САТИРА, способ отраження действительности в литературе и искусство, резкое облачение, гневное осмеяние отрицательных явлений действительности, общественных пороков. С.— могучее средство борьбы против всего отсталого, отжившего, омертвелого. Во всех родах литературы могут быть сатирич. жанры: сатирич. комедия, сатирич. роман и т. д. Крупнейшие мастера С. в античности: Аристофан, Петроний, Ювенал; в зап.-европ. лит-ре: Дж. Свифт, Ф. Рабле, Вольтер, А. Франс и др. В русской лит-ре 18 и 19 вв. созданы многочисленные произведения с ярко выраженным сатирич. характером; в этом сказалась её прогрессивная общественная направленность. Духом протеста против крепостнич. строя овеяны лучшие сатирич. произв. Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Выдающимся представителем советской С. был В. В. Маяковский. Задача советской С.— выжигать всё отрицательное, прогнившее, омертвевшее, всё, что тормозит движение вперёд.
«САТИРИКОН», русский сатирич., журнал либерально-бурж. направления. Издавался еженедельно в Петербурге с 1908 под ред. А. А. Радакова, а затем А. Т. Аверченко. В 1913 часть сотрудников «С.» основала журн. «Новый сатирикон», выходивший по 1918, в к-ром принимал участие В. В. Маяковский.
САТИРОВСКАЯ ДРАМА, др.-греч. шутливая пьеса с обязательным участием хора сатиров (мифологич. существа, спутники бога Диониса, с культом и-рого связано происхождением др.-греч. драмы). Полностью дошла до нас С. д. Еврипида «Киклоп» (5 в. до н. э.).
САТИРА (лат, sativa), 1) способ проявления комического в иск-ве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, к-рые представляются автору порочными. Сила С. зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности сатирик. методов (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). С. возникает в нар. «смеховой» культуре и постепенно охватывает ряд видов, родов, жанров иск-ва: театр (комедия, фарс, обозрение), лит-ру (драму, особенно комедию, эпос, лирику), публицистику (памфлет, фельетон), изобр. иск-во (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирич. может быть и целое произв. и отд. образы, ситуации, эпизоды. Классики С.: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, (Р. Гойя, О. Домье. 2) В др.-рим. лит-ре и связанных с нею традициях — особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы.
«САТИРИКОН», еженед. журнал сатиры и юмора либер.-бурж, направления, 1908—1914, Петербург. Ред. (с № 9) А. Т. Аверченко. С 1913 (до 1918) часть сотрудников изд. «Новый сатирикон», где публиковался В. В. Маяковский.
САТИРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)
САТИ́РА (от лат. satira lanx, или satura lanx – блюдо из смеси плодов), 1) стихотворный лиро-эпич. жанр малой формы, сложившийся в рим. литературе. Развился из сатуры; расцвет связан с именами Горация, Персия и Ювенала. Интерес к жанру возродился в эпоху классицизма; к нему обращались Н. Буало, А. Д. Кантемир и др. 2) Мениппова сатира, имевшая форму прозиметра и возникшая в эллинистич. эпоху. 3) Вид комического в искусстве, подразумевающий осуждение тех явлений действительности, которые воспринимаются автором как порочные. Свойственное С. резко критич. отношение к нарушению должного порядка вещей предполагает наличие представления об идеале, поэтому смех в С. амбивалентен: обличая и отрицая недолжное, он утверждает иное и лучшее, в отличие от весёлого юмористич. смеха, допускающего сочувственное отношение к объекту осмеяния. Среди приёмов, к которым прибегает С., – гротеск, ирония, гипербола, сарказм, пародия, аллегория и др.; её характерной чертой часто становится публицистичность. С. присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон).
У истоков С. – древнейшие формы народно-праздничного смеха, первоначально имевшие ритуально-магич. значение. В античной лит-ре сатирич. начало наиболее отчётливо проявилось в жанрах мима и комедии, в жанре стихотв. С. и менипповой сатиры. Традиции античной С. в сочетании с влиянием местного фольклора нашли продолжение в сатирич. лит-ре Средневековья, отразившись в поэзии вагантов, в получивших широкое распространение жанрах фабльо, фацеции, фарса, соти, шванка, фастнахтшпиля (его вершина – творчество Г. Сакса). Яркий образец позднесредневековой С. – «Корабль дураков» С. Бранта. Расцвет С. связан с эпохой Возрождения: «Корбаччо» Дж. Боккаччо, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» сатирич. соч. П. Аретино, романы Ф. Рабле, М. Сервантеса. В лит-ре классицизма, наряду с обращением к рим. стихотв. жанру С., сатирич. начало находит воплощение в комедиях Мольера, в романах Ш. Сореля и П. Скаррона. С. эпохи Просвещения представлена прежде всего творчеством Д. Дефо, Дж. Свифта, Вольтера. Признанные мастера С. 19–20 вв. – Г. Гейне, А. Франс, Б. Шоу, Г. Честертон, Я. Гашек, Дж. Оруэлл, К. Чапек, О. Хаксли, Б. Брехт, К. Воннегут, Г. Грасс.
В рус. лит-ре С. отчётливо оформляется в сатирич. повести 17 в. («Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку» и др.), получая дальнейшее развитие в творчестве А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, И. А. Крылова. В 19–20 вв. глубокая связь с традициями сатирич. лит-ры прослеживается в творчестве А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. В. Сухово-Кобылина, А. Т. Аверченко, Саши Чёрного, Ильфа и Петрова, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, Е. Л. Шварца и др.
К С. обращаются также изобразит. иск-во (шарж, карикатура), кинематограф, телевидение, эстрада.
Библиография
Лит.: Flögel K.-Fr. Geschichte des Grotesk-Komischen. Lpz., 1862; Schneegans H. Geschichte der grotesken Satire. Strassburg, 1894; Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII века. М.; Л., 1937; Worcester D. The art of satire. 3rd ed. N. Y., 1960; Feinberg L. Introduction to satire. Ames, 1972; Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985; Guilhamet L. Satire and transformation of genre. Phil., 1987; Бахтин М. М. Сатира // Бахтин М. М. Собр. соч. М., 1996. Т. 5; Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. М., 1999.
РКН: сайт нарушает закон РФ Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Карл XIV Юхан, Воронцов М. С., Блюхер Г. Л., Франц II и Веллингтон пытаются засунуть Наполеона в «Печь Альянса» (гравюра 1814 года)
Сати́ра (заимствование через фр. satire из лат. satira — букв. переполненное блюдо) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ