Содержание:
В. Даль. Толковый словарь
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1978
ИДЕЯ ж. латин. понятiе о вещи; умопонятiе, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. || Мысль, выдумка, изобрѣтенье, вымыселъ; || намѣренье, замыселъ. Идеологiя ж. мыслесловiе, часть метафизики или психологiи, разсуждающая о мышленiи и мысли. Идеалъ м. мысленный образецъ совершенства чего-либо, въ какомъ либо родѣ; первообразъ, прообразъ, началообразъ; представитель; образецъ-мечта. Идеаловый, къ идеалу относящ.; идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный. Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообразъ насущному. Идеалистъ м. —тка ж. умствователь, кто увлекается несбыточными на дѣлѣ выдумками; мечтатель, мнитель. Идеализмъ м. философiя, основанная не на явленияхъ вещественнаго мiра, а духовнаго или умственнаго. || Наклонность человѣка къ мечтательности этого рода.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ИДЕЯ, мысль, взгляд на то или иное явление. В противоположность идеализму, к-рый считает И. первичным, материализм признаёт И. продуктом человеческого мышления, отражающего объективно реальное бытие, материальный мир, существующий независимо от сознания. Нет вечных и неизменных идей — И. людей изменяются в связи с изменением условий материальной жизни общества. Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества — таковы его идеи, теории, политич. взгляды, политич. учреждения. Различая передовые, прогрессивные И., способствующие развитию общества, и реакц. И., тормозящие его развитие, историч. материализм объясняет серьёзную роль и значение передовых И. тем, что без их организующей, мобилизующей и преобразующей работы невозможно разрешение назревших задач развития материальной жизни общества.
Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы. 1954
ИДЕЯ (греч. Вса — образ) — отражение действительности в сознании, характеризующее отношение людей к окружающему их миру. Та или иная идея всегда определяется характером общественного строя, условиями материальной жизни людей. Сущность идей, источник их происхождения нужно искать не в самих идеях, а в зкономическом строе общества, в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются те или иные идеи.
В классовом обществе идеи всегда имеют классовый характер и служат идеологическим выражением материальных интересов общественных классов. И Реалистические утверждения о вечных, неизменных идеях, об их независимости от действительности ненаучны, ложны. Проповедь вечных, внеклассовых идей прикрывает лишь стремление эксплуататорских классов к вечному господству над классами угнетёнными. Марксизм-ленинизм учит, что идеи имеют огромное значение в человеческой истории. Идеи могут играть отрицательную, реакционную роль и положительную, революционную роль. Когда идеи защищают гибнущий общественный строй или отживающие классы, когда идеи больше не отвечают материальным потребностям общественного развития, они реакционны, они задерживают прогресс. Таковы идеи современной буржуазии. И, наоборот, когда идеи направлены против старых, отмирающих порядков, когда они выражают новые, исторических назревшие потребности общества, их роль прогрессивна, революционер. Таковы идеи коммунизма. «Новые общественные идеи и теории возникают лишь после того, как развитие материальной жизни общества поставило перед обществом новые задачи. Но после того, как они возникли, они становятся серьёзнейшей силой, облегчающей разрешение новых задач, поставленных развитием материальной жизни общества, облегчающей продвижение общества вперёд. Здесь именно и сказывается величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых политических взглядов, новых политических учреждений. Новые общественные идеи и теории потому собственно и возникают, что они необходимы для общества, что без их организующей, мобилизующей и преобразующей работы невозможно разрешение назревших задач развития материальной жизни общества» (Сталин, Вопросы ленинизма, 586).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ИДЕЯ (греч. idea), форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Постигая действительность, И. включает в себя сознательные цели дальнейшего познания и практич. преобразования мира. И. обобщают опыты предшествующего развития знания и служат в качестве принципов объяснения явлений. Реакц. И. искажает действительность, выступают тормозом обществ. развития. Передовые И., верно отражающие обществ. бытие и выражающие интересы рев. классов, способствуют обществ. прогрессу.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986
ИДЕЯ, -и, ж. 1. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Передовые идеи. Политические идеи. 2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-н. И. романа. По идее (по замыслу, как было задумано). 3. Мысль, намерение, план. В голову пришла счастливая и. Кто подал эту идею? 4. чего. Мысленный образ чего-нибудь, понятие о чем.-н. (книжн.). И. добра. || уменьш.- -унич. идейка, -и, ж. (к 1 знач.).
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы. 1987
ИДЕЯ (греч. idea — буквально: „то, что видно", образ) — философский термин, обозначающий „смысл", „значение", „сущность" и тесно связанный с категориями мышления и бытия. В истории философии категория „И." употребляется в различных смыслах. Когда И. рассматривается только как существующая в сознании, она обозначает: 1) чувственный образ, возникающий в сознании как отражение чувственных предметов (Наивный реализм); 2) „смысл" или „сущность" вещей, сводимые к ощущениям и впечатлениям субъекта или к творческому началу, порождающему мир (Субъективный идеализм) . В нек-рых философских системах И. обозначала и материалистический принцип (так, Демокрит называет свои атомы „идеями"). В системах объективного идеализма И. считается объективно существующей сущностью всех вещей (Объективная идея). У Гегеля, напр., И.— смысл и творец всех вещей,— развиваясь чисто логически, проходит стадии объективную, субъективную и абсолютную. Решение вопроса об И. зависит от правильной постановки вопроса об отношении мышления к бытию. Последовательно научно он разработан только в диалектическом материализме, где И. рассматривается как отражение объективной реальности. Вместе с тем подчеркивается и обратное влияние И. на развитие материальной действительности в целях ее преобразования. Под И. понимается также одна из форм, способ познания, смысл к-рых заключается в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, напр., идеи о материальности мира, о двойственном корпускулярно-волновом характере вещества и поля и т. д.
Большая российская энциклопедия. Том 10. — Москва, 2008. — С. 698-699. Электронная версия
ИДЕ́Я (греч. ἰδέα – образ, вид), фундам. понятие европ. философии, имевшее значение «формы» (в античности), а начиная с 17 в. – «представления, понятия, мысли». Термин образован от глагола ἰδεῖν, восходящего к индоевропейскому корню *wid- (ср. рус. «видеть», лат. video), и в дофилософском употреблении означал «видимый образ», «облик», но также и «своеобразие». Отсюда (уже у Фукидида и Гиппократа) развилось значение «вида» в смысле типа, категории вещей. Близкий по семантике однокоренной термин – эйдос. Термин «вид» в биологии и логике (в противопоставлении роду), как и лат. species, является семантич. калькой этого греч. слова.
В античной философии И., как правило, – объективная форма самих вещей, тогда как в новоевропейской эпистемологии – субъективное представление о них или ментальный образ вещей. Разговорное употребление слова «И.» в рус. языке («мне пришла в голову идея», «идея прогресса» и т. п.) восходит именно к филос. употреблению в 17 в., а не к античному (в англ. переводах платоновский термин «И.» обычно передаётся как form, а не как idea).
В греч. философию термин «И.» ввёл Демокрит, в атомистич. физике которого «неделимая идея» (т. е. «форма») – одно из осн. обозначений атома. Фундам. роль термин «И.» приобрёл в метафизике Платона: И., или эйдос, – одно из осн. обозначений нематериальных, вечных и неизменных прообразов, или форм вещей, пребывающих в умопостигаемом мире и выступающих порождающими причинами одноим. множества единичных отображений в мире становления. Так, по Платону, все единичные кошки являются недолговечными копиями единой вечной И. (типа) кошки, или «самокошки», все люди – единого «самочеловека» и т. д. И. выступает у Платона не только порождающей причиной вещей, но и эпистемологич. началом их познания, т. к. разум может познавать только общее и неизменное (результат этого – объективное знание, эпистемэ), а не единичное и меняющееся, о котором можно иметь только субъективное мнение (докса). Аристотель, отвергнув платоновский дуализм умопостигаемого и чувственно-воспринимаемого мира, а вместе с ним – и отдельное от единичных вещей существование нематериальных «форм» (классич. полемика в «Никомаховой этике» I.6), по-прежнему утверждал онтологич. и эпистемологич. примат формы (И.) над материей. В метафизике Аристотеля И. (иначе эйдос или морфэ) становится имманентной формой вещей (одной из «четырёх причин») и противопоставляется «материи» как сущностное начало: именно И., или форма, делает вещь тем, что она есть, и одновременно делает её познаваемой. У Аристотеля, как и у Платона, И. – объективная категория; только в эпоху эллинизма стоики истолковали И. как «понятие в нашей душе». Представители среднего платонизма интерпретировали идеи как «мысли бога» (Антиох из Аскалона, Альбин), как содержащиеся в Божественном разуме (логосе) вечные образцы сотворённых вещей (Филон Александрийский). В философии Плотина совокупность идей составляет высшую ступень в иерархии бытия – сферу Ума-Нуса, проистекающего из сверхбытийного Единого. Августин, соединяя эти выработанные античной философией представления об И. с христианской концепцией триединого Бога, связывает местопребывание идей со второй ипостасью Бога, его Словом («формой всех вещей») – Иисусом Христом.
Полемика Аристотеля против платоновской теории идей оказала определяющее влияние на спор о природе универсалий (общих понятий) в визант. и ср.-век. западной философии (см. Схоластика). Между платонич. позицией реализма (признания реальности универсалий или идей) – universalia ante rem («общее до вещи») – и противоположной ей позицией номинализма, или сведе́ния универсалий к «пустому имени» (universalia post rem – «общее после вещи»), признавалась аристотелианская позиция имманентной реальности форм (universalia in re – «общее внутри вещей»).
Понятие «И.» в новоевропейской философии по-разному понималось в традициях рационализма и эмпиризма. Для Ф. Бэкона, различавшего между «идолами человеческого ума» и «идеями божественного разума», И. относится преим. к Богу, а не к человеку. Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц разделяли восходящее к Платону учение о врождённых идеях. Существенными признаками истинной И. Декарт считал ясность и отчётливость; познание И. осуществляется благодаря интеллектуальной интуиции. Дж. Локк полагал, что «идея» обозначает всё то, что является объектом мышления человека, в т. ч. «фантом», «понятие», «вид» и т. п. Отрицая врождённость идей, он исходил из образа человеческой души как чистой доски (tabula rasa) и материалом всего знания считал простые И., полученные ощущением и рефлексией. Лейбниц называл И. выражения, которые «существуют в нашей душе независимо от того, представляем мы их или нет», в отличие от понятий, которые мы «представляем или образуем» (Лейбниц Г. В. Соч. М., 1982. Т. 1. С. 152). Дж. Беркли полагал, что И. может существовать только в воспринимающем её духе. Д. Юм различал впечатления и образующиеся на их основе И. – «представители» впечатлений, от которых И. отличаются лишь своей силой и живостью. Это же различие лежало в основе критики Юмом идеи причины и действия. В брит. философии 2-й пол. 18 в. Т. Рид к «идеальным системам», или к «теории идей», относил философию Локка, Беркли и Юма. Во Франции А. Л. К. Дестют де Траси под влиянием Э. Б. де Кондильяка выдвинул концепцию науки, изучающей идеи как факты сознания, их свойства и законы и названной им «идеологией».
И. Кант, считая совершенно невозможным называть любое представление И. (словоупотребление, распространённое в Германии в 18 в. вплоть до И. Н. Тетенса), выступил в защиту платоновского понимания И. как прообразов самих вещей, а не только как ключа к возможному опыту, каковыми являются категории. В отличие от эмпирических и «чистых рассудочных» понятий, понятие, «выходящее за пределы возможного опыта, есть идея, или понятие разума» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 225–226). Нововведением Канта явилось учение о трёх трансцендентальных И. – душе, мире и Боге, имеющих в метафизике регулятивное применение в качестве принципов, обеспечивающих систематич. единство осуществляемого рассудком познания. Для Г. В. Ф. Гегеля, как и для Канта, сферой И. является разум, однако в отличие от Канта И. выступает у Гегеля в качестве высшей формы «действительности», истинной умопостигаемой формы «бесконечности». Диалектика как конститутивная логика И. предстаёт как процесс самоопределения разума, раскрытия «абсолютной идеи», составляющей единственный предмет философии. А. Шопенгауэр в полемике с Кантом также настаивал на возвращении к платоновскому пониманию идей, рассматривая их как ступени «объективации воли», относящиеся к вещам как их вечные формы, или образцы. Из кантовского понимания И. исходил Э. Гуссерль в своей концепции феноменологии.
Лит.: Natorp P. Platos Ideenlehre. 2. Aufl. Lpz., 1921. Sankt Augustin, 2004; Emge C. A. Über die Idee. B., 1926; Spiegelberg H. Über das Wesen der Idee. Lpz., 1930; Garin E. La théorie de l’idée suivant l’école thomiste. P., 1932. Vol. 1–2; Ross W. D. Plato’s theory of ideas. Oxf., 1951; Epistemology / Ed. St. Everson. Camb., 1990; Watson P. Ideas: a history from fire to Freud. L., 2005; Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. 2-е изд. СПб., 2006.
В ряде философских концепций — умопостигаемый и вечный прообраз реальности. В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) идея сближалась с понятием... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Ссылка
- Идеология — ЭнциклопедиЯ