ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЛЮТЕР, Мартин (1483—1546), видный деятель Реформации в Германии, основатель лютеранства. Выступление Лютера с тезисами против продажи индульгенций (1517) положило начало широкому общественному движению, направленному против католической церкви. Лютер перевёл на немецкий язык библию. Идеолог немецкого бюргерства, боявшегося народного движения, Лютер резко осуждал революционные методы борьбы против феодализма. Во время Крестьянской войны 1525 в Германии Лютер выступил как ярый враг восставших крестьян, став фактически на службу немецким князьям.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483—1546), деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций (1517). Основатель лютеранства. Идеолог консервативной части бюргерства. Перевёл на немецкий язык Библию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.

 

 

Всеобщая история. Том 3, Новая история. 1894. — С. 15—16


ГЛАВА ПЕРВАЯ

Лютер, Мартин

Изображенiе Лютера въ 38-ми-лѣтнемъ возрастѣ, еще въ одеждѣ августинскаго ордена.
По копiи с оригинальной гравюры, исполненной Лукою Кранахомъ въ 1521 г.

Мартинъ Лютеръ.

Этотъ университетъ былъ младшимъ среди тѣхъ учебныхъ учрежденiй, которыя вызывались къ жизни постоянно-возраставшимъ влеченiемъ къ образованiю:—въ 1502 г. курфюрстъ Фридрихъ Саксонскiй основалъ его въ Виттенбергѣ - на - Эльбѣ. При учрежденiи университета особенное влiянiе было оказано двумя дѣятелями либеральной партiи, докторомъ Мартиномъ Поллихомъ (одновременно — медикомъ, юристомъ и богословомъ) и викарiемъ августинского ордена, Iоанномъ Штаупицомъ; послѣднiй, въ 1508 г., ввелъ въ университетъ молодого монаха изъ Эрфуртской августинской конгрегацiи, нѣкого Мартина Лютера, о которомъ онъ возымѣлъ весьма высокое мнѣнiе. Лютеръ былъ сынъ тюрингенскаго бергмана (род. 10 ноября 1483 г. въ Эйслебенѣ), и ему было въ ту пору 25 лѣтъ. Все дѣтство свое Лютеръ провелъ въ семьѣ, постоянно занятой работою и заботами о существованiи; онъ вырасталъ, окруженный сестрами-подростками, при строгой домашней выдержкѣ, а воспитывался подъ гнётомъ варварской дисциплины, господствовавшей въ средней школѣ маленькаго городка. Жизнь улыбнулась ему нѣсколько привѣтливѣе въ Эйзенахѣ, гдѣ у него были родственники: тамъ онъ и былъ помѣщенъ въ школѣ, послѣ краткаго пребыванiя въ Магдебургѣ. Счастливая случайность привела его въ домъ весьма почтенной семьи Котта. Въ 1501 г. онъ поступилъ въ Эрфуртскiй университетъ, который тогда пользовался громкою извѣстностью. Отецъ Лютера тѣмъ временемъ успѣлъ добиться весьма способнымъ юношей, занялся юридическими науками; однакоже, Лютеръ, совершенно неожиданно, избралъ иное поприще: въ 1506 г., по влеченiю, которое онъ долго въ себѣ старался поборотъ, онъ поступилъ въ мѣстный августинскiй монастырь. Здѣсь пережилъ онъ многое, чего обыкновенные люди не могутъ себѣ даже представить... Ревностно принявшись за науку, посвящая ей все свое время, онъ иногда цѣлыя ночи проводилъ безъ сна, стараясь выполнять всѣ предписанiя монастырскаго устава, испоненiе которыхъ было замедлено или запущено его научными занятiями; случалось однажды, что дверь его келiи пришлось даже взломать — и его нашли въ ней распростертымъ безъ сознанiя на полу, отъ крайняго истощенiя силъ; строго соблюдая всѣ обязанности, возложенныя на него олденомъ, онъ въ то же время овладѣлъ въ совершенствѣ всѣмъ запасомъ современнаго школьнаго богословiя, — и не могъ найти въ немъ удовлетворенiя своей духовной жажды. Онъ переживалъ тяжкую внутреннюю борьбу, но не укланялся отъ влiянiя добрыхъ и разумныхъ людей, какъ напр. вышеупомянутаго Штаупица, который былъ другомъ его отца. Ознакомившись (уже довольно поздно) съ сочиненiями блаженнаго Августина и въ совершенствѣ изучивъ Библiю, онъ весьма медленно и постепенно выработалъ себѣ, наконецъ, болѣе спокойное, болѣе свободное и болѣе сообразное съ духомъ евангельскаго ученiя религiозное воззренiе. Отецъ присутствовалъ на первой мессѣ сына, примирившись, наконецъ, съ его монашествомъ: на кафедру вступилъ онъ впервые въ Виттенбергѣ, гдѣ сначала, какъ магистръ, читалъ лекцiи объ Аристотелѣ, а затѣмъ въ 1509 г. возведенъ былъ въ бакалавры богословiя. Покровитель его Штаупицъ предсказывалъ ему большую будощность. «У этого брата нашего взглядъ на все глубокiй, и можно ожидать отъ него дивныхъ измышленiй», такъ высказывался онъ о Лютерѣ; «онъ въ Церковь внесетъ большiя преобразованiя и всѣхъ нашихъ ученыхъ богослововъ съ толку собьетъ» — говаривалъ онъ не разъ. Временно Лютеръ былъ въ Эрфуртѣ и учителемъ, а затѣмъ, по возвращенiи въ Виттенбергъ, по порученiю своего ордена, въ 1511 г. предпринялъ вмѣстѣ съ однимъ изъ августинскихъ монаховъ странствованiе въ Римъ. При видѣ священнаго города, онъ палъ на-земь и воскликнулъ: «привѣтъ тебѣ, священный Римъ!» — и затѣмъ со всеусердiемъ выполнилъ все то, что странствовавшiе въ Римъ богомольцы почитали свою обязанностью — даже на колѣняхъ вспользъ вверхъ по такъ-называемой лѣстницѣ Пилата (Scala Santa) въ Латеранѣ. Само собою разумѣется, что изъ своего 4-хъ-недѣльнаго пребыванiя. Не укрылось отъ его прозорливаго взгляда то, что въ этомъ центрѣ христiанскаго мiра господствовали самые ужасные пороки, существовали самыя крупныя злоупотребленiя: обогащенный новыми знанiями, новыми впечатлѣнiями и новымъ опытомъ, вернулся онъ въ свой монастырь въ Виттенбегѣ, и въ 1512 г. возведенный въ ученую степень доктора богословiя, вновь принялся за свою академическую дѣятельность. На лекцiяхъ своихъ онъ разбиралъ псалтирь, объяснялъ посланiя къ Римлянамъ, къ Галатамъ и въ то же время проповѣедовалъ и въ монастырской церкви, и въ городской приходской. Проповѣди его привлекали общее вниманiе, и это весьма понятно для насъ: онъ уже и тогда въ такой степени владѣлъ языкомъ религiознаго мышленiя и ощущенiя, какъ ни одинъ нѣмецкiй проповѣдникъ ни до него, ни послѣ него. Въ его проповѣди сказывалось удивительное равновѣсiе свѣтлаго ума, обладавшего замѣчательную научною подготовкою, съ яснымъ практическимъ взглядомъ на жизнь, съ смѣлою, образною фантазiей, нѣсколько даже наклонной къ мистицизму. Отрекшись отъ ветхаго церковническаго схоластицизма и глубоко усвоивъ себѣ сущность и простоту евангельскаго ученiя, онъ въ то же время выказывалъ въ проповѣдяхъ своихъ свѣжесть и подвижность изыскателя, доискивающагося истины. Хотя онъ въ ту пору уже вполнѣ уяснилъ себѣ главную основу ученiя о спасенiи и по творенiямъ блаженнаго Августина, и по Св. Писанiю, но все же еще не могъ вполнѣ отрѣшиться и отъ авторитета Церкви въ ея тогдашнемъ составѣ и строѣ...

И вдругъ, мимо его собственной воли и сознанiя, онъ былъ призванъ къ дѣятельности, обильной весьма серьезными и важными историческими послѣдствiями.

Мартин Лютер

Лютеръ, во время его пребыванiя въ Вартбургѣ, гдѣ временно жилъ подъ именемъ "Iёрга".
Копiя съ гравюры на деревѣ Луки Кранаха отъ 1522 г. «Изображенiе Мартина Лютера въ томъ видѣ, въ какомъ онъ возвратился изъ Патмоса въ Виттенбергъ, въ годъ отъ Р. Хр. 1522».

 

Продажа индульгенцiй.
Часть весьма рѣдкой (какъ предполагаетъ, воспрещенной базельскимъ городскимъ совѣтомъ) гравюры на деревѣ Ганса Гольбейна. (Гербъ Медичисовъ всюду выставлялся въ римско-каталической Церкви, какъ церковный).

 

 

ЛЮТЕР // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)

ЛЮ́ТЕР (Luther) Мартин (10.11.1483, Айслебен, графство Мансфельд, Германия – 18.2.1546, там же), нем. богослов, инициатор Реформации, основоположник одного из гл. направлений в протестантизме – лютеранства.

М. Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего. 1533. Германский национальный музей (Нюрнберг).

Из семьи горного мастера. Посещал школы в Мансфельде, Магдебурге, Айзенахе. С 1501 учился в ун-те Эрфурта, испытал влияние номиналистической философии (см. Номинализм), идей гуманизма; в янв. 1505 получил степень магистра свободных искусств. Отец Л. настаивал на его юридич. карьере, однако, попав 2.7.1505 в сильнейшую грозу и поклявшись, если уцелеет, стать монахом, 17.7.1505 Л. вступил в монастырь августинцев-эремитов в Эрфурте. В 1507 был рукоположен в священники. С 1508/09 преподавал в ун-те Виттенберга, в 1512 защитил докторскую диссертацию и вскоре получил кафедру проф. библейской экзегетики. В 1510–1511 совершил пешее путешествие в Рим по делам ордена.

Размышляя о путях спасения человека, Л. под влиянием в первую очередь трудов блж. Августина укреплялся в убеждении, что примирение грешного человека с благим Богом (католич. понимание искупления) недостижимо посредством благочестивых дел, они не могут считаться «заслугами» перед Богом. Примирение человека с Богом происходит только через искупительную жертву Христа, и, чтобы спастись, человек должен принять её личной верой, как жертву за себя. Этот тезис о спасении исключительно верой (лат. sola fide), опирающийся на Послание к Римлянам ап. Павла (1:17), лёг в основу учения Л. Освоив др.-евр. и др.-греч. языки, Л. углубился в анализ Священного Писания, результатом чего стали его «Лекции о Псалтири» («Psalmenvorlesung», 1513–15), «Лекции о Послании к Римлянам» («Römerbriefvorlesung», 1515–16) и др.

После начала широкой продажи в Саксонии индульгенций Л. выступил против этой практики и 31.10.1517 вывесил на двери ц. Всех Святых в Виттенберге «95 тезисов о прояснении действенности индульгенций». Тем самым, по академич. обычаю, он призывал к публичному диспуту. Неожиданно для Л. его тезисы вызвали широкий резонанс, спровоцировав папского легата И. Тетцеля и архиеп. Майнцского и Магдебургского Альбрехта, ответственных за продажу индульгенций в Германии, обратиться с жалобой в Рим, а папу Римского Льва Х – инициировать процесс привлечения Л. к ответственности за ересь (лето 1518). Хотя в тот момент Л. ещё не думал о разрыве с Римско-католич. церковью, его выступление положило начало Реформации в Европе.

«М. Лютер перед Каэтаном». Раскрашенная гравюра. 1557.

Курфюрст Саксонии Фридрих III Мудрый, руководствуясь собств. политич. интересами, обеспечил Л. поддержку и защиту. Л. не поколебали ни требование папы отказаться от заблуждений, переданное через кардинала Каэтана (допрашивал Л. в окт. 1518), ни Лейпцигский диспут с известным теологом И. Экком (1519), ни угроза отлучения от Церкви, если он не покается в течение 60 дней (булла «Exsurge Domine», 15.6.1520). Л. опубликовал воззвание «К христианскому дворянству немецкой нации: об улучшении христианского положения» («An den christlichen Adel deutscher Nation: von des christlichen Standes Besserung», 1520), содержавшее призыв начать реформу Церкви и программу этой реформы. На городской площади Виттенберга 10.12.1520 Л. публично сжёг папскую буллу и сборник католич. канонического права. Папской буллой «Decet Romanum pontificem» от 3.1.1521 Л. был отлучён от Церкви как еретик.

Комната в замке Вартбург, в которой работал М. Лютер.

Император Священной Рим. империи Карл V, несмотря на негативное отношение к учению Л., дал ему возможность разъяснить свои взгляды на рейхстаге в Вормсе в 1521. Там Л. изложил осн. тезисы своих сочинений «О добрых деяниях» («Von den guten Werken»), «О вавилонском пленении Церкви» («De captivitate Babylonica ecclesiae»), «О свободе христианина» («Von der Freiheit eines Christenmenschen»; все 1520) и 18.4.1521 публично отказался отречься от своих взглядов: «На том стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог!» Вормсский эдикт 26.5.1521 поставил Л. вне закона, но саксонский курфюрст Фридрих укрыл его в замке Вартбург. Там в течение 10 мес Л. вёл жизнь затворника, работая над новыми памфлетами, проповедями, а также над переводом Нового Завета на нем. яз. (изд. в 1522), стремясь сделать Священное Писание доступным широким массам (в Рим. церкви употреблялось Священное Писание только на лат. языке).

К 1534 Л. завершил полный перевод Библии на нем. язык c др.-греч. и др.-евр. источников. Взяв за основу восточно-средненемецкий яз. саксонской канцелярской письменности, он в то же время учитывал традиции устного нар. творчества, ренессансной риторич. прозы и нем. религ. мистики. Свои взгляды на искусство перевода Священного Писания Л. изложил в «Послании о переводе» («Sendbrief von Dolmetschen», 1530), в котором предложил ориентироваться на язык не учёных, а простолюдинов, отдавая предпочтение богословским задачам перед лингвистич. соображениями. На книжном рынке Германии уже в 1519 имелось 250 тыс. экз. сочинений Л.; в 1523 они составляли более 40% всех немецкоязычных публикаций; перевод Библии Л. к моменту его смерти выдержал св. 400 изданий. Л. по праву считается создателем совр. нем. литературного языка.

Против воли курфюрста Фридриха в марте 1522 Л. вернулся из Вартбурга в Виттенберг, чтобы остановить инициированные там его последователем А. Карлштадтом радикальные реформы – уничтожение икон, отказ от изучения богословия и Библии и др. Однако разрастающееся реформационное движение, получившее название евангелического, было обречено на дальнейшие расколы. В своих работах Л. стремился отмежеваться от реформаторов-спиритуалистов и анабаптистов («Против пророков Царствия Небесного на земле», 1524), выступал против революц. требований участников Крестьянской войны 1524–1526 в Германии («Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян», 1525), полемизировал с гуманистами о соотношении разума и веры («О рабстве воли», 1525; написана в ответ на трактат Эразма Роттердамского «О свободе воли»). В 1525 Л. женился на быв. монахине Катарине фон Бора, продемонстрировав отказ реформаторов от принципа целибата. В этом браке родилось 6 детей; 11 детей супруги усыновили.

Ближайшим сподвижником Л. стал Ф. Меланхтон. Приверженцы Л. вводили богослужение на нем. языке, инспектировали приходы и школы в герм. землях, официально принявших их сторону (Пруссия, Саксония, Гессен и др.). Опасаясь произвольного толкования своего учения священниками-реформаторами, Л. занялся вопросами религ. образования, одновременно продолжая богословские изыскания. К 1529 он закончил 2 сборника вопросов и ответов о вероучении: «Малый катехизис» для заучивания мирянами наизусть и «Большой катехизис» для пасторов. В проповедях Л. настаивал на организации доступного всем начального обучения, в круг учебных предметов ввёл родной язык, историю, математику, пение, доказывал необходимость обучения в школах и девочек – будущих матерей, которым предстоит воспитывать будущих детей. Он также предлагал создать латинские школы и перестроить работу ун-тов в духе своего учения.

Перед лицом тур. агрессии в Священной Рим. империи возникла необходимость консолидации политич. сил. Имперские власти потребовали составить документ, который содержал бы норму лютеранской веры, позволяющую чиновникам отличить лютеран от более радикальных реформаторов. На рейхстаге в Аугсбурге 25.6.1530 такой документ – Аугсбургское исповедание – представил Ф. Меланхтон. Опасаясь ехать в Аугсбург через католич. Баварию, Л. из пограничной крепости Кобург вёл оживлённую переписку с Меланхтоном; в ней он одобрил Аугсбургское исповедание, которое с тех пор является осн. вероисповедным документом лютеранских церквей. В 1537 в связи с ещё одной попыткой примирения с католиками Л. составил Шмалькальденские артикулы, в которых провёл различие между теми вероучительными положениями, на которых лютеране настаивали категорически, и теми, по которым он считал возможным достижение компромисса.

Оставаясь формально всего лишь профессором и приходским священником, Л. фактически стал важной политич. фигурой. Объявив, что выборный институт имп. власти не отменяет юрисдикции герм. князей в их владениях, он содействовал формированию в 1531 Шмалькальденского союза, объединившего симпатизировавшие церковной реформе сословия (см. в ст. Шмалькальденские войны).

В янв. 1546 Л. отправился в Айслебен, чтобы выступить посредником в споре графов Мансфельдских; скончался там от сердечной недостаточности. Похоронен в ц. Всех Святых в Виттенберге.

Библия в переводе на немецкий язык М. Лютера. Издание Г. Люфта. 1534.

Утверждая оправдание человека исключительно его верой, теология Л. отказывает, т. о., Церкви и её институтам в посредничестве между Богом и человеком – отрицает необходимость рукоположенного священства, монашество, канонич. право. Л. поставил Священное Писание («Слово Божие») выше авторитета церковных институтов, их предписаний и связанных с ними традиций. Фактически это означало противопоставление Священного Писания Священному Преданию. Осн. элементы учения Л. описываются формулой: спасение «только Христом, только верою, только благодатью Господней, только Священным Писанием». Из 7 церковных таинств Л. считал обоснованными через Священное Писание лишь крещение и Евхаристию, в ранних работах – также покаяние. В трактовке Евхаристии Л. отверг учение, признаваемое как в католицизме, так и в православии, о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. По мнению Л., освящённый хлеб, становясь Телом Христовым, не перестаёт быть хлебом, а вино, становясь Кровью, – вином. При этом в ходе Марбургских дебатов с У. Цвингли (окт. 1529) он категорически настаивал на реальном, а не только символич. присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христовых. В отличие от Ж. Кальвина, Л. считал это реальное присутствие не только духовным, но и материальным. По мнению Л., Тело и Кровь Христовы соединяются с хлебом и вином подобно соединению Божественной и человеческой природ во Христе. Л. отверг учение католич. Церкви о чистилище.

Учение Л. о двух царствах – земном и небесном – позволило светской власти в странах, где победила лютеранская Реформация (прежде всего в Скандинавии), рассматривать себя как установленного от Бога гаранта внешнего миропорядка, что привело к установлению контроля государства над Церковью.

Помимо перевода Библии, многочисл. богословских трактатов, полемич. сочинений, проповедей перу Л. принадлежат шпрухи, религ. лирика, обработки басен Эзопа в духе религ. дидактики: «Различные басни Эзопа, переведённые на немецкий язык» (1530, изд. в 1557). Поэзию Л. отличает широкое использование мотивов нар. песенной лирики. Деятельность Л. содействовала распространению единого нем. нац. языка и формированию нац. сознания, обогатила нем. словесность новыми худож. формами, оказала огромное воздействие на последующую нем. лит-ру, особенно 18 в. (Ф. Г. Клопшток, Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте).

Л. хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Зенфль. В своих трудах и письмах он цитировал ср.-век. и ренессансные трактаты о музыке (Й. Тинкториса почти дословно). В предисловии к сборнику мотетов разных композиторов «Приятные созвучия... для 4 голосов», выпущенному в 1538 нем. издателем Г. Рау (позднее этот текст получил известность под назв. «Похвала музыке»), Л. дал восторженную оценку имитационно-полифонич. музыке с основой на кантус фирмус (кто неспособен оценить божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья»). Л. написал предисловие в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме «Хвала и слава достохвальному искусству музыки» («Lob und Preis der löblichen Kunst Musica», изд. в 1538) И. Вальтера (1496–1570), а также предисловия к песенникам разных издателей (1524, 1528, 1542, 1545), где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную составляющую обновлённого культа. В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфич. «духовных песен» (geystliche lieder) на нем. яз., позднее обобщённо названных протестантским хоралом. Предположительно с 1523 участвовал в составлении нового песенного обихода, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные лат. и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии – авторские и анонимные, в т. ч. из обихода Римско-католич. церкви (см. в ст. Контрафактура). В предисловии к сборнику заупокойных песен (1542) он писал: «Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений... и напечатали некоторые из них в этой книжице... но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь». Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Л. в протестантскую церковную музыку, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые духовные песни, написанные Л. при активном участии И. Вальтера, вошли в сборник многоголосных обработок «Книжечка духовных песнопений» (1524), а также в более ранние сборники одноголосных песен протестантов, изданные в 1524 в Нюрнберге («Achtliederbuch») и Эрфурте («Erfurter Enchiridion»). Из песен, сочинённых самим Л., более всего известны «Ein’ feste Burg ist unser Gott» («Господь наш – оплот», между 1527 и 1529) и «Von Himmel hoch, da komm ich her» («Схожу с высот небесных я»; в 1535 Л. написал стихи на шпильманскую мелодию «Ich komm’ aus fremden Landen her», в 1539 сочинил собств. мелодию). Всего ему приписывается ок. 30 духовных песен. Стремясь к простоте и доступности богослужения, Л. установил новое общинное пение строго диатоническим, с миним. распевом (использовал преим. силлабику) – в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные лат. тексты, так и понемецки. При этом заупокойную мессу и др. пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении по умершим, Л. упразднил. Для понимания богослужебной реформы Л. наиболее важны его труды... Читать — Новая версия

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024