Содержание:
Рождество — Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Рождество Христово — Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Рождество Христово — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Рождество Христово — Большая российская энциклопедия. 2017
Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 114
РОЖДЕСТВО (рождество Христово), один из главных христианских праздников в честь «рождения» мифич. Иисуса Христа, празднуется большинством церквей 25 декабря. Заимствован христианством из дохристианских культов «умирающих и воскресающих богов» (особенно из культа бога света Митры), «рождение» к-рых праздновалось в период зимнего солнцестояния.
Frohe Weihnachten (нем), ≈1910
Счастливого Рождества
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1144
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, один из гл. христ. праздников, установленный, согласно церк. вероучения, в честь рождения Христа. Отмечается 25 дек. (в одних странах — по новому стилю, в других — по старому, что соответствует 7 янв. нового стиля).
Rõemsaid Jõulu pühi! (эст), 1910
Веселых рождественских праздников!
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Рождество Христово — великiй христiанскiй праздникъ въ воспоминанiе рожденiя Iсуса Христа въ ВиѲлеемѣ, празднуемый 25 декабря. Впервые объ этомъ праздникѣ на Востокѣ упоминается у Климента Александрiйскаго; онъ совершался тамъ 6 января подъ именемъ богоявленiя (Έπιφανή), а на Западѣ праздновался 25 дек., подъ названiемъ Natalis. Во времена Iоанна Златоуста, какъ видно изъ его бесѣды на день Р. Христова, и на Востокѣ начали праздновать его 25 дек. Трудно сказать, почему именно зап. церковь стала праздновать его въ этотъ день. Нѣкоторые стараются поставить этотъ праздникъ въ связь съ iудейской ханукой или римскими сатурналiями, но эти предположенiя произвольны. Достовѣренъ лишь тотъ фактъ, что 25 декабря исполняется девять мѣсяцевъ съ Благовѣщенiя (25 марта); отсюда явствуетъ намѣренiе привестm эти даты въ соотвѣтствiе cъ обычнымъ временемъ плодоношенiя. Въ восточной церкви праздникъ Р. Хр. считается вторымъ по Пасхѣ ("трехдневная пасха"), а на Западѣ онъ стоитъ даже выше Пасхи.
А. Л.
Къ достойному празднованiю Р. Христова вѣрующiе приготовляются сорокадневнымъ постомъ, извѣстнымъ подъ именемъ Рождественскаго или Филиппова (см. Посты, XXIV, 717). Канунъ или день навечерiя праздника проводится въ особо строгомъ постѣ и называется сочельникомъ или сочевникомъ, такъ какъ по уставу церковному въ этотъ день полагается употреблять въ пищу сочиво, т. е. сушеныя хлѣбныя зерна, размоченныя водою. По обычаю православныхъ христiанъ, постъ этого дня хранится до вечерней звѣзды. Въ V в. Анатолiй, патрiархъ константинопольскiй, въ VII в. Софронiй и Андрей iерусалимскiе, въ VIII в. св. Iоаннъ Дамаскинъ, Козьма Маюмскiй и Германъ, патрiархъ цареградскiй и др. написали для праздника Р. Христова многiя священные пѣснопенiя, которыми церковь и нынѣ прославляетъ празднуемое событiе. Уже въ IV в. было опредѣлено, какъ праздновать навечерiе праздника, если оно случится въ день воскресный (Ѳеофила Александр. прав. 1-е). Въ навечерiе издревле совершаются царскiе часы, такъ называемые потому, что на нихъ положено возглашать многолѣтiе царю, всему царствующему дому и всѣмъ православнымъ христiанамъ. Во время часовъ церковь воспоминаетъ многоразличныя ветхозавѣтныя пророчества и событiя, относящiеся къ Р. Спасителя. Послѣ полудня совершается литургiя Василiя Великаго, если только навечерiе не случится въ субботу или воскресенье, когда совершается литургiя Iоанна Златоуста, въ обычное время; царскiе часы въ такомъ случаѣ переносятся на предшествующiй пятокъ. Всенощное бдѣнiе начинается великимъ повечерiемъ, на которомъ церковь свою духовную радость выражаетъ особенно пѣнiемъ пророчественной пѣсни: «яко съ нами Богъ». Въ православной церкви русской торжественность богослуженiя праздника возвышается еще воспоминанiемъ объ избавленiи Россiи отъ нашествiя галловъ и съ ними двадесяти языкъ въ 1812 г. Это воспоминанiе совершается въ благодарномъ молебномъ пѣнiи, послѣ литургiи. Въ предѣлахъ предпразднства и попразднства праздникъ Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедевъ, «Наука о богослуженiи православной церкви» (М., 1890); прот. Г. С. Дебольскiй, «Дни богослуженiя православной каѳолической восточной церкви» (т. I, СПб., 1882); прот. К. Никольскiй, «Пособiе къ изученiю устава богослуженiя правосл. церкви» (СПб., 1888); ѳ. Смирновъ, «Происхожденiе и значенiе праздника Р. Христова» (Кiевъ, 1883).
Къ краткимъ евангельскимъ сказанiямъ о Р. Христовомъ многое прибавляютъ апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболѣе важны въ этомъ отношенiи апокрифы. Они оказали сильное воздѣйствiе на старинную литературу и на иконопись. Въ апокрифахъ говорится о вертепѣ, бабкѣ Соломонiи, бѣгствѣ Iосифа съ Марiей въ Египетъ, избiенiи младенцевъ (см. Пыпинъ, «Памят. стар. рус. литературы», III; Калитовскiй, «Матер. до литер. апокр.» и др.). Въ исторiи древне-христiанской литературы и искусства наиболѣе оставили слѣдовъ древнiя апокрифическiя сказанiя о присутствiи въ пещерѣ, гдѣ родился Спаситель, вола и осла. Уже въ древне-христiанскихъ саркофагахъ являются оселъ и быкъ при Р. Христовѣ. Къ IX в. на Востокѣ и Западѣ пользуется огромною популярностью слѣдующiя изображенiя Р. Христова: въ горѣ пещера, въ пещерѣ ясли, въ которыхъ лежитъ Христосъ; надъ Нимъ головы осла и быка. Богоматерь лежитъ на одрѣ, лицомъ къ зрителю. Iосифъ сидитъ внизу въ раздумьѣ или дремотѣ. Извѣстно, какъ традицiонные оселъ и быкъ послужили великимъ итальянскимъ художникамъ, напр. Корреджiо. Въ Чети-Минеяхъ Димитрiя Ростовскаго говорится, что къ яслямъ привязаны были волъ и оселъ. Ихъ привелъ Iосифъ изъ Назарета. На ослѣ ѣхала Пресвятая Дѣва, а вола Iосифъ привелъ на продажу, чтобы было чѣмъ уплатить царскую подать и содержать себя въ Вифлеемѣ и въ дорогѣ. Эти безсловесныя животныя, стоя при ясляхъ, дыханiемъ своимъ согрѣвали Младенца отъ зимней стужи и такимъ образомъ служили Владыкѣ и Творцу своему. Этотъ разсказъ изъ Чети-Миней проникъ въ народъ и въ духовныхъ стихахъ и легендахъ малорусскаго народа передается почти дословно. Научная литература предмета — у акад. Веселовскаго, въ «Сборн. Акад. Наукъ», 1891 г., у Потебни во II т. «Объясн. малор. и срод. пѣсенъ», Сумцова въ «Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. и пѣсенъ», «Этнограф. Обозрѣнiи» (см. по указателямъ Куликовскаго, I—XVI, 36; XVI—XXXI, 49).
Rõõmlaid Jõulu pühi! (эст), 1909
Весёлых Рождественских праздников!
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017) // Новая версия
РОЖДЕСТВО́ ХРИСТО́ВО (греч. Γέννησις τοῦ Χριστοῦ, лат. Nativitas Domini), христианский праздник, посвящённый рождению по плоти Бога Слова (второй Ипостаси Св. Троицы) – Иисуса Христа. Отмечается 25 дек. (7 янв.). В православии Р. Х. имеет статус двунадесятого праздника.
События Р. Х. изложены в Евангелии (Мф. 1:18 – 2:12; Лк. 2:1–20), а также в апокрифич. памятниках. Мария (см. Богородица) и Иосиф Обручник, выполняя предписание имп. Августа явиться всем жителям Рим. империи для облегчения ведения переписи населения «в свой город», отправились в Вифлеем. Из-за отсутствия места в гостинице они вынуждены были ночевать в пещере, используемой пастухами для укрытия скота от непогоды (вертепе). В этой пещере, в яслях – вместилище для корма скота и родился Богомладенец, которому от имени всего творения принесли дары пастухи, а затем волхвы. С 330-х гг. над пещерой Рождества существует Рождества храм.
Р. Х. совершилось при наступлении «полноты времени» (Гал. 4:4), когда мир был наиболее готов воспринять евангельскую проповедь. Р. Х. знаменует Боговоплощение, открывшее человеку возможность спасения. Согласно свт. Афанасию Великому, Слово вочеловечилось, чтобы люди могли обожиться (см. Обо́жение). Р. Х. положило начало новой эры в истории человечества.
Православное богослужение праздника раскрывает божественный кеносис, богочеловеческую диалектику этого таинства: пастушеская пещера становится Небом, Богоматерь – херувимским престолом Бога, ясли – вместилищем возлежащего в них невместимого Бога и беспомощного младенца одновременно.
Приурочение Р. Х. к календарной дате (с нач. 3 в.) имеет, вероятно, рим. происхождение, что объясняется отношением римлян ко дню рождения как важнейшему торжеству. Нарочито соединив Р. Х. с языческим Днём рождения непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti) – 25 дек., когда после зимнего солнцестояния начинается увеличение светового дня, – христианские богословы сделали его центром нар. жизни. В тропаре Р. Х. сохраняется миссионерский аспект – полемика с астрологией: звездопоклонники (волхвы) звездой же были научены поклоняться Христу, а не Митре – видимому солнцу.
Христиане Востока, унаследовавшие ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий, не сразу приняли миссионерский смысл праздника Р. Х. На Востоке он появился в последней четв. 4 в., в Палестине утвердился лишь после указа имп. Юстиниана 560/561. Арм. церковь и некоторые др. церкви сохранили архаичный календарь, в котором отд. праздника Р. Х. нет, но это событие отмечается в день Богоявления (Крещения Господня), как это было первоначально на всём христианском Востоке.
В православной традиции Р. Х. предшествует 40-дневный Рождественский пост; день непосредственно перед Р. Х. именуется сочельником; после Р. Х. наступает период <святок. В Римско-католич. церкви и в некоторых протестантских церквах период подготовки к Р. Х. называется адвентом (от лат. adventus – приход, пришествие). В рим. обряде его первый день определяется как 4-е воскресенье до Рождества Христова. Нар. обычаи сохраняют следы разнообразных элементов языческих празднеств, связанных с зимним солнцеворотом. В европ. странах со времён Средневековья известны литургич. и религ. драмы, разыгрывавшиеся по случаю Р. Х. Песенный фольклор, авторская поэзия и музыка находят яркое выражение в рождественских колядках; в 19 в. особую популярность приобрели святочные (рождественские) рассказы. Издавна в Р. Х. было принято обмениваться подарками, украшать жилище зелёными ветвями (впоследствии повсеместным стал обычай украшения рождественской ели).
Иконография
Изображения Р. Х. появляются в раннехристианском иск-ве (рим. катакомбы Сан-Себастьяно, ок. 380; саркофаги, резные диптихи и др.). Центр. место в них занимает образ Богоматери на ложе, вокруг которого располагаются ясли, фигуры пастухов, вола и ослицы. В визант. иск-ве с 5 в. сцену сопровождает образ Иосифа Обручника. В течение 6 в. был распространён т. н. императорский вариант сцены, в которой Мария с Младенцем изображались на троне с предстоящими волхвами или пастухами (ампулы из Монцы, ампула Боббио). К 8 в. традиционной становится также сцена «Омовение Младенца» (наиболее раннее изображение – в оратории папы Иоанна VII, Рим, 705–707, не сохр.). В послеиконоборч. период канонизируется повествоват. версия, которую часто сопровождают сцены «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Поклонение волхвов» (мозаики ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо, Палермо, 1140-е гг.). После 1000 иконография дополняется эпизодами детства Христа (икона из Синайского мон. Св. Екатерины, 11 в.), образами Иосифа (ц. Богородицы в Студенице, 1208–09). Позднее под влиянием зап.-европ. иконографии в сцене Р. Х. появляется мотив кормления грудью Младенца. Др.-рус. иск-во продолжает визант. традицию иконографии Р. Х. (иконы из Спасо-Преображенского собора в Твери, сер. 15 в.; из Благовещенского собора Московского Кремля, 1-я четв. 15 в.). В поздних рус. иконах центр. мотив Р. Х. может дополняться сценами «Убиение Захарии» (икона кон. 16 в., ГТГ), «Бегства в Египет» (икона сер. 17 в. из Музея им. Андрея Рублёва, Москва) и др., что отражает интерес к богословским толкованиям.
В зап.-европ. иск-ве 6–8 вв. распространяется вост. иконографич. тип. Он сохраняется в иск-ве «Каролингского возрождения» и «Оттоновского возрождения», дополняясь сценами «Поклонение пастухов» и «Благовестие пастухам», а также «Омовение Младенца», в него проникают архит. элементы др.-рим. происхождения (навеса-базилики, стен Вифлеема в виде рим. каструма сторожевой башни пастухов). В романский период вост. схема упрощается: в ней остаются Младенец в яслях, животные, ангел и Мария с Иосифом. Под влиянием богослужения вводится новая форма яслей – алтарь. Сцена Р. Х. становится частью цикла детства Христа или преобразовательного цикла (витраж Шартрского собора, 1215). В Италии 13–14 вв. вновь начинает использоваться визант. схема в расширенном варианте (мозаики апсиды ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, 1290-е гг., худ. П. Каваллини). Под влиянием «Золотой легенды» Якова Ворагинского и францисканской мистики появляются более эмоциональные варианты сцены, где Мария проявляет заботу о Младенце – отдёргивает завесу у яслей, чтобы увидеть Его, или берёт на руки и ласкает (рельеф кафедры Пизанского собора, до 1311, Дж. Пизано). С кон. 14 в. на иконографию Р. Х. влияют также «Откровения» св. Биргитты Шведской: распространяется сцена «Поклонение Младенцу» с фигурой коленопреклоненной Богоматери (часто вместе с Иосифом и пастухами или донаторами) перед лежащим на земле Младенцем (алтарь Бладелена Рогира ван дер Вейдена, 1445–50, КГ, Берлин). Этот тип, получивший назв. «Humilitas» («Смирение»), был рекомендован художникам в начале Контрреформации взамен восточного. Под влиянием религ. театра и проповедей в сцены Р. Х. вводятся мн. житейские подробности: изображения Иосифа с кастрюлей каши, кипятящего воду, сушащего пелёнки и т. п. (Нидервильдунгенский алтарь К. фон Зёста, 1403, собор в Вильдунгене, Германия). Восходящее к «Евангелию от Псевдо-Матфея» и присутствующее у св. Биргитты и др. мистиков упоминание о сиянии, исходящем от Младенца, нашло отражение в иконографии «ночного Рождества» (картина Гертгена тот Синт-Янса, ок. 1484–90, Нац. галерея, Лондон), которое бытует со 2-й пол. 15 в. вплоть до Контрреформации. Дополняющие Р. Х. сцены «Благовестие пастухам» и «Поклонение пастухов» с сер. 15 в. часто включают изображение ангельского концерта («Рождество» Пьеро делла Франчески, 1470–75, Нац. галерея, Лондон).
Лит.: Смирнов Ф. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. К., 1883; Botte Bernard (Dom). Les Origines de la Noёl et de l’Épiphanie. Louvain, 1932; Talley T. J. The Origins of the Liturgical Year. N. Y., 1991; Рубан Ю. И. От Рождества до Сретения. Праздники рождественского цикла. СПб., 2015.
Лит.: Cornell H. The iconography of the Nativity of Christ. Uppsala, 1924; Ouspensky L. L’Icône de la Nativité du Christ. P., 1951; Bargellini F. Il Natale nella storia, nella leggenda e nell’arte. Firenze, 1959; Kirschbaum E. Lexikon der Christlichen Ikonographie. Freiburg-im-Breisgau u. a., 1968–1976. Bd 1–8; Сугробова О. В. Ночная сцена «Поклонение младенцу» в нидерландской живописи конца XV – начала XVI в. // Советское искусствознание. М., 1983. Вып. 1; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии: преимущественно византийских и русских. М., 2001.
Рождество́ Христо́во (в Русской православной церкви — Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. Ή κατά σάρκα Γέννησις τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ἡμῶν Ιησού Χριστού; церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шаго і҆и҃са хрⷭ҇та̀; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Приложение
11:09 7 января 2022 / ИА Красная Весна