ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. 1986


АВСТРИЯ (Оsterreich), Австрийская Республика, гос-во в Центр. Европе. На терр. А. найдены многочисл. памятники иск-ва палеолита и неолита (в т. ч. знаменитая «Венера из Виллендорфа», Естеств.-ист. м., Вена), керамич. и бронз. изделия гальштатского искусства, кельтов, а также местных племён, образцы иск-ва времени рим. господства (1 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Многочисленны пам. романского стиля (11—13 вв.): массивные кам. соборы, монастырские и приходские церкви, в осн. 3-нефные базилики с традиц. для А. прямоуг. планами, слабо развитым трансептом и 3 полукруглыми апсидами. Башни обычно примыкали к хору или возвышались над зап. фасадом, иногда — над средокрестием (базилики в Гурке и Зеккау: зап. фасад собора св. Стефана в Вене). В Нижней А., Штирии и Каринтии строились центрические погребальные капеллы — «карнеры». Лучшие фресковые циклы были созданы в Зальцбурге (неподвижные, напряжённо-суровые фигуры святых в мон. Ноннберг, ок. 1140—50). Рукописи украшались торжеств., эпич. характера миниатюрами («Евангелие Бертольда», ок. 1050, Нац. б-ка, Вена). В монумент. скульптуре долго сохранялась орнамент.-плоскостная трактовка фигур. Для зрелой австр. готики наиб. типичны зальные церкви с 2—4 нефами равной высоты (хоры церквей в Хайлигенкройце и Цветле). О высоком уровне и самостоятельности австр. готики свидетельствуют близкий к зальной церкви собор св. Стефана со стройной, украшенной почти с ювелирной тонкостью башней и небольшая изящная ц. Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене, каменные замки с высокими стенами и мощными оборонит. башнями (Рабенштейн в Тироле, 12 в.) и гор. дома, обычно в неск. этажей, с узкими фасадами, завершёнными щипцом и часто снабжённые прямоуг. в плане эркером. В готич. скульптуре и живописи усилились реалистич. тенденции, появились свободно стоящие статуи, станковая живопись. Сильное воздействие искусства круга П. Парлера заметно в статуях боковых порталов собора св. Стефана в Вене (ок. 1375—90). В искусстве 15 в. в рамках ср.-век. культуры отчётливо проступают черты иск-ва эпохи Возрождения (работы скульптора Я. Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа Старшего), наиб. своеобразно проявившиеся в творчестве скульптора и живописца М. Пахера, связанном с ренессансным иск-вом Сев. Италии круга А. Мантеньи.

Австрия. О. Вагнер. Церковь больницы Штейнхоф в Вене. 1904—07.

 

В арх-ре Возрождения определяющими типами построек стали бюргерские дома и муниципальные сооружения, украшенные ренессансным декором и чёрно-белыми композициями в технике сграффито. В изобразит. иск-ве 16 в., носившем уже последовательно ренессансный характер, усилился интерес к бытовым сюжетам, портрету и особенно пейзажу. Выделялись работы мастеров дунайской школы (В. Хубер и др.). Широкое междунар. признание получило иск-во А. эпохи барокко (17—18 вв.). Вокруг Вены были построены дворцы, образовавшие открытые ансамбли с регул. садами, спускающимися террасами с возвышенностей. Широкие перспективы парков завершали величественные дворцовые здания, украшенные богатым, подчас фантастически-прихотливым пластич. декором. Особенно выделяются анс. Бельведер (арх. И. Л. Хильдебрандт) и постройки арх. И. Б. Фишера фон Эрлаха. Величественные дворцы, монастыри и церкви сооружались и в провинциальных городах (в Зальцбурге, Мельке и др.). С арх-рой были тесно связаны монументальная скульптура, живопись и театр.-декорац. искусство.

Вершиной австрийской барочной живописи стало творчество Ф. А. Маульберча, в к-ром свободная и широкая манера письма сочеталась с мастерством передачи многообразной гаммы чувств и настроений. В скульптуре выделяются работы Б. Пермозера, Г. Р. Доннера, доходящая до крайностей барокко серия гримасничающих «характерных голов» Ф. К. Мессершмидта.

Зодчество классицизма в А. не знает больших достижений. Наиб. привлекательны в нём небольшие парковые сооружения типа нарядной постройки «Глориетта» в Шёнбрунне. В изобразит. иск-ве оплотом классицизма стала основанная ещё в 1692 венская АХ, насаждавшая преим. академич. формы классицизма. В 1850—80-х гг. в Вене на месте уничтоженных креп. валов и вдоль них была устроена широкая кольцевая магистраль Рингштрасе. Её застройка велась гл. обр. многоквартирными жилыми домами и обществ. и жилыми зданиями дворцового типа в разл. ист. стилях. Парадность и импозантность «стиля Рингштрасе» повлияли на утверждение эклектизма в мировой арх-ре. Большое воздействие на мировую архит. практику оказали взгляды Г. Земпера, изучавшего вопросы соотношения стиля с конструкциями и материалами и усматривавшего причину упадка иск-ва в капиталистич. разделении труда. В изобразит. иск-ве для утвердившегося с нач. 19 в. романтизма характерны интерес к бытовым деталям, тяга к непосредственности и лиричности (Й. А. Кох и др.). Эти черты были развиты предст. бидермейера (М. фон Швинд, Ф. Вальдмюллер и др.).

Австрия. М. Пахер. Алтарь «Отцов церкви». 1486. Старая пинакотека. Мюнхен.

 

В кон. 19 в. в арх-ре против засилья эклектизма выступили предст. «венского модерна», входившие в объед. «Венский Сецессион» (И. Ольбрих, О. Вагнер, И. Хофман) и создавшие свой вариант стиля «модерн», отличающийся прихотливостью линейных и цветовых решений, сочетавшихся с освоением новых конструктивных и отделочных материалов. Отказ от декор. излишеств «модерна», стремление к геом. простоте и ясности объёмов наиб. чётко и последовательно проявились в тв-ве А. Лоза. В изобразит. иск-ве средоточием стиля «модерн» стал «Сецессион». Его ведущий предст. Г. Климт создал полный изысканной фантазии венский вариант стиля «модерн». В этот же период сформировалось тв-во А. Кубина, пронизанное фантастикой и мистикой, но поражающее своей художественной убедительностью, эмоциональ- ностью и экспрессивностью образов. Австр. экспрессионизм выдвинул одного из осн. мастеров этого направления О. Кокошку. Для арх-ры кон. 20—30-х гг. характерны поиски рациональной планировки жилых массивов, рабочих посёлков, обществ. зданий (Ф. Шустер, Й. Франк), нац.-романтич. веяния (К. Хольц-мейстер). В 50-х — нач. 80-х гг. создан ряд смелых по замыслу и конструкции построек (гор. зал универсального назначения Штадтхалле в Вене, 1955—58, главный из 4 залов к-рого перекрыт стальной конструкцией из 2 шарнирных рам). Индустриализация стр-ва отмечается с нач. 60-х гг. Широко пропагандируются достижения арх-ры «Сецессиона», обогащение и смягчение приёмов и методов функционализма, что нередко приводит к появлению своеобразных остросовр. произв. В изобразит. искусстве 2-й пол. 20 в. наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба), т. н. венским неосюрреализмом (живописец Э. Фукс и др.) и др. модернистскими течениями сохраняются гуманистические традиции реализма (нек-рые произв. Кокошки, Й. Добровски, графиков круга О. Файля и др.).

Лит.: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 4—5, 7, 10—11, М., 1966—73; Feuchtmüller R., Kunst in Österreich, Bd 1—2, W., 1972—73; Schmidt R., Österreichisches Künstlerlexikon, Bd 1, W., 1980; Die Kunst der 70-er Jahre in Österreich, W., 1980.

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024