ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — Москва, «Русский язык», 1978. — С. 139


САТИРА ж. сочиненье насмѣшливое, осмѣянiе слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сатирикъ, такой писатель.

 

 

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 170


САТИРА, способ отраження действительности в литературе и искусство, резкое облачение, гневное осмеяние отрицательных явлений действительности, общественных пороков. С.— могучее средство борьбы против всего отсталого, отжившего, омертвелого. Во всех родах литературы могут быть сатирич. жанры: сатирич. комедия, сатирич. роман и т. д. Крупнейшие мастера С. в античности: Аристофан, Петроний, Ювенал; в зап.-европ. лит-ре: Дж. Свифт, Ф. Рабле, Вольтер, А. Франс и др. В русской лит-ре 18 и 19 вв. созданы многочисленные произведения с ярко выраженным сатирич. характером; в этом сказалась её прогрессивная общественная направленность. Духом протеста против крепостнич. строя овеяны лучшие сатирич. произв. Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Выдающимся представителем советской С. был В. В. Маяковский. Задача советской С.— выжигать всё отрицательное, прогнившее, омертвевшее, всё, что тормозит движение вперёд.

«САТИРИКОН», русский сатирич., журнал либерально-бурж. направления. Издавался еженедельно в Петербурге с 1908 под ред. А. А. Радакова, а затем А. Т. Аверченко. В 1913 часть сотрудников «С.» основала журн. «Новый сатирикон», выходивший по 1918, в к-ром принимал участие В. В. Маяковский.

САТИРОВСКАЯ ДРАМА, др.-греч. шутливая пьеса с обязательным участием хора сатиров (мифологич. существа, спутники бога Диониса, с культом и-рого связано происхождением др.-греч. драмы). Полностью дошла до нас С. д. Еврипида «Киклоп» (5 в. до н. э.).

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1184


САТИРА (лат, sativa), 1) способ проявления комического в иск-ве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, к-рые представляются автору порочными. Сила С. зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности сатирик. методов (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). С. возникает в нар. «смеховой» культуре и постепенно охватывает ряд видов, родов, жанров иск-ва: театр (комедия, фарс, обозрение), лит-ру (драму, особенно комедию, эпос, лирику), публицистику (памфлет, фельетон), изобр. иск-во (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирич. может быть и целое произв. и отд. образы, ситуации, эпизоды. Классики С.: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, (Р. Гойя, О. Домье. 2) В др.-рим. лит-ре и связанных с нею традициях — особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы.

«САТИРИКОН», еженед. журнал сатиры и юмора либер.-бурж, направления, 1908—1914, Петербург. Ред. (с № 9) А. Т. Аверченко. С 1913 (до 1918) часть сотрудников изд. «Новый сатирикон», где публиковался В. В. Маяковский.

 

 

С. И. ОжеговСловарь русского языка. — Москва, «Русский язык», 1986. — С. 606


САТИ´РА, -ы, ж. 1. Обличающая, бичующая ирония. 2. Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности. || прил. сатирический, -ая, -ое.

САТИ´РИК, -а, м. Автор сатирических произведений.

 

 

САТИРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


САТИ́РА (от лат. satira lanx, или satura lanx – блюдо из смеси плодов), 1) стихотворный лиро-эпич. жанр малой формы, сложившийся в рим. литературе. Развился из сатуры; расцвет связан с именами Горация, Персия и Ювенала. Интерес к жанру возродился в эпоху классицизма; к нему обращались Н. Буало, А. Д. Кантемир и др. 2) Мениппова сатира, имевшая форму прозиметра и возникшая в эллинистич. эпоху. 3) Вид комического в искусстве, подразумевающий осуждение тех явлений действительности, которые воспринимаются автором как порочные. Свойственное С. резко критич. отношение к нарушению должного порядка вещей предполагает наличие представления об идеале, поэтому смех в С. амбивалентен: обличая и отрицая недолжное, он утверждает иное и лучшее, в отличие от весёлого юмористич. смеха, допускающего сочувственное отношение к объекту осмеяния. Среди приёмов, к которым прибегает С., – гротеск, ирония, гипербола, сарказм, пародия, аллегория и др.; её характерной чертой часто становится публицистичность. С. присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон).

У истоков С. – древнейшие формы народно-праздничного смеха, первоначально имевшие ритуально-магич. значение. В античной лит-ре сатирич. начало наиболее отчётливо проявилось в жанрах мима и комедии, в жанре стихотв. С. и менипповой сатиры. Традиции античной С. в сочетании с влиянием местного фольклора нашли продолжение в сатирич. лит-ре Средневековья, отразившись в поэзии вагантов, в получивших широкое распространение жанрах фабльофацециифарсасотишванкафастнахтшпиля (его вершина – творчество Г. Сакса). Яркий образец позднесредневековой С. – «Корабль дураков» С. Бранта. Расцвет С. связан с эпохой Возрождения: «Корбаччо» Дж. Боккаччо, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» сатирич. соч. П. Аретино, романы Ф. Рабле, М. Сервантеса. В лит-ре классицизма, наряду с обращением к рим. стихотв. жанру С., сатирич. начало находит воплощение в комедиях Мольера, в романах Ш. Сореля и П. Скаррона. С. эпохи Просвещения представлена прежде всего творчеством Д. Дефо, Дж. СвифтаВольтера. Признанные мастера С. 19–20 вв. – Г. Гейне, А. Франс, Б. Шоу, Г. Честертон, Я. Гашек, Дж. Оруэлл, К. Чапек, О. Хаксли, Б. Брехт, К. Воннегут, Г. Грасс.

В рус. лит-ре С. отчётливо оформляется в сатирич. повести 17 в. («Повесть о Ерше Ершовиче»«Служба кабаку» и др.), получая дальнейшее развитие в творчестве А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, И. А. Крылова. В 19–20 вв. глубокая связь с традициями сатирич. лит-ры прослеживается в творчестве А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. В. Сухово-Кобылина, А. Т. Аверченко, Саши Чёрного, Ильфа и Петрова, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварца и др.

К С. обращаются также изобразит. иск-во (шарж, карикатура), кинематограф, телевидение, эстрада.

Библиография

Лит.: Flögel K.-Fr. Geschichte des Grotesk-Komischen. Lpz., 1862; Schneegans H. Geschichte der grotesken Satire. Strassburg, 1894; Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. М.; Л., 1937; Worcester D. The art of satire. 3rd ed. N. Y., 1960; Feinberg L. Introduction to satire. Ames, 1972; Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985; Guilhamet L. Satire and transformation of genre. Phil., 1987; Бахтин М. М. Сатира // Бахтин М. М. Собр. соч. М., 1996. Т. 5; Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. М., 1999.

 

 

РКН: сайт нарушает закон РФ
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Карл XIV Юхан, Воронцов М. С., Блюхер Г. Л., Франц II и Веллингтон пытаются засунуть Наполеона в «Печь Альянса» (гравюра 1814 года)

Сати́ра (заимствование через фр. satire из лат. satira — букв. переполненное блюдо) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024