ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ДАЛИ (Dali) Сальвадор (р. 1904), испанский живописец. Ведущий представитель сюрреализма. Картины («Пылающий жираф», 1935) — кошмарные фантасмагории, бредовые видения; противоестественным ситуациям  и сочетаниям предметов Дали придаёт видимую достоверность, пропагандируя реакционные представления о бессмысленности бытия.

 

 

  Большая российская энциклопедия. Том 8. — Москва, 2007. — С. 253 // Электронная версия


ДАЛИ (Dalí) Сальвадор (полное имя и фам. Сальвадор Фелип Хасинт Дали-и-Доменеч, Dalí y Domenech) (11.5.1904, Фиге­рас, Каталония – 23.1.1989, там же), исп. (каталонский) живописец, скульптор, график, сценограф.

С. Дали. «Постоянство памяти». 1931. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

Учился в АХ в Мадриде (1921–22, 1925–26). В сер. 1920-х гг. сблизился с Л. Буньюэлем и Ф. Гарсия Лоркой. Увлечение живописью старых мастеров (Д. Веласкес, Эль Греко, Ф. Гойя, А. Дюрер, Леонардо да Винчи и др.), знакомство с иск-вом Дж. Де Кирико, К. Каррa, мастерами неоклассицизма и «новой вещественности», а также с сочинениями З. Фрейда оказали решающее воздействие на становление его эстетич. воззрений и творч. метода («Девушка у окна», 1925, Музей совр. иск-ва, Мадрид, и др. ранние работы). Приехав в Париж в 1928, Д. познакомился с П. Пикассо, Х. Миро и П. Элюаром, примкнул к объединению сюрреалистов (А. Бретон и др.; см. Сюрреализм); был сценаристом и художником фильмов Л. Буньюэля «Андалузский пёс» (1928) и «Золотой век» (1930).

С. Дали. «Открытие Америки Христофором Колумбом». 1958–59. Музей С. Дали (Сент-Питерсберг, штат Флорида).

В кон. 1920-х гг. сложился «параноико-критический метод» Д., который он сам определил как спонтанный метод иррационального познания, основанного на объективации бредовых ассоциаций. Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Д. с поразительной оптич. достоверностью, что придаёт им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Постоянно повторяются мотив мор. побережья, загадочные детали и символы, связанные с личными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, зубы, колющие и режущие инструменты, насекомые («Постоянство памяти», 1931, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936, Музей Дали, Сент-Питерсберг, штат Флорида; «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Мотивы агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х гг. ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн («Предчувствие гражданской войны», 1936, Музей искусств, Филадельфия; «Осенний каннибализм», 1936, галерея Тейт, Лондон; «Изобретение монстров», 1937, Чикагский худож. ин-т). С 1930-х гг. в живописи Д. всё чаще появляются зрительно-оптические парадоксы: фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, и др.). Обращаясь к классич. произведениям, Д. перетолковывал их смысл в соответствии с собственными представлениями о бессознательном: «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория "мебели-пищи")» (1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг); «Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле» (1933–34, частное собрание).

В 1939 произошёл разрыв Д. с др. участниками сюрреалистич. объединения, поскольку последние сочли неприемлемыми политич. воззрения Д. (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощённое понимание эстетич. программы движения; тем не менее Д. продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 он эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного иск-ва обеспечили Д. коммерч. успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всём мире.

С. Дали. «Пространственный слон». Золото, бриллианты, изумруды, рубины, топазы; аквамариновый обелиск. 1961. Частное собрание (Токио).

В 1948 Д. вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистич. композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики («Христос Хуана де ла Круса», 1951, Худож. галерея и музей, Глазго; «Тайная вечеря», 1955, Нац. галерея искусства, Вашингтон). В той же манере выполнены полотна на историч. и мифологич. темы («Атомная Леда», 1949, Театр-музей Дали, Фигерас; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–59, Музей Дали, Сент-Питерсберг); моделью для многих из них послужила жена художника Галá (Е. Д. Дьяконова). Поздние картины написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтич. живописи («Дикий пейзаж с обнажёнными», 1970, частное собрание). Работал также в скульптуре, прикладном иск-ве, графике (в т. ч. иллюстрировал книги – «Песни Мальдорора» Лотреамона, 1934, и др.). С кон. 1920-х гг. занимался сценографией, используя стилистику своих живописных произведений (оформление пьесы «Марьяна Пинеда» Ф. Гарсия Лорки, 1927; балетов «Вакханалия» на муз. Р. Вагнера, 1939, «Лабиринт» на муз. Ф. Шуберта, 1941, оба – «Балле рюс де Монте-Карло»; «Галá» на муз. А. Скарлатти, 1961, «Ла Фениче», Венеция, и др.). В 1973 основал и спроектировал Театр-музей Дали в Фигерасе; в Каталонии находятся также Дом-музей Дали в Порт-Льигате и Замок Гала Дали в Пуболе.

Соч.: La femme visible. P., 1930; La conquête de l’irrationel. P., 1935; Métamorphose de Narcisse. P., 1937; Dali par Dali. P., 1970; Дневник одного гения. М., 1991; Тайная жизнь С. Дали, написанная им самим. М., 1998; 50 магических секретов мастерства. М., 2002; Сюрреализм – это Я. М., 2005.

Лит.: Morse A. R. S. Dali. A panorama of his art. Cleveland, 1974; S. Dali. Retrospective, 1920–1980. (Cat.). P., 1980; Secrest M. S. Dali, l’extravagant surréaliste. P., 1988; Descharnes R. Dali, l’œuvre et l’homme. Lausanne, 1989; Рожин А. И. С. Дали: Миф и реальность. М., 1992; С. Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992; Etherington-Smith M. Dali. A biography. L., 1993; S. Dali. Das druckgraphische Werk / Hrsg. R. Michler, L. W. Löpsinger. Münch., 1994–1995. Bd 1–2; Дали без границ. (Кат.). М., 1994; Field A. The official catalogue of the graphic works of S. Dali. N. Y., 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997; Gibson L. The shameful life of S. Dali. L., 1997; Дешарн Р. С. Дали. М., 2002; Ades D. Dali – the century retrospective. L., 2004; Descharnes R., Néret G. S. Dali. Das malerische Werk. Köln u. a., 2004. Bd 1–2; Radford R. Dali. P., 2004.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


ДАЛИ (Dali) (р. 1904), исп.-амер. живописец. Крупнейший предст. сюрреализма. В 1921—26 учился в АХ Сан-Фернандо в Мадриде. С 1929 жил в Париже, с 1940 — в США и Испании. Изощрённо-натуралистичные по трактовке вещей и предметов картины Д. («Постоянство памяти», 1931, М. совр. искусства, Нью-Йорк; «Пылающий жираф», 1935, Публ. художеств. собр., Базель) представляют собой кошмарные видения, где противоестеств. ситуации и нарочито бессмысленные сочетания предметов обретают мнимую реальность и достоверность. В религ. картинах эксцентричная фантастика, тщат. манера письма сочетаются с использованием классич. композиц. приёмов («Тайная вечеря», 1955, Нац. гал. искусства, Вашингтон). Произв. Д. присущи не только намеренное эпатирование зрителя, но и идейная реакционность, откровенная спекуляция на политич., религ. и эстетич. интересах бурж. публики.

Лит.: Gómez de la Serna R., Dali, Madrid, 1977; Passeron R., S. Dali. [Album], P., 1978.

 

 

Материал из Википедии

Salvador Dalí

Фото Карла ван Вехтена, 29 ноября 1939 г.
Имя при рождении Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек
Дата рождения 11 мая 1904
Место рождения Фигерас
Дата смерти 23 января 1989 (84 года)
Место смерти Фигерас
Страна
  • Flag of Spain.svg Испания
Жанр художник, живописец, график, скульптор, режиссёр
Учёба Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид
Стиль сюрреализм, дадаизм, кубизм
Сайт salvador-dali.org
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989, Фигерас) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок). Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952—1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Биография

Детство

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. У него была сестра, Анна Мария Дали (исп. Anna Maria Dalí, 6 января 1908 — 16 мая 1989), и старший брат (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет на его могиле родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить мальчику сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Многочисленные комплексы и фобии, например, страх перед кузнечиками, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.

Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.

Юность

В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать Дали. Для Дали это стало трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В 1922 году Дали переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes), студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу. В это время Дали знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х годов создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Молодые годы

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

В 1934 году неофициально вступает в брак с Галой. В том же году впервые посещает США.

Разрыв с сюрреалистами

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды не принимали всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру.

В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.

Эволюция творчества. Отход от сюрреализма

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали приписывал себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывал своё собственное имя, так как «Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель».

В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что по-латыни не точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.

Жизнь в США

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 год. В 1942 году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино, но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм сокращённо из-за коммерческих соображений.

Зрелые и пожилые годы

Сальвадор Дали со своим оцелотом по кличке Babou в 1965 году

Сальвадор Дали в 1972 г.

После возвращения в Испанию Дали жил преимущественно в Каталонии. В 1958 году официально венчался с Галой в испанском городе Жирона. В 1965 году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.

Последние годы

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби, например вариации на тему «Пьета». Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей.

Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.

После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где оставался до конца своих дней

В начале января 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка».

Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас... Читать оригинал

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024