ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энгельс Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Энгельс ФридрихКраткий философский словарь. 1954
Энгельс
Большая российская энциклопедия. 2018

« Начало

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

стр. продолжение - энгельс

Энгельс, город... • Чартизм..

14 марта 1883 международное рабочее движение понесло огромную утрату — скончался Карл Маркс. На долю Ф. Энгельса выпал большой и ответственный труд — подготовить к печати оставшиеся незавершёнными 2-й и 3-й тт. «Капитала», опубликовать лит. наследство К. Маркса и осуществлять и далее руководство междунар. революц. рабочим движением. Завершение 2-го и 3-го тт., «Капитала» и руководство междунар. революц. рабочим движением поглотили большую часть времени Ф. Энгельса. После смерти К. Маркса Ф. Энгельс продолжал быть советником и руководителем европ. социалистов. «Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса» (В. И. Ленин). Он непосредственно руководил подготовкой междун. конгресса социалистов в Париже в 1889, добиваясь гегемонии марксизма в Интернационале. Он вёл решит. борьбу против оппортунистов, стремившихся захватить руководство в Интернационале; разоблачал и изолировал анархистов, пытавшихся проникнуть в новое междунар. объединение. Мобилизуя франц. и нем. социалистов против оппортунистич. шатаний в аграрном вопросе, Ф. Энгельс пишет работу «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894). Он указывает герм. с.-д-тии на рост оппортунизма в её рядах и требует решит. борьбы против него. Чтобы обеспечить принятие марксистски выдержанной программы на Эрфуртском съезде нем. социалистов, он, против воли руководства герм. с.-д-тии, публикует в 1891 работу К. Маркса «Критика Готской программы», содержащую резкую критику оппортунизма в вопросах программы. Ф. Энгельс обрушивается на так называемый «миролюбивый оппортунизм» предварительного проекта Эрфуртской программы и решительно отстаивает идею диктатуры пролетариата.

Ф. Энгельс до конца своей жизни внимательно следил за развитием междунар. отношений и рабочего движения во всех странах, определяя тактику рабочих партии на каждом отдельном этапе и по отношению к каждой данной стране. Разоблачая подготовку крупными капиталистич. гос-вами новой войны, Ф. Энгельс предсказывал её гигантский размах, огромные разрушительные действия и её неизбежные последствия — победу пролетарской революции. Вместе с тем он не смог уловить весьма существенных изменений в мировой экономике, наметившихся в связи с переходом к эпохе империализма, и распознать империалист. характер противоречий, назревавших между главными капиталист. странами. «Понятно, что Маркс и Энгельс могли лишь догадываться о тех новых условиях развития капитализма, которые наступили в связи с новой фазой капитализма, пришедшей на смену старой фазе, в связи с империалистической, монополистической фазой развития...» (И. В. Сталин). Ф. Энгельс продолжал рассматривать междунар. отношения в том виде, какой они приобрели в ближайший период после франко-прусской войны 1870—71, и переоценивал значение завоевательной политики русского царизма в подготовке мировой войны. Гл. пружины войны лежали теперь в плоскости борьбы между основными империалистич. державами, в т. ч. между Англией и Германией. Эти недостатки в анализе Ф. Энгельсом междунар. отношений сказались, в частности, в статье Ф. Энгельса «Внешняя политика русского царизма» (1890).

На протяжении почти всего своего жизненного пути Ф. Энгельс, так же как и К. Маркс, питал глубокий интерес к освободит. борьбе русского народа, к русским революционерам, предсказывал непосредственную близость революции в России и неизбежность её могучего воздействия на развитие мировой истории. «Маркс и Энгельс, оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо интересовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами» (В. И. Ленин). Ф. Энгельс отмечая, что в России, в русском народе всегда была и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского. Внимательное отношение Ф. Энгельса к представителям русского революц. движения было неразрывно связано с его глубокой верой в могучую преобразоват. силу русского народа, являющегося, по его словам, великим и высокоодарённым народом. Отмечая достоинства русских революционеров 2-й пол. 19 в.— их выдержку, твёрдость характера, самоотверженность, Ф. Энгельс в то же время критиковал народнич. воззрения, широко распространённые в России в то время. Он с глубокой радостью встретил образование первой марксистской группы в России — «Освобождение труда», видя в этом торжество учения марксизма, проникающего повсюду. Указывая на проникновение марксистских идей в среду русской революц. интеллигенции, Ф. Энгельс писал: «Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России».

На протяжении более полувека Ф. Энгельс совместно с К. Марксом развивал и совершенствовал революц. теорию, в разработке к-рой он обычно отводил себе вторую роль. Как отмечал В. И. Ленин, «его любовь к живому Марксу и благоговение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый борец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу». Роль Ф. Энгельса в деле развития марксистской теории, к-рая по праву носит имя Маркса, чрезвычайно велика. Ему принадлежит заслуга в деле самостоят. разработки и обоснования ряда коренных вопросов марксистской философии, политич. экономии, тактики пролетарской партии, воен. дела, естествознания и др. «Нельзя понять марксизм и нельзя цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (В. И. Ленин).

В 1894 состояние здоровья Ф. Энгельса серьёзно ухудшилось. 5 авг. 1895 ок. 11 час. вечера он скончался. До последних дней жизни Ф. Энгельс сохранил большую работоспособность, жизнерадостность.

К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчёркивали творческий характер научного коммунизма, не терпящего догматизма. «Наше учение не догма, а руководство к действию»,— говорили они. Марксизм требует постоянного обогащения его новым опытом, новыми знаниями. После смерти Ф. Энгельса в новых историч. условиях великий корифей революц. науки В. И. Ленин отстоял и защитил учение Маркса—Энгельса в беспощадной борьбе с явными и скрытыми врагами марксизма, развил его дальше, подняв на новую, высшую ступень, обогатив его законченной теорией социалистической революции и диктатуры пролетариата, научной программой построения социализма. Обобщая богатейший опыт строительства социализма в СССР и опыт совр. междунар. освободит. движения, И. В. Сталин и др. ученики В. И. Ленина творчески развили марксизм-ленинизм, обогатив революц. теорию рядом новых положений.

Великая всепобеждающая теория Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина освещает путь всему человечеству в борьбе за победу коммунизма.

ЭНГЕЛЬС (бывший П о к р о в с к), город, р. ц. Саратовской обл. РСФСР, на лев. берегу Волги, ж.-д. станция (Покровск-Приволжский). Маш.-строит., лесная, лёгкая, пищ. пром-сть. Техникумы: машиностроительный, коммунально-строительный; педучилище.

ЧАРТИЗМ, первое широкое, действительно массовое, политически оформленное, пролетарски-революц. движение. Ч. возник в Англии в 30-х гг. 19 в. На 1-м этапе движения пролетариат еще окончательно не отделился от мелкобурж. демократии, что выразилось в наличии 2 течений в Ч.: сторонников «моральной силы», признававших только легальные формы борьбы, и сторонников «физической силы», признававших насильственные формы борьбы, вплоть до вооруж. восстания. Требования чартистов были изложены в виде петиции парламенту, а затем в виде законопроекта (опубл. в 1838), получившего название «Народная хартия» (отсюда и название всего движения). Летом 1839 чартисты подали в парламент национальную петицию, требовавшую введения всеобщего избират. права (для мужчин). Петиция была отклонена. 2-й этап Ч. характеризовался ростом классового самосознания чартистов. В мае 1842 в парламент была подана 2-я петиция, содержавшая, наряду с требованием всеобщего избират. права, требования ограничения рабочего дня, повышения заработной платы и др. В ответ на отклонение 2-й петиции чартисты организовали ряд выступлений, к-рые были подавлены. В 1848 была отвергнута 3-я петиция чартистов. После 1848 чартистское движение пришло в упадок.

С лидерами левого крыла чартистов Дж. Гарни и Э. Джонсом поддерживали связь К. Маркс и Ф. Энгельс, указывавшие чартистам на необходимость сочетать демократические требования с борьбой за социализм. Ч. оказал большое влияние на обществ. развитие Англии, заставил англ. господствующие классы пойти на ряд уступок (в частности, в 1847 был издан закон о сокращении рабочего дня для работниц и подростков до 10 часов).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, Германия,— 5.8.1895, Лондон), один из основоположников науч. коммунизма, друг и соратник К. Маркса, вождь и учитель междунар. пролетариата. Род. в семье фабриканта. В 1841—42, отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал ун-т и примкнул к «младогегельянцам». В брошюре «Шеллпяг и откровение» (1842) заявил о своём атеизме. С 1842 активно сотрудничал в «Рейнской газете», редактором к-рой с окт. 1842 был К. Маркс. В нояб. 1842 переехал в Манчестер (Великобритания), где поступил на службу в контору бумаго-пряд. ф-ки, совладельцем к-рой был его отец. В 1842—44 перешел от рев. демократизма к коммунизму и от идеализма к материализму [«Наброски к критике политической экономии» (опубл. в 1844 в «Нем. франц. ежегоднике»), «Положение рабочего класса в Англии» (1844—45)]. Встреча с Марксом в авг. 1844 в Париже положила начало их прочной дружбе. В кн. «Святое семейство» (1845) Маркс и Э. подвергли критике левых гегельянцев и сформулировали ряд важнейtnttx положений диалектич. и псторич. материализма. В «Немецкой идеологии» (1845—1846) Маркс и Э. завершили критику идеалистом. философии Г. Гегеля, непоследоват. материализма Л. Фейербаха и мелкобурж. «истенного социализма», впервые дали развернутое изложение осн. принципов науч. коммунизма. Большую роль сыграл Э. в организации (1847) и деятельности «Союза коммунистов». Маркс и Э. составили программу Союза — «Манифест Коммунистической партии» (1848). В апр. 1848 Маркс и Э. переехали в Германию, вступили в кельнское «Демокр. об-во» и создали в июне 1848 рев. орган — «Новую Рейнскую газету». В 1849 Э. участвовал в вооруж. борьбе против контррев-ции. В нояб. 1849 переехал в Лондон, где находился Маркс. К этому времени относятся работы Э. «Революция и контрреволюция в Германии» и «Крестьянская война в Германии». В нояб. 1850 вынужден был переехать в Манчестер и снова начать работать в торг. конторе. Это позволило ему оказывать материальную помощь Марксу. Э. много занимался естеств. науками, вопросами междунар. политики и воен. дела, освещая их в многочисл. статьях. Он вместе с Марксом руководил деятельностью 1-го Интернационала (в сент. 1870 переехал в Лондон и был включен в его Ген. совет), вел борьбу с бакунистами, прудонистами и лассальянцами. В 1871 участвовал в организации кампании в защиту Парижской Коммуны. Работы этого периода, в особенности «АнтиДюринг» (1878), внесли большой вклад в теорию марксизма. После смерти Маркса (1883) Э. был советником и руководителем европ. социалистов. Э. подготовил к печати неоконченные 2-й и 3-й тт. «Капитала», написал «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888), «Диалектика природы», «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894), двинувшие вперед марксистскую науку и сыгравшие огромную роль в пропаганде науч. коммунизма.

ЭНГЕЛЬС (до 1931 — Покровск), г. (с 1914), райцентр в Саратовской обл. Порт на Волге. Ж.-д. ст. (Покровск-Приволжский). 161 т. ж. (1979). Маш-ние (троллейбусный з-д и др.), хим., легкая, пищ. пром-сть, произ-во стройматериалов. Т-р.

ЭНГЕЛЬСА ПИК, одна из вершин Шахдаринского хр., на Ю.-3. Памира. Выс. 6510 м.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. Изд. 4. Государственное издательство политической литературы. 1954


ЭНГЕЛЬС Фридрих — вождь и учитель пролетариата, друг и сподвижник Маркса, вместе с ним разработавший теорию научного коммунизма и боровшихся за освобождение рабочего класса, за коммунизм.

Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства. Отец его был текстильным фабрикантом. Энгельс учился сначала в реальном училище в Бармене, затем в гимназии в Эльберфельде. Энгельсу пришлось оставить гимназию; в течение года он работал в конторе отца, а затем был отправлен в Бремен на службу в крупной торговой фирме. Здесь он сблизился с радикально настроенной литературной группой «Молодая Германия» и сотрудничал в «Германском телеграфе». Весной 1841 г. Энгельс оставил Бремен и после путешествия по Швейцарии и Северной Италии приехал в Берлин, где поступил на военную службу, в пехотно-артиллерийский полк, в качестве вольноопределяющегося. Одновременно Энгельс слушал лекции по философии в Берлинском университете. Здесь же Энгельс сблизился с кружком младогегельянцев (см.). В марте 1842 г. Энгельс издал брошюру «Шеллинг и откровение», в которой подверг уничтожающей критике реакционно-мистические высказывания Шеллинга (см.). В 1842 г. кончился срок пребывания Энгельса на военной службе, и он уехал в Англию, в Манчестер. Здесь он знакомился с жизнью и бытом рабочих, изучал положение английского рабочего класса и вступил в связь с деятелями чартистского движения, стал сотрудничать в английских социалистических изданиях 40-х годов. В 1844 г. Энгельс опубликовал в «Немецко-Французском Ежегоднике», издававшемся в Париже Марксом и Руге, работу «Очерки критики политической экономии». Маркс назвал этот труд гениальным очерком новой, пролетарской политической экономии. В конце августа 1844 г. Энгельс уехал из Манчестера в Германию. По дороге он заехал в Париж, где произошла его встреча с Марксом, положившая основу дружбе двух великих вождей рабочего класса, дружбе, о которой Ленин сказал, что она превосходит «все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» (т. 2, с. 12). В Париже Маркс и Энгельс написали книгу «Святое семейство» (см.), направленную против младогегельянцев. В ней уже были заложены основы революционно-материалистического социализма.

В 1845 г. Энгельс по возвращении в Германию напечатал свою знаменитую книгу «Положение рабочего класса в Англии», которую Ленин назвал «одним из лучших произведений в мировой социалистической литературе... » (т. 19, с. 504). В этой работе «Энгельс пepвый сказал, что пролетариат не только страдающий класс», что «борющийся пролетариат сам пoможет себе» (Ленин, т. 2, с. 8). Весной 1845 г. Энгельс переехал в Брюссель, где в то время находился Маркс. Здесь они совместно написали книгу «Немецкая идеология» (см.). В ней подвергнуты критике недостатки философии Фейербаха (см.), взгляды младогегельянцев и реакционный немецкий или «истинный социализм», представители которого выступали против классовой борьбы и проповедовали всеобщее примирение.

1845—1847 гг. Энгельс провёл в Брюсселе и Париже. Свои научные занятия он сочетал с практической деятельностью среди рабочих. Энгельс, как и Маркс, завязал отношения с тайным обществом «Союз коммунистов», провёл большую подготовительную работу ко второму конгрессу «Союза». Энгельс написал «Принципы коммунизма» как черновой набросок программы «Союза коммунистов» и затем совместно с Марксом — знаменитый «Манифест Коммунистической партии» (см.).

После начала февральской революции 1848 г. во Франции Энгельс переехал в Париж, последовав за Марксом, которого бельгийское правительство выслало из Брюсселя. В начале апреля 1848 г. в связи с разразившейся революцией в Германии Энгельс и Маркс, покинув Париж, приехали в Кёльн и здесь, руководя основанной им «Новой Рейнской Газетой», проводили огромную революционную работу. Ввиду последовавшего приказа об аресте редакторов «Новой Рейнской Газеты» Энгельс уехал из Кёльна в Брюссель. Здесь он был арестован, заключён в тюрьму, а затем выслан. В октябре Энгельс приехал в Париж. Отсюда он бежал в Швейцарию и лишь в середине января 1849 г. вернулся в Кёльн, где вскоре вместе с Марксом был отдан под суд по обвинению в «оскорбление властей». Обвиняемые на суде превратились в обвинителей. Суд принуждён был их оправдать. Энгельс принял участие в вооруженной народном восстании и, после того как восстание было подавлено, с последними частями революционной армии перешёл на швейцарскую территорию. По настоянию Маркса он уехал в Лондон.

Энгельс подвёл итоги революционного периода 1848—1849 гг. в двух своих произведениях. В работе «Крестьянская война в Германии» (опубликована в 1850 г.) Энгельс показал, что классы и представители классов, которые всюду предавали революцию в 1848 и 1849 гг., встречаются в качество предателей уже в 1525 г., хотя и на более низкой ступени развития. В другой работе, «Революция и контрреволюция в Германии» (1851—1852), написанной совместно с Марксом, Энгельс уделил много внимания вопросам вооруженного восстания, учил революционных рабочих пониманию того, что восстание есть искусство. В ноябре 1850 г. Энгельс переехал в Манчестер, где был конторщиком торговой фирмы, а потом и пайщиком её. Энгельс вновь принялся за «проклятую коммерцию», чтобы иметь возможность оказывать материальную поддержку Марксу. За время своего пребывания в Манчестере Энгельс написал большое количество работ по военным вопросам, которыми он глубоко интересовался. Ленин считал Энгельса великим знатоком военного дела. Много внимания уделял в этот период Энгельс дальнейшему pасширению своих познаний в области иностранных языков. В Манчестере Энгельс жил до 1870 г., поддерживая почти ежедневную переписку с Марксом, в которой они совместно обсуждали самые разнообразные вопросы теории, политика, тактики и вопросы «экономии».

С основанием I Интернационала Энгельс вместе с Марксом вёл борьбу против прудонистов, бакунистов и всех других врагов Интернационала. Осенью 1870 г. Энгельс переехал bз Манчестера в Лоyдон. По проезде сюда он был кооптирован в состав Генерального совета I Интернационала. Но и после того как Интернационал прекратил своё существование, Маркс и Энгельс продолжали руководить рабочим движением, причём ввиду занятости Маркса работой над «Капиталом» основная тяжесть борьбы с враждебными марксизму направлениями легла на плечи Энгельса. К этому периоду относятся статьи Энгельса против Дюринга, печатавшиеся в 1877—1878 гг. Из этих статей составилось затем и знаменитое произведение Энгельса «Анти-Дюринг» (см.). Об этом произведения Ленин писал: «...Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (т. 2, с. 11). В это же время Энгельс отдаётся изучению естественных наук и математики, о результатах которого можно судить по его «Диалектике природы» (см.). После смерти Маркса Энгельс взялся за обработку и издание II и III томов «Капитала», которые Маркс не успел закончить. В 1885 г. Энгельс издал II том, а в 1894 г.— III том «Капитала». Cвoeй работой над II и III томами «Капитала» Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник. К этому периоду относится также произведение Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см.). В 1888 г. вышла книга Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см.), по которой, как и по «Анти-Дюрингу», поколения марксистов учатся основам диалектического и исторического материализма.

В начале 90-х годов Энгельс в письмах к различным деятелям развивал дальше идеи исторического материализма. Вульгаризаторы марксизма уверяли, будто исторический материализм, придавая решающее значение изменениям в экономике, отрицает всякую роль надстройки — государства, идеологии и т. п. Такое понимание марксизма таило в себе серьезную опасность, так как толкало на пассивное созерцание Исторического процесса и недооценивало огромную роль идей, политических учреждений, борьбы пролетариата за завоевание политической власти. В основе такого понимания, писал Энгельс Мерингу в 1893 г., «лежит шаблонное, недиалектическое представление о причине и следствии, как о двух неизменно противостоящих полюсах, и абсолютно упускается из виду взаимодействие. Эти господа (т. е. вульгаризаторы марксизма.— Ред.) часто намеренно забывают о том, что, как только историческое явление вызвано к жизни другими, в конечном итоге экономическими причинами, так оно тоже воздействует на окружающую среду и даже может оказывать обратное действие на породившие его причины» (Маркс и Энгельс, Избр. письма, 463—464).

В своих письмах Энгельс выясняет взаимодействие базиса и надстройки общества, показывает специфические особенности развития идеологии (философии, религии, искусства) в отличие от экономики, подвергает критике тех «марксистов», которые, заучив некоторые общее положения исторического материализма, не дают себе труда детально исследовать конкретные факты истории.

Веди гигантскую теоретическую работу, Энгельс одновременно осуществлял практическое руководство международным революционным рабочим движением. Он проявлял огромный интерес к революционному движению в России и написал ряд статей, посвященных социальным отношениям в России. Энгельс писал в 1885 г., что русские приближаются к своей буржуазно-демократической революции. «Революция должна разразиться в течение определенного времени; но она может разразиться каждый день. В этих условиях страна подобна заряженной мине, к которой остается только подвести фитиль» (Маркс и Энгельс, Избр. письма, 388). Энгельс, так же как Маркс, ясно видел, что политическая революция в России будет иметь огромное значение для западноевропейского рабочего движения.

С первых дней своей политической деятельности и до конца жизни Энгельс был пламенным революционным борцом. Он был признанным вождём международного пролетариата, лучшим выразителем его коронных классовых интересов. Энгельс вёл беспощадную борьбу с оппортунизмом в рабочих партиях, вскрывал и подвергал суровой критике их ошибки, давал революционное направление их работе. «После смерти Маркса,— писал Ленин,— Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов» (т. 2, с. 12). Энгельс умер 5 августа 1895 г. «Русские революционеры,— указывал В. И. Ленин,— потеряли в нем своего лучшего друга» (там же, с. 13).

 

 

ЭНГЕЛЬС // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018)


Э́НГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне в черте г. Вупперталь – 5.8.1895, Лондон), нем. политич. деятель, философ, историк, предприниматель, ближайший сподвижник К. Маркса, один из основоположников марксизма. Из семьи крупного текстильного фабриканта.

В 1837 по настоянию отца оставил обучение в гимназии, в 1838 направлен им в Бремен для службы в семейной торговой фирме. Э. большую часть времени посвящал изучению философии, истории, литературы. С кон. 1830-х гг. сотрудничал в разл. периодич. изданиях. В «Письмах из Вупперталя» (1839) выступил против пиетизма и религ. фанатизма (порядков, царивших в доме его родителей). Увлечение идеями Д. Ф. Штрауса и Ф. Шлейермахера сменилось сильным влиянием философии Г. В. Ф. Гегеля, позднее – Л. Фейербаха. В сент. 1841 поступил добровольцем на воинскую службу, одновременно посещал лекции в Берлинском ун-те, сблизился с младогегельянцами (см. Гегельянство). После университетских лекций Ф. В. Шеллинга Э. выступил с критикой его религ.- филос. воззрений и публичной защитой атеизма (в анонимно изданной брошюре «Шеллинг и откровение»)...

В окт. 1842, после окончания воен. службы, отправился в Манчестер для работы на семейной фабрике, по дороге посетил редакцию газ. «Rheinische Zeitung», где встретился с недавно назначенным гл. редактором К. Марксом. С 1843 Э. и Маркс занимались в библиотеках Лондона и Манчестера, познакомились с деятелями тайной коммунистич. организации Союза справедливых. В Великобритании также сотрудничал с лидерами чартизма (Дж. Гарни, Дж. Лич), публиковался в печатном органе чартистов «The Northern Star», стал членом чартистской партии. Под влиянием произведений Р. Оуэна проявил интерес к работе социалистич. клубов. Написал свои первые теоретич. работы: «Наброски к критике политич. экономии» (опубл. в 1844 в ж. «Deutsch-Französische Jahrbücher») и кн. «Положение рабочего класса в Англии» (1845), в которой дал анализ социальных последствий пром. революции и высказал идею о необходимости соединения массового рабочего движения с социалистич. мыслью. Завязал постоянную переписку с Марксом (всего известно св. 1400 писем). В 1844 Э. и Маркс написали совместную работу c критикой младогегельянцев («Святое семейство, или Критика критической критики. Против Б. Бауэра и компании», опубл. в февр. 1845).

В Эльберфельде Э. стал одним из организаторов дискуссий о коммунизме. После запрета властей на проведение подобных собраний переехал весной 1845 в Брюссель, где уже жил К. Маркс, совм. с Марксом приступил к разработке материалистич. понимания истории, изложенного в их совместной работе «Немецкая идеология» (опубл. в 1932).

В 1846 Маркс и Э., движимые идеей создания пролетарской политич. партии, образовали в Брюсселе Коммунистич. корреспондентский к-т и призвали своих сторонников во всех европ. странах к формированию аналогич. организаций. В 1847 по приглашению руководства Союза справедливых вступили в Союз, занялись его реорганизацией, превратив в Союз коммунистов и утвердив новый лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В окт. 1847 Э. вернулся в Париж и принял активное участие в подготовке 2-го конгресса Союза, предложив назвать проект программы Союза «Коммунистическим манифестом». В февр. 1848 по завершении работы конгресса был опубликован подготовленный Марксом и Э. «Манифест Коммунистической партии», выдержавший впоследствии св. 1200 переизданий.

Во время Революции 1848 во Франции Центр. к-т Союза коммунистов принял решение о создании в Кёльне собств. печатного органа, в июне 1848 вышел 1-й номер «Neue Rheinische Zeitung» («Новой Рейнской газеты»). В сент. 1848 Э. был вынужден бежать из Германии и некоторое время провёл в Швейцарии, продолжая сотрудничать в газете, особое внимание уделял в своих статьях нац.-освободит. борьбе венг. народа. В мае 1849 Э. принял участие в вооруж. борьбе в Вуппертале, затем в Бадене и Пфальце. После поражения революции Э. вновь уехал в Швейцарию.

В нояб. 1849 Э. вернулся в Великобританию, до 1870 был совладельцем семейной фирмы, что позволяло ему оказывать постоянную финансовую поддержку К. Марксу. В 1851 Э. приступил к систематич. занятиям воен. теорией, в 1858 – к изучению филос. проблем естествознания. Написал ряд статей о Крымской войне 1853–56, о нац.-освободит. войнах в Индии и Китае, об австро-итало-франц. войне 1859, о Гражд. войне в США 1861–65, о франко-прус. войне 1870–71, статьи и заметки по воен. вопросам для «Новой американской энциклопедии». В 1854–55 Э. подготовил работу «Германия и панславизм», в которой выступил против панславизма и революц. процессов, назревавших в России.

С созданием Междунар. т-ва рабочих – Интернационала 1-го в 1864 Э. фактически стал одним из его руководителей. Вместе с Марксом разработал тактич. платформу организации по ирл. вопросу, по вопросу о путях нац. объединения Германии («Военный вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партия», 1865) и о позиции междунар. пролетариата по отношению к австро-прус. войне 1866 и франко-прусской войне 1870–71. С 1870 чл. Генерального совета 1-го Интернационала, защищал Парижскую коммуну 1871 на заседаниях Генерального совета, в печати и в многочисл. письмах. На Лондонской конференции 1-го Интернационала в сент. 1871 Э. выступал за создание в каждой стране революц. рабочей партии, отстаивал необходимость установления диктатуры пролетариата... ЧИТАТЬ — НОВАЯ ВЕРСИЯ

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024