Демократия (др.-греч. δημοκρατία «народовластие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений... Википедия |
Содержание:
В. Даль. Толковый словарь. «Русский язык», 1978
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2016
Ссылки
В. Даль. Толковый словарь. «Русский язык», Москва. 1978
ДЕМОКРАТIЯ ж. греч. народное правленье; народодержавiе, народовластiе, мироуправство; пртвоп. самодержавiе, единодержавiе или аристократия, боярщина ипр. Демократическiй, народодержавный, — управный, — властный, мiроуправный. Демократъ м. демократка ж. приверженецъ мiроуправства.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ДЕМОКРАТИЯ, буквально — народовластие. Класс, в руках к-рого находится государственная власть, определяет и природу соответствующей Д. История знает рабовладельческую Д. (одна из форм рабовладельческого гос-ва). В ср. века элементы феодальной Д. в виде зачатков, местного самоуправления в городах возникли под влиянием развития ремесла и торговли. Бурж. Д. лицемерно прикрывает господство эксплуататорских классов. Бурж. Д. проложила после 1-й мировой войны дорогу фашизму в Германии, Италии, Испании. После разгрома фашизма во 2-й-мировой войне 1939—45, с ростом революц. и нац.-освободит. движения правящие классы США, Англии, Франции и др. империалистич. гос-в стали на путь открытой террористич. расправы с большинством народа, на путь удушения революции и разжигания новой войны. В этом отношении особенно отличается амер. «Д.», прикрывающая собой фашизацию гос. аппарата, расовую дискриминацию, суды Линча, официальную поддержку фашистских банд, вроде ку-клукс-клана и др., судебную и внесудебную расправу с прогрессивным движением и особенно с деятелями компартии. «И во внешней политике, и во внутренней одинаково, империализм стремятся к нарушениям демократии, к реакции. В этом смысле неоспоримо, что империализм есть „отрицание" демократии вообще, всей демократии...» (В. И. Ленин).
Социалистическая Д., при к-рой вся власть принадлежит народу и самим народом осуществляется, есть Д. высшего историч. типа, наиболее развитая и последовательная. Только диктатура пролетариата устанавливает подлинную Д. для трудящихся. Сущность социалистической Д. заключается в том, что трудящимся принадлежит не только политич. власть, но и обществ, богатства. Поэтому они имеют реальную возможность использовать все материальные и культурные ресурсы для усиления политич. мощи своего государства, для вовлечения всего народа в управление государством, обеспечения политич. и гражд. свобод и прав, для строительства коммунистического общества. Советская Д.— это не формальная, а реальная, неограниченная Д. для трудящихся, законодательно выраженная и закреплённая в Конституции СССР. Вся гос. власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Советская Д. есть в то же время форма диктатуры рабочего класса. Важнейшими гарантиями всех основных прав граждан СССР являются экономич. и политич. основа СССР, социалистический строй, руководство Коммунистической партии, обеспечившей подлинный расцвет советской социалистической Д.
После 2-й мировой воины в ряде стран возникла народная демократия. С помощью СССР народы этих стран строят свои социалистические гос-ва., В победе строя народной демократии, в росте нац.-освободит. движения в колониях и зависимых странах ярко выражается глубоко интернациональное и всемирно-историческое значение советской Д. как оплота демократич., антиимпериалистич. лагеря в его борьбе за мир, за суверенитет народов, за победу Д. в борьбе против империалистич. агрессии, прикрываемой фальшивой завесой буржуазной Д.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ДЕМОКРАТИЯ (от греч. carlos — народ и kratos — власть), форма roc-ва, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении гос. дел в сочетании с широким кругом гражд, прав и свобод. В клас. об-ве Д. всегда является выражением диктатуры господств. класса. В совр. бурж. гос-вах Д. отличается от иных полит. режимов (напр., от воен. диктатуры) нормальным признанием равенства всех граждан, провозглашением полит. прав и свобод, выборностью представит. органов власти, установлением всеобщего избират. права. На самом деле функции полит. ин-тов бурж. Д. состоят в обеспечении клас. господства буржуазии, ее привилегий.
Подлинная Д. возможна только в социалистов, гос-ве, где демокр. права и свободы не только провозглашаются, но и гарантируются гос-вом, об-вом. Термин «Д.» употребляется для характеристики орг-ции и деятельности различных социальных и полит. ин-тов (например, внутрипарт. Д., профсоюзная Д.).
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. «Русский язык», Москва. 1986
ДЕМОКРАТИЯ, -и, ж. 1. Политический строй, при к-ром верховная власть принадлежит народу. Социалистическая д. (высший тип демократии, подлинное народовластие). Буржуазная д. (государственный строй, при к-ром формальное равенство политических прав и свобод всех граждан прикрывает собой господство буржуазии над трудящимися). 2. Принцип организации коллективной деятельности, при к-ром обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. Основанный на демократии, осуществляющий демократию. Демократическая республика. Д. строй. 2. То же, что демократичный.
ДЕМОКРАТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Свойственный широким слоям трудового народа, простой. || сущ. демократичность, -и, ж.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ДЕМОКРАТИЯ (греч. demos — народ и kratos — сила, власть) — одна из форм власти, характеризующаяся официальным провозглашением принципа подчинения меньшинства большинству и признанием свободы и равноправия граждан. В буржуазной науке при характеристике Д. ограничиваются обычно только этими формальными признаками, рассматриваемыми в отрыве от социально-экономических условий жизни об.ва и фактического положения дел. В результате возникает представление от т. наз. "чистой" Д., разделяемое оппортунистами и реформистами. В действительности всякая Д. как форма политической организации об-ва "служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества" (Ленин В. И., т, 42, с. 276). В связи с этим необходимо учитывать историческое развитие Д., ее прямую зависимость от смены общественно-экономических формаций, от характера и остроты классовой борьбы. В классово антагонистических формациях Д. существует фактически только для представителей господствующего класса. Так, в буржуазном об-ве Д. является формой господства диктатуры буржуазии, По сравнению с феодальным строем буржуазная Д. была исторически прогрессивным этапом в развитии об-ва. До известного предела буржуазия заинтересована в Д. как средстве своего политического господства. Она разрабатывает конституцию, создает парламент и др. представительные учреждения, вводит (под давлением масс) всеобщее избирательное право и формальные политические свободы. Однако возможности пользования этими демократическими правами и учреждениями для широких трудящихся масс всячески урезываются, и весь бюрократический аппарат буржуазной республики приспособлен к тому, чтобы, по существу, парализовать политическую активность масс и отстранить трудящихся от участия в политической жизни, Провозглашаемые формальные политические права ничем не гарантируются, а представительные учреждения чаще всего служат инструментом политики господствующего класса. Для буржуазной Д. характерно наличие парламентаризма, т. е. разделение законодательной и исполнительной власти, и явная тенденция к возрастанию роли последней. В эпоху империализма в буржуазных государствах под давлением монополистического капитала происходит поворот от Д. к политической реакции, вследствие чего борьба трудящихся масс и всех прогрессивных сил за Д., за демократические права приобретает важное значение как существенное условие и звено классовой борьбы пролетариата за социалистическое переустройство об-ва. Социалистическая Д. является высшей формой Д., подлинной Д. для большинства народа, для широких трудящихся масс. Ее экономическая основа — общественная собственность на средства производства. В социалистических странах осуществляется действительно всеобщее, прямое, равное избирательное право (при тайном голосовании). Все граждане, независимо от пола, нации, расы, пользуются равными правами в политической, экономической и культурной жизни, Конституция СССР закрепляет всю полноту прав и свобод граждан в законодательном порядке, и они обеспечиваются материальными гарантиями, Так, в социалистическом об-ве право на труд не только законодательно закреплено, но и реально обеспечено благодаря ликвидации эксплуатации, уничтожению безработицы, отсутствию кризисов в развитии производства и т. д. В этом состоит коренное отличие демократизма социалистического эт буржуазной Д. Гл. особенностью социалистической Д. является привлечение масс к управлению государством и всеми общественными делами, социалистическое самоуправление народа По мере развития социалистического об-ва самоуправленческие начала все глубже проникают во все поры государственной и общественной жизни. Всестороннее развитие социалистической Д., осуществляемое в процессе строительства коммунизма, является гл, направлением развития всей политической системы социализма Это развитие приведет со временем к замене государства коммунистическим общественным самоуправлением. Развернутую программу развития Д., самоуправленческих начал дал ХХVII съезд КПСС.
ДЕМОКРАТИЯ // Большая российская энциклопедия (2016) // Электронная версия |
ДЕМОКРА́ТИЯ (от греч. δῆμος – земля, область, народ и ϰράτος – сила, могущество, власть), политическая система, в которой народ признаётся источником власти, граждане обладают равными политич. правами и свободами, позволяющими им участвовать в управлении обществ. делами непосредственно или через своих представителей, а политич. решения принимаются в соответствии с волей большинства. Термин «Д.» используется также для обозначения соответствующих принципов устройства, функционирования организаций и институтов (внутрипартийная Д., производственная Д. и др.), а также течений социально-политич. мысли и обществ. движений, ориентирующихся на демократич. идеалы и их воплощение в обществ. практике.
Конкретные формы Д. существенно варьируются в зависимости от историч. эпохи, размера социума и нац. специфики, поэтому термин «Д.» употребляется применительно к разным политич. системам. Д. различаются в зависимости от характера участия граждан в принятии политич. решений (непосредственная Д. и представительная Д.), прочности либеральных институтов и степени защищённости меньшинства (либеральная Д. и нелиберальная Д.), наличия или отсутствия дискриминации тех или иных групп населения в отношении права участвовать в политике, специфики гос. устройства и правовой системы и т. п.
Исторические формы демократии
На начальных этапах развития человеческого общества преобладала непосредственная Д. Её примитивные формы возникли уже в первобытном обществе, когда люди жили отд. сравнительно небольшими группами (род, племя) и в условиях борьбы за выживание совместно участвовали как в производств. деятельности, так и в управлении делами рода. По мере усложнения управленч. сферы, структурно-функциональной дифференциации и формирования первых политич. институтов происходило постепенное ограничение числа людей, непосредственно участвующих в управлении социумом. Выделение в отд. группу вооруж. мужчин, принявших на себя ответственность за безопасность племени, привело к тому, что именно они стали играть гл. роль в принятии решений (воен. демократия, вождество). Дальнейшая социальная дифференциация, укрепление иерархич. начал и переход к гос. форме организации обществ. управления постепенно вытеснили демократич. элементы, и место Д. заняли монархии, деспотии и олигархии.
Следующей историч. формой демократич. обществ. устройства стала полисная Д., получившая наибольшее развитие в греч. городах-государствах (см. Полис) с сер. 1-го тыс. до н. э. В это время появляется и сам термин «Д.». Так же, как при родовом строе, др.-греч. Д. была непосредственной: осн. вопросы гос. жизни решались нар. собранием, в котором принимали участие все граждане; собрание избирало гл. должностных лиц и органы власти, осуществлявшие управление полисом в промежутках между нар. собраниями; граждане обладали равными правами, но в их число не включались рабы, женщины, дети и метеки. Аналогичная система правления возникла и в Риме, где право на участие в управлении государством наряду с имевшими его изначально патрициями получили и простолюдины (плебеи). Однако в отличие от греч. городов-государств рим. республика (так предпочитали называть Д. римляне) вышла за пределы города и была распространена на всю Италию и завоёванные Римом территории, что ограничивало возможности граждан принимать непосредств. участие в управлении.
В средние века формы непосредственной Д. были у викингов, в швейц. кантонах, в ряде городов Сев. Италии, в Новгороде и Пскове, где важнейшие вопросы гос. жизни решались на нар. собраниях. Однако непосредственная Д. могла функционировать лишь в сравнительно небольших общностях, поскольку нар. собрания свободных граждан не могут охватывать большие территории и целые страны. Процессы модернизации и складывания нац. государств в Новое время изменили условия появления и возможности существования Д., стимулировав возникновение представительной Д., в которой народ осуществляет власть опосредованно – через своих представителей в органах государства. Соответственно гл. институтами Д. становятся выборы и парламент. В ряде европ. стран (Великобритания, Нидерланды, Франция) появились представительные институты (парламент, органы местного самоуправления), которые позднее станут основой представительной Д. Но элементы демократич. форм правления этого периода проявлялись только в жизни дворянского сословия и христианских орденов (напр., тамплиеров, госпитальеров, Тевтонского ордена), др. сословия были бесправными. Вплоть до 19 в. демократич. практика имела эпизодич. и локальный характер; в Европе и во всём мире утвердились авторитарные, преим. монархич., режимы, роль представительных институтов была ограниченной и в них доминировала аристократия, а демократич. взгляды и убеждения не получали широкого одобрения.
В рос. истории имели место отд. элементы Д. (Новгородская республика; Земские соборы в 16–17 вв.), местного самоуправления (войсковой круг у казаков, крестьянская община, земства во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв.). Однако в основе политич. сознания во 2-й пол. 15 – кон. 19 вв. лежала идея единого централизов. государства во главе с абсолютным монархом. В нач. 20 в., в период кризиса самодержавной власти, в Рос. империи началось движение к Д., были законодательно закреплены политич. права и свободы граждан, разрешена деятельность политич. партий и общественно-политич. организаций, создан представительный институт – Государственная дума. В результате Февральской революции 1917 в России ликвидирована монархия и на повестку дня встал вопрос о конституировании новой демократич. государственности (см. Учредительное собрание). Однако в результате острой политич. борьбы эти тенденции были прерваны после Окт. революции 1917.
Современная либеральная демократия
Становление совр. форм Д. началось в 19 в. Она формировалась как представительная и либеральная Д. и включала в себя важнейшие либеральные институты. В их числе: конституционализм, правление закона (правовое государство), разделение властей, гарантии прав и свобод граждан, защита меньшинства от произвола большинства (см. Билль о правах) и др. Совр. либеральная демократия (для её обозначения часто используется термин «полиархия», предложенный в 1950-е гг. амер. исследователями Р. Далем и Ч. Линдбломом) также предполагает выборность высших должностных лиц в государстве (президента, членов центрального и местных представительных органов), честные, свободные, регулярно проводимые выборы, в которых может участвовать практически всё взрослое население страны. Граждане обладают правом претендовать на выборные должности в государстве, создавать независимые ассоциации и организации, в т. ч. политические; они имеют доступ к альтернативным источникам информации и реальную свободу выражения своих политич. убеждений, включая критику должностных лиц, правительства, режима и социально-экономич. порядка. Политич. система носит плюралистич. характер, и политич. решения принимаются в процессе взаимодействия политич. партий, движений и групп давления. Страны, в которых данные институты устойчиво функционируют, считаются демократическими; при этом конкретные формы Д. в разл. странах складываются под влиянием историч., нац., географич., социально-экономич., культурных, религ. и др. факторов. Демократич. политич. режимы отличаются по форме гос. управления (президентская, парламентская, смешанная), типу адм.-терр. устройства (унитарные государства и федерации), степени централизации/фрагментации власти (мажоритарные Д. и консенсусные Д.), соотношению непосредственных и представительных институтов, разл. форм политич. участия и т. д.
Существенно различаются и модели объяснения совр. демократич. режимов, а вопрос о том, какая из них адекватна совр. обществу и/или наиболее соответствует демократич. идеалам, остаётся дискуссионным. Сторонники «элитарной демократии» (Й. Шумпетер, американские учёные Т. Дай, У. Домхофф и др.) считают, что институты либеральной Д. (полиархии) не препятствуют сохранению и воспроизводству элитарного характера политич. власти: гл. роль в демократич. политич. системах играют конкурирующие между собой элиты, диспропорциональное влияние на процесс принятия политич. решений оказывает наиболее преуспевающая часть социума, прежде всего крупный бизнес, обладающий большими материальными ресурсами и связями, а участие в политике осн. массы граждан ограничивается выборами. Теории «плюралистической демократии» (амер. учёные А. Бентли, Д. Труман, Р. Даль, Р. Уэйст и др.) акцентируют внимание на процессе взаимодействия и соревнования разл. политич. сил (партий, политич. организаций, групп давления, обществ. движений), стремящихся влиять на принятие гос. решений. Политич. плюрализм рассматривается как средство против монополизации политич. власти, которая имеет место в недемократич. режимах. Теоретики «демократии участия» (Б. Барбер, К. Макферсон, К. Пейтман и др.) подчёркивают, что Д. должна развиваться в направлении расширения непосредственного участия граждан в управлении государством, прежде всего на местном уровне. Сторонники «совещательной» концепции демократии (Ю. Хабермас, Дж. Элстер и др.) полагают, что степень демократичности системы прямо пропорциональна количеству обществ. дискуссий по актуальным вопросам, которые обеспечивают демократич. характер процедурам принятия политических решений.
Основные этапы становления современной демократии
Процесс складывания совр. демократий не был плавным и прямолинейным и зависел от того, как протекала борьба разл. слоёв и групп за расширение своих прав и свобод. При этом осн. институты либеральной Д. вызревали и укреплялись неравномерно, а за периодами роста числа демократич. стран часто следовал спад. Некоторые институты современной Д. (нац. парламент, выборы в органы законодат. власти) начали складываться уже в средние века. Мн. либерально-демократические идеи и принципы были высказаны и обоснованы ещё мыслителями 17–18 вв. (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо). Однако демократизация существующих политич. режимов как устойчивый процесс началась только в 19 в. В политич. науке (С. Хантингтон, Р. Даль) выделяются три этапа («волны») демократизации, затрагивавшие разные группы стран. На 1-м этапе, начавшемся в 1820-е гг. и завершившемся в 1930-е гг., Д. установилась в наиболее развитых странах Европы (Великобритания, Франция, Швеция, Бельгия и др.) и Сев. Америки (США). (Провозглашение и конституц. закрепление осн. демократич. принципов в некоторых странах произошло раньше. См. Декларация независимости США 1776, Декларация прав человека и гражданина.) При этом до последней трети 19 в. мн. демократич. институты оставались недостаточно развитыми, а всеобщее избирательное право появилось только в 20 в. (исключение – Новая Зеландия, 1893). В 1930-е гг. произошёл спад «демократической волны», выразившийся в поражении Д. в Германии, Испании, Португалии. 2-й этап демократизации (1940–60-е гг.) был связан с победой антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне (переход к Д. в Германии, Италии, Японии и др. странах) и с крушением колониальной системы (переход к Д. в Индии, Ботсване, Нигерии, Малайзии и др. странах). 3-й (продолжающийся и поныне) этап демократизации начался с сер. 1970-х гг. свержением авторитарных режимов в Европе (Греция, Испания, Португалия). Д. установилась в ряде стран Лат. Америки (Аргентина, Бразилия, Эквадор и др.), Азии (Турция, Филиппины, Юж. Корея). В 1990-х гг. на этот путь встали и страны Центр. и Вост. Европы после крушения в них коммунистич. режимов, в которых провозглашалась т. н. социалистическая Д. Она формально воспроизводила осн. нормы Д. (выборы, Советы как органы представительной власти, конституц. права и свободы), но фактически имело место господство партийно-гос. бюрократии. В России новый этап демократизации начался во 2-й пол. 1980-х гг. в ходе реформ М. С. Горбачёва, получивших назв. «перестройка». В 1991 Россия была провозглашена самостоят. демократич. правовым государством. В Конституции РФ 1993 законодательно закреплены принципы представительной демократии.
К нач. 21 в. свыше 120 стран относились к числу демократических. Однако во многих из них процесс складывания либерально-демократич. институтов и норм остаётся незаконченным и носит противоречивый характер: формальные демократич. процедуры в них уживаются с неформальной авторитарной практикой; руководство государства выбирается демократич. большинством, но у граждан и меньшинств нет гарантий от нарушения их прав со стороны властей; политич. плюрализм и свобода выражения политич. убеждений существуют, но реальная политич. конкуренция и возможности оппозиции существенно ограничены. В России сильны коллективистские и патерналистские установки у б. ч. населения; наблюдается идейно-политич. и культурный раскол в обществе, а также недовольство людей резким снижением уровня их благосостояния в результате рыночных реформ; сохраняются сложные межнациональные отношения и др. Перспективы укрепления либерально-демократич. институтов в новых Д. «третьей волны» отнюдь не очевидны и зависят как от соотношения объективных факторов, благоприятствующих или препятствующих Д., так и от расстановки социально-политич. сил внутри них.
Широкое распространение Д. по всему миру и её консолидация во многих странах были обусловлены следующими факторами: уровнем экономич. развития (рыночная экономика, индустриализация, урбанизация, развитость массовых коммуникаций, высокая грамотность и др.); наличием значит. среднего класса, обеспечивающего стабильность и устойчивость социальной системы; распространением в обществе демократич. убеждений и политич. культуры (преодоление коллективистских и патриархальных установок, консенсус по базовым демократич. ценностям, гражд. ответственность, толерантность, слабая выраженность межкультурных конфликтов... Читать — новая версия
Ссылки
- Демократия — Юридические словари
- Социалистическая демократия — Юридический словарь. 1953