Казачество, казаки

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Содержание:
Казачество. Советский Энциклопедический Словарь. 1980

Казачество. Казаки. Большая российская энциклопедия. 2016

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КАЗАКИ, см. Казачество.

КАЗАЧЕСТВО (казаки, или козаки), первоначально вольные люди из бежавших от феод. гнёта крепостных крестьян, холопов, горожан, селившиеся на окраинах Русского гос-ва. К. окончательно сложилось в 16—17 вв. Казаки сражались с врагами Русского гос-ва (турками, татарами, польскими панами). За оборону границ гос-ва К., начиная с 16 в., получало из казны жалованье, в пожизненное владение землю, освобождалось от тягла, имело самоуправление из выборных атаманов, сотников, есаулов. Высшим органом власти был войсковой круг, на Украине — рада. При переходе казаков к земледелию усилился процесс классового расслоения — выделение казацкой верхушки и обеднения массы К. Голытьба — беднота яицкого, донского, отчасти и запорожского К.—принимала активное участие в крестьянских войнах Болотникова, Разина, Булавина, Пугачёва. Казацкая верхушка играла обычно предательскую роль в этих движениях.

К началу 1-й мировой войны 1914—1918 существовало 12 казачьих войск — Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Иркутское и Енисейской губерний. Царское пр-во предоставлением ряда привилегий, наделением землёй, подкупом казацкой верхушки создавало себе в лице К. орудие для борьбы с революц. движением.

Во время Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в СССР помещичье-кулацкие слои К. были опорой контрреволюц. генералов Каледина, Корнилова, Дутова, Краснова, Деникина и др. ставленников иностр. интервентов. Беднейшая часть К. и так наз. «иногородние» (неказацкое население казачьих р-нов) выступили за поддержку Советской власти. В годы коллективизации и ликвидации кулачества, как Класса, был положен конец кулацкому гнёту, от которого страдало трудящееся К. Социалистическое строительство в казачьих р-нах достигло больших успехов. Постановлением ЦИК СССР от 20 апр. 1936 для К. были отменены все ранее существовавшие ограничения в отношении службы в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 против нем.-фашистских захватчиков многие из казачьих частей Советской Армии проявили высокое мужество и доблесть; нек-рые из них за выдающиеся боевые заслуги преобразованы в гвардейские.

КАЗАЧОК, укр. танец с постепенно ускоряющимся темпом. Счёт на 2.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КАЗАЧЕСТВО, воен. сословие в дореволюц. России в 18 — нач. 20 вв. В 14—17 вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие воен. службу в пограничных р-нах (городовые и сторожевые казаки); в 15—16 вв. за границами России и Польско-Литов. гос-ва (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины т. н. вольных казаков (гл. обр. из беглых крестьян), к-рые являлись гл. движущей силой нар. восстаний на Украине 16—17 вв. и крест. войн в России 17—18 вв. Царское пр-во стремилось использовать К. для охраны границ, в войнах и т. д. и в 18 в. подчинило его, превратив в привилегиров. воен. сословие, опору самодержавия. К нач. 20 в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население св. 4,4 млн. ч., 63 млн. дес. земли. В 1-ю мир. войну выставило ок. ЗОО т. ч. В Гражд. войну зажиточные слои К. воевали на стороне белогвардейцев, беднота за Сов. власть. В 1920 К. как сословие упразднено. В 1986 были созданы донские, кубанские и терские кав. казачьи соединения, участвовавшие в Вел. Отеч. войне.

КАЗАЧОК, в дорев. России у укр. и рус. помещиков мальчик-слуга, одетый в казакин или черкеску.

КАЗАЧОК, нар. танец (укр. К., кубанский К., терской К. и др.). Муз. размер 2/4.

КАЗАЧЬЯ ЛОПАНЬ, пос. гор. типа в Харьковской обл. Ж.-д. ст. Семеноводч. совхоз. Пищ. пром-сть.

 

 

КАЗАЧЕСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


КАЗА́ЧЕСТВО (от тюрк. казак, козак– удалец, вольный человек), социально-этнич. и историч. общности людей, сложившиеся на юж. окраинах рус. земель в 14 в.

С нач. 15 в. казаки переходили на службу Рус. гос-ву, формируя служилое К. По мере создания на юж., юго-вост. и вост. границах Рус. гос-ва засечных черт и пограничных укреплённых линий оформлялись категории городовых казаков и станичных (сторожевых) казаков (см. Станичная и сторожевая служба). С 16 в. К. находилось в ведении Разрядного приказа, а затем Казачьего приказа (17 в.). В 1-й пол. 16 в. на Украине образовалась Запорожская Сечь, во 2-й пол. 16 в. – общины терских казаков и служилое сибирское К., а на границе с Речью Посполитой – особая категория укр. казаков, состоявших на службе у польск. правительства, т. н. реестровые казаки. В сер. 17 в. на территории Вост. Украины образовалось слободское К. (см. Слободские казаки). К. активно участвовало в освоении новых земель Юга России, Сибири и Дальнего Востока (В. В. Атласов, И. Ю. Москвитин, И. И. Камчатой, И. А. Ребров, М. В. Стадухин и др.).

Казаки: 1 – запорожский казак. Нач. 18 в.; 2 – яицкий казак. 2-я пол. 18 в.; 3 – казак Сибирского линейного казачьего войска. 1829–38; 4 –унтер-офицер лейб-гвардии Атаманского полка. 1878; 5 – рядовой Собственного Е. И. В. конвоя (Кубанская сотня).

В 16–17 вв. К. пользовалось широкой автономией. Все важнейшие дела решались на войсковом круге. Во главе общин стояли выборные атаманы. Правительство постепенно ограничивало автономию казачьих областей, стремясь к полному подчинению К. В 17–18 вв. казаки упорно отстаивали свою свободу и активно участвовали в восстаниях 17–18 вв.; из их среды вышли С. Т. Разин, К. А. Булавин и Е. И. Пугачёв. Часть донских казаков после разгрома Булавина восстания 1707–09 ушла на Кубань и затем в Османскую империю (см. Некрасовцы). В нач. 18 в. казачьи общины были преобразованы в казачьи иррегулярные войска, а казаки стали воен. сословием Рос. империи. В 1723 ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством и называться наказными (назначенными). После подавления Пугачёва восстания 1773–75 была упразднена Запорожская Сечь. Во 2-й пол. 18–19 вв. был упразднён ряд казачьих войск и созданы новые, полностью подчинённые правительству: Астраханское (1750), Оренбургское (1755), Черноморское (1787–1860), Сибирское (1808), Кавказское линейное (1832–60), Забайкальское (1851), Амурское (1858), Кубанское (1860), Терское (1860), Семиреченское (1867), Уссурийское (1889). Положение К. как замкнутого сословия было закреплено при имп. Николае I. Казакам было запрещено вступать в брак с представителями неказачьего населения, был воспрещён выход из войскового сословия (разрешён в 1869). К. получило ряд привилегий: освобождение от подушной подати и земского сбора, право беспошлинной торговли в пределах войсковой территории, особые права на пользование казёнными землями и угодьями (ловля рыбы, добыча соли и т. п.). В основе экономич. положения К. лежала сложившаяся в 19 в. система казачьего землевладения (см. Казачьи земли).

 
Наградная казачья медаль «За службу и храбрость».

К нач. 20 в. в Рос. империи существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское,Уссурийское); общая численность К. превышала 4,4 млн. чел., в т. ч. ок. 480 тыс. чел. служилого состава (1916). В 1917 из красноярских и иркутских казаков было образовано Енисейское казачье войско. Все казачьи войска в воен. и адм. отношении были подчинены Военному министерству через Гл. управление казачьих войск (с 1879), а с 1910 – через Казачий отдел Гл. штаба. В ведении МВД находился Якутский казачий полк. Атаманом казачьих войск с 1827 являлся наследник престола. В Донском казачьем войске должность наказного атамана была самостоятельной, в др. войсках наказным атаманом по должности являлся ген.-губернатор или команд. войсками ВО. При атамане существовал войсковой штаб, управлявший делами войска через атаманов отделов или округов. Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах.

 

Казаки с 18 лет были обязаны нести воен. службу, продолжавшуюся 20 лет [по Уставу о воинской повинности от 17(29).4.1875 для Донского войска, распространённому позже на др. войска]: первые 3 года в приготовительном разряде, затем 12 лет в строевом [4 года на действительной службе (1-я очередь) и 8 лет на льготе (2-я и 3-я очереди) с периодич. лагерными сборами], 5 лет в запасе, после чего казаки зачислялись на 10 лет в ополчение. В 1909 срок службы сокращён до 18 лет за счёт сокращения приготовительного разряда до 1 года. На воен. службу казак был обязан являться со своим обмундированием и снаряжением. К. участвовало во всех воен. кампаниях России 18–20 вв. Отличилось в войнах: Семилетней 1756–1763, Отечественной 1812, Кавказской 1817–64, Крымской 1853–56, рус.-турецких. В кон. 19 – нач. 20 вв. К. широко использовалось для обеспечения гос. безопасности и правопорядка. С эпохи имп. Николая I гос. власть взяла курс на унификацию казачьих войск. В 1875 при имп. Александре II казачьи полки включили в состав дивизий регулярной кавалерии. К кон. 19 в. значительно возросли требования к строевой подготовке казаков, качеству их вооружения и снаряжения, уровню мобилизационной готовности казачьих частей, что привело к росту затрат казаков на самоснаряжение (покупку строевого коня и мундира) и обеднению К. Исчезновение непосредств. воен. угрозы вело к окрестьяниванию К. – т. н. естественно-историч. расказачиванию.

После Февр. революции 1917 на территории войск были созданы выборные органы власти, начался процесс автономизации казачьих войск, что усиливало сословную обособленность и замкнутость К. В ходе Гражданской войны 1917–22 К. раскололось на два непримиримых лагеря. Абсолютное большинство К. оказалось в рядах белых армий и воевало под команд. А. П. Богаевского, А. И. Дутова, А. М. Каледина, П. Н. Краснова, К. К. Мамонтова, Г. М. Семёнова, А. Г. Шкуро. В рядах РККА казаки сражались под команд. С. М. Будённого, Б. М. Думенко, Н. Д. Каширина, Ф. К. Миронова. В качестве органа управления «красным» К. при ВЦИК был создан Казачий отдел. В некоторых войсках (Донское, Кубанское, Уральское, Оренбургское) появились собств. казачьи армии, гос. символика, законодат. акты, закреплявшие войсковую автономию. После поражения белых армий десятки тысяч казаков были вынуждены эмигрировать (см. Казачьи союзы). К. являлось единственной организованной многочисл. социальной группой, представители которой были настроены в целом антибольшевистски, обладали боевым опытом и организацией, поэтому оно подверглось массовому террору, принудительным депортациям. В 1920 постановлением ВЦИК законоположения РСФСР о земле распространены на казачьи земли, что явилось законодат. упразднением казачества.

20.4.1936 ЦИК СССР отменил существовавшие с 1922 для К. ограничения в отношении службы в РККА, были созданы казачьи кав. дивизии. В Великую Отечественную войну 1941–45 на фронтах сражались казачьи соединения – в апр. 1942 из казаков-добровольцев Дона и Кубани был сформирован 17-й (с 27 авг. – 4-й гв.) казачий кав. корпус, который 20.11.1942 разделён на 4-й гв. Кубанский казачий и 5-й гв. Донской казачий кавалерийские корпуса (расформированы в 1947). С нач. 1990-х гг. началось возрождение К. в России на основе Закона РСФСР от 26.4.1991 «О реабилитации репрессированных народов» и Указа Президента РФ от 15.6.1992 о мерах по реализации этого закона в отношении К. В янв. 1996 было создано Гл. управление казачьих войск при Президенте РФ, которое в 1998 преобразовано в Управление Президента РФ по вопросам казачества.

Литература

Лит.: Хорошхин М. П. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. СПб., 1881; McNeal R. H. Tsar and cossack, 1855–1914. L.; Oxf., 1987; История казачества азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 1–3; Holquist P. Making war, forging revolution. Russia’s continuum of crisis, 1914–1921. Camb.; L., 2002; Российское казачество / Отв. ред. Т. В. Таболина. М., 2003.

 

 

КАЗАКИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


КАЗА́КИ, этносословные группы в России (см. в ст. Казачество). Среди К. доминировали русские, украинцев было много среди донских, кубанских, оренбургских и сибирских К. В состав К. входили также группы белорусов, юж. славян, татар, мордвы, башкир, калмыков, ногайцев, кумыков, чеченцев, армян, туркмен, бурят и др. Отд. этнич. группы К. часто сохраняли обособленность, особенности языка и культуры. Происхождение и сословное положение К. отразились на их самосознании с характерными представлениями о личной свободе и воинском долге, вере в Бога, коллективизме, противопоставлении К. крестьянству («мужикам») и неказачьему населению («иногородним») в пределах расселения казачьих войск.

Архив Ф. М. Кумсковой Донские казаки хутора Мироново Хопёрского округа. Фото нач. 20 в.

Осн. занятием К. были товарные скотоводство (лошади, овцы, у уральских К. – верблюды) и промысел проходной рыбы (у донских, астраханских, уральских, сибирских К.), с кон. 19 в. – пчеловодство, добыча соли. Были развиты произ-во сукна и войлока, вязание пуховых платков (у оренбургских К.), извозный промысел (у уральских, оренбургских, сибирских, амурских К.). С 18–19 вв. распространяется залежное земледелие.

Традиц. поселения по размеру были намного больше крестьянских сёл; первоначально имели круговую планировку, укреплялись валами и рвами. В 18–19 вв. создавались воен.-оборонит. линии казачьих поселений, особенно во время воен. кампаний на юге и востоке России. Правительств. распоряжениями регламентировались типы поселений (станицы, крепости, форпосты, реданки, пикеты), расстояние между ними, типы застройки (вводилась улично-квартальная планировка, строго соблюдалась фасадная линия), укреплений и т. д. Станицы могли растягиваться вдоль рек до 15–20 км. В центре станицы находились церковь, школа, станичное правление, торговые лавки и т. п. Станичные окраины имели свои названия, их жители могли различаться этнически или по социальному признаку. Усадьбы были обнесены высокими оградами с глухими воротами, дом был обращён к улице глухой стеной или располагался в глубине двора. Кроме переднего («чистого») двора в усадьбе было обычно неск. задних (хозяйственных) дворов. Существовали врем. поселения (хутора, коши, выселки) на пастбищах, местах промыслов, пашнях. Их рост в 18–19 вв. (местами – превращение в постоянные посёлки) связан с распространением земледелия.

Уральские казаки.

Жилище в осн. каркасно-турлучное, саманное, глинобитное, были распространены землянки и полуземлянки. Тип жилища отражал происхождение данной группы К. Преобладали 2- и 3-раздельные дома (изба – сени и изба – сени – изба). Внутр. планировка избы (хаты) в осн. укр. типа (печь у входа, обращена устьем к боковой стене), у оренбургских К. встречалась ср.-рус. планировка (печь обращена устьем к передней стене). Стены украшали оружием и конской сбруей, портретами атаманов и членов царской семьи, батальными лубками; у терских К. под влиянием горских народов лавки накрывались коврами. Со 2-й пол. 19 в. распространяются многокомнатные и двухэтажные дома с балконами, галереями и т. п.

Традиц. одежда у мужчин – рубаха (первоначально туникообразная с прямым разрезом, с кон. 19 в. – косоворотка и с кокеткой – талейкой) и штаны (шаровары) с широким шагом; характерен обычай заправлять рубаху в штаны (уральские К. на промысле заправляли и полы верхней одежды). В 1-й пол. 19 в. сформировался комплекс воен. костюма (гимнастёрка, китель, брюки) в сочетании с элементами одежды вост. и горских народов (бешмет, чекмень, черкеска, бурка, папаха, башлык, у уральских К. – малахай, сапоги-ичиги и т. д.). Осн. обувь – сапоги, поршни, зимой – валенки; лаптей не носили. Женская одежда – рубаха (у донских К. – туникообразная, у астраханских, уральских, оренбургских и сибирских – с прямыми поликами; со 2-й пол. 19 в. у кубанских и особенно донских К. распространилась рубаха с талейкой; рукава донской рубахи расширялись с помощью вставных клиньев, украшались красным тканым узором, уральской – галуном, золотым шитьём) и подпоясанный сарафан (преим. распашной косоклинный, у астраханских К. – также прямой на лямках), расшитый галуном и кружевом; у донских К. были распространены понёва и распашное платье (кубелёк), у кубанских и астраханских – шерстяная полосатая или клетчатая юбка. С кон. 19 в. повсеместно распространились юбка с кофтой одного цвета («парочка») или разных цветов; украшались лентами, шнуром, кружевом, стеклярусом и др. Характерны «донские шубы» донских, кубанских и терских К. – с глубоким запахом, крытые сукном, шёлком, штофом, атласом. Головные уборы у девушек – венок на твёрдой основе или в виде широкой ленты, украшенной вышивкой, жемчугом и бисером, на Кавказе – из искусств. цветов, у астраханских К. – высокий вязаный колпак; повсеместно голову повязывали платком. Замужние женщины носили кокошник и кику, донские К. – рогатую кику и шёлковый или хлопчатобумажный колпак с платком; с сер. 19 в. среди донских и кубанских К. распространилась круглая шапочка типа повойника (шлычка).

Музей «Старый Уральскъ» Дом наказных атаманов Уральского казачьего войска в Нижне-Уральске. Нач. 19 в. Фото кон. 19 в. Музей «Старый Уральскъ» (г. Уральск).

У К. доминируют традиции рус. кухни с влиянием укр., кавказской, поволжской, ср.-азиат. и сибирской (замораживание рыбы, мяса, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод, употребление кукурузы, фасоли, бахчевых, черёмухи у забайкальских казаков, дикорастущих фруктов, пряных приправ и др.). Разнообразные молочные (топлёные сливки каймак; сыры – мягкий сюзбе, сушёный курт и др.) и рыбные (уха, жарина, тельное, заливное, фаршированная рыба, котлеты из икры, сушёная, копчёная, вяленая рыба – балык и др.) блюда, супы (у кубанских, терских, донских К. – борщ, у уральских К. – щи, у донских, уральских, оренбургских, сибирских, забайкальских К. – окрошка и тёртая редька с квасом и др.), блюда из баклажанов, томатов и перца (кубанские и терские К.). Напитки – квас, компот (узвар), разведённое кислое молоко (арян), медовое сыто, буза из корня солодки, молодое виноградное вино (брага, чихирь, кислушка), самогон (горилка); со 2-й пол. 19 в. у всех К., кроме старообрядцев, распространился чай (у забайкальских К. – «с забелой» из молока, масла, яиц, пшеничной муки и конопляного семени).

 
Музей «Старый Уральскъ» Уральские казаки. Молодая пара. Фото 1890-х гг. Музей «Старый Уральскъ» (г. Уральск).

До нач. 20 в. сохранялась большая 3–4-поколенная семья, насчитывавшая до 30 чел. Браки с «иногородними» и представителями соседних народов были крайне редки и по закону 1835 официально запрещены. При главенствующей роли старшего в семье мужчины, женщины и молодёжь пользовались относит. свободой сравнительно с крестьянскими семьями. Были распространены традиции взаимопомощи (совместный выпас скота, объединение рабочего скота, транспорта и орудий на время полевых работ и рыболовного промысла и т. п.), обществ. трапез по случаю окончания работ, проводов или возвращения с воинской службы. Как войсковой праздник отмечался день святого покровителя войска. Праздники сопровождались состязаниями в стрельбе, рубке, джигитовке, «гулебными» воен. играми; у донских К. на Масленицу выбранный «ватажный атаман» «ходил со знаменем» по домам станичников, принимая от них угощение. При рождении мальчика гости приносили «на зубок» стрелы, патроны, ружьё, при крещении его «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня.

 
Музей «Старый Уральскъ» Семья уральских казаков. Фото кон. 19 – нач. 20 вв. Музей «Старый Уральскъ» (г. Уральск).

Устное творчество. Основа рус. казачьей песенной традиции, сложившейся в 16–18 вв. на Дону, – мужское хоровое многоголосие (женские голоса «встраиваются» в общее звучание хора) со сложными формами подголосочной и контрастной полифонии. Характерны лирико-эпич. песни о воинской судьбе, былины и былинные песни, песни исторические (походные и беседные), протяжные, хороводные, плясовые, романсы, частушки под гармонику. Стилевая основа казачьих песен – южнорусская, однако у разных групп К. – донских, кубанских, терских, запорожских, уральских, сибирских, волжских – существуют особенности в распевах, системе жанров и др. Особая ветвь – традиция К.-некрасовцев, сохранившая старинные черты и обогащённая ориентальными элементами; особенно интересны духовные стихи и песенные былины (одноголосные и многоголосные) с развёрнутыми сюжетами и более архаичной стилистикой, чем донские. Наиболее ранние нотные записи фольклора уральских и сибирских К. содержит рукописный сб-к Кирши Данилова (18 в.). Войсковое начальство поощряло занятие хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сб-ков текстов с нотами. Первые записи донских казачьих песен (на фонограф) сделаны в кон. 19 в. А. М. Листопадовым. Живая песенная традиция поддерживается многочисл. аутентичными и самодеятельными ансамблями в сёлах и городах России, среди них – «Станица» (1981, Волгоград), «Казачий круг» (1986, Москва). Проводятся фестивали казачьей культуры. Функционирует гос. Кубанский казачий хор. Известен Хор донских казаков под упр. С. А. Жарова, работавший за рубежом (1921 – кон. 1970-х гг.).

 
Фото А. О. Баскаковой Казаки. Масленица.

С 1989 создавались организации (союзы К., землячества, историко-культурные общества и съезды), провозглашавшие целью возрождение казачества, самоуправления, общинного землепользования и воен. организации. Возобновилась традиция ношения воен. формы, бороды как знаков принадлежности к казачеству. Ныне к К. относят себя 140 тыс. чел. (2002, перепись), из них 87,5 тыс. чел. живут в Ростовской обл., 20,6 тыс. чел. – в Волгоградской обл., 17,5 тыс. чел. – в Краснодарском крае, 3,9 тыс. чел. – в Ставропольском крае, 2,5 тыс. чел. – в Карачаево-Черкесии. Говорят на рус. яз., сохраняются донской, уральский, оренбургский и др. диалекты. Верующие – православные, среди донских, уральских, терских, оренбургских, сибирских и др. казаков много старообрядцев.

Литература

Лит.: Листопадов А. М. Песни донских казаков. М., 1949–1954. Т. 1–5; Казачество России: Историко-правовой аспект: документы, факты, комментарии, 1917–1940 гг. / [Сост., вступ. ст., предисл., прим. Н. Ф. Бугая, А. М. Гонова]. Нальчик, 1999; Barrett T. M. At the edge of empire: the Terek Cossacks and the North Caucasus frontier, 1700–1860. Boulder, 1999; O’Rourke S. Warriors and peasants: the Don Cossacks in late Imperial Russia. L., 2000; Акоева Н. Б. Повседневная жизнь кубанского казачества на рубеже веков (конец XIX – начало XX в.). Славянск-на-Кубани, 2006; Губенко О. В. Терское казачье войско в XV–XXI в.: влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни. [Б. м.], 2007; Дубовиков А. М. Уральское казачество в системе российской государственности (XVIII – начало XX вв.). Тольятти, 2007; Емельянов Ю. Н. Генезис и особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII – начало XX вв.). Славянск-на-Кубани, 2007; Васильев А. П. Забайкальские казаки: Исторический очерк: В 3 т. Благовещенск, 2007.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Казаки́ (др.-рус. козáкъ[1]; укр. козаки́; польск. kozacy; лит. kazokas; белор. казакі; а также черка́сы[Комм 1][2][3][4][5][Комм 2]) — представители казачества — военного сословия, сформировавшегося на территории современных России, Украины и Казахстана.

Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооружённого населения на различных, нередко полупустынных и малонаселённых территориях, представителей сообществ, состоящих из людей разного этнического происхождения... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2021