Советский Энциклопедический Словарь. 1980
САКС (Sachs) Ганс (1494—1576), нем. поэт — мейстерзингер. Башмачник. Был актёром и рук. любит. труппы. Св. 6 тыс. религ. и светских песен, шпрухов, шванков («Земля обетованная», 1530), фастнахтшпилей («Школяр в раю», 1550), отмеченных наблюдательностью, весёлым лукавством и в то же время назидательных. Образ С. получил худ. воплощение в операх Р. Вагнера, А. Лорцинга и др.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
САКС, Ганс (1494—1576), выдающийся нем. поэт-мейстерзингер. Всю жизнь был башмачником в Нюрнберге, одновременно занимаясь поэзией. Творчество С. чрезвычайно многообразно; он сочинял мейстерзингерские, религиозные и светские песни, шпрухи, шванки, басни, морально-дидактич. стихи, фастнахтшпили (масленичные фарсы) и др. Его произведения отличаются гуманизмом, правдивостью, наивной непосредственностью, мягким юмором, близостью к традициям народного творчества, но ограничены узостью проповедуемой в них бюргерской морали.
Большая российская энциклопедия. Том 29. — Москва, 2015. — С. 222 // Электронная версия |
САКС (Sachs) Ганс (5.11.1494, Нюрнберг – 19.1.1576, там же), нем. поэт, мейстерзингер. Родился в семье портного. Посещал лат. школу; обучался сапожному делу, работал подмастерьем. В кон. 1510-х гг. приобщился к поэзии, изучал правила её сложения. В 1520 поселился в Нюрнберге, состоял мастером сапожного цеха. Лит. наследие С. включает в себя св. 6000 произведений. Раннее творчество сосредоточено на популяризации теологич. принципов Реформации. В аллегорич. стих. «Виттенбергский соловей» («Wittenbergisch Nachtigall», 1523) выступил в поддержку М. Лютера; в 1523–1526 выпускал листовки с диалогами («Dialoge»), объяснявшие идеи Реформации. С 1530-х гг. в поэзии С. заметен отход от теологич. вопросов и повышенное внимание к морально-этич. проблематике. Большой популярностью пользовались шванки, фастнахтшпили, шпрухи, в которых колоритно изображены представители разл. социальных слоёв с присущими им типичными чертами: шванк «Земля обетованная» («Das Schlaraffenland», 1530), фастнахтшпили «Школяр в раю» («Der fahrende Schüler im Paradeis», 1550), «Корзина разносчика» («Der Krämerskorb», 1554) и др. Поэзию С. отличает широкое использование нар. языка, внимание к социальной действительности, дидактич. пафос.
С. – предполагаемый автор 13 мелодий-моделей, или «образцовых тонов» (нем. Meistertöne), на которые распевались стихи не только самого С., но и др. мейстерзингеров. Названия тонов: «серебряный», «золотой», «высокогорный», «утренний», «песенный», «новый», «розовый», «звучный», «для шпрухов», «испытанный», «короткий», «долгий» и «сверхдолгий». Их создание относится к 1513–29. Образ С. воплощён в операх «Ганс Сакс» А. Лорцинга (1840) и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера (1868).
Соч.: Werke, Tüb., 1870–1909. Bd 1–26; Избранное. М.; Л., 1959; H. Sachs Werke: Alphabetischer Registerband. Hildesheim, 1982.
Лит.: Der Meistergesang in Geschichte und Kunst / Hrsg. C. Mey. 2. Aufl. Lpz., 1901 (приложение содержит нотные транскрипции всех мелодий-моделей); Bernstein E. H. H. Sachs: Mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1993; Berger W. R. H. Sachs: Schuhmacher und Poet. Fr./M., 1994.
Ганс Сакс (Ганс Закс; нем. Hans Sachs; 5 ноября 1494, Нюрнберг — 19 января 1576, Нюрнберг) — немецкий поэт, мейстерзингер и драматург. Сторонник и популяризатор идей Реформации. Творческое наследие Сакса — важнейший памятник бюргерской городской культуры эпохи Возрождения.
Биография
Родился в 1494 году в семье портного. Посещал латинскую школу, затем в 1509—1511 годах учился сапожному делу, затем пять лет был странствующим подмастерьем. В это время он оказался в Иннсбруке при дворе императора Максимилиана I, по всей видимости, именно там решил изучить искусство мейстерзанга. Начал обучение в Мюнхене у Леонарда Нонненбека, а с 1520 года поселился в Нюрнберге, где стал мастером сапожного дела и одновременно активным участником и одно время председателем товарищества мейстерзингеров.
В 1519 году женился на 17-летней Кунигунде Кройцер, умершей в 1560 году. На следующий год женился вторично, на молодой вдове Барбаре Харшер. От первого брака имел семь детей, ни один из которых его не пережил.
С самого начала поддержал Реформацию в варианте Мартина Лютера. С 1523 по 1526 год выпускал диалоги-листовки с истолкованием основных положений Лютерова учения, которые и принесли ему первую известность. За это Саксу запретили заниматься литературной деятельностью, и он вынужден был зарабатывать на жизнь ремеслом сапожника. В 1529 году Нюрнберг объявил себя протестантским городом, и запрет был снят.
К середине века Ганс Сакс стал одним из самых читаемых авторов Германии, его произведения ставились на сцене. В 1558 году он сам начал издавать свои сочинения, а затем постоянно выпускал новые шванки, фастнахтшпили, драмы, стихи и прозаические диалоги.
Творчество
Гансу Саксу принадлежат более 6000 стихотворений, что особенно удивительно, если учесть, что он зарабатывал на жизнь не литературным творчеством, а сапожным ремеслом. Спектр произведений поразительно широк и разообразен. Например, среди песен встречаются как духовные, так и светские. Один и тот же материал часто встречается в разных вариантах.
Шванки и фастнахтшпили Сакса написаны в нюрнбергской традиции. Кроме того, ему принадлежат комедии и трагедии, сюжеты которых восходят к античности, средневековью или библейской традиции. Часто они носят дидактический и/или сатирический характер. Наиболее известны фарсы «Школяр в раю», «Корзина разносчика».
Гансу Саксу приписывают авторство тринадцати сохранившихся мелодий-моделей, или «образцовых тонов» (нем. Meistertöne), на которые распевали (по принципу контрафактуры) стихи не только Сакса, но и многих других мейстерзингеров.
Художественный образ Сакса
После нескольких столетий забвения литературное наследие Сакса переоткрыли в 1770-е годы Виланд и Гёте, написавший к 200-летию смерти поэта длинное стихотворение «Поэтическое призвание Ганса Сакса» (1776).
Колоритный образ нюрнбергского поэта-сапожника воссоздали в своих операх В. Йировец, А. Лорцинг («Ганс Сакс», 1834) и Р. Вагнер («Нюрнбергские мейстерзингеры», 1868).
Примечания
- Сакс Ганс // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Библиография
- Ганс Сакс. Избранное. — М.—Л.: ГИХЛ, 1959. — 404 с. — 25 000 экз.
- Hans Sachs, ed. A. von Keller and E. Goetze. Stuttgart, 1870–1908 (только стихи)
- Hans Sachs: Sämtliche Fabeln und Schwänke, ed. E. Goetze and C. Drescher. Halle, 1893–1913
- Genée, Rudolph. Hans Sachs und seine Zeit: Ein Lebens- und Kulturbild aus der Zeit der Reformation. Leipzig: J. J. Weber, 1894.
- Der Meistergesang in Geschichte und Kunst, ed. C. Mey. Karlsruhe, 1892; Leipzig, 2/1901 (полное издание «тонов» Сакса)
- Das Singebuch des Adam Puschman, ed. G. Münzer. Leipzig, 1906
- The Early Meisterlieder of Hans Sachs, ed. F.H. Ellis. Bloomington, IN, 1974
- Meisterlieder des 16. bis 18. Jahrhunderts, ed. E. Klesatschke and H. Brunner. Tübingen, 1993
- Пётр Вайль. Тайны сапожного ремесла (Нюрнберг — Сакс, Мюнхен — Вагнер). // «Гений места», 1996.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. — СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Гансъ Саксъ (Hans Sachs) — знаменитый нѣмецкiй поэтъ XVI вѣка. Род. въ 1494 г. въ Нюрнбергѣ. Отецъ его былъ зажиточнымъ портнымъ. Семи лѣтъ отъ роду онъ былъ отданъ въ «латинскую школу», что, однако, не дало ему классическаго образованiя. Въ 1508 г. онъ поступилъ въ ученiе къ сапожнику; къ этому времени относится его первое знакомство съ лирикой мейстерзингеровъ. По окончанiя ученья онъ побывалъ въ большинствѣ большихъ городовъ Германiи. Г. Саксъ принималъ дѣятельное участiе въ реформацiонномъ движенiи и былъ однимъ изъ самыхъ видныхъ сторонниковъ Лютера въ южной Германiи. Есть основанiе думать, что Г. впослѣдствiи бросилъ свое ремесло и занимался исключительно поэзiей, зарабатывая ею и деньги. Въ первыхъ своихъ стихотворенiяхъ онъ называетъ себя «сапожникомъ», въ послѣдующихъ — «любителемъ поэзiи». Онъ ум. въ 1576 г. въ родномъ своемъ городѣ, гдѣ могила его существуетъ понынѣ. Уже при жизни Г. пользовался не только глубокимъ уваженiемъ согражданъ какъ человѣкъ, но и славой и широкою популярностью какъ поэтъ. Лишь въ XVII вѣкѣ, когда поэзiя мейстерзингеровъ окончательно пала, померкла слава Г. Сакса и замѣнилась отрицательнымъ, даже презрительнымъ отношенiемъ къ нему, всего рѣзче высказавшимся въ комическомъ эпосѣ «Hans Sachs» поэта Вернике (1703), въ которомъ Г. Саксъ служитъ типомъ плохого и смѣшного риѲмоплета. Гете былъ первый, который понялъ высокое историческое и поэтическое значенiе Г. Сакса: но лишь съ 1840-ых гг. этотъ взглядъ можетъ считаться установившимся въ исторiи нѣмецкой литературы. Современныхъ ему нѣмецкихъ писателей Г. С. превосходитъ не только по количеству произведенiй, но и по богатому разнообразiю ихъ содержанiя. Они могутъ быть раздѣлены на три группы: лирико-дидактическую, эпическую и драматическую. Къ первой принадлежатъ его стихотворенiя въ духѣ и тонѣ мейстерзанга (всего 4275). Въ началѣ своей дѣятельности онъ беретъ сюжеты и мотивы преимущественно изъ св. Писанiя; впослѣдствiи онъ значительно расширяетъ рамки мейстерзанга, вводя въ него весь кругъ тогдашнихъ знанiй (см. Мейстерзангъ). Къ той же группѣ должно быть отнесено одно изъ первыхъ и наиболѣе популярныхъ его стихотворенiй «Die wittenbergische Nachtigall» (1523), въ которомъ онъ воспѣваетъ Лютера и его ученiе. Съ 1555 г. на первый планъ въ творчествѣ Г. Сакса выступаетъ такъ называемая «Spruchdichtung», характеризуемая болѣе свободнымъ стихосложенiемъ. Сохраняя въ общемъ дидактическую окраску, «Spruchdichtung» обнимаетъ, съ одной стороны, эпическiе разсказы, частью серьезные («Historie und Geschichte»), частью комическаго содержанiя («Fabeln und Schwank»), съ другой стороны, въ нее входятъ трагедiи, комедiи и святочные фарсы. Драматическими эти пьесы могутъ быть названы только вслѣдствiе ихъ дiалогической формы; по существу онѣ ничего общаго съ драмой не имѣютъ. Это тѣ же разсказы, только изображаемые — для большей наглядности — въ лицахъ. И въ «разсказахъ», и въ «драмахъ» преобладаетъ нравоучительная аллегорiя (разговоръ смерти съ жизнью, добродѣтели съ счастьемъ и т. п.); сюжеты для «трагедiй» взяты изъ Библiи, классическихъ преданiй, народнаго эпоса, сказокъ. Г. С. былъ очень начитанъ, и все, что онъ читалъ, переводилось имъ на стихи. Онъ писалъ обо всемъ, но въ трагедiяхъ и серьезныхъ разсказахъ никогда самъ не создавалъ фабулы. Больше самостоятельности замѣтно въ его веселыхъ разсказахъ и фарсахъ, гдѣ съ особенной силой сказывается остроумiе, юморъ и глубокая житейская мудрость поэта. Матерiаломъ служили и здѣсь отчасти книжныя, отчасти устныя народныя преданiя; но поэтъ нерѣдко черпаетъ непосредственно изъ окружающей его жизни, мѣтко подмѣчая смѣшныя стороны ея и создавая жанровыя картинки, иногда въ высшей степени важныя въ культурно-историческомъ отношенiи. Вводя въ кругъ изображенiя всѣ сословiя тогдашняго общества, онъ наглядно, мѣтко и вмѣстѣ съ тѣмъ добродушно характеризуетъ ихъ особенности. Всегда и повсюду разсказъ ведетъ къ нравоученiю, формулируемому въ концѣ пьесы. Изъ разсказовъ Г. Сакса самые характерные: «St. Peter mit den Landsknechten», «Schlaraffenland»; изъ комедiй: «Die ungleichen Kinder Eve»; изъ святочныхъ пьесъ: «Das Narrenschneiden» и «Der fahrende Schüler im Paradies». Вся «Spruchdichtung» Г. С. обнимаетъ 1700 номеровъ, изъ которыхъ 208 драмъ. По словамъ Гервинуса, «Г. С. былъ учителемъ народа въ духѣ гуманизма, подобно тому, какъ ученые гуманисты были учителями юношества». Городъ Нюрнбергъ поставилъ поэту памятникъ въ 1874 г. Многое изъ написаннаго Г. С. еще не издано (собственноручные рукописные сборники поэта хранятся въ Цвикау, Дрезденѣ и другихъ городахъ). Въ 1867 г. «Litterarischer Verein» въ Штутгардтѣ предпринялъ новое изданiе всего напечатаннаго при жизни поэта; до настоящаго времени явилось 14 том. Болѣе доступное изданiе избранныхъ сочиненiй: «Deutsche Dichter des XVI Jahrhunderts; Dichtungen von Hans Sachs» (Лейпцигъ, 1883—1885). — Лучшее изданiе всѣхъ святочныхъ пьесъ: «Neudrucke deutscher Litteraturwerke des XVI und XVII Jahrhunderts. Hans Sachs» (Галле, 1880—1887). — Лучшiя бiографiи Г. С.: Ranisch, «Historisch-kritische Lebensbeschreibung Hans Sachsens, ehemals berühmten Meistersängers zu Nürnberg» (Альтенбургъ, 1765); Hoffmann, «H. Sachs, sein Leben und Wirken» (Нюрнбургъ, 1847); Haupt, «Leben und dichterische Wirksamkeit des Hans Sachs» (Познань, 1868); Lützelberger, «Hans Sachs» (Нюрнбергъ, 1876); Fleck, «Charakteristik der Poesie des Hans Sachs» (Дортмундъ, 1882). Въ «Deutsche National-Litteratur» (том. 20 и 21) помѣщены наиболѣе характерныя произведенiя Г. Сакса и хорошiй бiографическiй очеркъ Arnold'a.
Ѳ. Браунъ.
Ссылка