ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. 1986


ПОЛЬША (Polska), Польская Народная Республика, социалистич. гос-во в Вост. Европе. Древнейшие пам. на терр. П. относятся к эпохе неолита — сосуды с «линейно-ленточным», «накольчатым», «шнуровым» и др. орнаментами, к эпохам бронзы и железа — укрепл. общинные поселения (Бискупин, ок. 550—400 до н. э.), культ. повозки с фигурками птиц и зверей (лужицкая культура), «лицевые» урны (поморская культура), пам. иск-ва древних славян (керамич. сосуды, фибулы и др.). 7—12 вв. датируются обобщённая по формам скульптура (изображения богов и зверей), остатки слав. поселений с дерев.-земляными укреплениями (в Гданьске, Гнезно, Вроцлаве и др.).

Польша. Междунефный столб костёла Троицы в Стшельно. Ок. 1180.

 

С принятием христианства (966) развивается кам. культ. зодчество (капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове). Со 2-й пол. 11 в. утверждается романский стиль: суровые и величеств. 3-нефные базилики (частично сохранившиеся костёлы в Познани и Гнезно, костёл св. Анджея в Кракове) с монумент. башнями (костёл в Туме, ок. 1141—61), иногда с перспективными порталами и междунефными столбами, покрытыми богатой резьбой (костёл Марии Магдалины во Вроцлаве). Ясностью и строгостью форм отличались немногочисл. романские крипты (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове). Редким пам. скульптуры (тимпан портала костёла Девы Марии «на песке» во Вроцлаве) присуща мягкая обобщённость форм. Нарядной орнаментальностью и жизн. непосредственностью изображений отличаются рельефы бронз. дверей костёла Девы Марии в Гнезно. Живописи 12—13 вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность, локальность расцветки.

Польша. Костёл св. Войцеха во Вроцлаве. Западный фасад. 15 в.

 

В 14—15 вв. укрепление феод. монархии в П. способствовало расцвету гор. культуры. Распространилась готика, в к-рой своеобразно преломлялись воздействия Германии, Чехии и Нидерландов. На Ю. сооружались базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове), на С. — зальные кирп. костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся величественностью и строгостью облика. Просторные интерьеры перекрыты крестовыми, звездчатыми или 3-дольными «пястовскими» сводами. В кон. 15 — нач. 16 вв. нарастает декоративность. Появляются кристаллич. своды с живописной орнаментацией. Дерев. костёлы (в Дембно, 2-я пол. 15 в.) сохраняют связь с нар. зодчеством. Бурно растущие города в 14—15 вв. застраиваются по регул. плану и окружаются кам. стенами с воротами, башнями, а иногда и с предвратными укреплениями — барбаканами (в Кракове, Варшаве). Гор. постройки отличаются многообразием готич. декора (ратуши в Торуни и Вроцлаве, Ягеллонский ун-т в Кракове). Замки в 14—15 вв. имели на Ю. нерегулярный план (Бендзин), на С.— прямоугольный (Цеханув). На С. сохранились укрепл. монастырские комплексы крестоносцев (Мальборк, 13—15 вв.). В изобразит. иск-ве 14—15 вв. нарастает реалистич. начало (готич. надгробия с наивно-выразит. фигурами «плакальщиков» и схематичными фигурами умерших). Дерев. скульптура в нач. 15 в. отражает влияние «мягкого стиля». В гл. произв. готич. скульптуры П.— алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477—89, скульптор Вит Стош; см. Ф. Штос) — реалистич. устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения.

Польша. Б. Берреччи и др. Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове. 1517—1533. Интерьер.

 

Живопись 14—15 вв. отражает контакты на Ю. с чеш., на С. с нидерл., на В. с др.-рус. (росписи капеллы замка в Люблине, 1418) иск-вом. В стенных росписях, отличающихся утонч. линейным ритмом, появляются пейзажные и жанр. мотивы (костёл в Неполомице, 1360—70), нарядная орнаментация (костёл в Дембно, ок. 1500). Алтарной живописи 15 в. при декор. плоскостности свойственно стремление к передаче нац. типов, жизн. ситуаций, а со 2-й пол. 15 в. (отчасти под нидерл. влиянием) — и к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декор. узорочью (триптих с «Успением богоматери», ок. 1508, Марцин Чёрный). Высокого расцвета достигает в 11—15 вв. декор.-прикл. иск-во (серебр. утварь, оружие, витражи).

В конце 15 — нач. 16 вв. с распространением гуманистич. идей в П. складывается культура Возрождения. Гл. обр. итал. архитекторами в 16 — нач. 17 вв. перестраиваются дворцы и замки (замок на Вавеле в Кракове, с внутр. двором, обнесённым аркадными галереями, 1502—16), в костёлах создаются ренессансные капеллы (капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле в Кракове, 1517—33). Ренессансные формы в гор. стр-ве вплоть до 17 в. переплетаются с готич. традициями. В домах и ратушах наряду с лоджиями, аркадными внутр. дворами, ордерными порталами широко применяются декор. аттики с нарядной орнамент. резьбой (торг. ряды суконщиков «Сукеннице» в Кракове, ратуша в Познани). В сев. и центр. р-нах П. в кон. 16 — нач. 17 вв. проявляется воздействие нидерл. маньеризма (арсенал в Гданьске, дома в Казимеже-Дольны). В изобразит. иск-ве 16 в. нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове). Развивается портретная и батальная живопись, высокого уровня достигает миниатюра (миниатюры «Кодекса Бальтазара Бехема» со сценами жизни гор. сословий, 1505). Широкое распространение получают скульпт. надгробия с ордерным декором. В кон. 16 — нач. 17 вв. в них усиливается маньеристич. декоративизм (Санти Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи, отмеченной наивно-реалистическими чертами, ощутимо воздействие венец. Позднего Возрождения. В декор.- прикл. иск-ве 16 в. (серебр. реликварии, оружие, ткани) готич. традиции уживаются с отд. мотивами ренессанса.

С наступлением феод.-католической реакции (нач. 17 в.) начинается стр-во церквей в стиле барокко (костёл св. Петра и Павла в Кракове, 1605—19), которые достигают особой пышности, композиц. сложности и динамики в кон. 17 — нач. 18 вв. (костёл сакраменток в Варшаве, костёл бернардинцев в Кракове). С сер. 18 в. интерьеры костёлов отделываются в стиле рококо. В дерев. зодчестве уживаются барочные и готич. формы. Для замков кон. 16 — нач. 17 вв. характерна усложнённость плана (5-угольный замок в Уязде, 1631—44). С кон. 17 в. под воздействием франц. зодчества сооружаются парадные загородные резиденции с курдонёрами и регул. парками (дворец в Вилянуве, ныне в черте Варшавы), а также гор. дворцы без боковых флигелей (дворец Красиньских в Варшаве). Со 2-й пол. 17 в. применяется декор. скульптура из стукко, с кон. 17 в.— иллюзионистич. росписи. В сер. 18 в. получают широкое распространение дерев. алтари с пышной резьбой. В портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты. Бытовавшим в мелкошляхетской среде парадным и надгробным (т. н. сарматским) портретам были свойственны декор. плоскостность, острая жизн. выразительность изображений. Портретная гравюра П. 17—18 вв. отражала воздействие Нидерландов. В декор.-прикл. иск-ве, отличавшемся необычной пышностью, мотивы европ. барокко сочетались с вост. и нац. орнаментами (мебель, ворсовые ковры, гобелены, шёлковые «персидские» пояса).

С кон. 18 в. на развитие искусства влияли просветительство, антифеод. и нац.-освободит. движение. Арх-ре классицизма (с 1770-х гг.) свойственны вначале отд. барочные черты (дворцово-парковьй комплекс Лазенки в Варшаве). Для построек кон. 18 — нач. XIX вв. характерны камерность, изысканная простота форм (церкви и дворцы арх. Ш. Б. Цуга, X. П. Айгнера, Я. Кубицкого). В кон. 1810—20-х гг. арх-ра классицизма становится более парадной, приобретает пространств. размах (ансамбли центр. площадей Варшавы, арх. А. Корацци). В период политич. реакции 1830-х гг. стр-во сокращается, усиливаются тенденции стилизаторства и эклектизма. Во 2-й пол. 19 в. хаотически разраставшиеся города застраивались доходными домами с дворами-колодцами. На рубеже 19 и 20 вв. арх. С. Виткевич в поисках нац. своеобразия создал т. н. стиль Закопане, использующий традиции нар. арх-ры. В нач. 20 в. распространился стиль «Модерн» (Ст. театр в Кракове, арх. Т. Стрыеньский, Ф. Мончиньский; Банк кооперативных об-в в Варшаве, арх. Я. Хёйрих-младший).

При корол. дворе в Варшаве в последней трети 18 в. гл. роль играли иностр. художники (живописцы М. Баччарелли, И. Б. Лампи, Б. Беллотто). Придворному искусству противостояли художники, стремившиеся выразить в исторических композициях гражданств.-патриотич. настроения эпохи (Ф. Смуглевич (П. Смуглявичюс), М. Стахович). Зарождение демокр. бытового жанра связано с Я. П. Норблином и его последователями М. Плоньским и А. Орловским. В 1-й трети 19 в. господствующим направлением был академич. классицизм. Но развивался и бытовой жанр, основанный на непредвзятом наблюдении натуры (сцены гор. жизни Ф. Пиварского, Ф. Пенчарского). В 1840—50-х гг., в эпоху подъёма нац.-освободит. движения, утвердился романтизм, проникнутый нац.-демокр. тенденциями (П. Михаловский и др.). С сер. 19 в. получила развитие ист. живопись, достигшая своей вершины в 1860—80-х гг. в творчестве Я. Матейко. Демокр. пейзажная и жанр. живопись в 1860-х гг. проникнута социально-критич. нотами (А. Котсис, Ю. Шерментовский, В. Герсон). Тенденции демокр. реализма достигают вершины в 70—80-х гг. в картинах на темы сельской и гор. жизни М. и А. Герымских, Ю. Хелмоньского. В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта. С кон. 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, отмеченные порой фольклорно-символическими чертами (Х. Семирадский, В. Прушковский и др.). На рубеже 19 и 20 вв. распространяются импрессионизм (Ю. Панкевич, О. Бознаньская, Я. Станиславский, Л. Вычулковский) и стиль «модерн». Иск-ву «модерна» в П. наряду с изощрённой декор. фантазией, а иногда и чертами салонности свойственны нац.-демокр. устремления и тенденции символизма (Я. Мальчевский, С. Выспяньский, Ф. Рущиц, В. Войткевич). Социально-реалистич. тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца. Новый подъём переживала графика (гравюры Вычулковского, книжное оформление Выспяньского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча). В скульптуре реализм и стиль «модерн» сосуществовали с импрессионизмом (В. Шиманевский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка на рубеже 19 и 20 вв. возникают попытки обновления декор.-прикладного иск-ва, возрождения нар. промыслов.

Польша. Ю. Хельмоньский. «Аисты». 1900. Национальный музей. Варшава.

 

После создания самостоят. бурж. польск. гос-ва (1918) иск-во развивалось противоречивым путём. Стремление к освоению достижений зап.-европ. культуры, попытки создания совр. нац. стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством. В арх-ре 20—30-х гг. тенденции неоклассицизма и функционализма (здание об-ва «Прюденталь» в Варшаве, Ягеллонская б-ка в Кракове и др.) соседствовали с модернистич. стилизацией в духе нар. зодчества. Предпринимались попытки регулирования гор. застройки, создания рационально организованных р-нов (Жолибож в Варшаве). Делались первые опыты массовой застройки в духе функционализма (арх. Б. и С. Брукальские, Ш. Сыркус, Б. Пневский). Возможности реализации проектов были ограниченны. В изобразит. иск-ве проявились черты кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Обращение к традициям нар. иск-ва нередко сочеталось с модернистич. стилизацией. Демократическую линию в «фольклорном» направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие из традиций лубка. Они оказали влияние на формирование польск. графической школы 20 в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Кулисевич и др.). Демокр. линию в живописи представляли Ю. Т. Маковский, своеобразно претворявший приёмы примитивизма и кубизма, и Ф. Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассич. обобщённости изображений. В тв-ве «колористов» (Я. Цибис, X. Рудзка-Цибисова и др.) получили своеобразное национальное воплощение приёмы постимпрессионизма. В 30-х гг. социальный протест выражали в отвлечённо-экспрессивных формах живописцы М. Ярема, И. Стерн, Т. Кантор. Художники X. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к традициям прогрессивной нем. графики. Бесчеловечность и лицемерие бурж. мира разоблачали сатирич. рисунки Б. Линке. В скульптуре стилизация в духе нар. иск-ва (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассич. тенденциями (пам. и статуи В. Виттига, А. Замойского). Крупнейший польск. скульптор Дуниковский, творчески перерабатывая приёмы кубизма и экспрессионизма, создал героический по духу, нац. монумент. стиль. Большие успехи были достигнуты в рекламной графике и плакате (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик), декор.-прикл. иск-ве (килимы, керамика, мебель, изделия из металла).

Во время 2-й мировой войны 1939—45 многие населённые пункты П. были разрушены, пам. культуры уничтожены. После установления нар. власти мн. города и пам. были восстановлены при участии СССР и др. социалистич. стран. В послевоен. архитектуре важную роль играли мастера старшего поколения (Сыркус, Пневский, Брукальские). В жил. стр-ве строчная застройка с экономичными малоэтажными зданиями с сер. 50-х гг. (благодаря внедрению индустр. методов) сменяется свободными по планировке жилыми комплексами с многоэтажными крупнопанельными и крупноблочными домами, а с нач. 60-х гг.— и с домами из взаимозаменяемых сборных элементов. В связи с бурным развитием пром-сти в 50-х гг. были созданы новые гг. Нова-Хута (ныне в черте Кракова), Нове-Гыхы близ Катовице и др. Обществ. здания в конце 40-х— нач. 50-х гг. строились в нац. традициях функционализма («Дом партии» в Варшаве, универмаг в Познани). После краткого увлечения ист. стилями (пл. Конституции в Варшаве) в кон. 50-х гг. возникло тяготение к рациональной простоте форм. Постройкам 60-х — нач. 80-х гг. присущи функц. целесообразность планировки, смелость и оригинальность конструктивных решений, выразит. ритмич. сочетание типовых звеньев (Дом студенток в Кракове, магазин «Суперсам» в Варшаве и др.). Ведётся реконструкция гор. центров, в к-рой проявляется стремление к созданию выразительных объёмно- пространств. композиций (анс. Маршалковской ул. в Варшаве, центр г. Катовице). В гор. комплексах важную роль играют декор. скульптура, мозаики, витражи. Достигнуты большие успехи в стр-ве больниц и школ, спорт. сооружений, пром. зданий (ф-ки в Калише, Вышкуве и др.).

Польша. К. Дуниковский. Памятник Силезским повстанцам близ Катовице. 1949—1952.

 

В становлении изобразит. искусства участвовали крупные старейшие мастера (монументы Дуниковского, ист. и аллегорич. композиции Коварского и др.). В нач. 50-х гг. к темам социалистич. строительства и революц. борьбы обращаются многие художники. Гуманистич. нац. традиции получают новое развитие в скульпт. портрете (Дуниковский, А. Карны и др.) станковой графике и плакате, отличающихся богатством художеств. форм (графич. циклы Кулисевича, плакаты Т. Трепковского и др.). Сохраняются традиции «колоризма» (живопись Цибиса и др.). Отд. мастера продолжают следовать приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма. С сер. 50-х гг. самодовлеющие пластич. искания выступают на первый план. Распространяются абстрактное искусство, сюрреализм, а с кон. 60-х гг. оп-арт, поп-арт и другие неоавангардистские течения. Вместе с тем возникают и тенденции возврата к реализму. Группы художников-реалистов создаются в Варшаве, Гданьске и др. Создаются картины на тему индустриализации, пейзажи, портреты, бытовые сцены, выразительные монументы (Музей Конечны и др.). Для иск-ва 70—80-х гг., часто обращающегося к проблемам труда, войны и мира, характерны поиски эмоционально острых, художественно изощрённых решений. Ряд скульпторов и живописцев обращается к традициям нар. иск-ва. Высокий расцвет переживает станковая и книжная графика, отличающаяся экспрессией и декор. изяществом образов, многообразием художеств. приёмов. Композиц. остротой, декоративностью, остроумной выдумкой выделяется плакат. Уделяется большое внимание развитию нар. художеств. промыслов, художеств. конструированию пром. изделий. В произв. декор.-прикл. иск-ва поиски совр. форм сочетаются с использованием традиций нар. иск-ва.

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 4, 5, 7, 11, 12 (кн. 2), Л.—М., 1966—1977; Я. Захватович, Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967; Л. И. Тананаева, Польское изобразительное искусство эпохи Просвещения. Живопись. Рисунок, М., 1968; ее же, Очерки польской графики, М., 1972; ее же, Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко, М., 1979; Выставка группы польских художников-реалистов. (Каталог, б. м., 1969); Л. Н. Уразова, Польский плакат, М., (1969); И. Е. Светлов, Скульптура Народной Польши, М., 1976; Н. И. Свирида, Польская художественная жизнь конца XVIII — первой трети XIX в., М., 1978; Dobrowolski Т., Nowoczesne malarstvo polskie, t. 1—3, Wroclaw-Krakуw, 1957—64; Historia sztuki polskiej w zarysie, 2 wyd., t. 1—3, Krakуw, 1965; Starzynski J., Polska droga do samodzielnosci w sztuce, Warsz., 1973; Humll., Polska sztuka stosowana XX wieku, Warsz., 1978; Sztuka XIX wieku w Polsce, Warsz., 1979.

 

 

Ссылка


 

Вернуться к началу

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024