Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 304
СРЕДНЯЯ ШКОЛА, среднее звено в системе народного образования. С. ш. может быть общеобразовательной и профессиональной. В СССР общеобразоват. С. ш. — школа-десятилетка; профессиональная С. ш. — техникум, педагогич. училище, фельдшерская школа и т. д. Общеобразоват. С. ш. вооружает молодёжь знаниями в объёме, необходимом для успешного обучения в высших уч. заведениях и технич. училищах, готовящих высококвалифицированные кадры для отраслей народного х-ва; профессиональная С. ш. даёт человеку, вступающему в практич. жизнь, достаточные знания в области избранной им специальности. В ряде капиталистич. стран С. ш. мало доступна детям трудящихся из-за высокой платы, взимаемой за обучение, и непосильности для родителей содержать детей. Только в СССР и странах народной демократии С. ш. является для трудящихся действительно общедоступным звеном в единой школьной системе. В СССР, в связи с ростом материального благосостояния и культуры трудящихся, С. ш. (10 классов) в 5-й пятилетке (1951—55) становится всеобщей в столицах республик, в городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших пром. центрах.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1272
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА в СССР, осн. тип школы, осуществляющей коммунистич. воспитание, образование и обучение молодого поколения. Обеспечивает получение общего политехнич. образования в объёме 10(11) кл. Для работающей молодёжи открываются вечерние (сменные) и заочные ср. общеобразоват. школы. Обучение в С. о. ш. начинается с 7-летнего возраста. Окончившие школу получают возможность поступления в вузы, овладевают профессией в процессе ускоренного обучения в ср. спец. уч. заведениях, ср. проф.-технич. уч-щах, на проф. курсах, путём непосредств. участия в трудовой деятельности.
Большая российская энциклопедия. Том 31. — Москва, 2016. — С. 123-124 // Электронная версия
СРЕ́ДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВА́ТЕЛЬНАЯ ШКО́ЛА, тип учебного заведения, обеспечивающего на базе начальной школы становление личности, – базовое и полное среднее образование, подготовку к сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. Его формирование связано с дифференциацией общего и проф. образования. С появлением в Европе (11–14 вв.) университетов их подготовит. отделения играли роль средних школ, в которых преподавались семь свободных искусств. После 6–7-летнего обучения студенты получали возможность продолжать образование на одном из осн. факультетов (богословском, мед., юридическом). С 16 в. дети состоятельных родителей могли учиться в гор. средних школах (коллегиях, учёных школах или латинских школах) с 8–10-летним сроком обучения. Тип средней школы с ярко выраженным гуманитарно-филологич. уклоном – гимназия – получил распространение с 17 в. Перспектива образования в ун-те долгое время определяла представление о задачах С. о. ш. Однако, стремясь получить хорошее общее образование, не все учащиеся связывали своё будущее именно с ун-том, не все располагали и соответствующими возможностями. Это привело к выделению неполной средней школы. В 19 в. на т. н. университетские профессии ориентировалась определённая группа гимназий, дававших классическое образование. Альтернативой ему стало реальное образование. На дальнейшее развитие С. о. ш. в кон. 19 в. оказали влияние идеи нового воспитания, единой школы и трудовой школы. После 2-й мировой войны С. о. ш. стала массовой в большинстве стран Европы и Америки. Срок обучения увеличился – в полной С. о. ш. до 12–13 лет. Неполное среднее образование стало играть роль базового образования (в большинстве стран – обязательное). После 1917 в РСФСР и др. сов. республиках С. о. ш. строилась как единая, трудовая, политехническая. Первыми документами, определившими её структуру и содержание работы, были «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918). В них провозглашались равноправие в образовании, его всеобщность, развитие самостоятельности учащихся. Единая для всех слоёв населения трудовая школа (9 лет обучения) имела 2 ступени: начальную с 5-летним (позднее с 4-летним) сроком обучения (возраст детей 8–13 лет) и среднюю с 4-летним (позднее с 5-летним) сроком обучения (возраст детей 13–17 лет). С 1932/33 учебного года введён 10-летний срок обучения. Существовали также школы ФЗО и ФЗУ, школы крестьянской (колхозной) и сельской молодёжи, после окончания которых учащиеся могли поступать в 8-й класс школы-десятилетки или в средние спец. учебные заведения. В 1964 срок обучения в С. о. ш. был сокращён на 1 год. Получили развитие С. о. ш. с углублённым изучением отд. предметов – иностр. языков, математики, физики, химии, биологии и др.
В сер. 1980-х гг. произошло дальнейшее реформирование системы образования. С. о. ш. стала 11-летней (за счёт увеличения срока начального обучения). В нач. 1990-х гг. получили распространение и др. типы средних общеобразоват. учреждений (гимназии, лицеи, колледжи). Созданы негосударств. С. о. ш., в т. ч. ориентированные на работу по альтернативным и авторским программам обучения. Осуществляемый с 1990-х гг. переход от набора конкретных учебных предметов к образоват. областям открыл возможности для повышения вариативности С. о. ш., что, в свою очередь, позволило полнее удовлетворить разнообразные образоват. потребности отд. категорий учащихся, а в старших классах – обеспечить допрофессиональную подготовку. Курс С. о. ш. рассматривается как одно из направлений реализации непрерывного образования.