Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 475
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, тип общеобразовательного учебного заведения; в СССР — первая ступень единой общеобразовательной школы, имеет 4-летний срок обучения. Учебные планы и программы советской Н. ш. полностью соответствуют 1—4 классам семилетней и средней школы.
В бурж. странах существует разрыв между учебными программами Н. ш. и соответствующих классов средней школы с целью воспрепятствовать переходу окончивших Н. ш. в среднюю школу.
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», ежемесячный педагогич. журнал, орган Министерства просвещения РСФСР, (освещающий вопросы обучения и воспитания в начальной школе. Выходит в Москве с 1933.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 880
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, в СССР тип общеобразоват. школы для детей с 7-летнего возраста в составе 1—3 кл. Н. ш. открываются в мелких нас. пунктах, не имеющих 8-летних и ср. общеобразоват. школ. Окончившие продолжают обязат. обучение в 4—8 кл. восьмилетней или ср. общеобразоват. школы.
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», ежемес. методич. журнал Мин-ва просвещения РСФСР, с 1933, Москва. Тираж (1978) 537 т. экз.
Большая российская энциклопедия. Том 22. — Москва, 2013. — С. 213-216 // Электронная версия
НАЧА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА, общеобразовательное учебно-воспитательное учреждение для детей, дающее начальное образование (элементарные знания в области родного языка, математики, а также о природе и обществе).
Начальные школы в России
Первые попытки создать сеть Н. ш. предприняты в нач. 18 в. Петром I. Открывались цифирные школы для подготовки гражд. служащих (с 1715), архиерейские школы и гарнизонные школы (с 1721) для подготовки духовенства и обучения солдат и офицеров-недворян (в 1744 цифирные школы слиты с гарнизонными, которые в 1805 преобразованы в кантонистские школы).
Архив И. В. Зубкова Слесарная мастерская в Екатеринославском двухклассном железнодорожном училище. Фото 1900.
Устойчивая сеть Н. ш. создана в последней четв. 18 в. Создание Н. ш. в городах и крупных селениях в 1775 возложено на приказы общественного призрения. Практич. шаги в этом направлении предприняты первым центр. учебным ведомством в России – Комиссией об учреждении училищ, созданной 7(18).9.1782 по указу имп. Екатерины II (пред. до 1799 – П. В. Завадовский, члены – Ф. И. Янкович де Мириево, Ф. Эпинус и др.; в 1802 Комиссия послужила основой при образовании Министерства народного просвещения). Комиссия наладила подготовку учителей в С.-Петерб. главном нар. училище (в 1786 из него выделена первая отеч. учительская семинария), перевод на рус. яз. или составление и издание учебных пособий, разработала и к нач. 19 в. реализовала общий план Н. ш. [утверждён 21.9(2.10).1782, уточнён в Уставе нар. училищ в Рос. империи от 5(16).8.1786 – первом в рос. истории осн. законе об образовании]. В соответствии с этим планом создавались малые народные училища (2 класса) в городах и селениях и главные народные училища (4 класса) в губернских городах (всего 315 училищ обоих типов и 19,9 тыс. уч-ся в 1801). Н. ш. реорганизованы согласно Предварит. правилам нар. просвещения от 24.1(5.2).1803 и Уставу учебных заведений, подведомственных университетам, от 5(17).11.1804: главные нар. училища преобразованы в средние учебные заведения – гимназии, малые нар. училища – в уездные училища (Н. ш. повышенного типа, приближавшиеся к неполным средним учебным заведениям; с 1872 преобразовывались в городские училища); для элементарного обучения вводились приходские училища; Н. ш. подчинены училищным комитетам университетов и директорам гимназий. Эта система сохранена Уставом гимназий и училищ уездных и приходских от 8(20).12.1828. Открытие и содержание массовых Н. ш. – приходских училищ вверялось, в отличие от уездных училищ (содержались при участии казны), «благонамеренной попечительности» поместного дворянства, сельского духовенства и крестьянских общин; отсутствие гарантированного финансирования являлось осн. препятствием к распространению и устойчивому существованию Н. ш. С 1830-х гг. в селениях казённых, удельных и дворцовых волостей Н. ш. открывались по распоряжению властей и содержались за счёт крестьян. Однако гл. способом получения начального образования продолжало быть индивидуально-групповое обучение на дому (родителями или специально приглашёнными учителями) или при монастырях, причём осн. часть населения оставалась неграмотной.
Широкое распространение Н. ш. получили во 2-й пол. 19 в. с проведением Великих реформ 1860–70-х гг. имп. Александра II, привлечением к развитию Н. ш. новых органов местного самоуправления. С 1864 в Европ. части России большинство Н. ш. открывались при участии земств (земские начальные училища, или земские школы). Для управления Н. ш. в Европ. России учреждены особые местные органы: уездные и губернские училищные советы (1864), инспектора (1869) и директора (1874) народных училищ. С 1884 получали гос. поддержку церковно-приходские школы (в ведении Синода), которые быстро стали одним из гл. типов Н. ш., особенно в местностях, где не было введено земское самоуправление. Помимо этого, к нач. 20 в. выделялось неск. десятков менее распространённых типов Н. ш.: министерские, или образцовые, училища (в отличие от др. типов сельских Н. ш. находились в исключит. ведении Мин-ва нар. просвещения, отсюда назв.) учреждались с 1869 с целью дать возможность крестьянским детям «приобретать элементарное образование в более полном и законченном виде», а также служить «образцами для подражания» для прочих Н. ш., с 1911 преобразовывались в земские училища; крестьянские общественные и станичные училища содержались непосредственно крестьянскими органами самоуправления, учреждались преим. в «неземских» губерниях, часть из них имела особые наименования (гминные, приходские, волостные училища, школы иногородних обществ и т. д.); частные содержались непосредственно частными лицами с благотворит. целью; школы грамоты; фабрично-заводские, рудничные и промысловые училища существовали при пром. предприятиях и преим. на их средства в соответствии с законом 1884; железнодорожные училища открывались управлениями железных дорог преим. для детей своих рабочих и служащих (выделены в особый тип учебных заведений в 1898); Н. ш. казачьих войск (станичные, поселковые, войсковые) под общим управлением Воен. мин-ва [законом от 27.6(10.7).1916 переданы в ведение Мин-ва нар. просвещения]; инородческие школы, создававшиеся с 1860-х гг. по системе Н. И. Ильминского; инославные школы – Н. ш. при евангелическо-лютеранских, римско-католических и армяно-григорианских приходах.
Количество Н. ш. и учащихся резко выросло в кон. 19 – нач. 20 вв.: с 46,6 тыс. школ и 2,95 млн. уч-ся в 1895 до 100,7 тыс. школ и 6,63 млн. уч-ся в 1911 (табл.), однако часть детей школьного возраста оставалась вне Н. ш. (в 1910 отказано в приёме из-за недостатка мест в Н. ш. ок. 1 млн. детей). К нач. 1915 из 15,25 млн. детей школьного возраста обучением (преим. в Н. ш.) было охвачено 57,6%.
Количество начальных школ и учащихся в них (1911)
Типы начальных школ | Количество | |
школ | учащихся | |
Земские школы | 28 355 | 1 982 104 |
Церковно-приходские школы | 33 942 | 1 813 145 |
Министерские училища | 6 070 | 533 653 |
Приходские училища | 3 921 | 371 464 |
Городские училища | 2 550 | 311 617 |
Крестьянские общественные и станичные училища | 11 860 | 153 852 |
Частные школы | 2 683 | 141 093 |
Школы грамоты | 4 397 | 128 690 |
Инославные школы | 1 608 | 124 535 |
Фабрично-заводские училища | 701 | 105 093 |
Железнодорожные училища | 585 | 99 094 |
Училища казачьих войск | 1 002 | 65 756 |
Инородческие школы | 1 052 | 40 760 |
Прочие | 2 023 | 759 122 |
Итого | 100 749 | 6 629 978 |
С целью обеспечить общедоступность и планомерность развития сети Н. ш. Мин-во нар. просвещения с 1907–08 вело работу по введению всеобщего начального обучения (завершение намечалось в основном на нач. 1920-х гг.): казна выплачивала субсидии на оплату труда учителей и школьное строительство при соблюдении земствами и городскими обществ. управлениями ряда условий, в частности при полном освобождении крестьян от прямых расходов на Н. ш. Массовое открытие новых Н. ш. замедлилось с нач. 1-й мировой войны, однако к 1917 во многих губерниях проект введения всеобщего обучения был близок к завершению (к сер. 1915 полностью реализован в 15 уездах и 33 городах). В 1916 планировалось разрешить земствам и городским обществ. управлениям вводить обязательное начальное обучение.
Неск. типов учебных заведений, относившихся к начальным, фактически являлись неполными средними (уездные, городские, еврейские и некоторые приравненные к ним). Почти все они предназначались для мальчиков (до 1907). В 1912–15 гор. училища преобразованы в высшие начальные училища, в них открыт доступ девочкам, упрощён переход выпускников в гимназии и реальные училища.
В большинстве Н. ш. (94,9% в 1895, 92,2% в 1911) обучение продолжалось 3–4 года (одноклассные училища). Более глубокое образование давали двухклассные училища (5–6 лет обучения), которые учреждали Мин-во нар. просвещения (с 1869), учебное ведомство Синода (с 1884) и земства (с 1905/06). Все Н. ш. имели целью способствовать развитию в детях начал нравственности и осознанной религиозности и дать им элементарное образование. Курс одноклассных Н. ш. включал Закон Божий (той религии, которая исповедовалась учащимися; преподавался, как правило, представителем духовенства), арифметику, рус. и церковнославянский (кроме школ в местностях с неправославным населением) языки; велись занятия по чистописанию, по возможности вводились занятия рукоделием, ремеслом, церковным пением. В старших отделениях двухклассных училищ продолжалось изучение предметов одноклассной школы, а также преподавались основы истории и географии России, геометрии, черчения, естествознания. В большинстве Н. ш. до 1897 учебная программа определялась имевшимися учебниками.
Н. ш. были всесословными, но на практике в них обучались гл. обр. дети крестьян и мещан (отсюда общее назв. Н. ш. «народные училища»); в высших слоях общества вплоть до нач. 20 в. преобладало домашнее начальное обучение, дети завершали его в спец. приготовит. классах при средних учебных заведениях. Возраст учащихся одноклассных Н. ш. – 8–11 лет; мальчики и девочки обучались, как правило, совместно, однако существовали и отдельные мужские и женские Н. ш. Среди учащихся преобладали мальчики (75,8% в Н. ш. ведомства Мин-ва нар. просвещения в 1896, 64,4% в 1915). Подавляющее большинство выпускников Н. ш. не имели возможности получить среднее образование, однако часть занималась самообразованием или продолжала учёбу в системе внешкольного образования.
Обучение в Н. ш. (за исключением уездных училищ с 1858, гор. училищ, ряда других) было, как правило, бесплатным. Н. ш. финансировались казной (38,6% к 1911), из земских сборов (22,5%), городскими (13,3%), крестьянскими и казачьими (10,9%) органами самоуправления; важное значение имела благотворит. помощь (7,3%). Значит. часть всех средств получали из казны Н. ш. на окраинах Рос. империи, а также железнодорожные (69,5% в 1911), церковно-приходские (62%), еврейские (51,9%), инородческие (47,9%), сельско-обществ. и станичные (37,3%), земские (37%), приходские (36,2%) училища, школы грамоты (42,4%).
После Окт. революции 1917 Положением ВЦИК «Об единой трудовой школе» от 30.9.1918 все Н. ш. преобразованы в единые трудовые школы 1-й ступени (5 лет обучения), вводился принцип обязательности начального обучения, однако работа по созданию общедоступной Н. ш. была возобновлена только в 1923 (завершена в 1930–34). С 1923 в связи с введением в систему образования 7-летней школы все Н. ш. стали 4-летними (114,4 тыс. Н. ш. в 1928/29 уч. году). После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934) Н. ш. как отд. институт сохранялась в осн. в сельской местности, в городах она преобразована в начальные классы средней или неполной средней общеобразоват. школы. Первые сов. учебный план и программа Н. ш. (1920), кроме рус. языка и арифметики, предусматривали преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Вводились физкультура, пение, рисование. С 1923 в Н. ш. применялась комплексная система обучения, в нач. 1930-х гг. восстановлены самостоят. учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводилось преподавание истории, географии, естествознания. В кон. 1950-х гг. вместо истории, географии и естествознания в учебный план включалось природоведение, сведения по истории частично давались на уроках чтения. С введением всеобщего обязат. 7-летнего (к 1956), а затем 8-летнего (1958) обучения начальное образование окончательно превратилось в подготовит. ступень к средней или неполной средней школе. В 1970-х гг. происходило совершенствование всей системы начального образования, сократился период обучения младших школьников с 4 до 3 лет. В 1981 развернулась работа по построению системы начального обучения детей с 6-летнего возраста. В основу построения учебных планов были положены 3 области знаний: родной язык; математика; человек, природа и общество. Начальное образование стало вариативным, но отвечающим требованиям гос. образоват. стандарта. Отд. учителя, школы и регионы могли выбирать учебный план, программы, учебники и т. д. В системе начального образования в РФ довольно продолжит. период сосуществовали два типа Н. ш.: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). До 2003 обязательным было 3-летнее начальное образование. В совр. обязательной 4-летней Н. ш. обучение детей начинается с 6 или 7 лет.
Начальная школа за рубежом
Возраст детей, поступающих в начальные классы, и сроки обучения в них в разных странах неодинаковы. В Великобритании, напр., существуют 2- и 4-летние Н. ш. для детей 5–11 лет (в Сев. Ирландии 4–11 лет, в Шотландии 5–12 лет), во Франции обучение в Н. ш. начинается с 6 лет (срок обучения 5 лет), в Германии – с 6 лет (срок обучения 4–6 лет), в Швейцарии – с 4 лет (в большинстве кантонов срок обучения 6 лет), в США обучение в Н. ш. (элементарной школе) начинается с 6 лет [срок обучения 6 или 8 (в школах небольших населённых пунктов) лет], в Италии обязательными для детей 6-летнего возраста являются 3-летние Н. ш. (первый цикл начального обучения), полный цикл начального обучения осуществляется в течение 4 или 5 лет. В Н. ш. Венгрии, Чехии, Словакии дети обучаются с 6-летнего возраста, в Польше, Румынии, Болгарии – с 7 лет. Существуют разл. типы Н. ш.: школы для мальчиков или для девочек, а также смешанные; с религиозным, музыкальным, художественным или спортивным уклоном.
Источн.: Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской Империи, с показанием отношения числа учащихся к числу жителей. СПб., 1838; Начальное народное образование в России / Под ред. Г. Фальборка, В. Чарнолуского. СПб., 1900–1905. Т. 1–4; Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII–XIX вв. / Сост. С. В. Рождественский и др. СПб., 1910; Всеобщее обучение. Сборник законов и правительственных распоряжений / Сост. К. Денисов. СПб., 1913. Вып. 1; Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведённая 18 января 1911 г. [П.], 1916. Вып. 16.
Лит.: Фармаковский В. И. Начальная школа Министерства народного просвещения. СПб., 1900; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902; Народные училища по Положению 25 мая 1874 г. / Ред. Г. Фальборк, В. Чарнолуский. СПб., 1903; Статистические сведения о церковных школах Российской империи со времени издания Высочайше утвержденных 13-го июня 1884 г. правил о школах церковно-приходских. СПб., 1909; За четверть века. 1884–1909: к истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910; Константинов Н. А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. М., 1953; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII – начало XX в. М., 1991. [Т. 1–2]; Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2001; Котова С. А., Граничина О. А., Савинова Л. Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. СПб., 2007; Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х – 1930-е гг.). М., 2012.