дальнего Востока, «не является произвольным осуществлением власти со стороны победивших народов, но... является выражением международного права, которое уже существовало ко времени его создания, и в этом смысле является сам вкладом в международное право» («Нюрнбергский процесс», 1951, т. 2, стр. 451), Согласно Уставам международных военных трибуналов, к П. п. ч. относятся:

1. Преступления против международного мира — планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий.

2. Военные преступления — нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийство заложников (см.); ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.

3. Преступления против человечности — убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершённые в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Международного трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Государства, совершившие П. п. ч., несут морально-политическую и материальную ответственность, а физические лица — индивидуальную уголовную ответственность (см. Ответственность государства, Военные преступники).

Совершение П. п. ч. характерно для агрессивных империалистических государств, так как агрессивные государства не могут существовать без насилий и грабежей, без войн и кровопролития.

Тяжкие П. п. ч. были совершены империалистами воюющих государств в первую мировую войну. Однако главные виновники этой войны — империалисты остались безнаказанными. Поэтому вполне естественно, что инициатива запрещения агрессивной войны и других кровавых злодеяний империалистов и борьба за признание их преступлениями, влекущими ответственность как для самого государства, так и для отдельных лиц, не могли исходить от империалистических правительств. Эта инициатива могла исходить только от социалистического государства, к-рому чужды по самой его природе как агрессивные войны, так и какие-либо другие П. п. ч. Как носитель новой, более высокой общественной системы Советское государство в своей внешней политике отражает чаяния не только своего народа, но и всего передового человечества, к-рое стремится к длительному миру и не может быть заинтересовано в войне, являющейся порождением противоречий капитализма.

Возникшее в результате Великой Октябрьской социалистической революции в России Советское социалистическое государство в первом же своём внешнеполитической акте — Декрете о мире (см.) выступило против империалистической войны, за немедленное заключение справедливого демократического мира. Продолжение же империалистической войны во имя осуществления захватнических устремлений империалистов Советское правительство объявляло величайшим преступлением против человечества.

Под давлением народных масс, возмущённых преступным характером первой мировой войны и бесчеловечными способами её ведения, и благодаря последовательной и настойчивой борьбе Советского государства империалистические правительства вынуждены были ещё до второй мировой войны пойти на заключение международных соглашений, запретивших агрессивную войну и варварские способы и приемы ведения войн (см. Законы и обычаи войны, Женевский протокол 1925 г., Келлога — Бриана пакт).

Однако ни воля народов всех стран к миру, ни нормы международного права не удержали империалистов от подготовки и развязывания второй мировой войны, принесшей неисчислимые страдания народам и огромные прибыли империалистам.

Подготовив и развязав истребительную агрессивную войну против свободолюбивых народов мира в целях лишения их независимости и превращения в своих рабов, германские и японские империалисты совершили тяжкие международные преступления.

Решающая роль Советского Союза в деле победы над агрессивными государствами во второй мировой войне и рост политической активности народов в капиталистических странах вынудили империалистов США и других капиталистических государств согласиться на организацию специальных международных трибуналов для суда над главными немецкими и японскими военными преступниками. Немецкие и японские военные преступники предстали перед судом народов и были наказаны. В лице этих военных преступников миролюбивые народы мира осудили также и «преступные учреждения и организации, ими созданные, человеконенавистнические „теории" и „идеи", ими распространяемые в целях осуществления... преступлений против мира и человечества» («Нюрнбергский процесс», 1952, т. 1, стр. 244).

Решающее влияние на формирование и закрепление в международном праве принципов ответственности за агрессию и другие П. п. ч. в период второй мировой войны принадлежит Советскому Союзу.

В период Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское Правительство развернули перед всем прогрессивным человечеством программу борьбы с фашистскими разбойниками, совершившими тягчайшие П. п. ч., указав, что гитлеровские преступники должны понести самую суровую ответственность за их преступления.

В докладе о 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции И. В. Сталин выдвинул в качестве одной из первоочередных задач послевоенной организации мира необходимость «...принять меры к тому, чтобы все фашистские преступники, виновники нынешней войны в страданий народов, в какой бы стране они ни cкрывались, понесли суровое наказание и возмездие за все совершённые ими злодеяния» («О Великой Отечественной войне Советского Союза», 1951, стр. 125).

Разработка вопросов о преступности агрессивной войны в других П. п. ч. и ответственности за них содержится в Декларации Правительства СССР от 4 декабря 1941 г., в нотах Народного комиссара иностранных дел СССР от 25 ноября 1941 г. и 27 апреля 1942 г., в заявлении Советского правительства от 14 октября 1942 г. и других внешнеполитических актах Советского государства.

Совершенно иную позицию заняли империалистические государства в отношении запрещения агрессии и других П. п. ч. Почти сразу же после окончания второй мировой войны они отказались от согласованного курса политики, проводившегося союзниками военного времени и закреплённого в постановлениях Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций держав.

В полном противоречии с волей своих народов сохранить и упрочить международный мир империалисты США и других капиталистических государств целым рядом своих действий обострили международную обстановку и вызвали напряжение в между. народных отношениях. Эти действия выразились в организации военных союзов, исключающих возможность участия в них СССР и стран народной демократии и направленных против них, как напр., Северо-Атлантический блок, Западный союз и т. д.; в участии в таких незаконных договорах, как Боннский, Парижский и Сан-Францисский сговоры империалистов; в создании вокруг СССР и стран народной демократии цепи военно-морских и военно-воздушных баз и т. д. Наконец, эти действия нашли своё выражение в развязывании США агрессивной войны против корейского народа, грубейшем нарушении законов и обычаев войны американскими вооружёнными силами.

В противоположность внешней политике империалистических государств Правительство Советского Союза проводит политику сохранения и упрочения мира, политику борьбы против международных преступлений. «Мы,— говорит товарищ Маленков,— верные слуги народа, а народ хочет мира, ненавидит войну. Да будет священным для всех нас желание народа не допустить пролития крови миллионов людей и обеспечить мирное строительство счастливой жизни!

В области внешней политики наша главная забота состоит в том, чтобы не допустить новой войны, жить в мире со всеми странами. Коммунистическая партия Советского Союза, Советское правительство считают, что самой правильной, необходимой и справедливой внешней политикой является политика мира между всеми народами, основанная на взаимном доверии, действенная, опирающаяся на факты и подтверждаемая фактами. Правительства должны верно служить своим народам, а народы жаждут мира, проклинают войну. Преступными явятся те правительства, которые захотят обмануть народы, пойдут против священного желания народов сохранить мир и не допустить новой кровавой бойни».

Претворяя в жизнь глубоко народную миролюбивую внешнюю политику, Советское государство выступает в послевоенный период совместно с другими странами демократического лагеря инициатором ряда важнейших международных мероприятий по упрочению и обеспечению мира и предотвращению П. п. ч. Так, СССР выступил инициатором заключения Пакта Мира (см.) и немедленного прекращения военных действий в Корее, запрещения атомного оружия и пропаганды войны (см.); принял активное участие в разработке и принятии конвенции о запрещении геноцида (см.) и Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны (см.). На 5-й, 6-й и 7-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз выступил с предложением об определении агрессии. Отражая желание народов и отвечая на призыв Второго Всемирного Конгресса сторонников мира, Верховный Совет СССР 12 марта 1951 г. принял «Закон о защите мира» (см.), объявляющий пропаганду войны тягчайшим преступлением против человечества.

Законы о защите мира приняты также и в других миролюбивых демократических странах, к-рые вместе с Советским Союзом отстаивают дело мира и демократии.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024