ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Идеологiя метафизическая философiя, понимаемая какъ ученiе объ идеяхъ. См. Destutt de Tracy, «Elements d'ideologie» (1801—15). Къ этому направленiю примыкаетъ школа Кузена. Слово И. въ этомъ значенiи не сохранилось въ философской терминологiи. Болѣе употребительно (особенно во Францiи) другое значенiе, введенное Наполеономъ I, который называлъ идеологами всѣхъ техъ, которые на какихъ-нибудь принцiпиальныхъ основанiяхъ противились практическимъ требованiямъ текущей политики.   Вc. С.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — ОГИЗ • Государственное издательство политической литературы. 1939


Идеологияформа общественного сознания, совокупность определенных взглядов, идей, понятий, представлений. Формами идеологии являются политические взгляды, наука, мораль, искусство, религия и т. д. Все идеологии являются отражением общественного бытия. В классовом обществе идеология является классовой. Она выражает m защищает интересы борющихся классов. В буржуазном обществе «вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет, ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда вне-классовой или над-классовой идеологии» (Ленин). Идеология играет огромную роль в общественной жизни, в истории общества. Возникая как отражение условий материальной жизни общества и интересов определенных классов, идеология оказывает со своей стороны активное воздействие на развитие общества. Передовая идеология служит интересам революционных сил общества. Идеология рабочего класса есть марксизм-ленинизм. Марксизм-ленинизм является величайшей идейной силой коммунистической партии и рабочего класса в революционном, социалистическом преобразовании общества. Современная буржуазная идеология, напротив, является реакционной силой. Она служит интересам буржуазии в ее борьбе с рабочим классом, с социализмом. Отказ от науки, идеализм, поповщина и мракобесие, проповедь шовинизма и расизма — вce это неотъемлемые черты современной буржуазной идеологии. Победа рабочего класса и торжество социализма уничтожают почву, питающую буржуазную идеологию. Устранение влияния буржуазной идеологии на людей приходит не само собой, не самотеком, а в жестокой идейной борьбе с ней.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ИДЕОЛОГИЯ, система политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных, философских взглядов. В классово-антагонистич. обществе, разделённом на непримиримо враждебные классы, И. всегда носит классовый характер, всегда выражает и защищает интересы того или иного класса: при этом господствующей И. является И. господствующего класса. Обусловленная в конечном счёте потребностями развития материальной жизни общества, входя в состав общественной надстройки и обслуживая экономич. базис, И. в свою очередь оказывает активное воздействие на развитие общества. Новые общественные идеи и теории, овладев массами, становятся серьёзнейшей силой, облегчающей продвижение общества вперёд,— они мобилизуют и организуют массы на свержение отживающих сил общества; напротив, старые идеи и теории, выражающие интересы отживающих сил общества, тормозят развитие общества, препятствуют его продвижению вперёд. В современном мире борются две основные И.: социалистическая и буржуазная. Неотъемлемые черты современной бурж. И.— это отказ от науки, идеализм, поповщина и мракобесие, проповедь шовинизма и расизма, пропаганда космополитизма. Пролетарская, социалистическая И., основанная на идеях марксизма-ленинизма, есть И. мира и творческого, созидательного труда, патриотизма и пролетарского интернационализма, дружбы народов и революционного, коммунистического преобразования общества. В советском социалистическом обществе нет классовой базы для господства бурж. И.. Здесь господствует социалистическая идеология, нерушимую основу которой составляет марксизм-ленинизм. Но в советском обществе еще сохранились остатки бурж. И., пережитки . частнособственнической психологии и морали. Коммунистическая партия ведёт решительную борьбу против пережитков капитализма в сознании людей, воспитывает трудящихся в духе советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма. См. Марксизм-ленинизм.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Государственное издательство политической литературы. 1954


ИДЕОЛОГИЯ — система определенных взглядов, идей, понятий, представлений, которых придерживается тот или иной класс или политическая партия. политические взгляды, философия, искусство, религия — всё это формы идеологии. Всякая идеология является отражением общественного бытия, экономического строя, господствующего в данное время. В классовом обществе идеология является классовой. Она выражает и защищает интересы того или иного борющегося класса. «...Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология,— писал В. И. Ленин.— Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и пе может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии)» (т. 5, с. 355—356).

Идеология играет огромную роль в общественной жизни, в истории общества. Возникая как отражение условий материальной жизни общества и интересов определенных классов, идеология оказывает со своей стороны активное воздействие на развитие общества. Передовая идеология служит интересам революционных сил общества. Идеологией рабочего класса является марксизм-ленинизм (см.) — идейное оружие Коммунистической партии и рабочего класса в революционном, социалистическом преобразовании общества. Несокрушимая сила этой идеологии в том, что она правильно отражает объективные закономерности поступательного развития общества и служит выражением неодолимых потребностей исторического развития в современную эпоху — эпоху гибели капитализма и победы социализма. Современная буржуазная идеология, напротив, является реакционной силой. Она служит интересам буржуазии в ее борьбе с рабочим классом, с социализмом. Отказ от науки, идеализм, поповщина и мракобесие, проповедь шовинизма и расизма (см.), пропаганда космополитизма (см.) — неотъемлемые черты современной буржуазной идеологии. Победа рабочего класса и торжество социализма уничтожают почву, питающую буржуазную идеологию. Однако влияние буржуазной идеологии исчезает не само собой, не самотёком, а в жестокой борьбе пролетарской идеологии с идеологией буржуазной.
 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ИДЕОЛОГИЯ (от идея и ...логия), система полит., правовых, нравств., религ., эстетич. и филос. взглядов и идей, в к-рых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. В клас. об-ве носит клас. характер, выражая интересы и формулируя цели определ. классов; разрабатывается теоретич. представителями класса, идеологиями на основе накопленного мыслит. материала. Характер И.— науч. или ненауч., истинная или ложная, иллюзорная,— всегда связан с её клас. определённостью — феод., бурж., мелкобурж. или пролет., социалистич., марксистская; рев. или реакц., консервативная. Обладает относит. самостоятельностью и оказывает активное влияние на об-во, ускоряя или тормозя его развитие. Подлинно науч. И., является марксизм-ленинизм, отвергающий концепции мирного сосуществования И., «деидеологизации».

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986


ИДЕОЛОГИЯ, -и, м. Система взглядов, идей, характеризующих какую-н. социальную группу, класс, политическую партию, общество. Марксистско-ленинская и. || прил. идеологический, -ая, -ое. Борьба с идеологическими извращениями.

ИДЕОЛОГ, -а, м. Выразитель и защитник идеологии какого-н. общественного класса, общественно-политического строя, направления. Коммунисты — идеологи революционного пролетариата.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы. 1987


ИДЕОЛОГИЯ — совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социальную действительность с т. зр. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного производства. И. — часть надстройки и необходимый фактор формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений. Будучи частью общественного сознания, И. занимает определенное место в его структуре как высший уровень сознания по отношению к общественной психологии и обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного сознания. Соответственно различаются политическая и правовая И., философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является преимущественно формой познания, а не И., но испытывает влияние И., ибо научные открытия осмысливаются в различных формах И., а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. В классовом об-ве отношения и столкновения различных классов находят отражение в области И. Идеологическая борьба — одна из форм классовой борьбы. Основой совр. идеологической борьбы является борьба буржуазной и пролетарской, социалистической И., отражающая противоположность интересов осн. классов и социальных сил. Принципы научного анализа И. впервые разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой конкретной И. необходимо учитывать ее социально-классовую принадлежность (буржуазная, мелкобуржуазная, империалистическая либо демократическая, социалистическая и т. д.), характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная И.) и выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни (прогрессивная и революционная либо консервативная и реакционная И.). Вместе с тем И. обладает относительной самостоятельностью, опирается в своем развитии на имеющийся мыслительный материал, и потому ее связь с классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной. Особенно это касается идеологических форм, удаленных от их экономической основы (философия, религия, мораль) . При анализе И. необходимо руководствоваться принципом партийности, выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов, а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами классы и их интересы меняются в ходе истории. Так, в период борьбы буржуазии против феодализма ее И. была прогрессивной и революционной, содержала в себе элементы научности, а И. совр. буржуазии, имеющая своей социальной функцией защиту и оправдание уходящего с исторической арены социального строя, является иллюзорной и реакционной. Самой передовой, прогрессивной и революционной И. является социалистическая марксистско-ленинская И. Опираясь на адекватное познание действительности, она впервые выступает как подлинно научная И., что позволяет ей служить эффективным средством сплочения трудящихся в борьбе за социализм, в деле строительства нового об-ва. В совр. условиях агрессивные круги мирового империализма усиливают свои атаки на социализм и его И., стремятся превратить идеологическую борьбу в психологическую войну против социализма, раздувают антикоммунизм и даже пытаются перенести идеологические разногласия в сферу межгосударственных отношений. Социалистические страны, руководствуясь принципами мирного сосуществования государств с различным социальным строем и тем, что гл. задачей нашего времени является предотвращение ядерной катастрофы, укрепление международной безопасности, категорически выступают против перенесения разногласий в И. в сферу межгосударственных отношений, за развитие делового сотрудничества и единение масс в борьбе за сохранение мира. Вместе с тем принципы мирного сосуществования не означают, как это утверждают ревизионисты и реформисты, что должно произойти „идеологическое примирение", „деидеологизация" и пр. Научная И. марксизма-ленинизма имеет наступательный характер, она ведет борьбу против буржуазной И. во имя утверждения социализма и коммунизма на путях мира и социального прогресса. Новые задачи идеологической деятельности КПСС на совр. этапе сформулированы в документах XXVII съезда партии.
 

 

ИДЕОЛОГИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия


ИДЕОЛО́ГИЯ (от греч. ἰδέα – видимое, вид, форма, понятие и ...логия), теоретически оформленная система идей, представлений (нередко восходящих к мифологическим), выражающая суть социальных интересов определённых классов, слоёв, групп или общества в целом. Концептуально объясняет социальную реальность (в настоящем и будущем) и формирует её образ, ценностно-приемлемый и желательный для общества или отд. социальных групп; к И. также относят программы деятельности по достижению сформулированных в её рамках социальных целей. На основе И. формируются общественные (групповые) сознание и поведение. В этом смысле И. можно рассматривать как инструмент социального управления, в частности как средство мобилизации людей на долгосрочные действия по реализации политических и иных программ.

Ядро И. составляет корпус идей о власти: её природе, обретении, удержании и реализации. Выполняет одновременно интегрирующую и дифференцирующую функции: объединяет носителей данной И., формирует их коллективное сознание, установки, волю, согласие; отделяет их от групп с иной И., а иногда противопоставляет им. Появление той или иной И. отражает не только стремление человека и социума удовлетворить прагматич. интересы, но и их потребность в ценностной ориентации деятельности, в социальном идеале, в существовании со смыслом поверх обыденного.

Будучи поддержана властью и ведущими социальными силами, И. может приобрести обязывающий по отношению к данному обществу или группе характер, формировать их идейно-нравственные ценности и установки. Институционализация И. осуществляется через деятельность политич. партий и движений, пропаганду, агитацию и т. д. В тоталитарном обществе она имеет публично-принудительную силу в самых разл. областях социального бытия и сознания, а в её поддержании и распространении задействованы почти все социальные институты: власть, право, СМИ, образование и т. д. Социальная направленность и обязывающий характер отличают И. от мировоззрения.

Любая И. претендует на абсолютную истинность. Но, в отличие от религии, содержанием И. является истина относительная, доступная, в принципе, проверке человеческим опытом. Поскольку социальная ситуация изменчива, И. по сравнению с религиями недолговечны, они редко сохраняют свою актуальность и системность более нескольких десятилетий. И. при определённых обстоятельствах может ассоциироваться с религией и, напротив, может стать мирской заменой религии в условиях ослабления последней. Ж. Ж. Руссо называл комплекс господствующих в обществе светских идей «гражданской религией» («Об общественном договоре», 1762). Амер. теолог Р. Нибур связывал появление трёх наиболее значимых в 20 в. И. – либеральной, марксистской и фашистской – с ослаблением влияния христианства в Европе. В свою очередь, институционализация религии сопровождается формированием религ. И., выходящей за рамки собственно вопросов веры.

И. не является формой науки и не может быть исходной посылкой или инструментом познания; более того, силовое давление И. на науку может привести к разрушению последней. Вместе с тем наука может содействовать формированию И., исследуя и оценивая отдельные её концепции и конструкты.

Феномен И. – предмет науч. исследования более 200 лет. Термин «И.» (ideologie) ввёл франц. философ и политик А. Л. К. Дестют де Траси («Этюд о способности мыслить», 1796). В кн. «Элементы идеологии» (т. 1–4, 1801–15) он представил И. как эмпирич. науку, изучающую обращение идей в обществе. В марксизме термин «И.» использовался в двух смыслах: в широком – как компонент обществ. сознания (наряду с политическим, моральным, правовым, религиозным), и в узком – как иллюзорное представление о реальности, сформированное господствующим классом для реализации своих интересов. В. И. Ленин, определив марксизм как И. революц. пролетариата, выдвинул на первый план её роль в политич. борьбе, в противостоянии классово чуждым И. Нем. социолог и философ К. Манхейм («Идеология и утопия», 1929) впервые противопоставил И. (идеи господствующих в обществе социальных групп) и утопическое сознание (идеи групп, борющихся за власть).

Общепризнанной типологии И. и взаимосвязанных критериев её классификации нет. Во-первых, интересы и потребности общностей, групп, которые со временем оформляются в конкретную И., локализованы на разных уровнях и в разных областях обществ. жизни (коренное изменение принципов государственного и обществ. строя, утверждение этнической и культурной самобытности, легитимация религ. идентичности и др.). Во-вторых, на основополагающие постулаты И. существенный отпечаток накладывают личностные пристрастия идеологов (в своё время М. Тэтчер придала совершенно новый облик традиц. брит. консерватизму). Наконец, в силу того, что И. представляет собой инструмент практич. политики, зачастую аргументы в её обоснование отбираются не только по системным требованиям, но и по прагматич. соображениям, вследствие чего многие идеологич. построения являются эклектичными.

По мнению Д. Белла (автора термина «конец идеологии» и одноим. книги, 1960), феномен И. присущ индустриальному обществу с характерной для него классовой борьбой и социальными конфликтами. В обществе массового потребления эти стороны социальной жизни исчезают или становятся малозначимыми, соответственно исчезает необходимость в И. (этой же точки зрения придерживаются амер. социологи и политологи Х. Арендт, Р. Арон, З. Бжезинский, С. Липсет, Э. Шилз). С несколько иных позиций критиковали И. последователи франкфуртской школы, усматривая в ней «ложное сознание», ограничивающее свободу человека, творчество и служащее средством идейного подавления (Г. Маркузе, «Одномерный человек», 1964). Альтернативой деидеологизации концепции в 1970–80-е гг. стала теория «реидеологизации», акцентирующая внимание на росте значения системных социальных идей в совр. мире [нем. политологи О. Лемберг («Идеология и общество»), Я. Барион («Что такое идеология?»)]. В сер. 20 в. появились семиотич. концепции И. (М. М. Бахтин, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), снимающие с этого понятия классово-политич. обертоны и соотносящие И. со знаково-символич. системами, функционирующими в социуме.

Сегодня к осн. направлениям изучения И. относятся: структурное (И. как часть духовной жизни общества); генетическое (происхождение, соотнесение с определёнными социальными силами); функциональное (социальные функции И.); институциональное (конфигурации идеологич. аппаратов, методы идеологич. воздействия и манипулирования). В России тема И. обсуждается также в контексте дилеммы «левая – либеральная И.», «национальной идеи», геополитич. статуса страны.

Библиография

Лит.: Habermas J. Technik und Wissenshaft als Ideologie. 11. Aufl. Fr./M., 1981; Lipset S. M. Political man: the social bases of politics. 2nd ed. L., 1983; Антонович И. И. Социодинамика идеологий. Минск, 1995; Формирование новой российской идеологии // Свободная мысль. 2000. № 3.

 

 

Ссылка

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024