В. Даль. Толковый словарь. 1978
ТЕОРIЯ ж. греч. умозрѣнье, умозаключенье; заключенье, выводъ изъ чего либо, не по явленью на дѣлѣ, а по выводамъ своимъ; пртвилжн. дѣло, на дѣлѣ, опытъ, практика. Теорiя не всегда вѣрна; она ждетъ подтвержденья опыта. Теоретическiй, умозрительный, умозаключительный. Теорикъ, теоретикъ, кто держится однихъ умозрѣнiй, вѣритъ имъ, стоить на нихъ. Теорема ж. предложенье, которое должно быть доказано, которое требуетъ доказательствъ.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ТЕОРИЯ, обобщение опыта, практики, система осн. идей в той или иной отрасли знания; в широком смысле — научное объяснение объективных закономерностей развития природы, общества и мышления. Высшим теоретич. обобщением общественно-историч. практики и всех накопленных человечеством знаний является последовательно революционная научная теория марксизма-ленинизма. Она даёт возможность коммунистическим партиям правильно ориентироваться в сложной политич. обстановке, предвидеть ход историч. событий и успешно воздействовать на них в соответствии с интересами народа, трудящихся масс, прогрессивного развития общества. См. Марксизм-ленинизм, Естествознание, Наука, Практика.
Краткий философский словарь. 1954
ТЕОРИЯ (от греч. ϑεωρία — наблюдение, исследование) — сумма руководящих идей в той или иной области знания; обобщенный опыт людей; совокупность знаний о природе и обществе, накопленных в ходе общественно-исторической жизни (см. Теория и npaктика).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.— Вопрос о взаимоотношении теории и практики является одним из коренных вопросов марксисткой науки в целом, марксистской теории познания в частности. Марксизм рассматривает теорию и практику в неразрывной связи и взаимодействии, притом решающей стороной этого взаимодействия марксизм считает практику. Под практикой следует понимать всю совокупность деятельности людей,направленной на создание необходимых условий существования общества. Для марксизма практика есть прежде всего материально-производственная деятельность, ибо от неё зависит существование общества, она есть основа жизни людей. Практика включает в себя как один из важнейших составных Элементов революционно-преобразующую деятельность классов, социальных групп, имеющую целью уничтожение отживших свой век общественных порядков и утверждение новых, передовых порядков, способствующих дальнейшему развитию общества. Теория вырастает на основе практики и является результатом обобщения практического опыта масс. Следовательно, без практики нет и не может быть научной теории. Практика ставит перед теорией вопросы, на которые теория должна дать ответ. Марксизму чуждо понимание теории, науки как самодовлеющего явления. Только та теория имеет глубокие корни в жизни, которая связана с практикой, обслуживает нужды практики и проверяется практикой. Отсюда — тезис марксизма о том, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познаниях» (Ленин, т. 14, с. 130). Потребности практики, практической деятельности и имеют решающее значение для развития наук, научных теорий. Так, уже с самого начала развития науки потребности пастушеских и земледельческих народов, потребности мореплавания вызвали к жизни астрономию, математику. Потребности, связанные с развитием городов, крупных построек, судоходства и т. п., породили механику. Особенно быстро развиваются науки, естественнонаучные теории после средневековья, в связи с зарождением и развитием капиталистического производства. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой, то этим чудом мы опять-таки обязаны производству» (Энгельс, Диалектика природы, 145).
Полный простор для развития науки открывает социалистическая практика, практическая деятельность людей, освобождённых от капиталистического рабства. Социализм означает такое расширение всех областей человеческой практики, которое трудно сравнить с предыдущими историческими эпохами. Бурный рост промышленности, превращение мелкокрестьянского хозяйства в крупное социалистическое земледелие с небывалым применением новейшей техники в сельском хозяйстве, планомерное преобразование природы в невиданных масштабах и т. д.— всё это ставит грандиозные проблемы перед наукой и требует от неё их решения. Так, например, успехи мичуринской биологии (см.) можно понять, лишь приняв во внимание её тесную связь с новой практикой колхозного строительства,с запросами крупного социалистического земледелия. В равной степени это относится и к таким областям науки, как физика, химия, геология и т. д.
Вырастая на основе практической деятельности людей, теория, однако, обладает огромной силой воздействия на самую практику. Являясь обобщением опыта, практики, теория даёт людям перспективу в их практической деятельности. Так, марксистско-ленинская теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его обобщённом виде. Но в свою очередь без революционной теории нет революционной практики. Сила теории марксизма-ленинизма состоит в том, что, обобщая революционную практику, опыт истории общества, она даёт возможность видеть внутреннюю связь явлений, объективные закономерности развития и благодаря этому распознавать ход событий не только в настоящем, но и в будущем. Марксистско-ленинская теории даёт возможность также предвидеть на многие годы и даже десятилетия вперёд основные тенденции развития общества и потому является той силой, которая позволяет Коммунистической партии замечать строго научные планы практической деятельности. Таким образом, теория и практика взаимно обогащают, оплодотворяют друг друга. Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, а практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Теория должна не только обобщать имеющуюся уже практику, но и забегать вперёд, указывать путь практике, вооружать людей в их практической деятельности. Пример такой теории дают труды великих вождей пролетариата Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.
Оппортунисты из II Интернационала культивировали разрыв между теорией и практикой. Из теории марксизма они выхолостили её живую, революционную душу и превратили теорию, оторванную ими от живой, революционной борьбы масс, в жалкие догмы, опровергаемые практикой революционной борьбы. Единство теории и практики получило своё высшее выражение в деятельности Коммунистической партии Советского Союза. Марксизм-ленинизм есть подлинное единство революционной теории и революционной практики. Единство теории и практики является путеводной звездой партии пролетариата.
Единство теории и практики марксизм понимает диалектически, учитывая в этом единстве момент противоречия. В ходе развития закономерно возникают противоречия между некоторыми старыми теориями, теоретическими положениями, научными формулами и новыми данными практики. Это противоречие преодолевается путём обобщении новой практики и приведения в соответствие с ней теории, теоретических положений. Практические данные, имеющиеся в распоряжении людей, ограничены конкретными историческими условиями и не могут считаться исчерпывающими. Новые исторические условия расширяют практику, практическую деятельность людей и требуют пересмотра тех или иных теоретических положений в свете новых данных практики. Практика является не только первоосновой и источником развития науки, теории, но и единственно научным критерием истинности познания (см. Критерий истины).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ТЕОРИЯ (от греч. theÕria — рассмотрение, исследование), система осн. идей в той или иной отрасли знаний; форма науч. знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития Т.— практика.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987
ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) система обобщенного достоверного знания о том или ином „фрагменте" действительности, к-рая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Термин „Т." имеет различные значения, позволяющие отличить ее от практики или же противопоставить гипотезе (как не проверенному, предположительному знанию). Т. отлична от практики, т. к. является духовным, мысленным „слепком", отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, к-рая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения. Поэтому практика и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в Т. Каждая Т. имеет сложную структуру. Напр., в физических Т. можно выделить две части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и пр.) и „содержательную" интерпретацию (категории, законы, принципы). Благодаря возможности представить в символической форме содержательные элементы Т. достигается более четкое понимание ее формальной структуры, логических связей, т. е. ее аксиоматизация. Единство содержательного и формального аспектов Т.— один из источников ее развития и совершенствования. В совр. научном познании существенным становится вопрос о „границах" Т., пределах ее применимости. Его четкое решение возможно после создания новой, более общей Т., к-рая, согласно соответствия принципу, „ограничивает" старую Т., включает ее в качестве своего частного, предельного случая.
Построение и трактовка содержательной части Т. связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Как естественнонаучные, так и общественнонаучные Т. обусловлены исторической обстановкой, в к-рой они возникают, исторически данным уровнем производства, техники, эксперимента, науки. Большое значение для возникновения и развития Т., особенно общественных, имеют социальные условия, господствующие в тот или иной период порядки, благоприятствующие или, напротив, тормозящие создание научных Т. Так, только с середины 19 в., с возникновением марксизма, социологические воззрения впервые превратились в научную Т. о законах общественного развития. Т. могут играть и играют большую роль в научном познании и революционном преобразовании об-в а. Т. обр., возникая как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, Т. способствует преобразованию природы и общественной жизни. Критерием истинности Т. является практика (Критерий истины).
Большая российская энциклопедия. Том 32. — Москва, 2016. — С. 44. Электронная версия
ТЕО́РИЯ (лат. theoria, греч. ϑεωρία, от ϑεωρέω – рассматривать, исследовать) научная, наиболее развитая форма организации науч. знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определённой области действительности – объекта данной Т. Представляет собой целостную, внутренне дифференцированную систему знания, для которой характерны логич. зависимость одних элементов от других, выводимость содержания Т. из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории.
Различение теоретического (созерцательного) и практич. знания восходит к Аристотелю (см. Практика). К античной науке, прежде всего к «Началам» Евклида, восходит и разработка формы систематизации науч. знания, ставшей на много веков идеалом науч. строгости (дедуктивно-аксиоматич. построение теории).
В совр. методологии науки осн. компонентами Т. считаются: 1) исходный эмпирич. базис, включающий множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе наблюдений и экспериментов и требующих теоретич. объяснения; 2) исходная теоретич. основа – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект Т.; 3) множество допустимых в рамках Т. правил логич. вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в Т. утверждений с их доказательствами, составляющая осн. массив теоретич. знания. Центр. роль в формировании Т. играет лежащий в её основе идеализированный объект – теоретич. модель, описывающая некоторую область реальности с помощью определённых гипотетич. допущений и идеализаций (система материальных точек в классич. механике; множество непрерывно хаотически движущихся и взаимодействующих путём соударений молекул в молекулярно-кинетич. Т., и т. д.). В зависимости от формы идеализации и типа идеализированного объекта различают теории описательного типа, математизированные теории, дедуктивные теоретич. системы.
Переход от эмпирич. стадии науки (классификации и обобщения опытных данных) к её теоретич. стадии осуществляется через ряд промежуточных форм, в рамках которых создаются первичные теоретич. конструкции (типологии, объяснительные схемы и т. д.). Зрелая Т. содержит определённый механизм построения знания, внутреннего развёртывания её содержания, воплощает некоторую программу исследования.
Хотя Т. может развиваться в относит. независимости от эмпирич. исследования (посредством знаково-символич. операций по правилам математич. или логич. формализмов; посредством введения разл. гипотетич. допущений или теоретич. моделей, особенно математич. гипотез и моделей; путём мысленного эксперимента с идеализированными объектами), она выступает как реальное знание о мире только тогда, когда получает эмпирич. интерпретацию. При этом как подтверждение Т. отдельными эмпирич. примерами не может служить безоговорочным свидетельством в её пользу, так и противоречие Т. отд. фактам не есть достаточное основание для отказа от неё, оно может стать мощным стимулом её совершенствования. Решение об окончат. отказе от Т. обычно связано с общей дискредитацией лежащей в её основе программы исследования и появлением новой программы, выявляющей более широкие возможности объяснения и предсказания изучаемых реальных явлений.
Библиография
Лит.: Мамчур Е. А. Проблема выбора теории. М., 1975; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Нугаев Р. М. Реконструкция процесса смены фундаментальных научных теорий. Казань, 1989; Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995; Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003; Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2008.