Содержание:
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Популярная художественная энциклопедия. 1986
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылка
Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 395, 1475
ДИЗАЙН (от англ. design — замысел, проект, чертёж, рисунок), термин, обозначающий разл. виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетич. и функцион. качеств предметной среды. В узком смысле Д.— художественное конструирование.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ (дизайн), вид худ. деятельности, проектирование пром. изделий, обладающих эстетич. свойствами.
Популярная художественная энциклопедия. Том 1. — М.: СЭ, 1986. — С. 223
ДИЗАЙН (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий разновидность художеств.-проектной деятельности, охватывающей создание пром. изделий и рациональное формирование целостной предметной среды (см. также Художественное конструирование). Методы дизайна, связывающие потребит. и эстетич. качества предметов и объектов, предназначенных для непосредств. использования человеком, с их оптимальными структурой и технологией изготовления, могут оказывать определ. воздействие на решение таких важных социальных проблем, как функционирование произ-ва и потребления, существование людей в мире окружающих их предметов. Однако, вопреки утверждениям мн. бурж. теоретиков Д., он не является сам по себе социальной силой, способной кардинально реформировать совр. общество. В условиях капиталистич. «общества потребления» Д. становится орудием конкурентной борьбы и часто подменяется «стайлингом», т. е. модернизацией продукции, при к-рой ради коммерчески выгодной привлекательности и в соответствии с господствующей модой изменяется только внеш. вид изделий.
Лит.: Глазычев В. Л., О дизайне, М., 1970; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, [пер. с англ.]. М., 1971; Несторов В., Всекидневието във форми, София, 1980.
Том 2. — С. 370
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творч. проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами пром. произ-ва; цели Х. к. достигаются путём приведения в единую систему функц. и композиц. качеств, эстетич. и эксплуатац. характеристик предметных комплексов и отд. изделий. Х. к. (часто отождествляемое с дизайном) — неотъемлемая составная часть совр. процесса создания пром. продукции, предназначенной для непосредств. использования человеком; оно осуществляется художником-конструктором (дизайнером) в непосредственном контакте с инженерами-конструкторами, технологами, специалистами в области социологии, психологии, эргономики, системотехники и др. наук. Для Х. к. характерно моделирование объекта (в соответственном масштабе и нередко в натуральную величину) на всех этапах его разработки, что позволяет проверять и отбирать оптимальные варианты композиц., цветографич., эргономич. и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования. Постоянно модифицируясь в ходе работы, она становится эталоном опытного образца изделия.
Предпосылки для становления художественного конструирования зародились ещё в эпоху перехода от ручного к машинному произ-ву, когда прогрессивность заложенной в новом изделии инж. мысли стала противоречить его эстетич. неполноценности. Утрата мн. утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения вызвала в 19 в. к жизни романтич. проекты возрождения ср.-век. ремесл. традиций (в Великобритании — Дж. Рескин, У. Моррис; в России — создатели центров художеств. ремесла в Абрамцеве и Талашкине, и др.), социальная утопичность к-рых вскоре стала очевидной. Основы Х. к. были заложены в трудах Г. Земпера, а в 20 в. — в теориях и практике П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), Э. Сааринена (Финляндия), представителей рус. инж. школы И. И. Рерберга, В. Г. Шухова, в деятельности нем. Веркбунда и «Баухауза». В 30—40-х гг., прежде всего в США, Х. к. получило развитие в форме т. н. коммерч. дизайна, к-рый используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. В 50—60-х гг. очагами теоретич. мысли в области Х. к. становятся нек-рые дизайнерские вузы Европы и США; в ряде стран, где Х. к. заняло значит. место в совр. художеств. культуре (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия, Япония и др.), возникают нац. советы по дизайну, дизайн-центры, проф. ассоциации дизайнеров, объединившиеся в 1957 в Междунар. совет орг-ций по художеств. конструированию (ИКСИД).
В условиях социализма Х. к. содействует созданию гармонич. предметного мира, отвечающего возрастающим материальным и духовным потребностям трудящихся. Важнейшей вехой на пути к совр. Х. к. в СССР стало создание Вхутемаса, с деятельностью к-рого были связаны практики и теоретики производств. иск-ва. В 30-х гг. элементы художеств.-конструкторского подхода использовались в разл. сферах проектирования несистематически. Специализиров. орг-ции появились в послевоен. годы, первонач. в отраслях пром-сти, связанных с транспортным машиностроением (напр., в 1946 — Архит.-художеств. бюро Мин-ва транспортного машиностроения СССР). Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось в 60—70-х гг.; в 1962 были созданы Всесоюзный н.-и. ин-т технической эстетики (ВНИИТЭ) и ряд спец. художеств.-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях пром-ти, затем — большое число художеств.-конструкторских подразделений на пром. предприятиях, в конструкторских бюро и н.-и. ин-тах, мастерские Х. к. в системе СХ СССР. С 1964 издаётся ж. «Техническая эстетика», освещающий проблемы теории, практики и методики Х. к. С 1965 ВНИИТЭ — член ИКСИД.
Одна из осн. тенденций развития Х. к. в социалистич. странах — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов, переход от частных разработок к комплексным программам, способствующим повышению качества продукции и эффективности производств. объединений и отраслей пром-сти.
Лит.: Основы методики художественного конструирования, М., 1970; Дижур А. Л., Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971; Нельсон Дж., Проблемы дизайна, пер. с англ., М., 1971; Соловьев Ю. Б., Художественное конструирование в США, "США", 1972, № 8; Селезнев И. Ф., Дизайн: проблемы материально- художественной культуры, Минск, 1978; Ashford F., The aesthetics of engineering design, L., 1969; Jones J. Ch., Design methods: seeds of human futures, N. Y., 1981.
Большая российская энциклопедия. Том 8. — Москва, 2007. — С. 737. Электронная версия
ДИЗА́ЙН (англ. design – план, рисунок, чертёж, замысел), область худож. творчества, проектирование и создание пром. вещей, предметной среды жизни и деятельности человека. Возникновение термина совпадает с выходом англ. ж. «Journal of Design and Manufactures» (1849, основан Г. Колем, одним из организаторов Всемирной выставки 1851 в Лондоне). В основе Д. лежат принципы функциональности и целесообразности; его цель – придать вещи такие качества, как удобство, эстетич. привлекательность, соразмерность человеку, единство со средой. Разработка Д. включает ряд этапов: функциональный анализ, конструирование, компоновка, создание пространственной или графич. композиционной структуры и др.
Д. подразделяется на промышленный Д. (транспортные средства, производств. и бытовое оборудование), Д. среды (интерьеры, мебель, архитектура малых форм), Д. моды (одежда, ткань, аксессуары), графич. Д. (системы визуальной коммуникации, печатная продукция и упаковка, электронный Д.). Д. пользуется данными мн. науч. дисциплин (эргономики, инженерной психологии, семиотики, социологии, культурологии и др.). Его художественно-композиц. и выразит. средства во многом основаны на изучении истории иск-ва и архитектуры, опыта совр. худож. направлений (поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, концептуальное искусство), а также достижений науки и техники. На стыке с декоративно-прикладным искусством возникла область «арт-дизайна» – создание уникальных объектов с использованием инновационных технологий, в которых худож., стилевые, композиц. факторы преобладают над функционально-конструктивными.
Исторический очерк
Элементы Д. (т. н. протодизайн) можно обнаружить в формах простейших орудий труда в доисторич. эпохи, в изделиях античных и ср.-век. мастеров. В эпоху Возрождения всё большее значение приобретает «проектный подход», создание проекта отделяется от процесса изготовления вещи. Делая наброски схем разл. устройств (геликоптеров, махолётов, подводных лодок, велосипедов, строит. механизмов и воен. машин), Леонардо да Винчи пользовался таким распространённым методом проектирования, как компоновка. Конструируя паровую машину, Дж. Уатт для наглядности обращался к специфич. разновидности проектной графики. Ту же цель – облагородить технич. устройства, придать им более гармоничный облик преследовал в своих проектах станков рос. изобретатель-художник А. К. Нартов.
Зарождение Д. как самостоят. вида проектной деятельности связано с пром. революцией. При строительстве Хрустального дворца для Всемирной выставки в Лондоне (1851) было использовано много принципиально важных дизайнерских идей: модульность и стандартизация конструктивных элементов, принципы вариативности и комбинаторики. Ранним образцом дизайнерского решения стала также гнутая дерев. мебель фабрики «Tonet» (Вена, 1850-е гг.), где была разработана технология серийного произ-ва, а элементы мебельных наборов подчинены общим формообразоват. принципам. На рубеже 19–20 вв. появление новых технич. изделий (электрич. светильники, автомобили, аэропланы, телефонные и телеграфные аппараты и т. п.) обусловило потребность в рациональной организации предметной среды в широких масштабах. Вещи теряют свойства уникальности, превращаются в промышленно тиражируемые изделия, рассчитанные на массового потребителя. Одним из основоположников совр. Д. был П. Беренс, приглашённый в 1906 нем. Всеобщей электрич. компанией (AEG) для того, чтобы придать единый характер разнообразной продукции этого гигантского концерна; он стал и одним из основателей «Немецкого Веркбунда».
С нач. 20 в. Д. рассматривается как необходимый этап в создании вещи, один из важнейших критериев в оценке её потребительских свойств. Авангардизм повлиял на формирование новых стилистич. направлений в Д. (творчество Ле Корбюзье, Т. ван Дусбурга и др.). Возникли первые учебные заведения Д. – Баухауз, основанный В. Гропиусом (среди членов – Л. Мохой-Надь, Дж. Альберс, М. Брёйер), и Вхутемас – Вхутеин в Москве (дизайнерские классы Л. М. Лисицкого, А. М. Лавинского, А. М. Родченко, В. Е. Татлина). Формируются направления функционализма и интернационального стиля, в стилистике вещей преобладают открытые цвета и геометрич. формы. Идеи чистоты и строгости форм функционализма были успешно развиты во 2-й пол. 20 в. в сканд. Д. (А. Аалто, Т. Вирккала, Т. Сарпанева), где производители и проектировщики придерживались принципа «лучшее для большинства» (розничная торговля целостными интерьерами и предметами обстановки в едином стилистич. ключе по системе «IKEA» и др.). В США пионеры Д. (Р. Лоуи и др.) своими проектами способствовали активизации пром-сти и выведению страны из экономич. кризиса 1930-х гг. В эту эпоху развивалось направление т. н. аэродинамич. Д. (стиль обтекаемых форм; Н. Бел Геддес и др.), «стайлинга» и коммерч. Д. (Х. Эрл, сотрудничавший с «Дженерал моторс», Г. Дрейфус – разработчик Д. телефонов фирмы «Bell», локомотивов, автор книги по эргономике для дизайнеров). В 1960–70-е гг. стиль таких компаний, как «Olivetti» (счётные и пишущие машинки, первые компьютеры) и «Brown» (бытовые радио- и электроприборы), определял стилистику мирового Д. серийных изделий (принципы блочности, модульности, функциональности). Ульмская школа Д. (ФРГ, 1951–68) возрождала традиции Баухауза, пыталась ввести проблемы Д. в морально-этический и социально-экономич. контексты. В 1960-е гг. дизайнерские бюро переходят к комплексным программам, включающим изучение рынка, сравнит. анализ товаров, исследование функциональных и эргономич. параметров проектируемых предметов. В результате НТП резко расширяется номенклатура предметного окружения, происходят принципиальные изменения в устройстве и функционировании изделий. От традиционного проектирования по прототипам (изделиям-аналогам) дизайнеры переходят к инновационным стратегиям, решению гуманитарных, социальных, экономических и др. проблем с помощью Д. (бюро комплексного проектирования «Total Design» в Амстердаме, 1963; «Design Programmes» Р. Талона в Париже, 1973). Формируется новое стилевое направление – хай-тек (Ч. Имс, Дж. Нельсон в США, Н. Фостер в Великобритании).
Д. 1980–90-х гг., испытав влияние постмодернизма, тяготеет к индивидуализации вещей (при сохранении осн. принципов функциональности). Итал. мастера задали высокий образно-эмоциональный и изобретательский стандарт в пром. Д. (М. Беллини, Дж. Джуджаро), произ-ве мебели, светильников (П. и Дж. Кастильони, Дж. Коломбо). Стиль групп «Мемфис» (Э. Соттсасс) и «Алхимия» (А. Мендини) стал влиятельным в мировом Д. кон. 20 в. Ведущими областями, где ярче всего проявляются новые принципы, становятся Д. интерьера и мебели, Д. одежды (Дж. Армани, Дж. Версаче и др.). Особо выделяется графич. Д., тесно связанный с цифровыми технологиями (см. также в ст. Графика).
Дизайн в России
Истоки Д. в России прослеживаются в остроумно сконструиров. предметах крестьянского быта (сани, рус. печь, одежда, утварь), в проектных решениях петровских времён (в т. ч. в строительстве, судостроении). Инженерам-конструкторам 18–19 вв. приходилось решать и задачи Д.: стилевые («Театрум махунарум» А. К. Нартова; теоретич. труды Н. Н. Страхова и П. К. Энгельмейера, 2-я пол. 19 в.), организации инфраструктуры при строительстве железных дорог, эффективности конструкций (проекты В. Г. Шухова) и удобства пользования при создании новых видов техники (автомобилей, велосипедов, самолётов и т. д.). Так же как и в др. странах, стилю модерн предшествовал этап нац.-романтич. тенденций, в т. ч. рус. вариант движения «Искусства и ремёсла» (мастерские в Абрамцеве и Талашкине).
Дизайн. Интерьер рабочей читальни. Проект А. М. Родченко. Россия. 1925.
В истории рос. Д. особенно важное место занимает эпоха 1920-х гг., когда в Д. отразилось стремление осуществить мечту о рационально организованной жизни, реализовать новое представление о мире как о целесообразной конструкции элементов. Отказ от стилизации, композиц. острота и динамизм, стерильность геометрич. форм – таковы осн. формальные признаки дизайнерских проектов тех лет, созданных в русле конструктивизма и функционализма. Достижения рос. Д. 1920-х гг. были представлены на Междунар. выставке декоративных искусств и худож. пром-сти в Париже (1925): геометрич. рисунки для тканей Л. С. Поповой и В. Ф. Степановой, интерьер рабочего клуба А. М. Родченко, фарфоровая посуда с рисунками С. В. Чехонина, К. С. Малевича и др. Первые отеч. специалисты в области Д., выпускники Вхутемаса – Вхутеина, носили звание «инженеров-художников». Некоторые задачи Д. решались в ходе исследования организации произ-ва в Центральном ин-те труда под рук. А. К. Гастева.
В 1930-е гг. к оформлению предметной среды стали предъявлять идеологич. требования; в основу новой стилистики были положены элементы классич. ордерной архитектуры и орнаментики. Новаторские изделия, спроектированные дизайнерами высокой квалификации, с многочисл. переделками с трудом доходили до массового произ-ва (исключения: отделка станций метро, реклама, полиграфия 1920-х гг., уникальные объекты, в т. ч. самолёт «Максим Горький», глиссер-катамаран ОСГА-25). Тем не менее Д. в России часто играл роль стимулятора произ-ва; благодаря художнику (а не механизмам рынка) появлялись новые вещи, а иногда и перестраивалось произ-во. С кон. 1940-х гг. происходила переоценка худож. наследия авангарда, стали возрождаться традиции Д. 1920-х гг. В период «борьбы с украшательством в архитектуре» в быт входил новый, близкий к интернациональному стиль одежды и бытовых вещей. Складывалась система гос. дизайн-бюро: первым было создано Архитектурно-худож. бюро в Москве (1945, под рук. Ю. Б. Соловьёва, который в 1962 возглавил Всесоюзный НИИ технич. эстетики с филиалами в союзных республиках). Ок. 30 лет Д. существовал гл. обр. в рамках этой системы. Параллельно Д. развивался в системе Союза художников (на базе моск. Комбината декоративно-оформительского иск-ва). В 1964 начал действовать семинар пром. и оформительского иск-ва в Доме творчества «Сенеж» под рук. Е. А. Розенблюма (т. н. Сенежская студия), была выдвинута концепция «худож. проектирования», согласно которой цель Д. – создание гармоничной городской, производств. и музейно-выставочной среды.
Правовой статус дизайнеров и характер их деятельности определялись гос. указами, распоряжениями и программами. Общесоюзные стандарты цветов и материалов, качества изделий и необходимый перечень потребительских свойств служили основой проф. деятельности. Среди наиболее заметных работ отеч. Д. 1960–70-х гг.: автомобиль-такси (Ю. А. Долматовский), пожарный автомобиль (В. И. Арямов, Л. А. Кузьмичёв), дизайн-программа «Электромера» (авторы проектов электроизмерит. приборов – Д. А. Азрикан, Р. Гусейнов, Д. Н. Щелкунов).
В этот период велись теоретич. исследования в сфере Д. Среди их осн. направлений – исследования проблем архитектоники пром. форм и технич. эстетики (Г. Б. Минервин), методологии творчества и методики дизайнерского проектирования (О. И. Генисаретский, В. Л. Глазычев, В. Ф. Сидоренко, Г. П. Щедровицкий), истории Д. и проблем формообразования (С. О. Хан-Магомедов, В. Ф. Колейчук), социокультурных проблем (В. Р. Аронов, Л. Б. Переверзев), проблем оценки качества пром. изделий (М. В. Фёдоров).
В 1990–2000-е гг. Д. в России адаптируется к коммерч. условиям существования. Лидирует сфера графич. Д.: полиграфич. продукции, электронных масс-медиа (TV- и WEB-Д.), рекламы, упаковки, торговых и фирменных знаков. Проектная стратегия Д. всё чаще применяется в изобразит. иск-ве, при решении социокультурных и инж.-технич. вопросов. Процесс сближения с мировыми худож. направлениями сопровождается активным поиском нац. идентичности (ежегодные выставки «Дизайн», «Дизайн и реклама», «Архитектура и дизайн»). Под эгидой Союза дизайнеров России (1991, правопреемник Союза дизайнеров СССР, созданного в 1987) с 1993 проводятся Всерос. выставки-конкурсы (с присуждением Гран-при по номинациям: «графический», «промышленный», «текстильный», «средовой» Д., «экспо-Д.», «арт-Д.», также «Д. одежды», «Д. в рекламе», «Д.-теория», «Д.-образование», «дизайнерская фирма года», «проект года», «изделие года»), а также проектные семинары по Д. гор. среды.
Дизайнерское образование входит в структуру худож.-пром., архит. и технич. школ. Междунар. совет нац., обществ. и частных организаций дизайна (ICSID; основан в 1957, объединяет более 50 стран-членов, представляющих более 150 тыс. дизайнеров) проводит конгрессы (тема конгресса 1975 в Москве – «Дизайн и общество»). Его подразделения: Междунар. совет объединений графич. Д. (Icograda; основан в 1963) и Объединение пром. Д. (IDA; создано в 2003 для координации и совместных проектов).
Библиография
Лит.: Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1970; The Conran directory of design. N. Y., 1985; Долматовский Ю. А. Автомобиль за 100 лет. М., 1986; Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., 1987; Design now: industry or art? Munich; N. Y., 1989; Серов С. И. Стиль в графическом дизайне, 60–80-е годы. М., 1991; 100 дизайнеров Запада. М., 1994; Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995; Русский графический дизайн / Авт. текста Е. Черневич. Сост. М. Аникст, Н. Бабурина. М., 1997; Meggs Ph. B. A history of graphic design. 3rd ed. N. Y., 1998; Sparke P. A century of design: design pioneers of the 20th century. L., 1998; Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры. М., 2000; Воронов Н. В. Российский дизайн. М., 2001. Т. 1–2; Назаров Ю. В. Постсоветский дизайн (1987–2000). М., 2002; Byars M. The design encyclopedia. Bussum, 2004; Михайлов С. М. История дизайна. М., 2004. Т. 1–2; Папанек В. Дизайн для реального мира. М., 2004; Julier G. Dictionary of design since 1900. 2nd ed. L., 2005; Иллюстрированная хрестоматия по дизайну / Сост. Г. В. Вершинин, Е. А. Мелентьев. Тюмень, 2005; Fiell Ch., Fiell P. Design of the 20th century. Miami, 2005; Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. М., 2006. Кн. 1.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дизайн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ