Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 28
АД, во многих религиях подземное царство мёртвых, где души «грешников» подвергаются мучениям в наказание за «грехи», совершённые при жизни. Представления об А. используются духовенством в интересах эксплуататоров как одно из средств запугивания верующих ужасами «вечных мучений» после смерти.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 21
АД (от греч. hadës — подземное царство), согласно б. ч. религ. учений, местопребывание душ грешников, обречённых на вечное мучение.
Большая российская энциклопедия. Том 1. — Москва, 2005. — С. 203 // Электронная версия
АД (греч. Ἅιδης, Ἀΐδης, лат. infernus – преисподняя, подземное царство), согласно христианскому вероучению, место пребывания падших ангелов и нераскаявшихся грешников. Противоположное понятие – рай. При переводе евр. Библии на греч. яз. для передачи понятия о шеоле (שׁאול) – посмертном местопребывании умерших вдали от Бога – было использовано греч. слово, обозначающее подземное царство бога Аида.
«Ад в виде пасти дьявола». Миниатюра к псалтыри Анри де Блуа. Сер. 12 в. Британский музей (Лондон).
В Новом Завете А. соответствуют представления о «тьме внешней» (Мф. 8:12), «муке вечной» (там же 25:46) и «геенне огненной» [соответствует названию долины Хинном, или Енном, близ Иерусалима, где ветхозаветные евреи, впавшие в идолопоклонство, приносили человеческие жертвы (Иер. 7:31), в новозаветные времена – сжигали мусор и отбросы, здесь всегда был смрад и огонь], а также о тартаре (производное от глагола ταρταρόω – низвергать в ад, в рус. синодальном переводе – «связав узами адского мрака») (2 Пет. 2:4), где содержатся падшие ангелы. Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что после смерти на кресте, до Воскресения Христос сошёл в А. и вывел оттуда праведников (1 Пет. 3:19–20; ср. Деян. 2:31), знаменуя и предваряя победу над вечной смертью и дьяволом. В позднейших (особенно средневековых) христианских представлениях об А., в которых сочетаются дохристианские (ветхозаветные и античные языческие), литературно-фольклорные и вероучит. элементы, его образ получает детальную разработку, а картина адских мучений грешников приобретает натуралистич. черты. Чувственно-детализированные описания А. в христианской лит-ре – червь, огонь, тьма кромешная, в Апокалипсисе – озеро, горящее огнём и серой – имеют скорее всего символич. характер; эти символы помогают понять духовное состояние грешника, по словам ап. Павла, «скорбь и тесноту всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2:9).
Христианская идея А. логически связана с представлением о том, что человек несёт ответственность за свои деяния, совершённые в земной жизни, следствием чего является неотвратимость посмертного наказания для нераскаявшихся грешников как сознательных нарушителей Божественного закона.
Согласно христианскому вероучению, после телесного воскресения всех умерших и Страшного суда, совершающегося после конца мира, нераскаявшиеся грешники претерпевают «вторую смерть» (Откр. 21:8). Православное богословие по-разному решало вопрос о вечности (доминирующая традиция) адских мучений или временности их (напр., учение Оригена, Климента Александрийского, еп. Григория Нисского, Евагрия Понтийского и др. об апокатастасисе, всеобщем воскресении). Не вполне прояснённой в связи с христианским учением об А. остаётся посмертная судьба некрещёных младенцев и праведных нехристиан. В католицизме (начиная с папы св. Григория I Великого) сформировалось учение о чистилище как месте временного пребывания в А. некоторых категорий грешников. В литературе наиболее яркую картину А. создал Данте в поэме «Божественная комедия».
Иконография
«Сошествие во ад». Икона. 14 в. Третьяковская галерея (Москва).Архив «Православной энциклопедии»
Первые изображения А. появились не ранее 6 в. (роспись капеллы 17 в Бауите, Сирия). В живописи Зап. Европы и Византии они возникли только в 8–9 вв. в сценах Страшного суда (миниатюры в многочисл. рукописях Апокалипсиса) и «Сошествия Христа во ад». С 11 в. А. присутствует в произведениях на сюжеты притчи о богатом и Лазаре (пещера с языками пламени) и «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника (символич. изображение А. в виде головы или пасти адского зверя, куда падают грешные монахи, сталкиваемые с лестницы бесами). Православная иконография А. устойчива и почти не изменялась с 12–13 вв., когда её дополнили изображения адских мук (по видам грехов). В «Сошествии во ад» А. представлен как тёмная пещера, со сломанными вратами, на которых стоит Христос; замки и цепи сняты и брошены, ангелы побивают бесов, сатана повержен и связан. В «Страшном суде» в изображение А. обычно включаются огненные река и озеро с грешниками, сатана, бесы и разные виды адских мучений; дополнит. мотив – фигура привязанного к столбу «милостивого блудника», который частично искупил свои грехи милостыней и поэтому находится не в А., а близ входа. Зап.-европ. иконография, испытавшая сильное влияние ср.-век. видений и «Божественной комедии» Данте, значительно более разнообразна, изобилует гротескными фантастич. мотивами и фигурами (скульптура тимпанов порталов готич. соборов; фрески и картины Джотто, И. Босха, Я. Брейгеля, Л. Синьорелли и др.). Микеланджело в росписях Сикстинской капеллы создал свой иконографич. вариант А. (А. как хаос), воздействие которого прослеживается в зап.-европ. живописи вплоть до 18 в. Изображение «Врат ада», связанное с сюжетом «Сошествие во ад», получило распространение в иск-ве Нового времени (скульптура О. Родена, 1880–1917, и др.). А. появился также в картинах на тему «Семь смертных грехов» и «Триумф смерти».
Библиография
Лит.: Юнгеров П. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Казань, 1882; Hughes R. Heaven and Hell in western art. L., 1968; Bernstein A. The formation of Hell. Itaca, 1993; Иванов М. С. Ад // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1; Аверинцев С. С. Ад // Аверинцев С. С. София – Логос: Словарь. К., 2001.