ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Пасха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎‎‎ [Pesaḥ]), Воскресение Христово (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПАСХА, весенний праздник в иудейской и христианской религиях. Христианская пасха установлена, по учению церкви, в память «воскресения» мифического основателя христианства — Христа. Обряды пасхи сложились под влиянием языческих культов «умирающих и воскресающих богов».

 

 

В. Даль. Толковый словарь


Пасха ж. празднество Iудеевъ, въ память исхода ихъ изъ Египта. || Агнецъ, закалаемый и съѣдаемый iудеями въ празднество это. ||  Ежегодное торжество христiанъ, въ память востанiя отъ мертвыхъ Спасителя; свѣтлое Христово воскресенье, святая, святая-недѣля. || Великоруск. освященная стопочка сыру, творогъ, коимъ разгавливаются въ сей день; а малрск. куличъ, освященный для той-же цѣли, коровай. Экая Пасха — шире Рождества! Кто умрет на Пасху — яичко в руку (твр.). Послѣ утрени въ первый день Пасхи ходятъ христосоваться съ усопшими, зарываютъ яйцо въ могилу. Кто проспитъ въ первый день Пасхи заутреню, того въ понедѣльникъ окачиваютъ или купаютъ водой. Кости отъ посхального ягняти (поросенка, птицы ипр.) зарываютъ на нивѣ, чтобы градомъ не било, южн. Пасхальный, ко дню и торжеству сему относящiйся. Пасхалiя ж. таблица, содержащая ключевыя слова и круги, для нахожденья времени пасхи и дрг. подвижныхъ праздниковъ. Пасочница ж. родъ деревяннаго, развалистаго книзу ящичка, съ приличными дѣлу рѣзными украсами внутри, для отжима въ нем пасхи (сыру, творогу).

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка


ПАСХА, -и, ж. 1. Весенний религиозный праздник у евреев. 2. У христиан: весенний праздник так наз. воскресения Христа. 3. Сладкое кушанье из творога, первонач. в форме четырехгранной пирамиды, изготовляющееся к этому празднику. Творожная п. || прил. пасхальный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.) и пасочный, -ая, -ое (к 3 знач.).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПАСХА (греч. pascha, от древне-еврейского песах, букв. — происхождение), весенний иудейский  и христианский праздник. В иудаизме отмечается в честь «исхода» евреев из Египта, в празднование пасхи приносится идея ожидания мессии. В христианстве праздник связан с мифом о воскресении Христа. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. стилю).

ПАСХИ ОСТРОВ (Paпануи) (Pascua, Rapa Nui), вулканический остров в восточной части Тихого океана.  Высота до 539 м. Принадлежит Чили. 165,5 км 2. Население около 2 т. ч. (1972). Остатки исчезнувшей культуры полинезийцев (каменная скульптура, дощечки, покрыты письменами). Административный центр — поселок Ханга-Роа.

 

 


Открытка — Христосъ Воскресе. (1909 г.)


 

 

Большая российская энциклопедия. Том 25. — Москва, 2014. — С. 432 // Электронная версия


ПА́СХА (греч. Πάσχα), 1) библейский праздник в память об Исходе евр. народа из Египта; в иудаизме – Песах.

2) Важнейший праздник христианской Церкви – Воскресение Христово. В Новом Завете «Пасхой», т. е. пасхальной жертвой, назван Иисус Христос (1 Кор. 5:7). Гл. таинство Церкви – Евхаристия осмысляется как продолжение Тайной вечери, последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками (1 Кор. 11:23–26; Мф. 26:17–30 и др.).

В святоотеч. традиции древние события Исхода евреев из Египта, освобождения их от рабства и дарования им Земли обетованной воспринимались как прообраз совершившегося в день иудейской П. Распятия Христа и последовавших за этим Воскресения Его из мёртвых, освобождения уверовавших в Него от рабства греху и дарования им Царства Небесного.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриарх Московскийи всея Руси Кирилл совершает пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Москва. 2013.

П. является наиболее древним из всех праздников, ежегодно отмечаемых в христианской Церкви. Со 2 в. имели место споры о дне празднования П. Часть христианских общин – прежде всего в Малой Азии – отмечала П. как память о Распятии Христа и совершала её в день иудейской П. (точнее, в тот день, который рассматривался в этом качестве). Др. общины, в т. ч. Римская и Александрийская, понимали П. как воспоминание прежде всего Воскресения Христова и совершали её в воскресный день после иудейского праздника. Конец пасхальным спорам положило определение I Вселенского собора (325) о праздновании П. в ближайшее воскресенье после полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия (точная формулировка постановления не сохранилась, но на него ссылается 1-е правило Антиохийского собора 341). Тем не менее фактич. разногласия в выборе точной даты празднования П. неоднократно имели место и позднее в связи с разницей в астрономич. и календарных расчётах в разных регионах христианского мира. Принципы исчисления даты П., а также спец. таблицы, облегчающие эту задачу, называются пасхалией. Ныне дата празднования П. у православных христиан отличается от даты празднования П. у зап. христиан из-за применения разных пасхалий.

С раннехристианских времён П. предшествует Великий пост. Богослужение в день П. в первые века христианства представляло собой ночное бдение с субботы, предваряющей П. (Великая суббота), на пасхальное воскресенье. Во время этого бдения читались и пелись библейские отрывки о ветхозаветных установлениях, посвящённых П., о Страстях Христовых и Воскресении Христа, а также, вероятно, читались сочинение Мелитона Сардийского «О Пасхе» (2 в.) и иные подобные тексты. На рассвете бдение оканчивалось торжеств. пасхальной Евхаристией. С 3 в. во время этого бдения совершалось крещение оглашенных. После 5 в. крещение оглашенных в пасхальную ночь стало совершаться всё реже по причине массового крещения в детском возрасте, а древнее пасхальное бдение постепенно уступило место новым богослужебным чинопоследованиям, посвящённым П. В частности, в совр. традиции православной Церкви прямым продолжением раннехристианского пасхального бдения являются вечерня и литургия Великой субботы, которые, согласно Типикону, следует совершать вечером накануне П., однако в совр. практике РПЦ они совершаются утром в Великую субботу. Осн. службами пасхальной ночи являются: крестный ход; пасхальная, или светлая, заутреня, состоящая из множества ликующих гимнов в честь Воскресения Христова, написанных визант. гимнографами; Божественная литургия первого дня П. С раннехристианских времён получило распространение радостное пасхальное приветствие: «Христос воскрес!» и ответ: «Воистину воскрес!» – т. н. христосование, сопровождающееся, как правило, троекратным лобзанием (поцелуем).

Пасхальная служба повторяется 7 дней подряд, тем самым подчёркивается превосходство П. над др. праздниками (с этим же связаны наименования П. как «праздника праздников», «велика дня»). Пасхальная служба также задаёт тематику всем богослужениям вплоть до дня т. н. отдания П. (среда перед праздником Вознесения Господня). Переходящий праздник П. определяет даты праздников пасхального (подвижного) круга: от Недели о мытаре и фарисее (за 3 нед до Великого поста) до Пятидесятницы.

В совр. практике Римско-католич. церкви восстановлено значение древнего пасхального бдения, включая крещение оглашенных; одним из наиболее ярких обрядов этой ночи является возжжение пасхальной свечи (аналогичная традиция имеется у православных греков, в практике РПЦ не распространена). По окончании 1-й части пасхального богослужения поётся древний гимн «Exsultet» («Да ликуют»), затем начинается евхаристич. служба, включающая, если есть оглашенные, крещение. За П. следует радостный пасхальный период. В протестантских церквах и деноминациях пасхальные празднества сильно разнятся: от торжеств. богослужений, сходных с католическим, до отвержения празднования Пасхи.

Празднование П. традиционно сопровождается молодёжными играми (напр., обливанные дни), поминальными обрядами (см., напр., Радоница), приготовлением ритуальной пищи (см. КуличПасхальное яйцо).

Лит.: Huber W. Passa und Ostern: Untersuchungen zur Osterfeier der alten Kirche. B., 1969; Strobel A. Ursprung und Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. B., 1977; Gerlach K. The Antenicene Pascha: a rhetorical history. Leuven, 1998; Passover and Easter: origin and history to modern times / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame, 1999; Passover and Easter: the symbolic structuring of sacred seasons / Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame, 1999; Leonhard C. The Jewish Pesach and the origins of the Christian Easter. B.; N. Y., 2006.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024