ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Москва, ОГИЗ, Гос. издательство политической литературы. 1939. — С. 208


Пантеизм (от греческих слов «пан» — все и «теос» — бог) — философское учение, согласно которому божество как безличное духовное начало находится вне природы, а в ней самой, разлито в вещах природы, обуславливая их движение и развитие. Пантеизм в истории философии XVI—XVII вв. (например, у Джордано Бруно) играл положительную роль и служил преддверием атеизма и материализма.

 

 

 Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 599


ПАНТЕИЗМ, философское воззрение, отождествляющее бога с природой, рассматривающее природу как воплощение бога. В 16—17 вв. под прикрытием П. нередко провозглашались по существу материалистич. взгляды на природу (Дж. Бруно, Б. Спиноза). Ныне П. используется реакц. бурж. философией в целях защиты религии, «примирения» науки с религией.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Москва, Гос. издательство политической литературы, 1954. — С. 440


ПАНТЕИЗМ (от греч. παν — всё и θεός — бог) — философское учение, согласно которому бог представляет собой безличное начало; это начало находится не за пределами природы, а тождественно с нею. Таким образом, пантеизм растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Если раньше под видом пантеизма нередко выступал по существу материалистический взгляд на природу (например, у Джордано Бруно — см. и в особенности у Спинозы — см.), то ныне пантеизм превращён в идеалистическую теорию о существовании мира в боге и представляет собой реакционную попытку буржуазной философии примирить науку с религией.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 974


ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos — бог), религ. и филос. учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистич. тенденции проявляются в еретич. мистике ср. веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистич. системы Б. Спинозы, отождествившего понятие «бог» и «природа»; неоднократно выступал как форма перехода от теизма к материализму. Для Г. Гердера, И. В. Гёте и классич. нем. идеализма П. был орудием борьбы как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом франц. материалистов.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 354


ПАНТЕИЗМ (греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия "бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т. п.); мистический П. (Экхарт, Николай Кузанский, Беме, Мальбранш), или "панентеизм" (греч. pan en theo — все в боге), растворяет природу в боге.

 

 

ПАНТЕИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия


ПАНТЕИ́ЗМ (от пан... и греч. θεός – бог; букв. – всебожие), в религии и философии учение о тождестве бога и мира.

Термин «П.» впервые употреблён в 1709 франц. теологом Ж. де ла Фай в полемич. сочинении, направленном против Дж. Толанда, автора работ «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705) и «Пантеистикон» («Pantheisticon», 1720), однако обозначаемые этим термином формы мысли и верований восходят к глубокой древности. П. обычно противопоставляют теизму, где Бог выступает как творец и первопричина мира и противопоставляется сотворённому бытию, тогда как в П. мир вечен и сам является богом. Признавая одного бога, П. является в религиоведч. аспекте формой монотеизма, противоположного политеизму, а в филос. аспекте – формой строгого монизма, противоположного дуализму. П. может иметь как нерелигиозный, так и религ.-нравств. характер. Предложенный К. Краузе термин «панентеизм» должен был примирить П. с креационизмом. В некоторых случаях П. близок к панпсихизму – учению о всеобщей одушевлённости.

П. засвидетельствован в ряде др.-вост. религ.-филос. традиций, таких как даосизм в Китае, адвайта-веданта в Индии, некоторые формы буддизма. Пантеистич. мотивы обнаруживаются и в теистич. религиях.

В античной мысли можно различить два осн. типа П.: натуралистический и теономный. Их роднит то, что в обоих случаях признаётся тождество природы и бога, а также отрицание антропоморфных мифопоэтич. представлений о богах, но по духу и смыслу они противоположны. Натуралистич. П. по существу сводит понятие божественного к понятию природного, а теономный, наоборот, понятие природного – к понятию божественного. Натуралистич. П. не связан с этикой (в силу нейтральности понятия природы) и мог сопровождаться критикой традиц. религии. Теономный П. мог служить обоснованием религ. морали. В первом случае познание бога сводится к познанию законов природы и сам бог понимается как вечная, но безличная природная сила. Во втором случае бог понимается как существо, которое обладает «сознающим умом» (нус), целенаправленной волей и промыслом, выступающим как нравств. императив для жизни человека. Первый тип П. «сдвинут» в сторону деизма или даже атеизма, второй – в сторону теизма.

Натуралистич. П. типичен для ионийской традиции. По свидетельству Аристотеля, большинство ранних «физиологов» отождествляли материальное первоначало с «божеством» (для Диогена Аполлонийского воздух – космич. первоматерия – «есть бог»). Гераклит существенно реформирует ионийский натуралистич. П. и превращает его в теономный, избегая при этом дуалистич. метафизики: бог, с одной стороны, неразрывно связан с космич. «вечноживым огнём», но одновременно понимается как «мудрое существо» и провиденциальный «разум» (гномэ), управляющий «всей Вселенной». Учение Гераклита о боге как мировом разуме повлияло на концепцию ума-нуса у Анаксагора, который, однако, отделил божественный нус от материи (у Гераклита они были едины).

Теономный тип П. идеалистич. толка оформился в традиции орфизма и пифагореизма, к которой примыкали также представители элейской школы. В «Рапсодической теогонии» орфиков Зевс «проглатывает» первородного бога-демиурга Фанеса и т. о. становится тождественным со Вселенной. Ксенофан (под влиянием пифагорейцев) признаёт «единого бога, величайшего среди богов и людей», который понимается как вездесущий чистый ум-нус. Дуалистич. метафизика пифагорейцев и Платона (в «Тимее») формально не согласуется со строгим П., но и в космологии Платона присутствуют пантеистич. мотивы (космос как единый «живой организм»). В монистич. метафизике Плотина классич. платонический дуализм преодолевается: весь мир, включая «природу», через эманацию выводится из Единого, но можно ли метафизику неоплатонизма считать пантеистической, остаётся предметом дискуссий, т. к. в ней отрицается сама реальность чувственного мира. В эллинистич. эпоху реформированный Гераклитом натуралистич. П. теономного толка был воспринят и развит в стоицизме. Его этич. смысл очевиден: счастье стоич. мудреца состоит в «жизни в согласии с природой», которая отождествляется с богом, логосом, судьбой, провидением и т. д. Марк Аврелий обращается к Космосу на «ты» как к живому богу с молитвой. Стоики являются важнейшими представителями филос. П. в античности.

В Средневековье преобладающей формой П. был неоплатонич. эманационизм, восходящий к трактату Иоанна Скотта Эриугены «О разделении природы» («De divisione naturae»), осуждённому Церковью как еретический. По подозрению в П. были осуждены также взгляды Аверроэса (Ибн Рушда), Мейстера Экхарта и др. Первым открытым пантеистом в эпоху Возрождения был Дж. Бруно, согласно которому имманентность бога миру делает невозможным божественное провидение и чудеса.

В Новое время вершиной филос. П. было учение Б. Спинозы о Боге как субстанции с бесконечным числом атрибутов и о конечных вещах как модусах единой субстанции. Поэтому с нач. 18 в. понятие «П.» употреблялось преим. как синоним понятия «спинозизм».

Важной вехой в истории понятия «П.» стал т. н. спор о П., развернувшийся в нем. философии и лит-ре кон. 18 – нач. 19 вв. Поводом к дискуссии послужило обнародованное Ф. Г. Якоби в кн. «Об учении Спинозы в письмах к Моисею Мендельсону» (1785) устное признание Г. Э. Лессинга о его приверженности П. Считая философию Спинозы наиболее совершенным выражением П. и рассматривая последний как последоват. рационализм и детерминизм, Якоби на этом основании отождествлял П. с атеизмом и фатализмом и утверждал его несовместимость с к.-л. моралью, а в качестве альтернативы выдвигал теизм, опирающийся на акт веры и утверждающий существование личного Бога. Выступивший против Якоби в защиту Лессинга М. Мендельсон в соч. «Утренние часы, или Лекции о бытии Бога» (1785) обосновывал возможность «очищенного П.», который усматривает в божественной сущности источник не только всего истинного, но и всего благого, а потому вполне совместим с нравств. ценностями религии. Доводы Мендельсона поддержали И. Г. Гердер (соч. «Бог») и И. В. Гёте (в переписке с Якоби); с критич. аргументами Якоби частично солидаризировались И. К. Лафатер и И. Г. Гаман; промежуточную позицию в дискуссии занял И. Кант, в ст. «Что значит ориентироваться в мышлении?» подвергший критике как односторонний рационализм Мендельсона, так и провозглашённый Якоби принципиальный отказ от опоры на рациональные основания в области религии и морали.

Обсуждение вопроса о возможности «очищенного» П. переросло в дискуссию об основаниях и границах рационального познания и стало важным импульсом к формированию систем нем. идеализма. Выдвинутое Кантом в соч. «Критика способности суждения» толкование П. как неудачной попытки избежать затруднений в объяснении телеологии природы путём замены причинного отношения между Богом и природой на отношение имманентности спровоцировало интерес к понятию «П.» в натурфилософском контексте. Опираясь на кантовские аргументы, Ф. В. Шеллинг в соч. «Философские исследования о сущности человеческой свободы...» (1809), исходя из определения П. как «учения об имманентности вещей в Боге», попытался разграничить разл. типы П., в числе которых спинозизм представляет собой лишь один из вариантов, и обосновать возможность идеалистич. П., предполагающего реальность свободы. В неоконченном трактате «Мировые эпохи» (1811–15) Шеллинг рассматривал П., дуализм и теизм как отображения разл. аспектов божественной сущности, раскрывающихся в разные моменты её саморазвития. Обвинения в П. стали одним из осн. упрёков в адрес нем. идеализма со стороны его критиков (так, Ф. К. фон Баадер характеризовал воззрения Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля как «динамический П.», а Г. Гейне иронически назвал П. «тайной религией Германии»). Начиная с трактата Г. Б. Еше «Пантеизм в его различных главных формах» («Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen», Bd 1–3, 1826–32) понятие «П.» стало активно применяться в историко-филос. исследованиях.

На рубеже 19–20 вв. интерес к П. как возможной альтернативе традиц. религиям проявили отд. представители материалистич. монизма (И. Рюльф и др.), а в 1920-е гг. – А. Древс, выдвинувший программу «конкретного П.» как новой свободной религии.

Библиография

Лит.: Scholz H. Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn. B., 1916; Owen H. P. Concepts of deity. L., 1971; Timm Н. Gott und die Freiheit: Studien zur Religionsphilosophie der Goethezeit. Fr./M., 1974. Bd l: Die Spinozarenaissance; Bell D. Spinoza in Germany from 1670 to the Age of Goethe. L., 1984; Wollgast S. Deus sive natura: zum Pantheismus in der europäischen Philosophie- und Religionsgeschichte. B., 1999; Philosophisch-theologische Streitsachen: Pantheismusstreit – Atheismusstreit – Theismusstreit / Hrsg. G. Essen, C. Danz. Darmstadt, 2012.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024