В. Даль. Толковый словарь. «Русский язык», Москва. 1978
ЮМОРЪ м. англ. веселая, острая, шутливая складка ума, умѣющая подмѣчать и рѣзко, но безобидно выставлять странности нравовъ или обычаевъ; удаль, разгулъ иронiи. Неподражаемый юморъ Гоголя. Юморъ малорусовъ ярко высказывается въ ихъ похвалкахъ: эта похвалка хуже всякой брани! Юмористическое направленье или складка англiйской письменности. Англичане – юмористы, у нихъ есть даже и юмористки.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ЮМОР, чувство смешного, способность видеть комические стороны различных жизненных противоречий, человеческих характеров и поступков. Ю. имеет разные формы и оттенки (он может быть добродушным, печальным, разоблачительно-сатирическим и др.), к-рые широко представлены в литературе и искусстве. Ю. служит одним из важных средств, помогающих художнику высмеивать пороки и недостатки, выражать критич. отношение к изображаемому.
ЮМОРЕСКА, небольшая музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера. Ю. писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Дворжак и др.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ЮМОР (англ. humour), особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комич. трактовку и внутр. причастность к тому, что представляется смешным. В отличие от «разрушительного смеха» и «смеха превосходства» (в т. ч. сатиры, иронии), в Ю. под маской смешного таится серьёзное отношение к предмету смеха и даже оправдывание «чудака», что обеспечивает Ю. более целостное отображение существа явления. Личностная и «двуликая» природа Ю. объясняет его становление в эпоху Позднего Возрождения и дальнейшее освоение и осмысление в эпоху романтизма (Жан Поль). Гл. представители в лит-ре: Сервантес, Л. Стерн, Ч. Диккенс, Н. В. Гоголь, М. Твен.
ЮМОРЕСКА (нем. Humoreske, от Humor — юмор), 1) небольшая муз. пьеса, обычно шутливого, юмористич. характера. 2) В лит-ре — юмористич. миниатюра в прозе или стихах (напр., «Стихи о разнице вкусов» В. В. Маяковского).
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1986
Ю´МОР, -а, м. 1. Беззлобно-насмешливое отношение к сему-н. Чувство юмора. Говорить с юмором. 2. перен., м. В искусстве: изображение чего-н., в смешном, комическом виде. Отдел юмора в газете. Ю. и сатира.
ЮМОРЕ´СКА, -и, ж. Небольшое юмористическое литературно-художественное или музыкальное произведение.
ЮМОРИ´СТ, -а, м. 1. Автор юмористических произведений. 2. Человек, склонный к юмору. || ж. юмористка, -и.
ЮМОРИ´СТИКА, -и. ж. 1. Совокупность юмористических художественных произведений. 2. Нечто смешное, комическое (разг.). || прил. юмористический, -ая, -ое. Ю. журнал. Отнестись к чему-н. юмористически (нареч.).
Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 583—584. Электронная версия
Ю́МОР (англ. humour – причуда, нрав, настроение, от лат. humor – влага, жидкость: согласно античному учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеческого тела, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического, переживание противоречивости явлений, соединяющее серьёзное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного момента в смешном. Как форма переживания Ю., в отличие от иронии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему душевному строю человека, выступает как свойство его характера.
Своеобразие Ю. связано с тем, что в противоположность др. формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между претензией явления и его действит. сущностью, сводящим мнимо значительное к ничтожному, Ю. предполагает умение увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное в смешном и несовершенном. Если ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное или смешное, то Ю., наоборот, раскрывает серьёзность и значительность того, что кажется смешным. В Ю. смеющийся не отделяет себя от смешного как чего-то чуждого и враждебного ему (как в иронии, сатире, остро́те и т. п.), но скорее отождествляет себя с ним. Внутр. участие в том, что представляется смешным, – специфич. черта Ю. В нём нет той конвульсивной напряжённости отталкивания, которая характеризует др. виды смеха: внешним выражением Ю. является скорее улыбка, чем собственно смех. Смех в Ю. не носит уничтожающего или амбивалентного характера: это не осмеяние, свойственное сатире, не релятивистич. парение иронии, а примиряющая улыбка, часто улыбка «сквозь слёзы» (Жан Поль), выражающая внутр. принятие мира, несмотря на все его несовершенства.
Значение филос.-эстетич. категории Ю. получил в 18 в. Теория Ю. была подробно разработана в эстетике романтизма, прежде всего Жан Полем (Рихтером), который видел в Ю. специфически «романтическую» форму комического, выражающую контраст между бесконечной идеей и конечным миром явлений. Согласно Жан Полю, Ю. – это возвышенное «наизнанку», он соразмеряет и связывает бесконечное с малым; в юмористич. смехе содержится и скорбь, и величие. Ю. универсален – это взгляд на мир в целом, а не на отдельные его явления – и субъективен – это рефлексия субъекта, способного поставить себя на место комич. объекта и приложить к себе мерку идеала.
К. В. Ф. Зольгер рассматривал Ю. как двойственное чувство величия и несовершенства бытия, отмечая взаимную связь трагического и комического в юморе. А. Шопенгауэр видел источник Ю. в конфликте возвышенного умонастроения с чужеродным ему низменным миром: при попытке мыслить одно через другое обнаруживается двойное несоответствие и возникает Ю. – впечатление намеренно смешного, через которое просвечивает серьёзное. С. Кьеркегор связывал Ю. с преодолением трагического и переходом личности от «этической» к «религиозной» стадии: Ю. примиряет с «болью», от которой на этич. стадии пыталось абстрагироваться «отчаяние».
В эстетике Г. В. Ф. Гегеля Ю. связывается с заключит. стадией худож. развития (разложением последней, «романтической» формы искусства). Характеризуя «субъективный Ю.» как произвольную ассоциативную игру худож. фантазии, Гегель по существу отождествляет его с критикуемой им романтич. иронией и противопоставляет ему «объективный Ю.» как внутр. движение духа, всецело отдающегося своему предмету.
Юмор в литературе
Генетически Ю. восходит к известному с древнейших времён у всех народов безличному обрядово-игровому народно-праздничному смеху как его личностный преемник. Жизнь пропущена в Ю. через «личное усмотрение», уклоняясь от стереотипно обезличенных представлений. Для культур до Нового времени Ю., как правило, не характерен и встречается, знаменуя формирование личности, лишь на периферии морального и религиозного сознания как оппозиция господствующим канонам культуры и традиционным стереотипам поведения: античные анекдоты о киниках (особенно о Диогене), легенды о «нищих духом» позднеевропейского Средневековья, «безумно мудрые» выступления «юродивых» в Древней Руси, лирика деклассированных кругов позднего Средневековья («Исповедь» Архипииты Кёльнского, но особенно поэзия Ф. Вийона).
Первые лит. образцы универсального смеха, близкого Ю., принадлежат эпохе Возрождения – в связи с новым пониманием личности и природы; причём в них генетич. связь с архаич. смехом ещё достаточно наглядна: «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского (преим. первая половина, трактующая природные, «общечеловеческие» формы Глупости), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, комедии У. Шекспира, образ Фальстафа и др. буффонные герои его драматургии. Первый законченный образец Ю. – «Дон Кихот» М. де Сервантеса. Расцветом Ю. ознаменован век Просвещения с его отстаиванием «естественных» личных прав и «поэтизацией прозы» частной жизни: Г. Филдинг, О. Голдсмит («Векфильдский священник» – трогательный, с идиллич. оттенком Ю. первой в европ. лит-ре истории «маленького человека»), Т. Смоллетт (с преобладанием, однако, сатирич. смеха плутовской традиции). Вершина Ю. в лит-ре 18 в. – проза Л. Стерна. Менее показателен Ю. для франц. Просвещения, где он проявился в «философском романе» у Вольтера и Д. Дидро. Высшие образцы Ю. в нем. лит-ре – идиллия «Герман и Доротея» И. В. Гёте и особенно его же «Годы учения Вильгельма Мейстера», а также романы Жан Поля. Стиль Жан Поля и прежде всего роман Гёте вплотную подводят к Ю. в романтич. лит-ре. Романтич. ирония (одновременно отрицание и утверждение самим художником своей позиции) как разновидность субъективного Ю. (в отличие от Ю. у Гёте) нашла худож. воплощение у Л. Тика, Й. Эйхендорфа, А. Шамиссо, но полнее всего – в двойном плане повествования Э. Т. А. Гофмана. Наибольшее развитие в 19 в. Ю. получил в англ. романе: объективный Ю. историч. колорита характеров и страстей В. Скотта, социально заострённый Ю. (но также и сатира) Ч. Диккенса. Многочисленны разновидности Ю. в лит-ре 20 в. – от традиционных, восходящих к лит-ре Возрождения и национально характерных (санчопансовский образ «бравого солдата Швейка» К. Чапека, раблезианский «Кола Брюньон» Р. Роллана), до «авангардистских» (в дадаизме, сюрреализме, абсурда театре).
В рус. лит-ре 19 в. разнообразный и в высшей степени самобытный Ю. проявился в творчестве Н. В. Гоголя: восходящий к народно-праздничному смеху Ю. «Вечеров на хуторе...», «героический» – «Тараса Бульбы», гротескный – «Носа», идиллич. – «Старосветских помещиков», грустный – «Шинели». Ю. в самых разл. функциях и оттенках присущ Ф. М. Достоевскому – в авторской речи, в образах трогательных (Макар Девушкин из «Бедных людей»), саркастических (чёрт Ивана Карамазова, персонажи «Бесов»), шутовских (капитан Лебядкин из «Бесов») и возвышенных (князь Мышкин из «Идиота»). Ю. пронизаны рассказы и пьесы А. П. Чехова («Душечка», «Каштанка» и др.), а в нач. 20 в. – некоторые рассказы В. Г. Короленко, А. М. Ремизова, проза А. Белого. Замечат. образцы разл. видов Ю. создали И. Э. Бабель, М. М. Зощенко, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, В. М. Шукшин.
Большая российская энциклопедия. Том 35. — Москва, 2017. — С. 584. Электронная версия
ЮМОРЕ́СКА (нем. Humoreske, от Humor – юмор), 1) в литературе – юмористич. миниатюра повествоват. характера в прозе или стихах. К Ю. в зап.-европ. лит-ре могут быть отнесены многие фабльо, шванки, фацеции; к ней примыкает также анекдот. В рус. лит-ре известными авторами Ю. в прозе были – А. П. Чехов, Н. А. Тэффи, в стихах – А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, Саша Чёрный, В. В. Маяковский и др.
2) Муз. пьеса шутливого характера, близкая к скерцо. Название впервые появилось у Р. Шумана (Ю. для фп. op. 20, 1839). Обычно Ю. представляют собой инструментальные сочинения, образцы – 4 Ю. для фп. op. 6 Э. Грига (1865), фп. пьесы А. Дворжака (op. 138, 1892), С. В. Рахманинова (из op. 10, 1894), Р. К. Щедрина (1957), Ю. для оркестра Э. Хумпердинка (1879). Ю. для мужского квартета написал К. Лёве (1843).