ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 413


«ДОРОГА ЖИЗНИ», во время Вел. Отеч. войны единств. трансп. магистраль через Ладожское оз. (в период навигации — по воде, зимой — по льду), связывающая с сент. 1942 по март 1943 блокированный Ленинград с тылом страны.

 

 

Достопримечательности Ленинградской области. — Л.: Лениздат, 1977. — С. 277—286


ДОРОГА ЖИЗНИ

Огромную роль в героической обороне Ленинграда сыграла Ладожская трасса, названная ленинградцами Дорогой жизни.

Единственным путем, кроме воздушного, по которому могла осуществляться связь блокированного города со страной, была южная часть бурного и опасного для судов Ладожского озера.

30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны решил организовать через Ладожское озеро доставку продовольствия и боеприпасов в Ленинград, а из осажденного города — эвакуацию женщин, детей, стариков и раненых. Осуществлять перевозки должны были суда Северо-Западного речного пароходства и корабли Ладожской военной флотилии (штаб флотилии находился в городе Новой Ладоге, в доме № 30 по улице Карла Маркса).

12 сентября к западному берегу у Осиновецкого маяка подошли первые суда. Они доставили первые 800 тонн зерна и муки.

Зима в 1941 году наступила рано, и уже в ноябре судам пришлось пробиваться между льдинами. Однако лишь к концу ноября стало возможно пустить по льду автотранспорт. И Ленинград в период межсезонья снабжали продовольствием только самолеты.

Нормы выдачи ленинградцам продуктов питания становились все ниже. 9 ноября в Ленинграде оставалось по самым жестким расчетам муки на 7 дней, крупы — на 8, жиров — на 14 дней.

Военный совет фронта принял решение спешно проложить ледовый путь через Ладогу, 15 ноября на неокрепший лед озера с западного берега вышли первые разведывательные группы. А вечером 20 ноября к восточному берегу Ладожского озера отправился санный обоз. На следующий день он доставил в Осиновец первые десятки тонн муки.

Вечером 22 ноября из деревни Ваганово, на юго-западном берегу озера, отправилась колонна из 60 автомашин 389-го отдельного автомобильного батальона. Ее вел майор В. А. Порчунов. Колонна держала путь к деревне Кобоне на восточном берегу.

Лед был слабым, и на обратном пути на каждый автомобиль погрузили лишь по 200—300 килограммов муки. Сзади к машинам прицепили сани, на них положили еще по 300—400 килограммов. Всего в первый рейс было доставлено 70 тонн муки.

На Вагановском спуске к озеру, откуда 22 ноября 1941 года отправились первые грузовики на восточный берег за хлебом для осажденного города, а позже регулярно шли караваны машин с продовoльствием, присланным Большой землей, установлен памятник, названный «Разорванное кольцо».

На стеле у памятника надпись (слова поэта Б. Кежуна):

ПОТОМОК, ЗНАЙ! В СУРОВЫЕ ГОДА,
ВЕРНЫ НАРОДУ, ДОЛГУ И ОТЧИЗНЕ,
ЧЕРЕЗ ТОРОСЫ ЛАДОЖСКОГО ЛЬДА
ОТСЮДА МЫ ВЕЛИ ДОРОГУ ЖИЗНИ,
ЧТОБ ЖИЗНЬ НЕ УМИРАЛА НИКОГДА.

Ледовая трасса начала действовать. В штабных документах, в донесениях и распоряжениях появилось название — Военно-автомобильная дорога № 101 (ВАД-101). Но в памяти тысяч ленинградцев она осталась как Дорога жизни. Позже Дорогой жизни стали называть все коммуникации, связывавшие блокированный город с Большой землей. Эти коммуникации складывались из железнодорожных магистралей на обоих берегах Ладоги и путей по озеру: зимой — ледовая трасса, летом — водный путь. В этот комплекс входил и воздушный коридор над Ладогой, по которому осуществлялись перевозки самолетами, а также электрокабель и бензопровод, проложенные по дну Ладожского озера, которые снабжали Ленинград электроэнергией, а Ленинградский фронт — горючим.

Ледовый мост с Большой земли в Ленинград появился в тяжелое время вражеского наступления к Свири. Гитлеровские дивизии захватили Тихвин, вышли к Войбокалу, подступили к Волховстрою. Они перерезали железную дорогу, ведущую к Волхову, приблизились к Ладоге. Базы снабжения Ленинграда пришлось перенести дальше от озера на 300 с лишним километров — на станции Заборье и Подборовье.

24 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение построить зимнюю автомобильную дорогу между Заборьем и Кобоной в обход Тихвина, захваченного врагом.

Прокладывали дорогу местные жители — женщины, подростки, старики. Трудились самоотверженно, в пургу и злые морозы, 6 декабря по ней двинулись первые автомашины с грузом. Эта дорога стала сокращенно именоваться ВАД-102 (Военно-автомобильная дорога № 102).

Окольный путь от баз снабжения Заборье и Подборовье действовал несколько недель. К середине декабря положение на фронте заметно улучшилось. Гитлеровцы были изгнаны из Тихвина, далеко отброшены от Волхова и Войбокала. Угроза Дороге жизни с суши была ликвидирована. Снабжение города улучшилось. Было произведено первое, пусть незначительное, увеличение хлебного пайка. Это подняло дух ленинградцев.

20 декабря 1941 года Военный совет приказал перенести базы снабжения ближе к Ленинграду — в Тихвин. Благодаря этому,намного сократился маршрут транспортировки грузов, Их основная масса теперь доставлялась автомашинами от Тихвина до станции Колчаново, дальше по железной дороге до Войбокала, а затем, снова машинами, до Кобоны и Лаврова. Часть грузов по-прежнему доставлялась только машинами.

В первое январское утро 1942 года открылось движение поездов по восстановленный железной дороге Тихвин — Волхов — Войбокало. Четыре дня спустя Военный совет фронта постановил перенести базу снабжения Ленинграда из Тихвина в Войбокало и Жихарево. Пробег автомашин до Кобоны и Лаврова сократился почти в четыре раза. Благодаря этому стало возможным повысить в Ленинграде нормы выдачи хлеба населению.

Осиновецкий маяк

Осиновецкий маяк

Чтобы еще больше сократить автотрассу, увеличить оборачиваемость машин, 11 января Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги от станции Войбокало к восточному берегу Ладожского озера. Снова в стужу и вьюгу героически работали люди, и уже 9 февраля новая железнодорожная ветка дошла до Лаврова, 20 февраля движение было открыто до Кобоны, 6 марта — до станции Коса — до самого озера. Водителям машин удавалось теперь сделать по два, три и более рейсов в сутки.

О легендарной Дороге жизни напоминает мемориальная доска на деревянном здании железнодорожного вокзала в Войбокале.

К 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на территории железнодорожной станции Войбокало, напротив платформы установлена стела, также напоминающая о том, что здесь проходила Дорога жизни.

В январе 1942 года по Дороге жизни в Ленинград пришло около 53 тысяч тонн грузов, в феврале — 86 тысяч, в марте — более 118 тысяч тонн. Темпы перевозок возрастали.

Дорожники Ладоги проложили несколько нитей ледовой трассы. По двум из них возили продовольствие и эвакуировали население и раненых, по третьей доставляли боеприпасы, четвертая снабжала город топливом — каменным углем. Почти всегда существовала запасная нить.

Разорванное кольцо

Памятник «Разорванное кольцо».

Обратными рейсами машины перевозили ленинградцев. В поселках Борисова Грива, Ваганово, Коккорево на юго-западном побережье Ладожского озера, в Кобоне и Лаврове — на юго-восточном, были оборудованы специальные эвакопункты, где женщины, дети и старики, эвакуируемые из Ленинграда, могли обогреться, получить пищу и медицинскую помощь.

Ничто не сломило мужества тех, кто в суровое и героическое время блокады работал и сражался на Дороге жизни.

В 1942 году О. Берггольц в «Ленинградской поэме» писала о героях Ладоги:

О да,— иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный, ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны,
И воет, воет небосвод,
И свищет воздух, и скрежещет,
Под бомбами ломаясь, лед,
И озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
Еще мучительней и злей —
Сорокаградусная стужа,
Владычащая на земле.

Памятник "Цветок жизни"

Памятник «Цветок жизни» на 3-м километре Рябовского шоссе, посвященный детям героического Ленинграда.

Самоотверженно работали на Ладоге командир 17-й автотранспортной бригады И. А. Лапшин, командиры автобатальонов А. А. Кальван и В. А. Порчунов, офицеры-политработники Ф. К. Румянцев, В. Х. Фугель, Н. М. Коливердов, водители A. Д. Тиханович, И. К. Кудельский, Г. П. Царенко, В. И. Сердюк, И. В. Максимов, П. Г. Михайлин, В. Г. Григорьев и многие другие. Сотни тружеников ледовой трассы награждены орденами и медалями Советского Союза.

Первая ледовая трасса действовала с ноября 1941 по апрель 1942 года. Весной, в последние дни ее существования, лед настолько подтаял, что глубина воды над ним доходила до полуметра. С 16 часов 24 апреля 1942 года движение транспорта и пешеходов по льду Ладожского озера было прекращено.

За 150 дней и ночей существования ледовой трассы по ней было перевезено в Ленинград 361109 тонн продовольствия, боеприпасов и горючего, а из Ленинграда эвакуировано свыше полумиллиона человек.

Мемориальный столб

Мемориальный километровый столб на Рябовском шоссе.

«История ладожской дороги,— писала «Правда» 9 мая 1942 года,— это поэма о мужестве, настойчивости и стойкости советских людей».

Началась подготовка к летней навигации 1942 года.

В те годы значительно понизился уровень воды в Ладожском озере и к северу от Кобоны образовалась песчаная коса длиной около 12 километров. Летом 1942 года удобная естественная бухта на южном берегу косы стала портом, откуда переправлялись в Осиновец. Работала также паромная переправа, которая переводила паровозы и железнодорожные вагоны. Порт, оборудованный к северу от Кобоны, сыграл важную роль в снабжении Ленинграда летом 1942 года, так как отсюда до Осиновецкого порта расстояние было в четыре раза короче, чем от Новой Ладоги, откуда о осуществлялись перевозки осенью 1941 года.

По дну Ладожского озера проложили электрический кабель, и с 23 сентября 1942 года осажденный Ленинград стал получать электроэнергию Волховской ГЭС. «Он пришел к нам, он первым прорвал блокаду — волховстроевский ленинский свет, свет с дорогой Большой земли»,— писала в те дни О. Берггольц.

Тогда же пересек под водой Ладогу бензопровод, снабжавший осажденный Ленинград и Ленинградский фронт горючим.

Штаб, обеспечивавший работу Ладожского трубопровода, в 1942—1943 годах размещался в Борисовой Гриве (ныне дом № 5 по Широкой улице). В 1974 году на этом доме установлена мемориальная доска.

Бывшая трасса Дороги жизни, ставшая неотъемлемой частью Зеленого пояса Славы, отмечена многими памятниками и мемориальными досками, Значительный отрезок этой важнейшей коммуникации сражавшегося Ленинграда лежит за пределами мемориального комплекса на территории восточных районов Ленинградской области.

Вокзал- памятник

Мемориальный вокзал-памятник на станции Ладожское Озеро.

На привокзальном площади в Подборовье стоит необычным памятник. На высокий постамент поднята полуторка — один из грузовиков, которые первой военной зимой отсюда, из самой дальней точки Дороги жизни, начинали свои путь с продовольствием осажденному Ленинграду.

В деревне Кобоне, на самом берегу озера, где зимой транспорт спускался на лед, а летом грузы перемещались из грузовиков в трюмы барж, стоит стела. На ней высечена знаменательная надпись «Через Кобону шла Дорога жизни. Она, прорвав фашистскую блокаду, соединяла сердце Ленинграда с родной страной, с Советской отчизной 1941—1943».

На западном берегу Ладоги те машины, которые не разгружались у станции Ладожское Озеро, двигались дальше к Ленинграду. У деревни Корнево, мимо которой пролегал путь, теперь устанoвлен памятник. На камне надпись — обращение к путнику:

1941—1943 ЭТИ ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ЗАПОМНИ
ЗДЕСЬ ПРОХОДИЛА ДОРОГА ЖИЗНИ
МУЖЕСТВОМ ХРАБРЫХ СПАСЕН ЛЕНИНГРАД
ПАВШИМ ГЕРОЯМ БЕССМЕРТНАЯ СЛАВА

На склоне Румболовской горы, где некогда Дорога жизни пересекала теперешний город Всеволожск, высится еще один памятник.

Маяк на острове Сухо

Маяк на острове Сухо.

Рядом со стелой, на которой изображена вереница груженых автомашин, стоят огромные бронзовые листы дуба и лавра, символизирующие мужество и славу. На стеле надпись (слова О. Берггольц):

ДОРОГОЙ ЖИЗНИ ШЕЛ К НАМ ХЛЕБ,
ДОРОГOЙ ДРУЖБЫ МНОГИХ K МНОГИМ.
ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ НА ЗЕМЛЕ
СТРАШНЕЕ И РАДОСТНЕЙ ДОРОГИ.

Для ленинградцев, которые эвакуировались из блокированного города, путь по Дороге жизни начинался в самом Ленинграде: на Финляндском вокзале они садились на поезда до Ладоги или на станции Ржевка в грузовики, выходившие на автомобильную магистраль к Ладожскому озеру. Ныне каждый километр Дороги жизни отмечен мемориальным столбом. Вдоль железнодорожного пути столбы бетонные, а на Рябовском шоссе — гранитные.

Музей Дорога жизни

Музей «Дорога жизни» — филиал Центрального военно-морского музея.

На здании железнодорожной станции Борисова Грива в январе 1964 года установлена мемориальная доска, напоминающая о славной Дороге жизни. A неподалеку, в Коккореве, в доме, где находился штаб 17-й автотранспортной бригады, в наши дни размещается народный музей автомобильных и дорожных частей, работавших на Дороге жизни. Народный музей создан и в новом здании железнодорожной станции Ладожское Озеро. Он посвящен железнодорожникам, работавшим на Ладожской коммуникации. На путях поставлен как памятник героическому и суровому времени паровоз того времени. На паровозе надпись: «Всё для фронта, всё для победы!».

Молчаливыми свидетелями былого подвига водников и военных моряков Ладоги стоят и ныне маяки на мысах Осиновец и Кареджи, на крохотном островке Сухо.

Рядом с Осиновецким маяком в блокадную пору появился и действовал крупнейший озерный порт страны. Он принимал суда с продовольствием для Ленинграда, с пополнениями и боевой техникой для Ленинградского фронта. «Отсюда,— напоминает мемориальная доска на стене маяка,— в 1941—1943 годах по легендарной «Дороге жизни» под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда».

Об отваге защитников острова Сухо, выдержавших 22 октября 1942 года неравный бой с вражеским десантом, напоминает мемориальная доска, установленная на маячном здании. Гитлеровский десант пытался захватить маяк на острове Сухо, обеспечивавший движение караванов судов и барж из Новой Ладоги в Осиновец. В результате рукопашной схватки у стен маяка защитники острова сбросили десантников в озеро. Советские самолеты довершили их разгром.

На островах Зеленец, где зорко несли свою вахту зенитчики, охранявшие Дорогу жизни, студенты Ленинградского кораблестроительного института, участники похода по местам обороны Ленинграда, в 1972 году установили обелиск. На обелиске надпись: «Героям «Дороги жизни» от студентов Ленинградского ордена Ленина кораблестроительного института».

Возле Осиновецкого маяка находится музей, посвященный Дороге жизни,— филиал Центрального военно-морского музея, Он был открыт 12 сентября 1972 года — к 31-й годовщине со дня начала работы героической трассы. Экспонаты музея рассказывают об истории создания дороги, мужестве и стойкости тех, кто на ней работал и ее защищал.

 

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 9. — Москва, 2007. — С. 285 // Электронная версия

ДОРО́ГА ЖИ́ЗНИ, единственная военно-стратегич. транспортная магистраль, проходившая в годы Вел. Отеч. войны через Ладожское оз. (в период навигации – по воде, зимой – по льду) и связывавшая в сент. 1941 – марте 1943 осаждённый герм. войсками Ленинград (ныне С.-Петербург) с тылом. Введена в действие на основании постановления ГКО СССР «О транспортировке грузов для Ленинграда» от 30.8.1941 и постановления воен. совета Ленингр. фронта от 1.9.1941. Д. ж. сыграла большую роль в Ленинградской битве 1941–44: по ней осуществлялась эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, подкрепление, вооружение.

Дорога жизни.
 
В навигац. периоды (сент. – нояб. 1941, май 1942 – янв. 1943, апр. – нояб. 1943) перевозки производились на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Сев.-Зап. речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса, 135 км) и Кобона (малая трасса, 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава (нояб. 1941 – апр. 1942, нояб. 1942 – март 1943) – по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до Кокорева и Ваганова (ок. 30 км).

По решению ГКО СССР от 25.4.1942 через Ладожское оз. за 43 дня (с 5 мая по 16 июня) был проложен трубопровод длиной 35 км (в т. ч. ок. 27 км под водой) для подачи нефтепродуктов, который вступил в строй 19 июня (за 20 мес его работы в Ленинград было подано св. 40 тыс. т горючего). Д. ж. подвергалась систематич. ударам герм. ВВС и обстрелам из тяжёлых орудий, было предпринято неск. попыток перерезать её, высадив десант, или заминировать. Однако средства ПВО Ленингр. фронта, Войск ПВО страны, Балт. флота и Ладожской воен. флотилии надёжно защитили и обеспечили её бесперебойное действие, что сыграло исключительно важную роль в обороне Ленинграда. За весь период действия Д. ж. перевезено в Ленинград 1615 тыс. т грузов и ок. 300 тыс. чел. для пополнения войск, эвакуировано ок. 1376 тыс. чел.

Создание и непрерывное функционирование Д. ж. стали возможны благодаря согласованным и чётким совместным действиям воен. и политич. руководства и подчинённых ему гражд. организаций, массовому героизму её защитников. На Д. ж. на берегу Ладожского оз. и вдоль шоссе на С.-Петербург установлены памятники, открыт музей «Дорога жизни».

Лит.: Харитонов А. Д. Легендарная ледовая трасса. М., 1965; Зубаков В. Е. Ленинград – город-герой. 2-е изд. М., 1981; Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. 6-е изд. Л., 1985.

 

 

 

Э. М. Горелова, В. А. Кириллова, И. М. Распопов. Ладога. — Лениздат, 1974


Памятники Дороги жизни

В память о суровых годах войны, мужестве и стойкости защитников Ленинграда создан мемориальный комплекс, опоясывающий город,— Зеленый пояс Славы. Памятники Дороги жизни являются частью этого комплекса.

Дорога жизни. Мемориальный столб на берегу озера... Читать в книге главу — Памятники Дороги жизни

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024