Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 594
ЕВРЕИ, общее название различных народностей, объединённых общностью происхождения от др.-евр. народности, жившей в Палестине до первых веков н. э. Всего Е. в 1937 насчитывалось ок. 17 млн. ч. Фашисты во время 2-й мировой войны истребили ок. 6 млн. Е. В подавляющем большинстве Е. пользуются языком тех народов, среди к-рых живут. Вместе с тем, часть Е. (в странах Центр. Европы, а также потомки переселенцев из Центр. Европы) говорит на языке идиш, основу к-рого доставляет ср.-герм. диалект; другая часть Е. (потомки Е. Испании и Португалии) говорит на испаньольском языке, основу к-рого составляет староиспанский. Официальным языком государства Израиль, образованного в 1948, является древнееврейский язык; среди Е. остальных стран он сохранился как язык культа.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 427
ЕВРЕИ, общее этич. назв. народностей, исторически восходящих к древним Е.; живут в разл. странах. Общая числ. ок. 15 млн. ч. (1975), в т. ч. в США ок. 6 млн., Израиле ок. 3 млн., в СССР 2,1 млн. (1970). Б. ч. говорят на языке страны, в к-рой они живут. Часть Е. говорят на также на яз. идиш и иврит. Верующие — в осн. иудаисты.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — Москва, 1986. — С. 159
ЕВРЕИ, -еев, ед. -ей, -я, м. Общее этническое название народностей, исторически восходящих к одному из древних народов семитской языковой группы (древним евреям), сейчас живущим в различных странах общей жизнью с основным населением этих стран. || ж. еврейка, -и. || прил. еврейский, -ая, -ое.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Том 7. — С-П., (1906—1913). — С. 588
Жидъ, Жидовинъ (польск. żyd, żydowin; чешск. žid; словенск. źid и т. д.) — славянская форма лат. judaeus и древнее русское народное названiе еврея, удержавшееся въ русскомь законодательствѣ до конца 18 в.; названiе «жидовинъ» употребляется также въ оффицiальныхъ документахъ 17 вѣка. Въ русской былинѣ о жидовинѣ, въ сербскихъ пѣсняхъ о Джидовинѣ, Джидигѣ-исполинѣ и въ болгарскихь преданiияхъ о жидахъ-гигантахъ «Жидовинъ» является необыкновенными исполиномъ, съ которымъ воюетъ Илiя-змѣеборецъ. Въ одной сербской сказкѣ Ж. выступаеть въ роли великана-людоѣда (Вукъ Караджигъ, 45). По современнымь же болгарскимъ преданiямъ, жиды являются первыми людьми на свѣтѣ, вышедшими изъ земли словно грибы. Высокiе и крупные, они ходили спотыкаясь, падали и не могли болѣе встать. Особливо запинались они о Кепину (ежевикъ), почему кланялись ей и приносили жертву. Грома они не боялись: когда змѣи начинали стрѣлять съ высоты огненными стрелами, жиды клали себѣ на голову камень, приговаривая: «Каменная у меня голова! что ты со мной подѣлаешь!». Видя, что Ж-ы спотыкаются и падають и не въ силахъ подняться, Господь извелъ ихъ.— Илiевъ выводитъ славянское народное представленiе о Ж.-исполинѣ изъ христiанской-народнаго обобщенiя: евреи — первые созданные Богомъ люди, отъ нихъ пошли другiе народы. Первосозданныхъ людей народъ представлялъ себѣ исполинами. Мотивы же о Ж. врагахь возникъ изъ другого христiанскаго представленiя о Ж.— гонителяхъ Христа. Такимь путемъ эпическiй образъ великана и богатыря Ж. могъ одинаково сложиться у русскихъ, сербовъ и болгаръ, причемъ у русскихъ этотъ мотивъ слился съ образомь жидовина-хазарина, а у болгаръ съ образомъ мѣстныхъ евреевъ, которые въ народномъ представленiи являются союзниками турокъ. О нѣкоторомъ Житовѣ или Жидовѣ-гробѣ у Тырнова рассказывается, будто въ немъ похоронены «жидъ», предавшiй городъ туркамъ.— Ж., какъ презрительное названiе, болѣе поздняго происхожденiя; оно возникло, когда вмѣстѣ съ средневѣковой религиозной письменностью въ Московскую и Южную Русь проникло представленiе о евреѣ, какъ о коварномь, низкомь существѣ, что и отразилось въ рядѣ пословицъ и поговорокъ.— Въ русской прогрессивной печати названiе Ж. исчезаетъ, начиная съ воцаренiя Александра II, и когда въ 1861 г. малороссiйскiй журналъ Основа сталъ употреблять названiе Ж., это вызвало въ печати и обществѣ глубокое негодованiе; по этому поводу редакцiя выступила съ отвѣтомъ, объяснивъ, что Ж. въ народномъ украинскомъ представленiи не имѣетъ общаго съ браннымъ терминомь Ж.— Нынѣ употребленiе Ж. въ украинской и русинской печати сдѣлалось обычнымъ. У другихь славянскихь народовъ Ж. до сихъ поръ сохранился, какъ народное названiе, хотя имѣется и другой терминъ: евреинъ у болгаръ, starozakonny у поляковъ и т. д.— Ср.: Систематическiй указатель; Даль, Словарь русск. языка; Академическiй словарь; Веселовскiй, Розысканiя въ области русскихъ духовныхъ стиховъ, ХХII, 163; Халанскiй, Былина о Жидовинѣ, Русск. Филолог. Вѣстникъ, 1890, 7; Каченовскiй, Памяти болгарского народного творчества, 162; Градовскiй, Торговые и другие права, 2 изд., стр. 10; Сборникъ за народни умотворения, II, Народни умотворения, 161; ср. Илiевъ, Българскитѣ прѣдания за исполини, нарѣчени елина жидове и латини, ib., III, Наученъ отдѣлъ, 198 и сл. и ІV, ib., 231 и сл. И. Б.8.
Еврей. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Том 7. — С-П., (1906—1913). — С. 434—437
Большая российская энциклопедия. Том 9. — Москва, 2007. — С. 518-520 // Электронная версия |
ЕВРЕ́И [греч. ‘Εβραῖος , от др.-евр. עברים – «перешедший через реку», имеется в виду прародитель Е. Авраам, пришедший в Ханаан из-за Евфрата; др. толкование – «потомки праотца Евера»; самоназвания на иврите – йегудим (иудей), на идише – йид, айид; древнее самоназвание – бней-исраэль («сыновья Израиля»)], народ. Организованные евр. общины существуют в 110 странах мира, причём реальное число живущих там Е. может превышать их офиц. данные в 1,5–4 раза. Общая численность 13,3 млн. чел... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ |
Евре́и (самоназвание — йеhудим (יְהוּדִים) на иврите, (й)идн (ייִדן/אידן) на идише и юдиос или джудиос (Judeos) на ладино) — народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность на 2012 год 13,86 млн человек... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ |