ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. 1986


АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, от греч. architeckton — зодчий, строитель), зодчество, иск-во проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения А.— здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства — градостроительство. Частью А. являются пространства, сформированные посредством преобразования и объединения элементов естеств. природы (см. Садово-парковое искусство).

Архитектура. Крестово-купольный храм. (Храм Джвари близ Мцхеты, Грузинская ССР, 586/587—604. Фасад, план, разрез.)

 

Архитектура. Периптер. (Парфенон в Афинах. 447—438 до н. э. Архитекторы Иктин и Калликрат. План)

В произв. А. разрешение практич. утилитарных задач неразрывно сочетается с художеств. тв-вом — созданием архит. образов, выражающих определ. идейно-художеств. содержание. Будучи частью материальной культуры общества, А. является в то же время одним из ведущих видов пластич. иск-в, в формах к-рого выражается обществ. сознание. Поэтому А. играет важную идеологич. роль, являясь образным воплощением социальных, филос., религ. и художеств. представлений людей.

Архитектура. Храм Посейдона в Пестуме. Италия. 5 в. до н. э.

 

Архитектура. Готический храм. (Собор в Амьене, Франция, 1220—88. Разрез.)

На всех этапах развития общества А. зависит от уровня развития производит. сил, от формы производств. отношений. В антагонистич. классовых обществах произв. А. в осн. создаются с учётом требований правящего класса. При социализме цель А.— максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех слоев общества. Развитие А. тесно связано с прогрессом науки и техники, определяющим её реальные возможности. Со своей стороны А. стимулирует развитие ряда отраслей знания (напр., строит. механика, учение о строит. материалах), выдвигая перед наукой и техникой новые практич. задачи. На всём протяжении своего ист. развития А. создала разнообразные типы сооружений, оперируя большим кол-вом средств архит.-художеств. выразительности, к-рые запечатлены в архит. наследии разл. эпох и народов, отражая особенности их быта, традиций и нац. культуры, уровень техники, преобладание тех или иных строит. материалов и т. д. К осн. типам архит. сооружений относятся жилища, адм. и обществ. здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), разл. культ. здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки. А. включает также ряд инж.-тех. сооружений, в к-рых достигнуто художеств. осмысление строит. конструкций (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.). Являясь частью определ. комплексов зданий, произв. А. нередко объединяются в целостные или исторически сложившиеся ансамбли. Важным качеством А. является также ее связь с естеств. природной средой, служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающей его природой.

Архитектура. Собор Нотр-Дам в Реймсе. Франция. 13—14 вв. Интерьер.

 

Архитектура. Микелоццо. Дворец Медичи-Риккарди во Флоренции. Италия. 1444—60.

Функц., конструктивные и эстетич. качества А. (польза, прочность, красота) органически взаимосвязаны. Для стр-ва зданий и комплексов необходимы определ. материальные условия, прежде всего терр. для стр-ва, надлежащие строит. материалы и орудия строит. дела, непосредств. исполнители строит. работ. Архитектор (или коллектив архитекторов) не только разрабатывает проект сооружения, но и руководит строительным осуществлением проекта в натуре. Объектом архит. тв-ва является, т. о., всё сооружение (или группа сооружений) в целом: размещение здания (или группы зданий) на терр. (ген. план), распределение отд. частей внутр. пространства здания (собственно план здания), наружный облик всего здания и каждого из его фасадов, композиция и внутр. отделка интерьера, а также все стороны тех.-конструктивного осуществления сооружения. Теснейшая взаимосвязь А. и строит. техники проявляется также и в том, что определ. архит. формы складываются на основе творч. переработки тех или иных приёмов строит. техники, художеств. осмысления конструкций. Так возникли архит. формы: колонны, арки, своды, купола, получили художеств. осмысление стоечно-балочная, сводчатая, каркасно-нервюрная и др. конструкции. В свою очередь архит. тв-во вызывает появление и разработку новых конструкций и строит.-тех. приёмов. Решая социально-бытовые, строит.-тех. и идейно-художеств. задачи, А. применяет разнообразные композиц. и образные средства. Важнейшие из них: общая композиция отд. здания или ансамбля, умение вписать его в окружающую гор. или естеств. среду, гармонич. сочетание размеров отд. частей здания между собой и в целом (см. Пропорции), соразмерность сооружения и его отд. частей человеку (масштабность), разл. способы членения объёмов, стенных плоскостей и др., пластич. обработка частей и деталей здания, применение отделочных материалов, обладающих той или иной фактурой и др. пластич. качествами, применение цвета и разл. декор. элементов, сочетание архит. форм со скульптурой, живописью и произв. декор.-прикл. иск-ва (см. Синтез искусств). Пространственно-временной, неизобразительный характер произв. А. говорит о его родственности с временными иск-вами (напр., с музыкой). Произв. А. требует постепенного осмотра с разных точек зрения, снаружи и внутри постройки. Возникнув на самых ранних ступенях человеческого общества, А. способствовала выделению человека из мира природы, развитию его творч. сил. Зачатки А. как искусства «появились уже на высшей ступени варварства» (Ф. Энгельс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 1, с. 13). Первые искусственно сооружённые жилища и поселения восходят к неолиту. Из природных материалов (а в отд. регионах с 3-го тыс. до н. э.— из обожжённого кирпича) строились простейшие прямоуг. или круглые в плане жилища, в к-рых в качестве опор применялись столбы, а перекрытиями служили горизонтально положенные на них балки, разборные временные жилища, примитивные крепости, мегалитич. сооружения (см. также Первобытное искусство). С возникновением классовых обществ развились города, для к-рых стала характерной резкая дифференциация типов сооружений (жилых и обществ. зданий), отражающих классовое расслоение общества (постройки для господствующего слоя, культ. сооружения и т. д.). В крупных рабовладельч. деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках социальной верхушки, эксплуатация рабского труда, успехи в области науки и техники объясняют появление, наряду с жилищами, колоссальных сооружений, своими масштабами и характером А. служивших в руках господств. класса средством сильнейшего идеологич. воздействия на массы (пирамиды в Др. Египте, зиккураты в Ассирии и Вавилонии, ступа в Индии и т. д.). В этих постройках воплотился накопленный строит. опыт, сложились принципы композиц. организации отд. зданий и ансамблей. В др.-вост. А. была художественно освоена стоечно-балочная конструкция, появились разнообразные типы колонн, первые кам. сводчатые конструкции, созданы грандиозные ансамбли храмовых и дворцовых зданий, достигнут высокий уровень синтеза иск-тв. Были построены огромные города, носившие характер укреп. воен. лагеря, окружённого со всех сторон жилыми кварталами со свободной планировкой (в Ассирии и Вавилонии) и имеющего мощные цитадели (в Иране). В эпоху расцвета эгейского искусства и городов-гос-в Др. Греции развилась система регул. планировки города, возникли мн. типы жилых (в т. ч. дома, помещения к-рых обращены к внутр. двору), обществ. (дома советов — булевтерии; театры, стадионы) и культ. построек (причём греч. храмы сочетали в себе функции культ. и обществ. сооружений). Дальнейшую разработку и художеств. осмысление получила стоечно-балочная конструкция, сложились система классических ордеров (см. Ордера архитектурные), определ. сочетание её несущих и несомых частей, их структуры и художеств. обработки. Идейно-художеств. черты антич. гуманизма особенно ярко отразили постройки классич. периода развития др.-греч. А. 5 в. до н. э. в Афинах. Проникнутая гуманистич. духом, А. Др. Греции оказала глубокое воздействие на последующее развитие мирового зодчества. В Др. Риме ведущими были сооружения, прославлявшие могущество гос-ва и личность императоров. Возникли крупные ансамбли и отд. сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: форумы, амфитеатры и театры, термы, крытые рынки, базилики. Распространились 5—6-этажные дома — инсулы и загородные виллы. Большого совершенства достигло стр-во инж. сооружений — мостов и акведуков. Широко применялись арочные и сводчатые конструкции, позволившие создавать перекрытия больших пролётов. Особое внимание уделялось планировке и отделке интерьеров.

Архитектура. М. Д. Пёппельман. Павильон на валу в ансамбле Цвингер в Дрездене. Германия. 1711—22.

В ср.-век. период повсюду строились многочисл. фортификац. сооружения, защищавшие города и резиденции феодалов (замки и гор. укрепления во Франции, Германии, Испании, Чехии, Польше и др. европ. странах, Ср. Азии и Закавказье, русские кремли и монастыри-крепости). Идеологич. господство церкви обусловило широкое стр-во многообразных типов культ. зданий. В Византии сформировались типы купольной базилики (Софии храм в Стамбуле) и крестово-купольного храма с обширным внутр. пространством. Визант. архит. традиции стали основой развития зодчества Болгарии, Сербии, Македонии, Армении, Грузии, Др. Руси, где сложились местные, глубоко самобытные школы А. (см. Владимиро-суздальская школа, Новгородская школа, Псковская школа). С объединением рус. земель под властью Москвы сформировалась единая рус. архит. школа. Кремль Московский стал прообразом кремлей др.-рус. городов. В 16 в. возник своеобразный тип шатровых храмов-башен. Праздничная живописность, многообразие форм присущи московским храмам 17 в. (см. Нарышкинский стиль). В 17—18 вв. высокого совершенства достигла деревянная архитектура.

Архитектура. И. Е. Старов. Таврический дворец в Петербурге (Ленинграде). 1783—89.

В странах Зап. и Центр. Европы с ростом городов с кон. 10 в. получил развитие тип кам. жилого дома с мастерскими и лавками на первом или в подвальном этаже. Сложилась А. романского стиля: монастырские комплексы с замкнутыми дворами-клуатрами, массивные храмы базиликального типа с неск. монумент. башнями. В сер. 12 в. во Франции зародилась готика, отразившая зрелый этап развития феод. общества и усиление городов, с к-рым связано распространение новых типов общественных зданий (ратуш, домов, ремесленных цехов и гильдий). Рациональная каркасно-нервюрная система, основанная на передаче распора сводов через упорные арки — аркбутаны на стоящие вне здания опорные столбы — контрфорсы, позволила перекрывать большие пролёты, максимально облегчить стены и развить пространство интерьера по вертикали (соборы в Париже, Реймсе и Амьене во Франции, Фрайбурге-им-Брайсгау и Кёльне в Германии, Кентербери в Великобритании и др.). Сложный, вертикально развитый силуэт получил и наружный облик зданий. В жил. стр-ве наряду с камнем широко применялся фахверк. В странах Бл. и Ср. Востока сложился тип трёхчастного укрепл. города с цитаделью, гор. ядром (шахристан, медина) и торг.-ремесл. пригородами, получили развитие сводчато-купольные конструкции, новые типы сооружений (крытые рынки, медресе, мечети, мавзолеи). В декоре зданий применялись сталактиты, узорный кирпич, резьба по стукко, мрамору, керамич. облицовка. Многообразие архит. типов, исключит. пластичность сооружений отличают зодчество Индии, оказавшее влияние на формирование А. Юго-Вост. Азии. В А. Китая и Японии лёгкость и простота жилых построек контрастировали с монументальностью дворцовых, культ. и фортификац. сооружений. Исходя из кит. образцов, А. Японии пришла к ясности пропорций и композиций лёгких дерев. построек.

Архитектура.  Ф. Л. Райт. Дом Кауфмана («Дом с водопадом») в Бер-Ране. США. 1936.

Для А. эпохи Возрождения в странах Зап. и Центр. Европы характерно обращение к антич. наследию. Обществ. здания, дворцы, виллы, храмы представляют собой ясные гармоничные здания и архит. ансамбли. Широко применялся классич. ордер (арх. Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Д. Браманте, Микеланджело в Италии). Появился новый тип дворца — палаццо с замкнутым симметричным двором. Развивалась теория А. (Альберти, Дж. Виньола, А. Палладио и др.). В 17—18 вв. стройность и законченность пространств. композиций сменяют сложные системы сливающихся пространств, пластичность и скульптурность объёмов зданий А. барокко, в динамич. ритмы к-рого включаются декор. скульптура и иллюзионистич. живопись (постройки итал. арх. Л. Бернини, Ф. Борромини, К. Мадерны и др.). Широкое развитие получило садово-парковое строительство. Стиль барокко распространился в Италии, Испании, Германии, Австрии, Чехии, Польше, странах Лат. Америки. Во Франции в 17 в. господств. направлением стал классицизм. Лежащее в его основе рационалистич. мировоззрение выразилось в строгости и геометричности композиции зданий и дворцово-парковых ансамблей (Версаль). Франц. архитекторы (Л. Лево, Ф. Мансар, А. Ленотр) использовали ордер гл. обр. как декор. мотив. В 17—18 вв. классицизм широко распространился в Великобритании (арх. И. Джонс, К. Рен, бр. Адам), а с последней трети 18 в.— и в др. странах Европы. В А. Великобритании и Нидерландов с развитием капиталистической промышленности появились новые виды построек — промышленные здания, портовые сооружения, биржи и т. д. В России на рубеже 17—18 вв. петровские преобразования послужили стимулом к расширению гражд. стр-ва, усилению светского начала в А. Строились многочисл. обществ., адм., пром. и торг. сооружения, городские и обширные загородные дворцы-резиденции с регул. парками (см. Петродворец). Отстраивалась и развивалась новая столица — Петербург, в планировке к-рого сочетались принципы регулярности и живописности застройки, отличающейся простотой и рациональностью. С сер. 18 в. в А. русского барокко (арх. В. В. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский) торжественная монументальность, богатое пластическое и цветовое убранство фасадов сочетаются с ясностью планов и объёмной композицией. В последней трети 18 в. барокко сменяется классицизмом (арх. А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов). Были созданы парадные монумент. гор. ансамбли в стиле ампир (арх. А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове). В А. зап.-европ. стран сер. и 2-й пол. 18 в. после кратковременной вспышки декор.-вычурного стиля рококо классицизм получил дальнейшее развитие.

Архитектура. Тангэ Кэндзо. Малый спортивный павильон Олимпийского спортивного комплекса Йойоги в Токио. Япония. 1961—64.

Во 2-й пол. 19 в. укрепление капиталистич. строя в Европе и США, развитие пром-сти обусловили быстрый рост городов: возникли новые типы производств., торг., транспортных и др. сооружений — з-ды, ф-ки, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, банки, сложился новый тип театр. здания с залом, разделённым на секторы. Наряду с частными особняками аристократии и буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, сдающимися внаём, бараки и казармы для рабочих. Рост стр-ва и требования рентабельности вызвали поиски методов, сокращающих время строит. работ, экономию труда и материалов. В стр-ве использовались достижения пром. техники, новые строит. материалы — бетон, стекло, а в конце века — железобетон. Создавались новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Со 2-й пол. 19 в. строились здания из металла и стекла («Хрустальный дворец» в Лондоне, инж. Дж. Пакстон), высотные инж.-тех. сооружения с металлич. каркасом (Эйфелева башня в Париже, инж. Г. Эйфель). Группа архитекторов т. н. чикагской школы в США создала специфическую форму высотного конторского здания — небоскрёб. Однако новаторские конструкции часто скрывались декор. формами, воспроизводившими стили разл. эпох (см. Эклектизм). Противоречие между традиц. А. и новой техникой, архит. декором и конструкцией пытались разрешить архитекторы стиля «модерн», возникшего в 1890-х гг. Опираясь на новые строит. и художественные возможности, они сосредоточили внимание на проблемах пластич. формы, получавшей подчас живописно-декор. трактовку в творчестве А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтоша в Великобритании, В. Орта в Бельгии, Й. Ольбриха, Й. Хофмана в Австрии, Ф. О. Шехтеля в России.

Архитектура. О. Нимейер. Здание Национального конгресса в г. Бразилия. Бразилия. 1960-е гг.

В нач. 20 в. поиски новых, рациональных и ясных архит. форм, сочетающих достижения совр. техники с классическими композиц. принципами, велись О. Перре, Т. Гарнье во Франции, О. Вагнером в Австрии, П. Беренсом в Германии. Одновременно строились и здания в классич. формах (И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский в России, Э. Лаченс в Великобритании и др.). В 20-х гг. ведущим направлением в зап.-европ. А. стал рационализм. Опираясь на тех. достижения и задачи рациональной организации жизн. процессов, создания комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека в век развитой техники, архитекторы (Ле Корбюзье во Франции, предст. «Баухауза» в Германии) искали средства художеств. выразительности в лаконизме и контрастности архит. форм, придавая осн. значение конструктивно-тех. основе зданий и их функц. организации (см. Функционализм). В ряде стран утвердился неоклассицизм, преувелич. монумент., лишённые гуманистич. начала формы к-рого подчас использовались для выражения воинствующей реакц. идеологии (А. фаш. Италии и Германии). В 30—50-х гг. получила распространение органическая архитектура (амер. арх. Ф. Л. Райт), стремившаяся связать композицию построек с естеств. природными условиями и «раскрыть» их интерьеры в окружающий пейзаж. В 40—50-х гг. принципы функционализма были истолкованы в соответствии с местными условиями и традициями (А. Аалто в Финляндии, Тангэ Кэндзо в Японии, О. Нимейером в Бразилии и др.). Эта тенденция противостояла претензиям на междунар. лидерство в области А., заявленными США, где была выдвинута концепция «универсальной» А., основанной на ритмич. ясности и простоте элементарных геом. форм и больших внутр. пространств (арх. Л. Мис ван дер Роэ). В противовес ей развилось направление брутализма, сочетающего функциональность построек с нарочитой массивностью и грубой фактурой обнажённых поверхностей (арх. Л. Кан и др. в США). Распространились также иррационалистич., субъективно-произвольные формы (поздние работы Ле Корбюзье). Возросшие возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы сборных железобетонных оболочек и вантовых покрытий, получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике и др. В 70-х — нач. 80-х гг. в США и Зап. Европе распространился т. н. постмодернизм, провозгласивший обращение к разностилевым ист. архит. формам прошлых эпох.

Архитектура. К. С. Мельников. Клуб им. И. В. Русакова в Москве. 1927—29.

В социалистич. обществе впервые в истории А. поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи А. решаются на основе планового развития нар. хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом, а также входящих в неё отд. населённых мест. Потребности социалистич. общества определили гл. направления поисков сов. А. В 20-х гг. создавались жилые дома и обществ. здания новых типов — Дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли, жилые дома с обобществлённым бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). В их проектировании участвовали разл. творч. группы — «конструктивисты» (бр. Веснины, М. Я. Гинзбург), «функционалисты» (К. С. Мельников, Н. А. Ладовский), зодчие старшего поколения, стремившиеся к продолжению классич. архит. традиций (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин).

Архитектура. Б. М. Иофан, скульптор В. И. Мухина. Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937.

Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое стр-во крупных пром. комплексов, жилых массивов и новых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье). Во 2-й пол. 30-х гг. в А. обществ. зданий возникли тенденции излишней репрезентативности, осн. на использовании классич. наследия, подчас наносившие ущерб решению совр. социальных задач. В этот период рождались принципиально важные градостроит. идеи (подробнее см. Градостроительство), результатом к-рых были ген. планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935—40). Широкое развитие получило строительство выразит. адм., транспортных, культурно- бытовых, санаторно-курортных и др. обществ. сооружений; строились Моск. метрополитен (арх. А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), станции к-рого создавались как пространственно протяжённый архит. комплекс монумент. сооружений большого обществ. значения, крупные обществ., адм. здания и комплексы. В послевоен. годы решались грандиозные задачи восстановления и реконструкции разрушенных городов и населённых пунктов. Возникли новые ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и др. городов. Творч. перестройка сов. А. во 2-й пол. 50-х гг. открыла новые возможности для решения социальных и идейно-художеств. задач массовой А. На основе индустриализации широко внедрялись типизация и стандарт, первоначально приведшие к монотонности и однообразию стр-ва, к-рые преодолевались в последующие десятилетия совершенствованием методов стр-ва, разнообразием композиц. применения стандартных деталей, повышением художествен. выразительности объёмов зданий и новыми приёмами пространств. композиции. Смешанная застройка зданиями разл. этажности, обогащающая силуэт новых р-нов и их пространств. организацию, позволяет использовать особенности окружающего ландшафта. В стр-ве обществ. зданий широко применяется передовая строит. техника, дающая возможность создавать простые, лаконичные по формам сооружения со свободным объёмно-планировочным построением, связанным с окружающей исторически сложившейся гор. или с природной средой. Таковы Кремлёвский Дворец съездов в Москве, Дворец пионеров в Киеве, Дворец искус-в им. В. И. Ленина в Алма-Ате, Респ. б-ка им. К. Маркса в Ашхабаде, многочисл. театры, концертные залы, ин-ты, спорт. и мемор. сооружения в разных городах СССР. Методы сборного стр-ва использовались при создании многообразных по планировке курортных комплексов (пионерлагеря «Новый Артек», «Чайка» в Крыму, пансионат в Пицунде и др.). Большие успехи достигнуты в стр-ве пром. и гидротех. сооружений (Братская ГЭС им. 50-летия Октябрьской революции и др.). К крупнейшим градостроит. начинаниям относятся создание Ленинского мемориала в Ульяновске, проспекта Калинина в Москве, приморской части Васильевского острова в Ленинграде, центра Ташкента и др., застройка городов Тольятти, Брежнев, Зеленоград в РСФСР, Навои в Узб. ССР, Шевченко в Казах. ССР.

Архитектура. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер и др. Кремлёвский Дворец съездов в Москве. 1959—61.

Задачу выражения в А. нового обществ. содержания, связанного с потребностями народа, решают архитекторы и др. социалистич. стран, чьими усилиями были восстановлены и реконструированы ст. города, в т. ч. разрушенные во время 2-й мировой войны 1939—45 (Варшава, Гданьск, Берлин, София, Бухарест, Белград, Будапешт). На их окраинах возведены многочисл. и разнообразные по архит. облику совр. жилые массивы. Развивается единая по своей социальной направленности и вместе с тем многообразная по формам А. социалистич. общества. Связанная с процессом урбанизации возрастающая роль искусств. среды, организуемой А., делает всё более сложными и ответственными её художеств. задачи, а развитие и совершенствование строит. техники открывают новые возможности для воплощения разнообразных и смелых творч. замыслов.

Лит.: ВИА, 1—2 изд., т. 1—12, Л.—М., 1944—77; ИРИ, т. 1-13, М., 1953—69; Витрувий М. П., Десять книг об архитектуре, пер. с лат., М., 1936; Шуази О., История архитектуры, пер. с франц., т. 1—2, М., 1935—1937; Альберти Л.-Б., Десять книг о зодчестве, [пер. с итал.], т. 1—2, М., (1935)—37; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 1—2, М.—Л., 1935—37; Виолле ле Дюк Э. Э., Беседы об архитектуре, пер. с франц., т. 1—2, М.—Л., 1937—38; Палладио А., Четыре книги об архитектуре, [пер. с итал], 2 изд., М., 1938; Виньола Дж. Б., Правило пяти ордеров архитектуры, пер. [с итал.]), М., 1939; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Журавлёв А. М., Хан-Магомедов С. О., Советская архитектура, М., 1968; Гропиус В., Границы архитектуры, М., 1971; Мастера архитектуры об архитектуре, М., 1972;  Бэнем Р., Новый брутализм, пер. с англ., М., 1973; Композиция в современной архитектуре, М., 1973; Современная советская архитектура. 1960-е — начало 1970-х гг., Л., 1975. Гидион З., Пространство, время, архитектура, пер. с нем., 2 изд., М., 1975; Ле Корбюзье Ш. Э., Архитектура XX в., 2 изд., М., 1977; Конструкции и форма в советской архитектуре, М., 1980; Иконников А. В., Зарубежная архитектура. От «новой архитектуры» до постмодернизма, М., 1982; Wasmuths Lexikon der Baukunst, Bd 1—5, В., 1929—37, Major M., Geschichte der Architektur, Bd 1—3, Bdpst, 1957—60; Encyclopedia of modern architecture, L., (1963); History of World Architecture, ed. by P. L. Nervi, v. 1—14, N. Y., 1972—80 (серия); Syrový В., Architektura, 2 vyd., Praha, 1973; Krajewski K., Mala encyklopedia architektury i wnetrz, Wroclaw, 1974; Charytonow Ed., Zarys historii architektury, 6 wyd., Warsz., 1976; Broniewski Т., Historia architektury dla wszystkich, 2 wyd., Wrocfaw, 1980; Benevolo L., Histoire de l'architecture moderne, [t.] 1—2, P., 1979—80.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024