ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
Смысл жизни — Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Ссылка

 

В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М.: Русский язык, 1978. — Т. 4, с. 240


СМЫШЛЯТЬ, смыслить что, за(при)думывать, затѣвать, собираться, намѣреваться, замышлять; || припасать, готовить, добывать, промышлять; || црк. помышлять, разсуждать или понимать, мыслить. Смышляемъ плотину, смышляемъ мельницу строить. Аль въ городъ смышляешь? Смыслилъ и поѣхалъ, вздумалъ. Надо смыслить капусты на-зиму. Смышляю щетинки, да ни у кого нѣтъ, ищу. Смыслить обѣдъ, пирушку, ярс. приспѣть, состряпать, изготовить. Она щи съ кашей смыслитъ тебѣ, ну а больше не сумѣетъ. Невѣста, дѣвушка, смышляла жениха, Крылв. Смышлялъ барыши, а смыслилъ убытки, промышлялъ. Яко младенецъ смышляхъ, 1 къ Корне. Не увѣдаша смыслити, яко отемнѣша очи ихъ, Исаiя. || Смыслить что (смышлю, смыслишь), разумѣть, понимать, знать и умѣть. Читаетъ, а ничего не смыслитъ. Кивай головой, будто смыслишь. Дѣло дѣлать, такъ дѣло смыслить. Золотые руки, все смыслятъ, да рыло поганое, все портитъ. Много видитъ, да маловато смыслитъ. Человѣкъ онъ умный, только мало смыслитъ. Дуракъ дурака учитъ, а оба тебѣ ни аза не смыслятъ (а оба глаза пучатъ). || Вымыслить, вы(при)думать, изобрѣсти. Хитрую онъ штуку смыслилъ! —ся, быть смысляему, въ разн. знчн. Осмыслиться, получить смыслъ. Смышленiе ср. помышленiе, мысли, дума; желанiя, стремленiя; разумѣнiе, понятiе, убѣжденiя, вѣденья, знанiе; вымыселъ, изобрѣтенье. Не по смышленiю человѣческому, по хотѣншю Божескому. Духъ мудрости и смышленiя, Исхд. Смыслъ м. способность пониманья, постиженье, разумъ; способность правильно судить, дѣлать заключенья. Низшая степень ума и хитрости свойствена и животнымъ, но разума и смысла нѣтъ ни въ одномъ. Здравый, обиходный смыслъ, толкъ, разсудительный отчетъ въ дѣлахъ своихъ, или способность обсуждать причины и правильность дѣйствiй, рассудокъ. Къ чему охота, къ тому и смыслъ. || Сила, значенье, толкъ, разумъ, суть. Смыслъ долгой речи этой тотъ, что безъ денегъ ничего не сдѣлаешь. Въ этихъ словахъ нѣтъ смыслу, это наборъ словъ, безъ разумной связи и смысла. Онъ пишетъ со смысломъ, толковито. Не изворачивай смысла закона, а въ немъ прямой и ясный смыслъ одинъ. Смыслъ иносказательный, иноречивый, переносный или сокрытый, непрямой, въ видѣ притчи, обиняка или намека. Смысловой, ко смыслу отнсщс. Смысленый, кто смыслить что, въ комъ есть смыслъ или разсудокъ; разсудительный, толковый. || Смысленый или смышленый человѣкъ, изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный, понятливый или смѣтливый. Не нуженъ ученый, а нуженъ смышленый. Смысленность, смышленость, качество, свойство по прл. Смышленость слона подходитъ близко къ разсудительности. Смышленикъ стар. механикъ, инженеръ, искусникъ. Городовой смышленикъ нѣмчинъ Юстъ Матсонъ, крѣпостной инженеръ. Смышлеватый, арх. смышленый. Смыслушка ярс. пиръ, пирушка, званый обѣдъ, отъ смыслить, готовить пиръ.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980. — С. 1240


СМЫСЛ, идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.); целостность содержания к.-л. высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., С. худ. произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1986


СМЫСЛ, -а, м. 1. Внутренее содержание, значение чего-н., постигаемое разумом. Понять с. чего-н. Слово в прямом и в переносном смысле. 2. Цель, разумное основание. В этом нет смысла. Жизнь для него получила новый с. 3. То же, что разум. Иметь здоровый с. В смысле, предлог с род. п.— в отношении чего-н. Неопределенность в смысле сроков. В полном смысле слова (разг.) — в подлинном значении слова, действительно. Он в полном смысле слова сумасшедший. || прил. смысловой, -ая, -ое (к 1 знач.).

СМЫ´СЛИТЬ, -лю, -лишь; несов. (разг.). Понимать, знать. Ничего не с. в музыке. Ни уха ни рыла не смыслить в чем-н.  (совершенно не смыслит; прост.).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 432—433


СМЫСЛ ЖИЗНИ (человека) — регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, к-рое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о С. ж., домарксистские философы исходили из существования некой абстрактной и неизменной „человеческой природы", конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении к-рого и усматривался С. ж., основное назначение человеческой деятельности. Отсюда вытекали их представления о возможности преобразовать мир (в соответствии с этими идеальными представлениями) чисто духовными средствами. Претендуя на универсальность, эти теоретические истолкования С. ж. фактически обосновывали такие цели и идеалы, в к-рых выражались интересы господствующих классов. В совр. буржуазных теориях С. ж. людей по-прежнему усматривается либо в реализации внеисторических задач, либо в достижении определенных потребительских стандартов и индивидуального благополучия, или же провозглашается бессмысленность и абсурдность любой деятельности ввиду отсутствия у нее к.-л. объективной направленности. Распространены и теории, отрицающие возможность научно достоверного ответа на вопрос о С. ж. Согласно марксистской т. зр., существование человека, определяется социальными условиями; он является активной силой, существенным образом влияет на социальное развитие, ускоряя или замедляя его. Единство противоположностей личного и общественного, вернее, их мера, изменяющаяся на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет смысл человеческой жизни, ее ценность. Она не является надличной или надобщественной, но диалектически объединяет цели и С. ж. человека и об-ва, к-рые могут находиться в непримиримом противоречии в классово-антагонистических формациях или все более совпадать по мере движения об-ва к коммунизму. Это движение связано с постоянным изменением меры личного и общественного, со все более глубокой индивидуализацией личности и вместе с тем ее единением с об-вом, его целями и смыслом его существования и развития. Эта устремленность в будущее придает смысл и ценность человеческой жизни как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Т. обр., подлинный С. ж., „тайна бытия" человека заключены в содействии разрешению назревших задач общественного развития, в созидательном труде, в ходе к-рого формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Лишь такая форма жизнедеятельности человека обладает объективной ценностью и смыслом.

 

 

СМЫСЛ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


СМЫСЛ, сущ­но­ст­ное со­дер­жа­ние, ко­неч­ная цель (цен­ность) че­го-ли­бо (С. жиз­ни, С. ис­то­рии и т. д.). В гу­ма­ни­тар­ных нау­ках час­то вы­сту­па­ет как си­но­ним зна­че­ния, од­на­ко вме­сте с тем эти по­ня­тия упот­реб­ля­ют­ся как раз­лич­ные, осо­бен­но в фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии. В ло­ги­ке раз­гра­ни­че­ние С. и зна­че­ния име­ни вос­хо­дит к тео­рии Г. Фре­ге («О смыс­ле и зна­че­нии» – «Über Sinn und Bedeu­tung», 1892, рус. пер. 2000), раз­ли­чав­ше­го пред­мет­ное зна­че­ние (де­но­тат) име­ни и его С. – за­клю­чён­ное в име­ни мыс­лен­ное со­дер­жа­ние, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем аде­к­ват­но­го вос­при­ятия дан­но­го име­ни. С. в его разл. ас­пек­тах – од­но из фун­дам. по­ня­тий фи­лос. ан­тро­по­ло­гии и гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­п­лин.

Пред­ло­жен­ное Ф. Шлей­ер­махе­ром обос­но­ва­ние гер­ме­нев­ти­ки как уни­вер­саль­ной тео­рии ис­тол­ко­ва­ния С. тек­стов по­лу­чи­ло даль­ней­шее раз­ви­тие в ме­то­до­ло­гич. про­ек­те В. Диль­тея, где по­ни­ма­ние С. ста­ло ос­но­во­по­ла­гаю­щим ме­то­дом «на­ук о ду­хе» в от­ли­чие от ес­теств.-на­уч. «объ­яс­не­ния», ха­рак­тер­но­го для «на­ук о при­ро­де». В рус­ле та­ко­го под­хо­да по­яв­ля­ют­ся по­ни­маю­щая пси­хо­ло­гия (Диль­тей, Э. Шпран­гер) и по­ни­маю­щая со­цио­ло­гия (М. Ве­бер и др.; см. так­же Ин­тер­пре­та­тив­ная со­цио­ло­гия). В фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля ис­ход­ный ана­лиз смы­сло­вой дан­но­сти пред­ме­та в на­прав­лен­ных на не­го ак­тах соз­на­ния, раз­лич­ных по сво­ему ти­пу, по­лу­чил за­вер­ше­ние в кон­цеп­ции ми­ра как го­ри­зон­та ин­тер­субъ­ек­тив­ных смыс­ло­по­ла­га­ний. По­став­лен­ный ря­дом мыс­ли­те­лей 19 в. во­прос о «смыс­ле жиз­ни» кон­крет­но­го че­ло­ве­ка, реа­ли­зую­щем­ся в про­цес­се его лич­но­го вы­бо­ра (С. Кьер­ке­гор, Л. Н. Тол­стой и др.), стал в 20 в. од­ним из центр. мо­ти­вов эк­зи­стен­ци­аль­ной фи­ло­со­фии (см. Эк­зи­стен­циа­лизмЭк­зи­стен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия).

В пси­хо­ана­ли­зе З. Фрей­да ис­тол­ко­ва­ние скры­то­го С. со­дер­жа­ний соз­на­ния и по­ве­ден­че­ских про­яв­ле­ний от­кры­ва­ет дос­туп к со­дер­жа­нию бес­соз­на­тель­но­го, слу­жа­ще­го ис­точ­ни­ком смы­слов. По­ня­тие С. – од­но из цен­траль­ных в ин­ди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­гии А. Ад­ле­ра, ис­хо­див­ше­го из це­ле­на­прав­лен­но­сти лю­бых по­ве­ден­че­ских ак­тов и бес­соз­на­тель­ных про­яв­ле­ний. Клю­чом к по­ни­ма­нию лич­но­сти для Ад­ле­ра яв­ля­ет­ся С. жиз­ни, скла­ды­ваю­щий­ся у ин­ди­ви­да уже в ран­нем дет­ст­ве (к 4–5 го­дам).

В сер. 20 в. ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла фи­лос.-пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ция В. Франк­ла, счи­тав­ше­го стрем­ле­ние к С. гл. по­треб­но­стью че­ло­ве­ка и ве­ду­щей си­лой лич­но­ст­но­го раз­ви­тия. С. уни­ка­лен, он на­хо­дит­ся в ми­ре, в кон­крет­ных си­туа­ци­ях, и ка­ж­дый раз его нуж­но оты­ски­вать за­но­во, опи­ра­ясь на со­весть. Чув­ст­во ут­ра­ты С. – эк­зи­стен­ци­аль­ный ва­ку­ум – ле­жит в ос­но­ве мно­гих ви­дов лич­но­ст­ных на­ру­ше­ний и со­ци­аль­ных па­то­ло­гий.

В 1960–80-е гг. по­ня­тие С. ис­поль­зу­ет­ся как объ­яс­ни­тель­ное в ря­де пси­хо­ло­гич. тео­рий. В тео­рии лич­но­сти Дж. Рой­са и А. Пау­эл­ла лич­но­ст­ный С., по­ни­мае­мый как субъ­ек­тив­ная ин­тер­пре­та­ция жиз­ни, вен­ча­ет ие­рар­хич. мо­дель лич­но­сти. В тео­рии по­ве­де­ния Ж. Нют­те­на С. ко­ре­нит­ся в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду мо­ти­ва­ци­ей и си­туа­ци­ей, а по­ве­де­ние пред­ста­ёт как С., во­пло­щён­ный в мо­тор­ных ре­ак­ци­ях. С. как ре­зуль­тат ин­ди­ви­ду­аль­ной ин­тер­пре­та­ции и ка­те­го­ри­за­ции си­туа­ции рас­смат­ри­ва­ет­ся в ин­фор­ма­ци­он­ном пси­хо­ана­ли­зе Э. Пе­тер­фройн­да, пси­хо­ана­ли­тич. фе­но­ме­но­ло­гии Дж. Ат­ву­да и Р. Сто­ло­роу, тео­рии лич­но­ст­ных кон­ст­рук­тов Дж. Кел­ли и его шко­лы, ин­терак­цио­ни­ст­ской кон­цеп­ции лич­но­сти Д. Маг­нус­со­на и его со­труд­ни­ков. Фе­но­ме­но­ло­гич. под­ход к ана­ли­зу смы­слов, из­вле­кае­мых из не­по­средств. пе­ре­жи­ва­ний, раз­вит в пси­хо­те­ра­пии Ю. Дженд­ли­на. В тео­рии са­мо­ор­га­ни­зо­ван­но­го обу­че­ния Л. То­мас и Ш. Хар­ри-Ауг­стейн го­во­рит­ся в т. ч. о со­вме­ст­ных смыс­лах, воз­ни­каю­щих в про­стран­ст­ве диа­ло­га. Ос­мыс­ле­ние че­ло­ве­че­ских дей­ст­вий в ши­ро­ком со­ци­аль­ном кон­тек­сте ха­рак­тер­но для это­ге­нич. под­хо­да Р. Хар­ре, «со­ци­аль­ной эко­ло­гии» Дж. Шот­те­ра. С кон. 20 в. рас­ши­ря­ет­ся по­ле эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний, осо­бен­но в по­зи­тив­ной пси­хо­ло­гии (Р. Бау­май­стер, П. Вонг и др.), где на­ли­чие и вы­ра­жен­ность С. ока­зы­ва­ет­ся од­ним из гл. фак­то­ров ду­шев­но­го и те­лес­но­го здо­ро­вья, ус­той­чи­во­сти к дей­ст­вию стрес­сов и трав­ма­тич. со­бы­тий.

В рос. пси­хо­ло­гии к по­ня­тию С. од­ним из пер­вых об­ра­тил­ся Л. С. Вы­гот­ский, по­ста­вив­ший про­бле­му смы­сло­во­го стро­е­ния соз­на­ния. В ра­бо­тах А. Н. Ле­он­ть­е­ва и его шко­лы бы­ла раз­ра­бо­та­на кон­цеп­ция С. как спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ско­го ме­ха­низ­ма ре­гу­ля­ции про­цес­сов дея­тель­но­сти и соз­на­ния. Ф. В. Бас­син рас­смат­ри­ва­ет С. как раз­но­вид­ность «зна­ча­щих пе­ре­жи­ва­ний», яв­ляю­щих­ся, по его мне­нию, осн. пред­ме­том пси­хо­ло­гии. В транс­пер­со­наль­ной тео­рии соз­на­ния В. В. На­ли­мо­ва смыс­лы пред­ста­ют как бес­ко­неч­ный не­про­яв­лен­ный кон­ти­ну­ум, оп­ре­де­лён­ные фраг­мен­ты ко­то­ро­го от­би­ра­ют­ся и оформ­ля­ют­ся по­гру­жён­ной в этот кон­ти­ну­ум лич­но­стью.

Библиография

Лит.: Sinn und Sein / Hrsg. R. Wisser. Tüb., 1960; Adler A. What life should mean to you. L., 1980; Па­ви­ле­нис Р. И. Про­бле­ма смыс­ла. М., 1983; он же. Смысл и иден­тич­ность, или Путь к се­бе. Виль­нюс, 2013; Франкл В. Че­ло­век в по­ис­ках смыс­ла. М., 1990; Baumeis­ter R. F. Meanings of life. N. Y., 1991; Смысл жиз­ни: Ан­то­ло­гия / Под ред. Н. К. Гав­рю­шина. М., 1994; Смир­нов А. В. Ло­ги­ка смыс­ла. М., 2001; Der Sinn des Lebens / Hrsg. Ch. Fehige, G. Meggle, U. Wessels. 5. Aufl. Münch., 2004; Де­ми­на Л. А. Па­ра­диг­мы смыс­ла. М., 2005; Ле­он­ть­ев Д. А. Пси­хо­ло­гия смыс­ла. 3-е изд. М., 2007; Де­лез Ж. Ло­ги­ка смыс­ла. М., 2011; На­ли­мов В. В. Спон­тан­ность соз­на­ния. 3-е изд. М., 2011; The human quest for meaning / Ed. P. Wong. 2nd ed. N. Y., 2012.

 

 

Ссылка


 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024