Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать): 1. сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением... 2. жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой... Википедия |
КАРИКАТУРА ж. фрнц. рисунокъ, содержащiй насмѣшку, изображающiй что либо въ извращенномъ, смѣшномъ видѣ; перелицовка; картина, изваяние, словесное сочиненiе подобнаго содержанiя Карикатурный, относящийся к карикатурѣ. Карикатурить, изображать кого или что карикатурно, смѣшно, перелицовывать. Карикатурщикъ м. -щица ж. перелицовщикъ, сочинитель, рисовщикъ карикатуръ.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
КАРИКАТУРА, сатирическое или юмористическое изображение на общественно-политическую или бытовую тему. Обычно карикатура создаётся средствами графики. Издавна карикатура используется как идеологическое оружие в классовой борьбе. В СССР достигла расцвета политическая карикатура (художники-карикатуристы В. Н. Дени, Д. С. Моор, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов и др.), беспощадно разоблачая фашизм, американский империализм и его агентов; большую роль карикатура играет и как средство борьбы с пережитками капитализма в быту и сознания людей. В переносном смысле карикатура — смешное подражание, искажение.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), изображение, в котором комический эффект создаётся соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями; жанр изобразительного искусства (обычно графического), являющийся основной формой изобразительной сатиры, обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
КАРИКАТУ´РА, -ы, ж. 1. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-н. Злая к. 2. перен. Смешное , жалкое подобие чего-н. Эта картина — к. на искусство. || прил. карикатурный, -ая, -ое (к 1 знач.).
КАРИКАТУРИ´СТ, -а, м. Художник, рисующий карикатуры. || ж. карикатуристка, -и.
КАРИКАТУ´РНЫЙ, -ая, -ое, -рен, -рна. 1. см. карикатура. 2. перен. Смешной, подходящий для карикатуры. Карикатурная фигура. || сущ. карикатурность, -и, ж. (ко 2 знач.).
Популярная художественная энциклопедия. 1986
КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художеств. типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицат. сторон жизн. явлений или лиц; сатирическое или юмористич. изображение, дающее критич. оценку к.-л. определённым обществ.-политич. и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В К., составляющей специфич. область проявления комического в изобразит. иск-ве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния к.-л. социальных, обществ.-политич., бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комич. эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой К. восходят к антич. художеств. культуре; позднее её можно видеть в ср.-век. иск-ве, нар. тв-ве, особенно в лубке. Методы К. могут быть использованы в разл. видах и жанрах иск-ва (напр., в плакате, газетной или журнальной графике).
Карикатура. У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751.
В более узком смысле К.— особый жанр изобразит. иск-ва (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся осн. формой изобразит. сатиры и обладающий ясной идейной социально-критич. направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных обществ. конфликтов, с эпохами наиб. активности нар. масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демокр. сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524—26 в Германии, Реформацией, первыми бурж. революциями XVI—XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредств. связь К. с лубком, с народной моралью, с эстетич. принципами фольклора, что характерно и для мн. позднейших этапов развития К. (рус. К. 1812 года, мекс. политич. графика 1910-х гг., кит. К. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная обществ. роль К. сказывается в формах её бытования — одних из самых массовых в изобразит. иск-ве. Поставив себе на службу наиб. многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, К. распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собств. социальными разоблачит. задачами и своей образной спецификой, К. несёт и художеств.-стилевые черты своего времени.
Карикатура. О. Домье. «Ведь это маленькая шутка!». Гравюра на дереве. 1834.
Самостоят. эстетич. значимость К. была впервые теоретически осмыслена в нач. 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й пол. 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы совр. ему англ. общества, положили начало систематич. развитию К. как важной области изобразит. тв-ва. Вслед за Хогартом англ. графики-карикатуристы 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанр. сцены в особый тип театрализов. зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличит. пафос англ. К. не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались мн. характерные творч. приёмы европ. К. Тогда же определились специфич. для К. оперативность отклика на все крупные события обществ. и гос. жизни, междунар. политики: таковы К.-лубки Вел. франц. революции (1789—94), англ. «антинаполеоновские листы» и рус. сатирич. «нар. картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании рус. дворянства. Язвительные «портреты» его представителей создал А. О. Орловский. В сатирич. офортах Ф. Гойи, бичующих исп. реакцию и мракобесие, зверства франц. оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художеств. воздействия. В 19—20 вв. развитие К. тесно связано с лит. публицистикой, с передовой журналистикой и её социально-политич. устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творч. деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла гл. теме критич. реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибурж. пафос окрашивает тв-во крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в к-рых осмеивались пороки политич. строя и обществ. жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирич. смысл сцены.
Карикатура. Кукрыниксы. «После Туниса». Гуашь, тушь. «Окно Тасс» и газета «Правда». 1943.
Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов сер. 19 в.— «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революц.-демокр. борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка в К. пришли иносказание, сатирич. сцены-аллегории, в к-рых собират. понятия — труд, капитал, свобода - представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собират. образ, воплощавший типич. черты господствующих классов. Таковы созданные франц. графиками — Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирич. портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в рус. политич. графике, ставшей важным фактом обществ. жизни в годы Революции 1905—07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже 19—20 вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и К., а также появление профессиональных газетчиков- карикатуристов, в числе которых находились и мн. крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графич. языка К. участвовали также художники немецкого ж. «Симплициссимус» (основан в 1896), русских ж. «Сатирикон» (1908—14) и «Новый Сатирикон» (1913—1918).
Карикатура. В. А. Серов. «1905 год. После усмирения». Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.
В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение обществ. сил. Так, в К. Революции 1905—07 в России наряду с общедемокр. борьбой за свободу получили выражение и социалистич. идеи, позже развитые политич. графикой дооктябрьской большевистской газ. «Правда». Большого напряжения и эмоц. остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнич. политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европ. К. оказала политич. графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтич. патетики. В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910—20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).
Карикатура. И. С. Семёнов. «Портрет дармоеда». Журнал «Крокодил». 1959.
В сов. иск-ве в первые годы Сов. власти К. стала составной частью разных видов агитац.-массового иск-ва. В сатирич. плакате (в т. ч. в «Окнах РОСТА») (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художеств. принципы и стилистика сов. К. — её политич. активность, обращение к широчайшим нар. массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внеш. и внутр. врагов революции. В 20—30-х гг. в РСФСР и других республиках появились многочисл. сатирич. журналы, ставшие центром развития проф. К.. Среди её мастеров — И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К., обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Вел. Отеч. войны 1941—45 К. как один из самых массовых видов иск-ва сыграла важную роль в патриотич. воспитании народа, в борьбе с фаш. агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитац. листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС»). В 50—80-х гг. расширился круг тем К., обращающейся к разл. сторонам междунар. и внутр. жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера сов. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистич. идеалы.
Лит.: А. В. Швыров, С. С. Трубачев, Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней, СПБ, 1903; Л. Р. Варшавский, Русская карикатура 40—50-х гг. XIX в., М.-Л., 1937; Б. Е. Ефимов, Основы понимания карикатуры, М., 1961; С. Стыкалин, И. Кременская, Советская сатирическая печать. 1917—1963, М., 1963; Г. Ю. Стернин, Очерки русской сатирической графики, М., 1964; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Fuchs E., Die Karikatur der europäischen Völker vom Altertum bis zur Neuzeit, 4 Aufl., Bd 1—2, Münch., 1921; Hofmann W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso. W., (1956); Piltz G., Geschichte der europäischen Karikatur, В., 1976.
Большая российская энциклопедия. Том 13. — Москва, 2009. — С. 155 // Электронная версия |
КАРИКАТУ́РА (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать), жанр искусства, изображение, создающее комич. эффект в целях осмеяния и критич. оценки того или иного лица или обществ. явления. К. использует средства сатиры и юмора, шаржа, гротеска и худож. гиперболы; в ней соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, применяются неожиданные сопоставления, уподобления и метафоры. Вследствие своей обществ. значимости К. обычно бытует в массовых формах: используются наиболее многотиражные виды графики (первоначально – ксилография, офорт, затем литография, фотомеханич. способы воспроизведения и др.). Осн. формы К. – «летучие листки», нар. картинки, позднее газетно-журнальная графика, плакат, реже сатирич. живопись, скульптура (мелкая пластика).
Термин «К.» был, как считается, впервые использован Аннибале и Агостино Карраччи в кон. 16 в. применительно к изображениям откровенно гротескного характера. Cтановление жанра К. можно отнести к нач. 16 в.; её широкое распространение приходится на время Реформации и Крестьянской войны 1524–1526 в Германии. В дальнейшем расцвет К. также совпадает с периодами крупных обществ.-политич. потрясений – Тридцатилетней войной 1618–48, революциями 16–18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период прослеживается связь К. с фольклором, лубком, возрождавшаяся и позднее, во времена воен. конфликтов и революций. Существенная роль в К. отведена тексту, расширяющему смысл изображения, усиливающему его сатирич. остроту. Самостоят. эстетич. значимость К. была впервые осмыслена в нач. 19 в. романтиками, в эстетике которых ирония и гротеск занимали видное место, однако уже в 17–18 вв. к К. обращались крупнейшие мастера – Дж. Л. Бернини (преим. К. на отдельных лиц), Гверчино, Дж. Б. Тьеполо, Ж. Калло; первым из художников, почти целиком посвятивших себя этому жанру, был П. Л. Гецци.
В 1-й пол. 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы современного ему англ. общества, положили начало систематич. развитию К. как важной области изобразит. творчества. Вслед за Хогартом англ. графики-карикатуристы 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. (Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк, У. Дент, Р. Ньютон) выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличит. пафос англ. К. не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались мн. характерные творческие приёмы европ. К. (этой линии К. близки работы нем. худ. Д. Н. Ходовецкого). Тогда же определилась специфическая для К. оперативность отклика на крупные события обществ. жизни (К.-лубки Франц. революции 18 в., «антинаполеоновские» работы Дж. Гилрея и др. в Великобритании и т. д.). В сатирич. офортах Ф. Гойи гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину худож. воздействия.
С 19 в. развитие К. тесно связано с лит. публицистикой и её социально-политич. устремлениями: постоянное сотрудничество художников с журналами и газетами стало обычной формой их творческой деятельности. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье и К. времён Парижской коммуны 1871 (Ж. Пилотель и др.). Одним из самых действенных и ёмких сатирич. средств стал гротескный обобщённый образ («социальная маска» или портрет-шарж), воплощавший типич. черты разл. обществ. классов (у П. Гаварни, Ж. Ж. Гранвиля, Ш. Филипона, Домье, Г. Доре, В. Буша, Дж. Лича и др.). На рубеже 19–20 вв. широкое развитие получила политич. К., в жанре которой работали мн. крупные мастера – П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, художники нем. ж. «Симплициссимус» (основан в 1896; А. Кубин, О. Гульбранссон, К. Кольвиц, Т. Т. Хейне, Г. Цилле и др.). В 1-й пол. 20 в. большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К. (Ф. Мазерель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Хартфилд в Германии; Дж. Лоу в Великобритании; У. Гроппер в США; Ж. Эффель во Франции; Х. Бидструп в Дании; И. Бешков в Болгарии и др.).
На протяжении своей истории К. неоднократно подвергалась гонениям – листы конфисковывались властями, издания запрещались (напр., «Журнал карикатур» А. Г. Венецианова в 1808), художников приговаривали к тюремному заключению и штрафам (О. Домье и др.). О том, что К. не утратила значения и в наши дни, свидетельствуют, в частности, междунар. «карикатурные скандалы» сер. 2000-х гг., спровоцированные обращением художников к религ. тематике; актуальным остаётся иск-во политич. и антивоенной карикатуры.
В России к наиболее ранним образцам К. следует отнести лубочные листы 1-й пол. 18 в. (раскрашенные ксилографии), высмеивающие бытовые пороки, физич. уродства или иноземные нравы; схематично-гротесковые изображения неизменно дополнены рифмованным текстом. В К. кон. 18 в. получили распространение мотивы гор. быта, преим. мещанского и купеческого, шаржированные образы рус. знати. Отеч. война 1812 дала новый импульс развитию сатирич. графики («нар. картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против имп. Наполеона I и галломании рус. дворянства). В сер. 19 в. К. сближается с сатирич. иллюстрацией (А. А. Агин, П. М. Боклевский, Е. И. Ковригин, Р. К. Жуковский и др.). В условиях цензуры социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались обществ. пороки, в шаржированном виде представали современники (А. О. Орловский, П. А. Федотов). Этот приём характерен и для карикатуристов рус. сатирич. журналов сер. 19 – нач. 20 вв. – «Искры», «Гудка», «Будильника», «Шута» и др. (Н. В. Иевлев, А. И. Лебедев, Н. А. Степанов, П. М. Шмельков, П. Е. Щербов). Тесно связанное с обществ.-политич. событиями, иск-во К. пережило подъём в годы рус. Революции 1905–07, когда в сатирич. журналах «Жупел», «Адская почта» и др., а также в появившихся позднее журналах «Сатирикон», «Новый сатирикон» публиковались работы крупнейших мастеров (в т. ч. И. Я. Билибина, М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, Е. Е. Лансере, А. А. Радакова, Н. В. Ремизова, В. А. Серова, А. А. Юнгера).
В годы Гражд. войны 1917–22 осн. формой сатирич. графики стал плакат («Окна РОСТА»; художники В. Н. Дени, В. В. Маяковский, И. А. Малютин, В. В. Лебедев, М. М. Черемных). В 1920-х гг. выходило множество сатирич. журналов, с которыми сотрудничали мастера К., как известные с дореволюц. времени (Б. И. Антоновский, Д. С. Моор, Радаков, Н. Э. Радлов и др.), так и художники нового поколения (Л. Г. Бродаты, Ю. А. Ганф, К. С. Елисеев, В. И. Козлинский, Б. Б. Малаховский, К. П. Ротов и др.). Как составная часть идеологизированного сов. иск-ва, К. стала действенным способом борьбы с внешними и внутренними «врагами революции»; большое значение уделялось обличению «сил мировой реакции», империализма и колониализма, борьбе с «пережитками капитализма», антирелигиозной пропаганде и т. п. В годы Вел. Отеч. войны антифашистская К. получила широкое распространение в журналах, газетах, агитац. листовках и в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС», ленингр. «Боевом карандаше»). Новая волна К. и сатирич. плаката на внутриполитич. темы прокатилась в кон. 1980-х гг.; с жанром К. сближаются мн. произведения соц-арта. Среди крупнейших мастеров отеч. К. 20 в. – В. Н. Горяев, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Кукрыниксы, Н. Е. Муратов, И. М. Семёнов, Л. В. Сойфертис.
Ссылка