ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МОНОТИПИЯ, вид графики; в М. краски от руки наносятся на гладкую поверхность печатной формы; полученный оттиск всегда бывает единственным.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


МОНОТИПИЯ (от греч. monos — один и typos — отпечаток), вид печатной графики. Техника М. заключается в нанесении красок от руки на  идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. Произв. выполненные в технике М., тонкостью цветовых отношений напоминает акварель. Техника М. известна с 17 в., однако распространение получила только с кон. 19 в. (рус. и сов. мастера М.— Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 21. — Москва, 2012. — С. 43 // Электронная версия


Монотипия. Е. С. Кругликова. «Маргаритки». 1910-е гг.

МОНОТИ́ПИЯ, вид печатной графики. От др. разновидностей гравюры М. отличается отсутствием механич. или технич. воздействий на поверхность доски. Техника М. заключается в нанесении красок от руки на гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным. М. характеризуется тонкостью цветовых отношений и напоминает акварель; применяется также в соединении с офортом. Техника М. известна с 17 в.; изобретение приписывается итал. гравёру Дж. Б. Кастильоне. Наибольшее распространение получила с кон. 19 в. Среди мастеров, работавших в технике М.: У. Блейк, Э. Дега («Концерт в кафе "Амбасадор"» – пример соединения М. с темперой). В России в технике М. работали Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто и др.

Лит.: Кругликова Е. С. Художественная гравюра и техника офорта и монотипии // Е. С. Кругликова: Жизнь и творчество. Л., 1969; Богданова-Березовская Н. А. Линогравюра и монотипия. СПб., 1995.

 

 


 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024