ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Новая Родина. Жизнь стругокрасненских эстонцев-переселенцев в XIX–XX вв.
Автор: Алексей Иванович Фёдоров

Глава из книги:


Луговская пустошь

В 2,5 км к северо-западу от деревни Серёдка Новосельской волости, на возвышенности вблизи реки Люты, находится урочище Луг-Лог. В середине XIX в. здесь располагались пустоши Луг и Лог, они были смежные друг с другом, поэтому имели общее название Луг-Лог (Lug-Logi) или Луговская пустошь. В одном из архивных документов указывается, что эстонская колония в пустоши Луг-Лог образовалась в 1868—73 гг. В метрических книгах Лужского прихода эстонская община в Луговской пустоши называется Сироткино (Sirotkino), а в метрических книгах Псковского прихода Святого Иакова она значится как Серётка (Seretka), т. е. по ближайшей деревне Серёдке. Первыми поселенцами в Луговской пустоши Соседненской волости были выходцы из Лифляндской губернии, в основном, из окрестностей Ряпина, Пельвы, Нейгаузена и Вендау. В 1872 г. в пустоши Луг обосновался уроженец Перновского уезда Мадис Гендрикович Николаи (1826—?) вместе с сыном Юганом Мадисовичем Николаи (1858—?). В 1873 г. в эти места из Перновского уезда переселился Мадис Михкелев Николаи (1833—?). В 1874 г. в пустоши Луг приобрёл землю Гендрик Михкелев Николаи (1836—?). Также в 1882 г. здесь обзавелись своей землёй Авраам Михайлович Николаи (1848—?) и Август Кузик, а в 1883 г.— Ян Матсон. В 1880 г. в пустошь Луг-Лог из Верроского уезда переселился Густав Гансович Фриш (1852—?), в 1894 г. из Перновского уезда – Александр Калев, а 1893 г. из Верроского уезда — Юган Данилович Рооз (1860—?) и в 1906 г.— Якоб Густавович Отсинг (1872—?). По данным Р. Г. фон Гольста в 1896 г. в поселении Серётка насчитывалось 226 эстонцев. В начале прошлого века здесь проживали семьи Иоганна Кузика, Йозепа Геринга, Густава Пайде, Яна Пяссера, Ганса Николаи, Мадиса Николаи, Якоба Кяйса, Карла Хагги, Иоганна Гамберга, Мадиса Гамберга, Югана Рооза, Видрика Рооза, Яна Кярика, Юрия Коха, Петера Калева, Георга Палло, Генриха Риканда, Пепа Сабалиска, Рудольфа Урганта, Иоганна Эрница, Адо Ребане, Сиима Калева, Михкеля Рятта, Эдуарда Пайя, Мадиса Гольберга и др.

К началу 1880-х гг. в эстонской колонии Луг-Лог (Серётка) образовалась евангелическо-лютеранская община. В метрических книгах Гдовского прихода Луговская пустошь значится как пустошь Лууга (Luuga). В 1883 г. здесь проводил обряды крещения Ян Саар, в 1894 г.— Иоганн Крийс. По сведениям за 1884—85 гг. поселенцы из Серётки крестили детей в школьно-молитвенном доме Масниково-Горской общины, причём обряды крещения здесь совершал простой мирянин из Серёткинской общины Гендрик Николаи, а обряды отпевания — Мадис Николаи. В 1898 г. поселенцы из Луговской пустоши пожелали устроить у себя молитвенный дом, но власти отказали им в этом. Однако уже в то время здесь действовала небольшая лютеранская молельня, которая находилась на хуторе одного из поселенцев. Обряды крещения в Серётке тогда исполнял Ганс Николаи, а общину два раза в год посещал псковский пастор Герман Брезинский. Лютеранский молитвенный дом «на пустоши близ деревни Серёдка» значится в одном из архивных документов за 1904 г. В Луговской пустоши открылось эстонское кладбище, оно впервые упоминается в 1901 г., здесь стали хоронить умерших не только из Серётки, но и со станции Белая (с 1905 г.— Струги-Белая) и с ближайших хуторов в Соседненской и Яблонецкой волостях. Тогда на Луговском кладбище были похоронены Александр Ламмас (1877—1901), Юлия Ломп (1841—1902), Густав Валге (1886—1901), Майя Крийс (1856—1902), Леена Гольберг (1831—1903), Ян Рооз (1863—1906), Адо Лутс (1839—1909), Ганс Лагус (1860—1909), Мадис Николаи (1907—1910), Карл Ярв (1875—1910), Анна Николаи (1842—1911), Иоганн Крийс (1861—1911), Петер Ламмас (1868—1912), Карл Пяртель (1880—1913), Михкель Югансон (1866—1913), Эмилия Лутс (? —1924) и др.

С самого начала прошлого века поселенцы из Серёткинской общины также крестили детей в Екатерининском молитвенном доме в пустоши Пустопержа. В 1905 г. в Луговской пустоши был открыт свой деревянный школьно-молитвенный дом с помещением для кистера. Эстонское училище и молельня здесь находились под одной крышей. По сведениям за 1908—15 гг. церковные обряды в Серётке проводили Густав Пяренд и Самуил Холстинг, которые в разное время были учителями-кистерами в Струго-Бельской эстонской общине. С 1915 по 1918 г. учителем-кистером в Серётке являлся Густав Пяренд, по сведениям 1923 г. эту должность занимал Самуил Иванович Холстинг. По нужде обряды крещения и погребения в Серётке в то время также проводили простые миряне Ганс Николаи, Мадис Николаи, Юрий Кузик, Ганс Вабель, Карл Симонсон, Ян Саар, Эдуард Гольберг, Карл Геринг, Якоб Тадер, Ян Пяссер, Гендрик Пусеп, Якоб Кузик, также для этого приглашали Петера Варика из пустоши Аксово, Мартина Лукаса из пустоши Ложок, Яна Валге и Петера Ярва из Дубницкой пустоши.

По оценке этнографа Августа Ниголя в 1918 г. в Серётке насчитывалось почти 600 эстонцев (скорее всего в это число вошли эстонцы, проживающие на соседних пустошах Могутово и Леоново — А. Е.). Тогда же Луговское эстонское училище было реорганизовано в Луговскую эстонскую школу I-й ступени, которая в 1928 г. называлась Луг-Логская эстонская школа I-й ступени. В 1923 г. в Серётке в одном здании находились молитвенный дом, школа и эстонский клуб имени В. И. Ленина, где, кроме кружка пения, музыкального и драматического кружка, был ансамбль духовых инструментов. К 1925 г. при Луговском эстонском клубе также работали кружки по изучению природы, искусства, кружок атеизма и политический кружок. Председателем кружка друзей газеты «Эдази» в 1925 г. был Александр Николаи. До 1926 г. клуб возглавлял школьный учитель Самуил Холстинг, затем его на этой должности сменил Ф. Тоотсман. В 1924—27 гг. в Серётку приезжал пастор Михаил Лаппинг. По переписи 1926 г. в Луговском сельсовете проживали 338 эстонцев, в Могутовском сельсовете — 423. В 1926 г. Луговский молитвенный дом посещали 111 эстонцев и 22 латыша. В ноябре 1926 г. вышло постановление Лужского уисполкома и Ленинградского губисполкома о закрытии церкви и передачи её помещения под школьный клуб. Закрытие Луговского молитвенного дома было подтверждено актом от 2 апреля 1927 г.

В 1918—28 гг. существовал Луговской сельский Совет, затем его передали в состав Могутовского сельсовета Новосельского района. В январе 1928 г. в Луговской эстонской колонии проживали 309 эстонцев, в Могутовской колонии — 390. В 1927/28 учебном году в Луг-Логской эстонской школе I-й ступени обучалось 23 учащихся. В 1929 г. в пустоши Луг-Лог был создан колхоз «Уус-Ильм» («Новый мир»), в 1930 г. его переименовали в честь одного из организаторов Компартии Эстонии Виктора Кингисеппа, расстрелянного в застенках эстонской полиции. В 1929 г. в пустоши Луг-Лог насчитывалось 33 хозяйства. Тогда здесь проживали Ганс Абрамович Николаи (1867—?), Яков Густавович Фриш (1880—1938), Мадис Александрович Калев (1901—?), Мадис Абрамович Николаи (1866—?), Рудольф Антонович Рослендер (1892—?), Александр Матвеевич (Мадисович) Николаи (1898—?), Ян Петрович Хютт (1888—?), Мадис Мадисович Гольберг (1891—?), Август Янович Пяссер (1903—1937), Яков Иванович Лиив (1868—?), Ян Мадисович Гольберг (1904—?), Юган Данилович Рооз (1860—?), Петер Иванович Калев (1885—?), Михаил Абрамович Пяртель (1887—?), Даниил Иванович Кинг (1884—?), Якоб Густавович Отсинг (1872—?), Андрей Генрихович Саава (1866—?), Юган Матвеевич Николаи (1899—?), Антон Андреевич Николаи (1879—?), Эдуард Генрихович Саава (1905—1937) и др. Например, Юган Данилович Рооз имел 27 десятин земли, жилой дом размером 6х3 сажени с пятью окнами и тремя дверьми, хлев, конюшню, сенной сарай и свинарник под одной крышей, гумно с ригой, две клети, баню, сад из 10 яблонь, косилку. Из скотины у него были лошадь, жеребёнок, 5 коров, нетель, бычок, поросёнок, подсвинка, 8 овец. Выгон для скота был огорожен изгородью длиной 570 саженей (1216 погонных метров). В хозяйстве Якоба Густавовича Отсинга имелось 29 десятин земли, в т. ч. 7 десятин под пашней, жилой дом размером 4х3 сажени, конюшня, хлев, гумно с реем, баня, лошадь, 3 коровы и овца.

Очень зажиточным был Ганс Абрамович Николаи, семья которого состояла из жены Елизаветы Андреевны (1873—?), сына Мартына (1905 г. рожд.) и дочери Хильды (1903 г. рожд.). До 1917 г. он имел 110 десятин земли, из них 60 десятин под пашней, двухэтажный жилой дом, 3 лошади, 12—13 дойных коров, 5—6 нетелей, 15—20 свиней, все сложные машины, постоянно держал 3—4 батрака. В разные годы в батраках у него работали Мария Калев, Август Матсон, Магда Отсинг, Юлиус Талмейстер, Егор Дмитриев, Михкель Нагельман, Рудольф Виллак, Розалия Саава. В 1929 г. в хозяйстве Г. А. Николаи осталось 30 десятин земли, 3 лошади, бык, 6 коров, 2 нетели, телёнок, 2 поросёнка, 6 овец. В 1932 г. группа бедноты Могутовского сельсовета в составе Э. Отинга, К. Виярда, А. Кранцмана, Р. Циммера, Э. Саара вынесли решение об исключении из колхоза имени Кингисеппа Ганса Николаи и ликвидации его «как класса» за то, что якобы он был «активным служителем культа, членом церковной двадцатки… и махровым эксплуататором чужого труда». Вместе с хозяйством Г. А. Николаи было раскулачено хозяйство Антона Андреевича Николаи.

В соседней пустоши Боровинка находился хутор Кристиана Яковлевича Сикка (1885—?), его отец Якоб Адамович Сикк переселился сюда в 1880 г. из местечка Вынну Юрьевского уезда. В 1920 г. К. Я. Сикк имел лошадь, 2 коровы, нетель, поросёнка и овцу. В 1875 г. в пустоши Засека обосновался уроженец Юрьевского уезда Юрий Пяртли, в 1920 г. на этом хуторе жил его сын Петер Юрьевич Пяртли (1898—?). В 1886 г. в смежную пустошь Кирпичниково из Феллинского уезда переселился Сиим Симонов Матсон (1848—?). В 1920 г. его старший сын Август Симонович Матсон (1894—?) имел здесь 10 десятин земли, 2 коровы, телёнка, поросёнка и 2 овцы. Также здесь проживал Юган Симонович Матсон (1901—?). В 1893 г. в пустошь Кирпичниково переехал на жительство из Верроского уезда Петер Михкелев Хярм (1861—?). В 1920 г. у него в хозяйстве было 9 десятин земли, лошадь, корова, телёнок, поросёнок и 2 овцы. В 1908 г. П. М. Хярм посадил сад, в котором насчитывалось 25 яблонь, 10 кустов крыжовника и 10 кустов красной смородины.
 

К эстонскому приходу в Серётке причислялись также эстонцы, проживавшие на пустошах Могутово (Mogutowo) и Леоново (Leonowa), относившихся к Соседненской волости. Известно, что в 1873 г. в пустоши Леоново купили землю остзейские уроженцы Иоганн Томсон, Михкель Кодарас и Иоганн Ломбас. В 1878 г. в пустоши Могутово уже проживала семья Отто Ваза. В 1888 г. в пустоши Могутово поселился уроженец Верроского уезда Ян Михкелев Омри (1864—?). В 1890 г. из Юрьевского уезда в пустошь Леоново переселился Карл Тамберг (1868—?). К концу XIX в. в пустоши Могутово находились хутора Оскара Сильма, Петера Саксонда, Яна Краунмана, Иоганна Якоби, Эмиля Гундлаха, Оскара Вазы, Карла Омри, Петера Хютта, Югана Лиива, Петера Лиива, Яна Омри. В пустоши Леоново были хутора Иоганна Гольберга, Яна Гольберга, Якоба Кодараса, Карла Тамберга, Георга Куппа, Иоганна Матсона и др. Известно, что пустошь Могутово посещал пастор Псковского прихода Гаральд Горнберг. В начале 1880-х гг. поселенец из Могутовской пустоши Ян Лиив крестил детей в Масниковском школьно-молитвенном доме. В начале прошлого века непосредственно в пустоши Могутово обряды крещения и погребения по нужде проводили Ян Хютт и Александр Ваза, а в пустоши Леоново — Якоб Кодарас и Эдуард Гольберг. На свой лад эстонцы называли пустошь Могутово как Мокутово.

 

В 1931 г. в пустоши Могутово был организован колхоз, названный именем руководителя местной организации Компартии Эстонии Иоханнеса Юрна, убитого в Таллинне агентами эстонской охранки в марте 1930 г. Также здесь создали колхоз «Уус-Кюля», при котором открыли эстонскую школу. В 1934/35 учебном году в эстонской начальной школе при колхозе «Уус-Кюля» (она называлась также как Лейнерская II-я эстонская начальная школа) насчитывалось 28 учащихся и 1 преподаватель, в 1935/36 учебном году — 21 учащийся. В пустоши Леоново в 1931 г. был создан колхоз «Пунане-Леоново» («Красное Леоново»). На начало 1941 г. в деревне Леоново насчитывалось 18 хозяйств и 77 жителей. Известно, что в 1930 г. был раскулачен Александр Оттович Ваза (1878—1937), всю его семью выслали в Новгород, в августе 1937 г. его арестовали и в октябре того же года по приговору Особой тройки УНКВД Ленинградской области расстреляли. В 1933 г. были раскулачены члены колхоза имени Юрна Самуил Хютт, Ян Лиив и Александр Восман, в годы сталинских репрессий были безвинно расстреляны Иван Карлович Тамберг (1894—1937), Иван Юганович Матсон (1893—1938), Александр Яковлевич Кодарас (1897—1938), Александр Иванович Гольберг (1903—1938), Рудольф Георгиевич Купп (1899—1938). В послевоенное время в деревне Могутово из числа потомков эстонских поселенцев проживал Альфред Давыдович Кильк (1928—?).

В 1932 г. учащиеся Луг-Логской школы I-й ступени в связи с 10-летней годовщиной со дня смерти Виктора Кингисеппа организовали сбор денежных средств для поддержки заключённых эстонских тюрем.

В 1935 г. 35 школьников питались бесплатно благодаря доходам с пришкольного подсобного хозяйства. В 1934 г. Луг-Логская эстонская школа была реорганизована в неполную среднюю школу, в 1936 г. её директором был Гансон, учителем географии – Саар, учителем сельского хозяйства – Саава. В 1934/35 учебном году в Луг-Логской эстонской НСШ насчитывалось 72 учащихся и 7 преподавателей, в 1935/36 учебном году — 85 учащихся. В 1939 г. часть хуторов в пустоши Луг-Лог сселили в деревню Луг-Лог, которая стала центральной усадьбой колхоза «Кингисепп». [п]

На начало 1941 г. в деревне Луг-Лог насчитывалось 19 хозяйств и 76 жителей. Председателем колхоза «Кингисепп» тогда был Рудольф Антонович Рослендер, счетоводом — Марта Яковлевна Лиив, председателем ревизионной комиссии — Виктор Иванович Пяссер. В октябре 1943 г. деревня Луг-Лог была полностью сожжена фашистами, сгорело и здание Луг-Логской неполной средней школы. После войны деревня Луг-Лог восстановилась, в 1950 г. здесь было 7 хозяйств и 25 жителей, но в середине 1950-х гг. деревня полностью обезлюдела. Ныне о существовавшем когда-то эстонском поселении в пустоши Луг-Лог напоминает только заброшенное Луговское (Серёткинское) эстонское кладбище. По устным свидетельствам на Луговское кладбище каждый год из Эстонии приезжали две женщины-эстонки, чтобы прибраться на могилках и помянуть упокоенных здесь эстонских поселенцев. Последний раз они были здесь несколько лет назад. Теперь в тех местах бывают разве что проходящие мимо охотники или грибники. В 2018 г. в урочище Луг-Лог удалось побывать Марии Рооз, которая проживает в Санкт-Петербурге и является правнучкой Югана Даниловича Рооза.

 

 

Приложения к публикации


    

Заброшенное Луговское эстонское кладбище.
Фотографии Марии Рооз, июль 2019 г.

План Луговского Эстонского I ст. училища.
Из архива 1919—1921 гг. ЦГА, фонд 621, опись 1, дело 68.

Довоенная топографическая карта Эстонии 1938 г.

 

 

Из личного архива


Мой отец, учитель — Фукс Эвальд Иванович, 15 августе 1935 г. приказом ЛенОблОНО был переведён из Ефимовского района Лен. обл. в Луг-Логскую НСШ. Из этой же школы 26 октября 1940 г. был призван в ряды Красной Армии.

В 1937 г. отец женился на учительнице Кайк Марии Яковлевне. В 1938 г. в Луг-Логе родился мой старший брат Владимир.

Луг-Логская эстонская начальная школа. Фото 1938—1940 г. (в шляпе — Фукс Э. И.)

 

Трудовой список Записи в Трудовом списке

Выписка из Трудового списка (Трудовая книжка): № записи 7 — 1935.IX.1. — Поступил на работу в Луг-Логскую НСШ Новосельского р-на Лен. обл.

 

В личной карточке учителя указан адрес школы — Луг-Логская НСШ, Ленинградская обл., Луг-Лог, точный адрес школы: п/о Свобода.

 

Свидетельство о браке Фукс Э. И. и Кайк М. Я. от 24 дек. 1937 г.
Выдано Могутовским сельским советом (Новосельский район, Псковский округ, Лен. обл.).

 

 

Фрагменты карты Генерального штаба Красной Армии (новоселье) 1936 г. Масштаб — 1 см = 1 км


См.— д. Могутово, 2-е школы, место д. Луг-Лог, клх. Кингисепп.

 

 

См. История семьи



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024