ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Смысл жизни — Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2015
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. — М.: Русский язык, 1978. — С. 240


СМЫШЛЯТЬ, смыслить что, за(при)думывать, затѣвать, собираться, намѣреваться, замышлять; || припасать, готовить, добывать, промышлять; || црк. помышлять, разсуждать или понимать, мыслить. Смышляемъ плотину, смышляемъ мельницу строить. Аль въ городъ смышляешь? Смыслилъ и поѣхалъ, вздумалъ. Надо смыслить капусты на-зиму. Смышляю щетинки, да ни у кого нѣтъ, ищу. Смыслить обѣдъ, пирушку, ярс. приспѣть, состряпать, изготовить. Она щи съ кашей смыслитъ тебѣ, ну а больше не сумѣетъ. Невѣста, дѣвушка, смышляла жениха, Крылв. Смышлялъ барыши, а смыслилъ убытки, промышлялъ. Яко младенецъ смышляхъ, 1 къ Корне. Не увѣдаша смыслити, яко отемнѣша очи ихъ, Исаiя. || Смыслить что (смышлю, смыслишь), разумѣть, понимать, знать и умѣть. Читаетъ, а ничего не смыслитъ. Кивай головой, будто смыслишь. Дѣло дѣлать, такъ дѣло смыслить. Золотые руки, все смыслятъ, да рыло поганое, все портитъ. Много видитъ, да маловато смыслитъ. Человѣкъ онъ умный, только мало смыслитъ. Дуракъ дурака учитъ, а оба тебѣ ни аза не смыслятъ (а оба глаза пучатъ). || Вымыслить, вы(при)думать, изобрѣсти. Хитрую онъ штуку смыслилъ! —ся, быть смысляему, въ разн. знчн. Осмыслиться, получить смыслъ. Смышленiе ср. помышленiе, мысли, дума; желанiя, стремленiя; разумѣнiе, понятiе, убѣжденiя, вѣденья, знанiе; вымыселъ, изобрѣтенье. Не по смышленiю человѣческому, по хотѣншю Божескому. Духъ мудрости и смышленiя, Исхд. Смыслъ м. способность пониманья, постиженье, разумъ; способность правильно судить, дѣлать заключенья. Низшая степень ума и хитрости свойствена и животнымъ, но разума и смысла нѣтъ ни въ одномъ. Здравый, обиходный смыслъ, толкъ, разсудительный отчетъ въ дѣлахъ своихъ, или способность обсуждать причины и правильность дѣйствiй, рассудокъ. Къ чему охота, къ тому и смыслъ. || Сила, значенье, толкъ, разумъ, суть. Смыслъ долгой речи этой тотъ, что безъ денегъ ничего не сдѣлаешь. Въ этихъ словахъ нѣтъ смыслу, это наборъ словъ, безъ разумной связи и смысла. Онъ пишетъ со смысломъ, толковито. Не изворачивай смысла закона, а въ немъ прямой и ясный смыслъ одинъ. Смыслъ иносказательный, иноречивый, переносный или сокрытый, непрямой, въ видѣ притчи, обиняка или намека. Смысловой, ко смыслу отнсщс. Смысленый, кто смыслить что, въ комъ есть смыслъ или разсудокъ; разсудительный, толковый. || Смысленый или смышленый человѣкъ, изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный, понятливый или смѣтливый. Не нуженъ ученый, а нуженъ смышленый. Смысленность, смышленость, качество, свойство по прл. Смышленость слона подходитъ близко къ разсудительности. Смышленикъ стар. механикъ, инженеръ, искусникъ. Городовой смышленикъ нѣмчинъ Юстъ Матсонъ, крѣпостной инженеръ. Смышлеватый, арх. смышленый. Смыслушка ярс. пиръ, пирушка, званый обѣдъ, отъ смыслить, готовить пиръ.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1240


СМЫСЛ, идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.); целостность содержания к.-л. высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., С. худ. произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986


СМЫСЛ, -а, м. 1. Внутренее содержание, значение чего-н., постигаемое разумом. Понять с. чего-н. Слово в прямом и в переносном смысле. 2. Цель, разумное основание. В этом нет смысла. Жизнь для него получила новый с. 3. То же, что разум. Иметь здоровый с. В смысле, предлог с род. п.— в отношении чего-н. Неопределенность в смысле сроков. В полном смысле слова (разг.) — в подлинном значении слова, действительно. Он в полном смысле слова сумасшедший. || прил. смысловой, -ая, -ое (к 1 знач.).

СМЫ´СЛИТЬ, -лю, -лишь; несов. (разг.). Понимать, знать. Ничего не с. в музыке. Ни уха ни рыла не смыслить в чем-н.  (совершенно не смыслит; прост.).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 432—433


СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека) — регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., домарксистские философы исходили из существования некой абстрактной и неизменной „человеческой природы", конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении к-рого и усматривался С. ж., основное назначение человеческой деятельности. Отсюда вытекали их представления о возможности преобразовать мир (в соответствии с этими идеальными представлениями) чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические истолкования С. ж. фактически обосновывали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов. В совр. буржуазных теориях С. ж. людей по-прежнему усматривается либо в реализации внеисторических задач, либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия, или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее к.-л. объективной направленности. Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж. Согласно марксистской т. зр., существование человека, определяется социальными условиями; он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет смысл человеческой жизни, ее ценность. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и С. ж. человека и об-ва, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии в классово-антагонистических формациях или все более совпадать по мере движения об-ва к коммунизму. Это движение связано с постоянным изменением меры личного и общественного, со все более глубокой индивидуализацией личности и вместе с тем ее единением с об-вом, его целями и смыслом его существования и развития. Эта устремленность в будущее придает смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Т. обр., подлинный С. ж., „тайна бытия" человека заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе к-рого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 30. — Москва, 2015. — С. 512. Электронная версия


СМЫСЛ, сущностное содержание, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.). В гуманитарных науках часто выступает как синоним значения, однако вместе с тем эти понятия употребляются как различные, особенно в философии и психологии. В логике разграничение С. и значения имени восходит к теории Г. Фреге («О смысле и значении» – «Über Sinn und Bedeutung», 1892, рус. пер. 2000), различавшего предметное значение (денотат) имени и его С. – заключённое в имени мысленное содержание, понимание которого является условием адекватного восприятия данного имени. С. в его разл. аспектах – одно из фундам. понятий филос. антропологии и гуманитарных дисциплин.

Предложенное Ф. Шлейермахером обоснование герменевтики как универсальной теории истолкования С. текстов получило дальнейшее развитие в методологич. проекте В. Дильтея, где понимание С. стало основополагающим методом «наук о духе» в отличие от естеств.-науч. «объяснения», характерного для «наук о природе». В русле такого подхода появляются понимающая психология (Дильтей, Э. Шпрангер) и понимающая социология (М. Вебер и др.; см. также Интерпретативная социология). В феноменологии Э. Гуссерля исходный анализ смысловой данности предмета в направленных на него актах сознания, различных по своему типу, получил завершение в концепции мира как горизонта интерсубъективных смыслополаганий. Поставленный рядом мыслителей 19 в. вопрос о «смысле жизни» конкретного человека, реализующемся в процессе его личного выбора (С. Кьеркегор, Л. Н. Толстой и др.), стал в 20 в. одним из центр. мотивов экзистенциальной философии (см. ЭкзистенциализмЭкзистенциальная психология).

В психоанализе З. Фрейда истолкование скрытого С. содержаний сознания и поведенческих проявлений открывает доступ к содержанию бессознательного, служащего источником смыслов. Понятие С. – одно из центральных в индивидуальной психологии А. Адлера, исходившего из целенаправленности любых поведенческих актов и бессознательных проявлений. Ключом к пониманию личности для Адлера является С. жизни, складывающийся у индивида уже в раннем детстве (к 4–5 годам).

В сер. 20 в. широкое распространение получила филос.-психологич. концепция В. Франкла, считавшего стремление к С. гл. потребностью человека и ведущей силой личностного развития. С. уникален, он находится в мире, в конкретных ситуациях, и каждый раз его нужно отыскивать заново, опираясь на совесть. Чувство утраты С. – экзистенциальный вакуум – лежит в основе многих видов личностных нарушений и социальных патологий.

В 1960–80-е гг. понятие С. используется как объяснительное в ряде психологич. теорий. В теории личности Дж. Ройса и А. Пауэлла личностный С., понимаемый как субъективная интерпретация жизни, венчает иерархич. модель личности. В теории поведения Ж. Нюттена С. коренится в отношениях между мотивацией и ситуацией, а поведение предстаёт как С., воплощённый в моторных реакциях. С. как результат индивидуальной интерпретации и категоризации ситуации рассматривается в информационном психоанализе Э. Петерфройнда, психоаналитич. феноменологии Дж. Атвуда и Р. Столороу, теории личностных конструктов Дж. Келли и его школы, интеракционистской концепции личности Д. Магнуссона и его сотрудников. Феноменологич. подход к анализу смыслов, извлекаемых из непосредств. переживаний, развит в психотерапии Ю. Джендлина. В теории самоорганизованного обучения Л. Томас и Ш. Харри-Аугстейн говорится в т. ч. о совместных смыслах, возникающих в пространстве диалога. Осмысление человеческих действий в широком социальном контексте характерно для этогенич. подхода Р. Харре, «социальной экологии» Дж. Шоттера. С кон. 20 в. расширяется поле эмпирич. исследований, особенно в позитивной психологии (Р. Баумайстер, П. Вонг и др.), где наличие и выраженность С. оказывается одним из гл. факторов душевного и телесного здоровья, устойчивости к действию стрессов и травматич. событий.

В рос. психологии к понятию С. одним из первых обратился Л. С. Выготский, поставивший проблему смыслового строения сознания. В работах А. Н. Леонтьева и его школы была разработана концепция С. как специфически человеческого механизма регуляции процессов деятельности и сознания. Ф. В. Бассин рассматривает С. как разновидность «значащих переживаний», являющихся, по его мнению, осн. предметом психологии. В трансперсональной теории сознания В. В. Налимова смыслы предстают как бесконечный непроявленный континуум, определённые фрагменты которого отбираются и оформляются погружённой в этот континуум личностью.

Библиография

Лит.: Sinn und Sein / Hrsg. R. Wisser. Tüb., 1960; Adler A. What life should mean to you. L., 1980; Павиленис Р. И. Проблема смысла. М., 1983; он же. Смысл и идентичность, или Путь к себе. Вильнюс, 2013; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Baumeister R. F. Meanings of life. N. Y., 1991; Смысл жизни: Антология / Под ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994; Смирнов А. В. Логика смысла. М., 2001; Der Sinn des Lebens / Hrsg. Ch. Fehige, G. Meggle, U. Wessels. 5. Aufl. Münch., 2004; Демина Л. А. Парадигмы смысла. М., 2005; Леонтьев Д. А. Психология смысла. 3-е изд. М., 2007; Делез Ж. Логика смысла. М., 2011; Налимов В. В. Спонтанность сознания. 3-е изд. М., 2011; The human quest for meaning / Ed. P. Wong. 2nd ed. N. Y., 2012.

 

 

Ссылка


 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024