ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1—4. Москва, «Русский язык», 1978. Т. 4, с. 139


САТИРА ж. сочиненье насмѣшливое, осмѣянiе слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сатирикъ, такой писатель.

 

 

Энциклопедический Словарь. В трёх томах. БСЭ, Москва. 1953—1955. Т. 3, с. 170


САТИРА, способ отраження действительности в литературе и искусство, резкое облачение, гневное осмеяние отрицательных явлений действительности, общественных пороков. С.— могучее средство борьбы против всего отсталого, отжившего, омертвелого. Во всех родах литературы могут быть сатирич. жанры: сатирич. комедия, сатирич. роман и т. д. Крупнейшие мастера С. в античности: Аристофан, Петроний, Ювенал; в зап.-европ. лит-ре: Дж. Свифт, Ф. Рабле, Вольтер, А. Франс и др. В русской лит-ре 18 и 19 вв. созданы многочисленные произведения с ярко выраженным сатирич. характером; в этом сказалась её прогрессивная общественная направленность. Духом протеста против крепостнич. строя овеяны лучшие сатирич. произв. Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. Выдающимся представителем советской С. был В. В. Маяковский. Задача советской С.— выжигать всё отрицательное, прогнившее, омертвевшее, всё, что тормозит движение вперёд.

«САТИРИКОН», русский сатирич., журнал либерально-бурж. направления. Издавался еженедельно в Петербурге с 1908 под ред. А. А. Радакова, а затем А. Т. Аверченко. В 1913 часть сотрудников «С.» основала журн. «Новый сатирикон», выходивший по 1918, в к-ром принимал участие В. В. Маяковский.

САТИРОВСКАЯ ДРАМА, др.-греч. шутливая пьеса с обязательным участием хора сатиров (мифологич. существа, спутники бога Диониса, с культом и-рого связано происхождением др.-греч. драмы). Полностью дошла до нас С. д. Еврипида «Киклоп» (5 в. до н. э.).

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. СЭ, Москва. 1980. С. 1184


САТИРА (лат, sativa), 1) способ проявления комического в иск-ве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, к-рые представляются автору порочными. Сила С. зависит от социальной значимости занимаемой сатириком позиции, от эффективности сатирик. методов (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). С. возникает в нар. «смеховой» культуре и постепенно охватывает ряд видов, родов, жанров иск-ва: театр (комедия, фарс, обозрение), лит-ру (драму, особенно комедию, эпос, лирику), публицистику (памфлет, фельетон), изобр. иск-во (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирич. может быть и целое произв. и отд. образы, ситуации, эпизоды. Классики С.: Мольер, Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин, (Р. Гойя, О. Домье. 2) В др.-рим. лит-ре и связанных с нею традициях — особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы.

«САТИРИКОН», еженед. журнал сатиры и юмора либер.-бурж, направления, 1908—1914, Петербург. Ред. (с № 9) А. Т. Аверченко. С 1913 (до 1918) часть сотрудников изд. «Новый сатирикон», где публиковался В. В. Маяковский.

 

 

С. И. ОжеговСловарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1986. С. 606


САТИ´РА, -ы, ж. 1. Обличающая, бичующая ирония. 2. Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности. || прил. сатирический, -ая, -ое.

САТИ´РИК, -а, м. Автор сатирических произведений.

 

 

САТИРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


САТИ́РА (от лат. satira lanx, или satura lanx – блю­до из сме­си пло­дов), 1) сти­хо­твор­ный ли­ро-эпич. жанр ма­лой фор­мы, сло­жив­ший­ся в рим. ли­те­ра­ту­ре. Раз­вил­ся из са­ту­ры; рас­цвет свя­зан с име­на­ми Го­ра­ция, Пер­сия и Юве­на­ла. Ин­те­рес к жан­ру воз­ро­дил­ся в эпо­ху клас­си­циз­ма; к не­му об­ра­ща­лись Н. Буа­ло, А. Д. Кан­те­мир и др. 2) Ме­нип­по­ва сати­ра, имев­шая фор­му про­зи­мет­ра и воз­ник­шая в эл­ли­ни­стич. эпо­ху. 3) Вид ко­ми­че­ско­го в ис­кус­ст­ве, под­ра­зу­ме­ваю­щий осу­ж­де­ние тех яв­ле­ний дей­ст­ви­тель­но­сти, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся ав­то­ром как по­роч­ные. Свойст­вен­ное С. рез­ко кри­тич. от­но­ше­ние к на­ру­ше­нию долж­но­го по­ряд­ка ве­щей пред­по­ла­га­ет на­ли­чие пред­став­ле­ния об идеа­ле, по­это­му смех в С. ам­би­ва­лен­тен: об­ли­чая и от­рицая не­долж­ное, он ут­вер­жда­ет иное и луч­шее, в от­ли­чие от ве­сё­ло­го юмо­ри­стич. сме­ха, до­пус­каю­ще­го со­чув­ст­вен­ное от­но­ше­ние к объ­ек­ту ос­мея­ния. Сре­ди приё­мов, к ко­то­рым при­бе­га­ет С., – гро­теск, иро­ния, ги­пер­бо­ла, сар­казм, па­родия, ал­ле­го­рия и др.; её ха­рак­тер­ной чер­той час­то ста­но­вит­ся пуб­ли­ци­стич­ность. С. при­су­ща про­из­ве­де­ни­ям как фольк­ло­ра, так и ли­те­ра­ту­ры, где мо­жет ох­ва­ты­вать раз­ные жан­ры – ху­до­же­ст­вен­ные (ли­ри­че­ские, про­заи­че­ские, дра­ма­ти­че­ские) и пуб­ли­ци­сти­че­ские (пам­флет, фель­е­тон).

У ис­то­ков С. – древ­ней­шие фор­мы на­род­но-празд­нич­но­го сме­ха, пер­во­на­чаль­но имев­шие ри­ту­аль­но-ма­гич. зна­че­ние. В ан­тич­ной лит-ре са­ти­рич. на­ча­ло наи­бо­лее от­чёт­ли­во проя­ви­лось в жан­рах ми­ма и ко­ме­дии, в жан­ре сти­хотв. С. и ме­нип­по­вой са­ти­ры. Тра­ди­ции ан­тич­ной С. в со­че­та­нии с влия­ни­ем мест­но­го фольк­ло­ра наш­ли про­дол­же­ние в са­ти­рич. лит-ре Сред­не­ве­ко­вья, от­ра­зив­шись в поэ­зии ва­ган­тов, в по­лу­чив­ших ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние жан­рах фаб­льофа­це­циифар­сасо­тишван­кафаст­нах­тш­пи­ля (его вер­ши­на – твор­чест­во Г. Сак­са). Яр­кий об­ра­зец позд­не­сред­не­ве­ко­вой С. – «Ко­рабль ду­ра­ков» С. Бран­та. Расц­вет С. свя­зан с эпо­хой Воз­рож­де­ния: «Кор­бач­чо» Дж. Бок­кач­чо, «Пох­ва­ла Глу­по­сти» Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го, «Пись­ма тём­ных лю­дей» са­ти­рич. соч. П. Аре­ти­но, ро­ма­ны Ф. Ра­бле, М. Сер­ван­те­са. В лит-ре клас­си­циз­ма, на­ря­ду с об­ра­ще­ни­ем к рим. сти­хотв. жан­ру С., сати­рич. на­ча­ло на­хо­дит во­пло­ще­ние в ко­ме­ди­ях Мо­лье­ра, в ро­ма­нах Ш. Со­ре­ля и П. Скар­ро­на. С. эпо­хи Про­све­ще­ния пред­став­ле­на преж­де все­го твор­чест­вом Д. Де­фо, Дж. Свиф­таВоль­те­ра. При­знан­ные ма­сте­ра С. 19–20 вв. – Г. Гей­не, А. Франс, Б. Шоу, Г. Чес­тер­тон, Я. Га­шек, Дж. Ору­элл, К. Ча­пек, О. Хакс­ли, Б. Брехт, К. Вон­не­гут, Г. Грасс.

В рус. лит-ре С. от­чёт­ли­во офор­мля­ет­ся в са­ти­рич. по­вес­ти 17 в. («По­весть о Ер­ше Ер­шо­ви­че»«Служ­ба ка­ба­ку» и др.), по­лу­чая даль­ней­шее раз­ви­тие в твор­чест­ве А. Д. Кан­те­ми­ра, А. П. Су­ма­ро­ко­ва, Д. И. Фон­ви­зи­на, Н. И. Но­ви­ко­ва, А. Н. Ра­ди­ще­ва, И. А. Кры­ло­ва. В 19–20 вв. глу­бо­кая связь с тра­ди­ция­ми са­ти­рич. лит-ры про­сле­жи­ва­ет­ся в твор­чест­ве А. С. Гри­бое­до­ва, Н. В. Го­го­ля, М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, Н. А. Не­кра­со­ва, А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на, А. Т. Авер­чен­ко, Са­ши Чёр­но­го, Иль­фа и Пет­ро­ва, М. А. Бул­га­ко­ва, М. М. Зо­щен­ко, Е. Л. Швар­ца и др.

К С. об­ра­ща­ют­ся так­же изо­бра­зит. иск-во (шарж, ка­ри­ка­ту­ра), ки­не­ма­то­г­раф, те­ле­ви­де­ние, эст­ра­да.

Библиография

Лит.: Flögel K.-Fr. Geschichte des Grotesk-Ko­mischen. Lpz., 1862; Schneegans H. Geschichte der grotesken Satire. Strassburg, 1894; Ад­риа­но­ва-Пе­ретц В. П. Очер­ки по ис­то­рии рус­ской са­ти­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ры XVII ве­ка. М.; Л., 1937; Worcester D. The art of satire. 3rd ed. N. Y., 1960; Feinberg L. Introduction to sa­tire. Ames, 1972; Стен­ник Ю. В. Рус­ская са­ти­ра XVIII ве­ка. Л., 1985; Guil­hamet L. Satire and transformation of genre. Phil., 1987; Бах­тин М. М. Са­ти­ра // Бах­тин М. М. Собр. соч. М., 1996. Т. 5; Спи­ри­до­но­ва Л. А. Бес­смер­тие сме­ха: Ко­ми­че­ское в ли­те­ра­ту­ре рус­ско­го за­ру­бе­жья. М., 1999.

 

 

РКН: сайт нарушает закон РФ
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Карл XIV Юхан, Воронцов М. С., Блюхер Г. Л., Франц II и Веллингтон пытаются засунуть Наполеона в «Печь Альянса» (гравюра 1814 года)

Сати́ра (заимствование через фр. satire из лат. satira — букв. переполненное блюдо) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов): сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024