ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылка

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 395, 1475


ДИЗАЙН (от англ. design — замысел, проект, чертёж, рисунок), термин, обозначающий разл. виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетич. и функцион. качеств предметной среды. В узком смысле Д.— художественное конструирование.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (дизайн), вид худ. деятельности, проектирование пром. изделий, обладающих эстетич. свойствами.

 

 

Популярная художественная энциклопедия : в 2 т. — М.: СЭ, 1986. — Т. 1, с. 223; т. 2, с. 370


ДИЗАЙН (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий разновидность художеств.-проектной деятельности, охватывающей создание пром. изделий и рациональное формирование целостной предметной среды (см. также Художественное конструирование). Методы дизайна, связывающие потребит. и эстетич. качества предметов и объектов, предназначенных для непосредств. использования человеком, с их оптимальными структурой и технологией изготовления, могут оказывать определ. воздействие на решение таких важных социальных проблем, как функционирование произ-ва и потребления, существование людей в мире окружающих их предметов. Однако, вопреки утверждениям мн. бурж. теоретиков Д., он не является сам по себе социальной силой, способной кардинально реформировать совр. общество. В условиях капиталистич. «общества потребления» Д. становится орудием конкурентной борьбы и часто подменяется «стайлингом», т. е. модернизацией продукции, при к-рой ради коммерчески выгодной привлекательности и в соответствии с господствующей модой изменяется только внеш. вид изделий.

Лит.: Глазычев В. Л., О дизайне, М., 1970; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, [пер. с англ.]. М., 1971; Несторов В., Всекидневието във форми, София, 1980.

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творч. проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами пром. произ-ва; цели Х. к. достигаются путём приведения в единую систему функц. и композиц. качеств, эстетич. и эксплуатац. характеристик предметных комплексов и отд. изделий. Х. к. (часто отождествляемое с дизайном) — неотъемлемая составная часть совр. процесса создания пром. продукции, предназначенной для непосредств. использования человеком; оно осуществляется художником-конструктором (дизайнером) в непосредственном контакте с инженерами-конструкторами, технологами, специалистами в области социологии, психологии, эргономики, системотехники и др. наук. Для Х. к. характерно моделирование объекта (в соответственном масштабе и нередко в натуральную величину) на всех этапах его разработки, что позволяет проверять и отбирать оптимальные варианты композиц., цветографич., эргономич. и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования. Постоянно модифицируясь в ходе работы, она становится эталоном опытного образца изделия.

Предпосылки для становления художественного конструирования зародились ещё в эпоху перехода от ручного к машинному произ-ву, когда прогрессивность заложенной в новом изделии инж. мысли стала противоречить его эстетич. неполноценности. Утрата мн. утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения вызвала в 19 в. к жизни романтич. проекты возрождения ср.-век. ремесл. традиций (в Великобритании — Дж. Рескин, У. Моррис; в России — создатели центров художеств. ремесла в Абрамцеве и Талашкине, и др.), социальная утопичность к-рых вскоре стала очевидной. Основы Х. к. были заложены в трудах Г. Земпера, а в 20 в. — в теориях и практике П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), Э. Сааринена (Финляндия), представителей рус. инж. школы И. И. Рерберга, В. Г. Шухова, в деятельности нем. Веркбунда и «Баухауза». В 30—40-х гг., прежде всего в США, Х. к. получило развитие в форме т. н. коммерч. дизайна, к-рый используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. В 50—60-х гг. очагами теоретич. мысли в области Х. к. становятся нек-рые дизайнерские вузы Европы и США; в ряде стран, где Х. к. заняло значит. место в совр. художеств. культуре (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия, Япония и др.), возникают нац. советы по дизайну, дизайн-центры, проф. ассоциации дизайнеров, объединившиеся в 1957 в Междунар. совет орг-ций по художеств. конструированию (ИКСИД).

В условиях социализма Х. к. содействует созданию гармонич. предметного мира, отвечающего возрастающим материальным и духовным потребностям трудящихся. Важнейшей вехой на пути к совр. Х. к. в СССР стало создание Вхутемаса, с деятельностью к-рого были связаны практики и теоретики производств. иск-ва. В 30-х гг. элементы художеств.-конструкторского подхода использовались в разл. сферах проектирования несистематически. Специализиров. орг-ции появились в послевоен. годы, первонач. в отраслях пром-сти, связанных с транспортным машиностроением (напр., в 1946 — Архит.-художеств. бюро Мин-ва транспортного машиностроения СССР). Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось в 60—70-х гг.; в 1962 были созданы Всесоюзный н.-и. ин-т технической эстетики (ВНИИТЭ) и ряд спец. художеств.-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях пром-ти, затем — большое число художеств.-конструкторских подразделений на пром. предприятиях, в конструкторских бюро и н.-и. ин-тах, мастерские Х. к. в системе СХ СССР. С 1964 издаётся ж. «Техническая эстетика», освещающий проблемы теории, практики и методики Х. к. С 1965 ВНИИТЭ — член ИКСИД.

Одна из осн. тенденций развития Х. к. в социалистич. странах — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов, переход от частных разработок к комплексным программам, способствующим повышению качества продукции и эффективности производств. объединений и отраслей пром-сти.

Лит.: Основы методики художественного конструирования, М., 1970; Дижур А. Л., Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971; Соловьев Ю. Б., Художественное конструирование в США, "США", 1972, № 8; Селезнев И. Ф., Дизайн: проблемы материально- художественной культуры, Минск, 1978; Ashford F., The aesthetics of engineering design, L., 1969; Jones J. Ch., Design methods: seeds of human futures, N. Y., 1981.

 

 

ДИЗАЙН // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ДИЗА́ЙН (англ. design – план, ри­су­нок, чер­тёж, за­мы­сел), об­ласть ху­дож. твор­че­ст­ва, про­ек­ти­ро­ва­ние и соз­да­ние пром. ве­щей, пред­мет­ной сре­ды жиз­ни и дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка. Воз­ник­но­ве­ние тер­ми­на сов­па­да­ет с вы­хо­дом англ. ж. «Jour­nal of Design and Manufactures» (1849, ос­но­ван Г. Ко­лем, од­ним из ор­га­ни­за­то­ров Все­мир­ной вы­став­ки 1851 в Лон­до­не). В ос­но­ве Д. ле­жат прин­ци­пы функ­цио­наль­но­сти и це­ле­со­об­раз­но­сти; его цель – при­дать ве­щи та­кие ка­че­ст­ва, как удоб­ст­во, эс­те­тич. при­вле­ка­тель­ность, со­раз­мер­ность че­ло­ве­ку, един­ст­во со сре­дой. Раз­ра­бот­ка Д. вклю­ча­ет ряд эта­пов: функ­цио­наль­ный ана­лиз, кон­ст­руи­ро­ва­ние, ком­по­нов­ка, соз­да­ние про­стран­ст­вен­ной или гра­фич. ком­по­зи­ци­он­ной струк­ту­ры и др.

Д. под­раз­де­ля­ет­ся на про­мыш­лен­ный Д. (транс­порт­ные сред­ст­ва, про­из­водств. и бы­то­вое обо­ру­до­ва­ние), Д. сре­ды (ин­терь­е­ры, ме­бель, ар­хи­тек­ту­ра ма­лых форм), Д. мо­ды (оде­ж­да, ткань, ак­сес­суа­ры), гра­фич. Д. (сис­те­мы ви­зу­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, пе­чат­ная про­дук­ция и упа­ков­ка, элек­трон­ный Д.). Д. поль­зу­ет­ся дан­ны­ми мн. на­уч. дис­ци­п­лин (эр­го­но­ми­ки, ин­же­нер­ной пси­хо­ло­гии, се­мио­ти­ки, со­цио­ло­гии, куль­ту­ро­ло­гии и др.). Его ху­до­же­ст­вен­но-ком­по­зиц. и вы­ра­зит. сред­ст­ва во мно­гом ос­но­ва­ны на изу­че­нии ис­то­рии иск-ва и ар­хи­тек­ту­ры, опы­та совр. ху­дож. на­прав­ле­ний (поп-артоп-артки­не­ти­че­ское ис­кус­ст­вокон­цеп­ту­аль­ное ис­кус­ст­во), а так­же дос­ти­же­ний нау­ки и тех­ни­ки. На сты­ке с де­ко­ра­тив­но-при­клад­ным ис­кус­ст­вом воз­ник­ла об­ласть «арт-ди­зай­на» – соз­да­ние уни­каль­ных объ­ек­тов с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий, в ко­то­рых ху­дож., сти­ле­вые, ком­по­зиц. фак­то­ры пре­об­ла­да­ют над функ­цио­наль­но-кон­ст­рук­тив­ны­ми.

Исторический очерк

Эле­мен­ты Д. (т. н. про­то­ди­зайн) мож­но об­на­ру­жить в фор­мах про­стей­ших ору­дий тру­да в дои­сто­рич. эпо­хи, в из­де­ли­ях ан­тич­ных и ср.-век. мас­те­ров. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния всё боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет «про­ект­ный под­ход», соз­да­ние про­ек­та от­де­ля­ет­ся от про­цес­са из­го­тов­ле­ния ве­щи. Де­лая на­бро­ски схем разл. уст­ройств (ге­ли­коп­те­ров, ма­хо­лё­тов, под­вод­ных ло­док, ве­ло­си­пе­дов, стро­ит. ме­ха­низ­мов и во­ен. ма­шин), Ле­о­нар­до да Вин­чи поль­зо­вал­ся та­ким рас­про­стра­нён­ным ме­то­дом про­ек­ти­ро­ва­ния, как ком­по­нов­ка. Кон­ст­руи­руя па­ро­вую ма­ши­ну, Дж. Уатт для на­гляд­но­сти об­ра­щал­ся к спе­ци­фич. раз­но­вид­но­сти про­ект­ной гра­фи­ки. Ту же цель – об­ла­го­ро­дить тех­нич. уст­рой­ст­ва, при­дать им бо­лее гар­мо­нич­ный об­лик пре­сле­до­вал в сво­их про­ек­тах стан­ков рос. изо­бре­та­тель-ху­дож­ник А. К. Нар­тов.

Дизайн. Стул фабрики «Tonet». Вена. 1850-е гг.

За­ро­ж­де­ние Д. как са­мо­сто­ят. ви­да про­ект­ной дея­тель­но­сти свя­за­но с пром. ре­во­лю­ци­ей. При строи­тель­ст­ве Хру­сталь­но­го двор­ца для Все­мир­ной вы­став­ки в Лон­до­не (1851) бы­ло ис­поль­зо­ва­но мно­го прин­ци­пи­аль­но важ­ных ди­зай­нер­ских идей: мо­дуль­ность и стан­дар­ти­за­ция кон­ст­рук­тив­ных эле­мен­тов, прин­ци­пы ва­риа­тив­но­сти и комби­на­то­ри­ки. Ран­ним об­раз­цом ди­зай­нер­ско­го ре­ше­ния ста­ла так­же гну­тая де­рев. ме­бель фаб­ри­ки «Tonet» (Ве­на, 1850-е гг.), где бы­ла раз­ра­бо­та­на тех­но­ло­гия се­рий­но­го про­из-ва, а эле­мен­ты ме­бель­ных на­бо­ров под­чи­не­ны об­щим фор­мо­об­ра­зо­ват. прин­ци­пам. На ру­бе­же 19–20 вв. по­яв­ле­ние но­вых тех­нич. из­де­лий (элек­трич. све­тиль­ни­ки, ав­то­мо­би­ли, аэ­ро­пла­ны, те­ле­фон­ные и те­ле­граф­ные ап­па­ра­ты и т. п.) обу­сло­ви­ло по­треб­ность в ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции пред­мет­ной сре­ды в ши­ро­ких мас­шта­бах. Ве­щи те­ря­ют свой­ст­ва уни­каль­но­сти, пре­вра­ща­ют­ся в про­мыш­лен­но ти­ра­жи­руе­мые из­де­лия, рас­счи­тан­ные на мас­со­во­го по­тре­би­те­ля. Од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков совр. Д. был П. Бе­ренс, при­гла­шён­ный в 1906 нем. Все­об­щей элек­трич. ком­па­ни­ей (AEG) для то­го, что­бы при­дать еди­ный ха­рак­тер раз­но­об­раз­ной про­дук­ции это­го ги­гант­ско­го кон­цер­на; он стал и од­ним из ос­но­ва­те­лей «Не­мец­ко­го Верк­бун­да».

Дизайн. Автомобиль фирмы «Crysler». США. Конструктор К. Брир. 1934.

 

Дизайн. Лампа «Артишок» фирмы «Louis Poulsen». Дания. Дизайнер П. Хеннигсен. 1957.

С нач. 20 в. Д. рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­об­хо­ди­мый этап в соз­да­нии ве­щи, один из важ­ней­ших кри­те­ри­ев в оцен­ке её по­тре­би­тель­ских свойств. Аван­гар­дизм по­вли­ял на фор­ми­ро­ва­ние но­вых сти­ли­стич. на­прав­ле­ний в Д. (твор­че­ст­во Ле Кор­бю­зье, Т. ван Дус­бур­га и др.). Воз­ник­ли пер­вые учеб­ные за­ве­де­ния Д. – Бау­ха­уз, ос­но­ван­ный В. Гро­пиу­сом (сре­ди чле­нов – Л. Мо­хой-Надь, Дж. Аль­берс, М. Брёй­ер), и Вху­те­мас – Вху­те­ин в Мо­ск­ве (ди­зай­нер­ские клас­сы Л. М. Ли­сиц­ко­го, А. М. Ла­вин­ско­го, А. М. Род­чен­ко, В. Е. Тат­ли­на). Фор­ми­ру­ют­ся на­прав­ле­ния функ­цио­на­лиз­ма и ин­тер­на­цио­наль­но­го сти­ля, в сти­ли­сти­ке ве­щей пре­об­ла­да­ют от­кры­тые цве­та и гео­мет­рич. фор­мы. Идеи чис­то­ты и стро­го­сти форм функ­цио­на­лиз­ма бы­ли ус­пеш­но раз­ви­ты во 2-й пол. 20 в. в сканд. Д. (А. Аал­то, Т. Вир­кка­ла, Т. Сар­па­не­ва), где про­из­во­ди­те­ли и про­ек­ти­ров­щи­ки при­дер­жи­ва­лись прин­ци­па «луч­шее для боль­шин­ст­ва» (роз­нич­ная тор­гов­ля це­ло­ст­ны­ми ин­терь­е­ра­ми и пред­ме­та­ми об­ста­нов­ки в еди­ном сти­ли­стич. клю­че по сис­те­ме «IKEA» и др.). В США пио­не­ры Д. (Р. Ло­уи и др.) свои­ми про­ек­та­ми спо­соб­ст­во­ва­ли ак­ти­ви­за­ции пром-сти и вы­ве­де­нию стра­ны из эко­но­мич. кри­зи­са 1930-х гг. В эту эпо­ху раз­ви­ва­лось на­прав­ле­ние т. н. аэро­ди­на­мич. Д. (стиль об­те­кае­мых форм; Н. Бел Гед­дес и др.), «стай­лин­га» и ком­мерч. Д. (Х. Эрл, со­труд­ни­чав­ший с «Дже­не­рал мо­торс», Г. Дрей­фус – раз­ра­бот­чик Д. те­ле­фо­нов фир­мы «Bell», ло­ко­мо­ти­вов, ав­тор кни­ги по эр­го­но­ми­ке для ди­зай­не­ров). В 1960–70-е гг. стиль та­ких ком­па­ний, как «Olivetti» (счёт­ные и пи­шу­щие ма­шин­ки, пер­вые ком­пь­ю­те­ры) и «Brown» (бы­то­вые ра­дио- и элек­тро­при­бо­ры), оп­ре­де­лял сти­ли­сти­ку ми­ро­во­го Д. се­рий­ных из­де­лий (прин­ци­пы блоч­но­сти, мо­дуль­но­сти, функ­цио­наль­но­сти). Ульм­ская шко­ла Д. (ФРГ, 1951–68) воз­ро­ж­да­ла тра­ди­ции Бау­хау­за, пы­та­лась вве­сти про­бле­мы Д. в мо­раль­но-эти­че­ский и со­ци­аль­но-эко­но­мич. кон­тек­сты. В 1960-е гг. ди­зай­нер­ские бю­ро пе­ре­хо­дят к ком­плекс­ным про­г­рам­мам, вклю­чаю­щим изу­че­ние рын­ка, срав­нит. ана­лиз то­ва­ров, ис­сле­до­ва­ние функ­цио­наль­ных и эр­го­но­мич. па­ра­мет­ров про­ек­ти­руе­мых пред­ме­тов. В ре­зуль­та­те НТП рез­ко рас­ши­ря­ет­ся но­менк­ла­ту­ра пред­мет­но­го ок­ру­же­ния, про­ис­хо­дят прин­ци­пи­аль­ные из­ме­не­ния в уст­рой­ст­ве и функ­цио­ни­ро­ва­нии из­де­лий. От тра­диционного про­ек­ти­ро­ва­ния по про­то­ти­пам (из­де­ли­ям-ана­ло­гам) ди­зай­не­ры пе­ре­хо­дят к ин­но­ва­ци­он­ным стра­те­ги­ям, ре­ше­нию гу­ма­ни­тар­ных, со­ци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских и др. про­блем с по­мо­щью Д. (бю­ро ком­плекс­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния «To­tal De­sign» в Ам­стер­да­ме, 1963; «De­sign Pro­grammes» Р. Та­ло­на в Па­ри­же, 1973). Фор­ми­ру­ет­ся но­вое сти­ле­вое на­прав­ле­ние – хай-тек (Ч. Имс, Дж. Нель­сон в США, Н. Фос­тер в Ве­ли­ко­бри­та­нии).

Д. 1980–90-х гг., ис­пы­тав влия­ние по­стмо­дер­низ­ма, тя­го­те­ет к ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции ве­щей (при со­хра­не­нии осн. прин­ци­пов функ­цио­наль­но­сти). Итал. мас­те­ра за­да­ли вы­со­кий об­раз­но-эмо­цио­наль­ный и изо­бре­та­тель­ский стан­дарт в пром. Д. (М. Бел­ли­ни, Дж. Джуд­жа­ро), про­из-ве ме­бе­ли, све­тиль­ни­ков (П. и Дж. Кас­тиль­о­ни, Дж. Ко­лом­бо). Стиль групп «Мем­фис» (Э. Сот­тсасс) и «Ал­хи­мия» (А. Мен­ди­ни) стал влия­тель­ным в ми­ро­вом Д. кон. 20 в. Ве­ду­щи­ми об­лас­тя­ми, где яр­че все­го про­яв­ля­ют­ся но­вые прин­ци­пы, ста­но­вят­ся Д. ин­терь­е­ра и ме­бе­ли, Д. оде­ж­ды (Дж. Ар­ма­ни, Дж. Вер­са­че и др.). Осо­бо вы­де­ля­ет­ся гра­фич. Д., тес­но свя­зан­ный с циф­ро­вы­ми тех­но­ло­гия­ми (см. так­же в ст. Гра­фи­ка).

Дизайн в России

Ис­то­ки Д. в Рос­сии про­сле­жи­ва­ют­ся в ос­тро­ум­но скон­ст­ру­и­ров. пред­ме­тах кре­сть­ян­ско­го бы­та (са­ни, рус. печь, одеж­да, ут­варь), в проектных решениях пет­ров­ских времён (в т. ч. в стро­и­тель­ст­ве, су­до­ст­рое­нии). Ин­же­не­рам-кон­ст­рук­то­рам 18–19 вв. при­хо­ди­лось ре­шать и за­да­чи Д.: сти­ле­вые («Теат­рум ма­ху­на­рум» А. К. Нар­то­ва; тео­ре­тич. тру­ды Н. Н. Стра­хо­ва и П. К. Эн­гель­мейе­ра, 2-я пол. 19 в.), ор­га­ни­за­ции ин­фра­ст­рук­ту­ры при строи­тель­ст­ве же­лез­ных до­рог, эф­фек­тив­но­сти кон­ст­рук­ций (про­ек­ты В. Г. Шу­хо­ва) и удоб­ст­ва поль­зо­ва­ния при соз­да­нии но­вых ви­дов тех­ни­ки (ав­то­мо­би­лей, ве­ло­си­пе­дов, са­мо­лё­тов и т. д.). Так же как и в др. стра­нах, сти­лю мо­дерн пред­ше­ст­во­вал этап нац.-ро­ман­тич. тен­ден­ций, в т. ч. рус. ва­ри­ант дви­же­ния «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла» (ма­стер­ские в Аб­рам­це­ве и Та­лаш­ки­не).

Дизайн. Интерьер рабочей читальни. Проект А. М. Родченко. Россия. 1925.

В ис­то­рии рос. Д. осо­бен­но важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет эпо­ха 1920-х гг., ко­гда в Д. от­ра­зи­лось стрем­ле­ние осу­ще­ст­вить меч­ту о ра­цио­наль­но ор­га­ни­зо­ван­ной жиз­ни, реа­ли­зо­вать но­вое пред­став­ле­ние о ми­ре как о це­ле­со­об­раз­ной кон­струк­ции эле­мен­тов. От­каз от сти­ли­за­ции, ком­по­зиц. ост­ро­та и ди­на­мизм, сте­риль­ность гео­мет­рич. форм – та­ко­вы осн. фор­маль­ные при­зна­ки ди­зай­нер­ских про­ек­тов тех лет, соз­дан­ных в рус­ле кон­ст­рук­ти­виз­ма и функ­цио­на­лиз­ма. Дос­ти­же­ния рос. Д. 1920-х гг. бы­ли пред­став­ле­ны на Ме­ж­ду­нар. вы­став­ке де­ко­ра­тив­ных ис­кусств и ху­дож. пром-­сти в Па­ри­же (1925): гео­мет­рич. ри­сун­ки для тка­ней Л. С. По­по­вой и В. Ф. Сте­па­но­вой, ин­терь­ер ра­бо­че­го клу­ба А. М. Род­чен­ко, фар­фо­ро­вая по­су­да с ри­сун­ка­ми С. В. Че­хо­ни­на, К. С. Ма­ле­ви­ча и др. Пер­вые отеч. спе­циа­ли­сты в об­лас­ти Д., вы­пу­ск­ни­ки Вху­те­ма­са – Вху­теи­на, но­си­ли зва­ние «ин­же­не­ров-­ху­дож­ни­ков». Не­ко­то­рые за­да­чи Д. ре­ша­лись в хо­де ис­сле­до­ва­ния ор­га­ни­за­ции про­из-ва в Цен­траль­ном ин-те тру­да под рук. А. К. Гас­те­ва.

В 1930-е гг. к оформ­ле­нию пред­мет­ной сре­ды ста­ли предъ­яв­лять идео­ло­гич. тре­бо­ва­ния; в ос­но­ву но­вой сти­ли­сти­ки бы­ли по­ло­же­ны эле­мен­ты клас­сич. ор­дер­ной ар­хи­тек­ту­ры и ор­на­мен­ти­ки. Но­ва­тор­ские из­де­лия, спро­ек­ти­ро­ван­ные ди­зай­не­ра­ми вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции, с мно­го­числ. пе­ре­дел­ка­ми с тру­дом до­хо­ди­ли до мас­со­во­го про­из-ва (ис­клю­че­ния: от­дел­ка стан­ций мет­ро, рек­ла­ма, по­ли­гра­фия 1920-х гг., уни­каль­ные объ­ек­ты, в т. ч. са­мо­лёт «Мак­сим Горь­кий», глис­сер-ка­та­ма­ран ОСГА-25). Тем не ме­нее Д. в Рос­сии час­то иг­рал роль сти­му­ля­то­ра про­из-ва; бла­го­да­ря ху­дож­ни­ку (а не ме­ха­низ­мам рын­ка) по­яв­ля­лись но­вые ве­щи, а ино­гда и пе­ре­страи­ва­лось про­из-во. С кон. 1940-х гг. про­ис­хо­ди­ла пе­ре­оцен­ка ху­дож. на­сле­дия аван­гар­да, ста­ли воз­ро­ж­дать­ся тра­ди­ции Д. 1920-х гг. В пе­ри­од «борь­бы с ук­ра­ша­тель­ст­вом в ар­хи­тек­ту­ре» в быт вхо­дил но­вый, близ­кий к ин­тер­на­цио­наль­но­му стиль оде­ж­ды и бы­то­вых ве­щей. Скла­ды­ва­лась сис­те­ма гос. ди­зайн-бю­ро: пер­вым бы­ло соз­да­но Ар­хи­тек­тур­но-ху­дож. бю­ро в Мо­ск­ве (1945, под рук. Ю. Б. Со­ловь­ё­ва, ко­то­рый в 1962 воз­гла­вил Все­со­юз­ный НИИ тех­нич. эс­те­ти­ки с фи­лиа­ла­ми в со­юз­ных рес­пуб­ли­ках). Ок. 30 лет Д. су­ще­ст­во­вал гл. обр. в рам­ках этой сис­те­мы. Па­рал­лель­но Д. раз­ви­вал­ся в сис­те­ме Сою­за ху­дож­ни­ков (на ба­зе моск. Ком­би­на­та де­ко­ра­тив­но-офор­ми­тель­ско­го иск-ва). В 1964 на­чал дей­ст­во­вать се­ми­нар пром. и офор­ми­тель­ско­го иск-ва в До­ме твор­че­ст­ва «Се­неж» под рук. Е. А. Ро­зенб­лю­ма (т. н. Се­неж­ская сту­дия), бы­ла вы­дви­ну­та кон­цеп­ция «ху­дож. про­ек­ти­ро­ва­ния», со­глас­но ко­то­рой цель Д. – соз­да­ние гар­мо­нич­ной го­род­ской, про­из­водств. и му­зей­но-вы­ста­воч­ной сре­ды.

Пра­во­вой ста­тус ди­зай­не­ров и ха­рак­тер их дея­тель­но­сти оп­ре­де­ля­лись гос. ука­за­ми, рас­по­ря­же­ния­ми и про­грам­ма­ми. Об­ще­со­юз­ные стан­дар­ты цве­тов и ма­те­риа­лов, ка­че­ст­ва из­де­лий и не­об­хо­ди­мый пе­ре­чень по­тре­би­тель­ских свойств слу­жи­ли ос­но­вой проф. дея­тель­но­сти. Сре­ди наи­бо­лее за­мет­ных ра­бот отеч. Д. 1960–70-х гг.: ав­то­мо­биль-так­си (Ю. А. Дол­ма­тов­ский), по­жар­ный ав­то­мо­биль (В. И. Аря­мов, Л. А. Кузь­ми­чёв), ди­зайн-про­грам­ма «Элек­тро­ме­ра» (ав­то­ры про­ек­тов элек­тро­из­ме­рит. при­бо­ров – Д. А. Аз­ри­кан, Р. Гу­сей­нов, Д. Н. Щел­ку­нов).

В этот пе­ри­од ве­лись тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ния в сфе­ре Д. Сре­ди их осн. на­прав­ле­ний – ис­сле­до­ва­ния про­блем ар­хи­тек­то­ни­ки пром. форм и тех­нич. эс­тети­ки (Г. Б. Ми­нер­вин), ме­то­до­ло­гии твор­че­ст­ва и ме­то­ди­ки ди­зай­нер­ско­го про­ек­ти­ро­ва­ния (О. И. Ге­ни­са­рет­ский, В. Л. Гла­зы­чев, В. Ф. Си­до­рен­ко, Г. П. Щед­ро­виц­кий), ис­то­рии Д. и про­блем фор­мо­об­ра­зо­ва­ния (С. О. Хан-Ма­го­ме­дов, В. Ф. Ко­лей­чук), со­цио­куль­тур­ных про­блем (В. Р. Аро­нов, Л. Б. Пе­ре­вер­зев), про­блем оцен­ки ка­че­ст­ва пром. из­де­лий (М. В. Фё­до­ров).

Дизайн. Самонапряжённая конструктивная система («Квазикостюм»). В. Ф. Колейчук. Россия. 1990.

В 1990–2000-е гг. Д. в Рос­сии адап­ти­ру­ет­ся к ком­мерч. ус­ло­ви­ям су­ще­ст­во­ва­ния. Ли­ди­ру­ет сфе­ра гра­фич. Д.: по­ли­гра­фич. про­дук­ции, элек­трон­ных масс-ме­диа (TV- и WEB-Д.), рек­ла­мы, упа­ков­ки, тор­го­вых и фир­мен­ных зна­ков. Про­ект­ная стра­те­гия Д. всё ча­ще при­ме­ня­ет­ся в изо­бра­зит. иск-ве, при ре­ше­нии со­цио­куль­тур­ных и инж.-тех­нич. во­про­сов. Про­цесс сбли­же­ния с ми­ро­вы­ми ху­дож. на­прав­ле­ния­ми со­про­во­ж­да­ет­ся ак­тив­ным по­ис­ком нац. иден­тич­но­сти (еже­год­ные вы­став­ки «Ди­зайн», «Ди­зайн и рек­ла­ма», «Ар­хи­тек­ту­ра и ди­зайн»). Под эги­дой Сою­за ди­зай­не­ров Рос­сии (1991, пра­во­пре­ем­ник Сою­за ди­зай­не­ров СССР, соз­дан­но­го в 1987) с 1993 про­во­дят­ся Все­рос. вы­став­ки-кон­кур­сы (с при­су­ж­де­ни­ем Гран-при по но­ми­на­ци­ям: «гра­фи­че­ский», «про­мыш­лен­ный», «тек­стиль­ный», «сре­до­вой» Д., «экс­по-Д.», «арт-Д.», так­же «Д. оде­ж­ды», «Д. в рек­ла­ме», «Д.-тео­рия», «Д.-об­ра­зо­ва­ние», «ди­зай­нер­ская фир­ма го­да», «про­ект го­да», «из­де­лие го­да»), а так­же про­ект­ные се­ми­на­ры по Д. гор. сре­ды.

Ди­зай­нер­ское об­ра­зо­ва­ние вхо­дит в струк­ту­ру ху­дож.-пром., ар­хит. и тех­нич. школ. Ме­ж­ду­нар. со­вет нац., об­ществ. и ча­ст­ных ор­га­ни­за­ций ди­зай­на (ICSID; ос­но­ван в 1957, объ­е­ди­ня­ет бо­лее 50 стран-чле­нов, пред­став­ляю­щих бо­лее 150 тыс. ди­зай­не­ров) про­во­дит кон­грес­сы (те­ма кон­грес­са 1975 в Мо­ск­ве – «Ди­зайн и об­ще­ст­во»). Его под­раз­де­ле­ния: Ме­ж­ду­нар. со­вет объ­е­ди­не­ний гра­фич. Д. (Icograda; ос­но­ван в 1963) и Объ­е­ди­не­ние пром. Д. (IDA; соз­да­но в 2003 для ко­ор­ди­на­ции и со­вме­ст­ных про­ек­тов).

Библиография

Лит.: Гла­зы­чев В. Л. О ди­зай­не: Очер­ки по тео­рии и прак­ти­ке ди­зай­на на За­па­де. М., 1970; The Conran directory of design. N. Y., 1985; Дол­ма­тов­ский Ю. А. Ав­то­мо­биль за 100 лет. М., 1986; Аро­нов В. Р. Ху­дож­ник и пред­мет­ное твор­че­ст­во. М., 1987; Design now: industry or art? Munich; N. Y., 1989; Се­ров С. И. Стиль в гра­фи­че­ском ди­зай­не, 60–80-е го­ды. М., 1991; 100 ди­зай­не­ров За­па­да. М., 1994; Хан-Ма­го­ме­дов С. О. Пио­не­ры со­вет­ско­го ди­зай­на. М., 1995; Рус­ский гра­фи­ческий ди­зайн / Авт. тек­ста Е. Чер­не­вич. Сост. М. Аникст, Н. Ба­бу­ри­на. М., 1997; Meggs Ph. B. A history of graphic design. 3rd ed. N. Y., 1998; Sparke P. A century of design: design pioneers of the 20th century. L., 1998; Кон­д­рать­е­ва К. А. Ди­зайн и эко­ло­гия куль­ту­ры. М., 2000; Во­ро­нов Н. В. Рос­сий­ский ди­зайн. М., 2001. Т. 1–2; На­за­ров Ю. В. Пост­со­вет­ский ди­зайн (1987–2000). М., 2002; Byars M. The design encyclopedia. Bussum, 2004; Ми­хай­лов С. М. Ис­то­рия ди­зай­на. М., 2004. Т. 1–2; Па­па­нек В. Ди­зайн для ре­аль­но­го ми­ра. М., 2004; Julier G. Dictionary of design since 1900. 2nd ed. L., 2005; Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ная хре­сто­ма­тия по ди­зай­ну / Сост. Г. В. Вер­ши­нин, Е. А. Ме­лен­ть­ев. Тю­мень, 2005; Fiell Ch., Fiell P. Design of the 20th century. Miami, 2005; Рун­ге В. Ф. Ис­то­рия ди­зай­на, нау­ки и тех­ни­ки. М., 2006. Кн. 1.

 

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024