Содержание
Юридический словарь. 1953
Юридический энциклопедический словарь. 1987
Ссылка
Юридический словарь. ГОСЮРИЗДАТ, Москва. 1953. С. 155—156
ДЕМОКРАТИЯ (греч. демос — народ, кратос — власть) — в буквальном смысле слова н а р о д о в л а с т и е, т. е. такая форма государства, при к-рой власть принадлежит народу, осуществляющему свою волю либо непосредственно (непосредственная Д.), либо через посредство избираемых им депутатов,образующих представительные органы государств (представительная Д.).
В условиях эксплуататорского классово-антагонистического строя Д., как одна из форм эксплуататорского государства, не может быть не чем иным, как специфической формой организации политической власти того или иного господствующего эксплуататорского меньшинства, его диктатуры. Формально провозглашаемый в этих условиях принцип народовластия является лицемерным прикрытием диктатуры меньшинства, т. е. эксплуататоров.
Как форма государства, отличная от монархии, Д. известна ещё первому в истории типу государства-рабовладельческому. Классическим образцом рабовладельческой Д. была античная непосредственная Д. в Афинском государстве. В Афинской республике государственное управление осуществлялось народными собраниями, избиравшими должностных лиц и разрешавшими важнейшие государственные вопросы. Однако афинская Д. распространялась только на рабовладельческое меньшинство населения и закрепляла фактическое господство верхушки этого населения, свободных граждан, количество к-рых ко времени наивысшего расцвета Афин, «...включая женщин и детей, состояло приблизительно из 90000 душ наряду с 365000 рабов обоего пола и 45000 неполноправных жителей — иностранцев и вольноотпущенников» (Э н г е л ь с Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1950, стр. 123). Рабы в рабовладельческом обществе вообще не считались за людей, для рабовладельцев они были лишь орудиями производства, вещами.
Наиболее лживые формы Д. в эксплуататорском обществе приобрела в период, когда на смену феодальному общественному и государственному строю в результате победы буржуазной революции пришёл буржуазный общественный и государственный строй. Развитие сформировавшегося в недрах феодального общества капиталистического уклада требовало отмены крепостничества и феодальных привилегий, уравнения граждан перед законом. Буржуазия провозгласила своё государство орудием «всенародное» воли, выражаемой в законах, принимаемых парламентом, в действительности же оно является орудием господства буржуазии над большинством населения. По сравнению с абсолютистско-крепостническим государством буржуазная Д., находящая свою организационное выражение в формальном господстве конституционно-парламентарного строя, провозглашении элементарных свобод и прав граждан, равенства граждан перед законом, явилась безусловно значительным шагом вперёд в ходе развития человечества. «Буржуазная республика, парламент, всеобщее избирательное право — все это с точки зрения всемирного развития общества представляет громадный прогресс» (Л е н и н В. И., Соч., т. 29, стр. 449).
Однако провозглашаемая буржуазией Д. для всех, декларирующая права и свободы граждан независимо от их классового положения, фактически означала и означает свободу лишь для эксплуататорского меньшинства капиталистического общества. В условиях капиталистического строя эксплуатируемое большинство народа на деле не может воспользоваться демократическими правами и свободами, к-рые в силу этого являются лишь формальными, лжедемократическими правами и свободами. К тому же буржуазия и в тех случаях, когда провозглашает в своих конституциях демократические начала, делает обычно такие оговорки и ограничения, что демократические «права» и «свободы» оказываются совершенно изуродованными. Напр., конституции провозглашают равенство избирательных прав для всех граждан и тут же содержат ограничение этих прав оседлостью, образовательным и имущественным цензом. Провозглашают равные права граждан и тут же делают оговорку о том,что они не распространяются полностью или частично на женщин или же на отдельные национальности. К этому приёму изуродования демократических прав и свобод, формально предоставляемых всем, буржуазия широко прибегала сразу же после прихода к власти. Буржуазная Д. неизбежно является поэтому лицемерной и фиктивной Д. Буржуазная Д., как и вся надстройка буржуазного общества в целом, призвана закреплять и охранять экономическую основу капиталистического строя — частную собственность на средства и орудия производства, обеспечивающую господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, их привилегированное положение. Ленин в своей лекции «О государстве» со всей силой подчеркнул, что «...всякое государство, в котором существует частная собственность на землю и на средства производства, где господствует капитал, как бы демократично оно ни было,— оно есть государство капиталистическое, оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство. А всеобщее избирательное право, Учредительное собрание, парламент — это только форма, своего рода вексель, который нисколько не меняет дела по существу» (Л е н и н В. И., Соч., т. 29, стр. 448). «Капитал, раз он существует, господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, никакое избирательное право сущности дела не меняют» (т а м ж е, стр. 449).
В эпоху империализма, вследствие роста сил рабочего класса, буржуазия уже не может управлять прежними методами буржуазно-парламентарной лжедемократии, она круто поворачивает от буржуазной Д. к реакции. Приспосабливая государство и право к требованиям основного экономического закона современного капитализма, империалистическая буржуазия отменяет или грубо нарушает те изданные буржуазным государством ранее законы, к-рыми провозглашались элементарные демократические права и свободы; устанавливает новые, поистине драконовские законы, делающие невыносимой жизнь для всех прогрессивно мыслящих людей; переходит к методам террористической расправы с прогрессивными организациями, к разгулу беззакония и произвола, к фашизации всего буржуазного государства (см. Фашизм).
«Ранние,— говорил на XIX съезде партии И. В. Сталин,— буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивал а буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой „свободы личности",— права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменён принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно.демократических свобод выброшено за борт» («Речь на XIX съезде партии», 1952, стр. 12). На примере современных США, стоящих во главе империалистического и антидемократического лагеря, можно проследить процесс перехода империалистической буржуазии от буржуазной Д. к реакции по всем линиям.
Подлинная демократия, подлинное н а р о д о в л а с т и е становятся возможными только в результате свержения господства эксплуататорских классов и установления государства социалистического типа. Это с предельной ясностью показал опыт СССР и стран народной демократии.
Смена буржуазной Д. социалистической демократией (см.) является «...гигантским, всемирно-историческим р а с ш и р е н и е м демократии, превращением ее из лжи в правду, освобождением человечества от оков капитала, искажающего и урезывающего всякую, даже и самую „демократическую" и республиканскую, б у р ж у а з н у ю демократию» (Л е н и н В. И., Соч., т. 28, стр. 348).
Победа СССР над гитлеровской Германией продемонстрировала преимущество социалистической Д. перед лживой буржуазной Д.
Советский социалистический строй, советская социалистическая Д. выдержали с честью тяжёлые испытания войны и вышли из нее ещё более крепкими и несокрушимыми. Силы подлинной социалистической Д. с каждым днём растут и крепнут.
Юридический энциклопедический словарь. СЭ, Москва. 1987. С. 103—104
ДЕМОКРАТИЯ (греч. dëmokratia, букв. — народовластие, от dëmos — народ и kratos — власть), форма (разновидность) общественной власти, государства основанная на признании народа в качестве источника власти. Подлинно научное понимание Д. дано марксизмом-ленинизмом, к-рый рассматривает её в неразрывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Как историч. явление Д. развивается и изменяется по мере развития общества, смены социально-экономич. формаций. Так, при первобытнообщинном строе, где отсутствовали классы, существовала своего рода неполитич. Д., воплощавшаяся в учреждениях родового и племенного самоуправления (собрание всех взрослых членов рода или племени, совет старейшин и т. и.). С возникновением экономич. неравенства, частной собственности и эксплуатации, т. е. с появлением антагонистич. классов и возникновением roc-ва, возникла политич. Д. Развитие Д. в классовом обществе неразрывно связано с гос-вом как учреждением политич. власти. Как одна из форм гос-ва Д. отличается от иных его форм (деспотизма, автократии, тоталитаризма и др.) следующими осн. признаками: офиц. признание принципа подчинения меньшинства большинству; декларируемое или фактич. равноправие всех граждан; политич. и социальные права и свободы, закрепленные в законодательстве, а также равное право всех граждан на участие в управлении обществом и roc-вом. Производными от осн. признаков Д. являются: выборность осн. органов roc-ва и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность органов,(и служащих) гoc-ва, формируемых путём назначения, перед выборными учреждениями; гласность в деятельности roc-ва и др. Различаются институты представительной Д. (принятие осн. решений полномочными выборными учреждениями) и непосредственной Д. (принятие осн. решений непосредственно гражданами, в частности в порядке референдума).
Принципы Д. используются также в сфере негосударственной общественно-политич. жизни, где они могут составлять основу построения и деятельности различных общественных орг-ций (партий, профсоюзов и др.). В этой связи необходимо различать демократии. учреждения господствующих и эксплуатируемых классов: для первых Д.— одна из форм осуществления их классового господства, для вторых — форма организации классового сопротивления. Соответственно в политич. словаре демократическими называют не только roc-ва определённой формы, но и общественные движения, орг-ции и соответствующие течения политич. мысли, общим признаком к-рых является провозглашение, в качестве политич. идеала, равноправия и полноправия всех членов общества, их равного участия в управлении обществом, гос-вом, общественной организацией и в их деятельности, принятие решений большинством голосов.
Марксизм исходит из классового и конкретно-историч. понимания Д. История классового общества не знает надклассовой или внеклассовой Д.: все и всякие учреждения (и принципы) Д.имели и имеют классовую природу, выражают интересы и волю определенных классов и социальных групп. Наиболее развитой исторический тип Д. в эксплуататорском обществе — бурж. Д.— является формой диктатуры капиталистов по отношению к пролетариату и иным трудящимся классам и группам населения. Это означает, что в эксплуататорском обществе демократич. учреждения по преимуществу служат формой властвования имущего меньшинства над неимущим большинством. Соответственно бурж. Д. присуще внутреннее противоречие: между провозглашаемым равноправием, полноправием граждан, т. е. декларируемой «властью народа», и господством эксплуататоров, основанным на частной собственности на средства производства. Функции демократии. учреждений господствующих классов в бурж. обществе состоят в обеспечении политического, классового господства, гарантирующего экономич. привилегии господствующего класса, в маскировке господства меньшинства различными «общенациональными» учреждениями, в самоконсолидации господствующего класса и в «смягчении» его внутриклассовых противоречий.
Историч. ограниченность Д. в эксплуататорских формациях не умаляет её прогрессивного характера для определенных условий. Так, бурж. Д., возникнув как политич. выражение экономич. системы капитализма, была прогрессивным явлением по сравнению с феодальным политич. строем, так как она создала более широкие возможности для развития движения и организации эксплуатируемых классов, в первую очередь — для промышленного пролетариата. В условиях капитализма рабочий класс и др. слои трудящихся не ограничиваются использованием созданных буржуазией классово ограниченных демократич. учреждений, они борются за расширение и обновление Д. на новой социальной основе, образуют свои политич. партии, профсоюзы и др. классовые opr-ции, построенные на принципах пролетарского демократизма. Т. о., в эксплуататорском обществе Д., даже формально декларируемая, представляет собой значительную ценность, так как создает более широкие, чем в условиях авторитаризма и др. недемократич. режимов, возможности для борьбы трудящихся за свои права.
В период империализма, и особенно государственно-монополистич. капитализма, рабочий класс противопоставляет реакционным устремлениям монополистич. буржуазии свои демократич. требования, свою систему демократич. организаций, борющихся за коренное преобразование капиталистич. общества. Следовательно, государственно-монополистич. капитализм создает не только материальные, экономич., но и организационно-политич. предпосылки перехода к более высокому типу Д.
Исторически высшим типом политич. Д. является со ци а лист ичес к а я Д. — единственно адекватная форма власти трудящихся, социалистического roc-ва и социалистической политич. системы. Она возникает как революционное отрицание бурж. Д., воплощается в целостной системе качественно новых институтов и базируется на экономич. и социальных принципах социализма: общественной собственности на средства производства, планомерном развитии социалистов. экономики, отсутствии эксплуатации, распределении по труду. Д. при социализме развивается по пути углубления социалистического самоуправления народа как стратегич. линии развития сов. политич. системы. Она сочетает профессиональное управление (через гос. аппарат) с возрастающим обществ. управлением, самодеятельностью трудящихся, трудовых коллективов, обществ, объединений профессионального, возрастного и иного характера, и предполагает растущую социально-политич. активность граждан. Для социалистич. Д. характерно соответствие формы и содержания — демократич. учреждений, законов и т. д. и власти трудящихся. Такое соответствие обеспечивает реальность, гарантированность и полноту политич. прав и свобод, их органич. единство с социально-экономич. и культ. правами, взаимное соответствие прав и обязанностей граждан, полновластие представит. учреждений, реальность принципа подчинения меньшинства большинству, равноправие наций и народностей, социалистич. интернационализм, социалистов. законность и др. Социалистич. Д. предполагает упрочение законности и правопорядка, укрепление правовой основы гос. и обществ. жизни, совершенствование законодательства.
Социалистич. Д. непрерывно развивается, проходя несколько этапов: пролетарская Д. как форма диктатуры пролетариата — в условиях переходного периода от капитализма к социализму; Д., перерастающая в общенародную вместе с перерастанием пролетарского гос-ва в общенародное; общенар. Д. в период всестороннего совершенствования социализма на основе ускорения социально-экономич, развития общества. Гос. и общественно-политич. строительство в различных странах социализма выявило ряд нац. особенностей в способах организации и функционирования социалистов, Д. при сохранении её общих, принципиальных характеристик.
В СССР социалистов. демократизм — универсальный принцип всей политич. системы общества, организации и деятельности roc-ва, общественных орг-ций, трудовых коллективов, органов общественной самодеятельности трудящихся, принцип их взаимодействия. Этот принцип определяет фактич. и правовое положение личности в обществе, положение граждан социалистов. гос-ва, демократич. права и свободы к-рых расширяются по мере развития общества. Вместе с тем развитие социалистов. Д. предполагает укрепление общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся (государственной, производственной и т. д.). Расширение социалистов. Д., развертывание социалистич. самоуправления народа — главная закономерность развития сов. политич. системы, планомерный процесс, направляемый КПСС как руководящей силой сов. общества.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Л е н и н В. И., Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37; е г о ж е, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1971; Г у л и е в В. E., Демократия и современный империализм, М., 1970; Шахназаров Г. Х., Социалистическая демократия, 2 изд., М., 1974. В. E. Гулиев.
Ссылка
- Демократия — ЭнциклопедиЯ