Католицизм, католик — ЭнциклопедиЯ

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Собор

Католицизм (католичество) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве... Википедия

В. Даль. Толковый словарь. 1978


КАТОЛИКЪ м. личка ж. исповѣдующiй римскую, римско-католическую вѣру. Въ южн. Рос. это бранное слово, по ненависти къ полякамъ, въ арх. католя об. то же, еретикъ, невѣрный. Католическiй, къ сему относящiся. Католичество ср. католицизмъ, римско-католическое исповѣданье, духъ и направление его. Католикостъ м. армянскiй патрiархъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КАТОЛИЦИЗМ, одно из направлений в христианстве. Католическая церковь, возглавляемая римским папой, обладает централизованной организацией. До 16 века католицизм был господствующей религией идеологией западно-европейского феодализма. Во все времена католицизм играл реакционную роль. Католическая церковь вела ожесточённую борьбу с ересями, народными движениями, прогрессивными идеями; вдохновляла кровавые крестовые походы, была орудием порабощения славянских и др. народов. В период Реформации 16 века католицизм потерял влияние в ряде стран Европы. В настоящее время католическая церковь оказывает поддержку самым реакционным социальным группам и отстаивает враждебные передовой науке теории. Католическая церковь, ставшая на службу империализму, ведёт ожесточённую борьбу против СССР и прогрессивных сил во всём мире. См. также Папство (п).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КАТОЛИЦИЗМ, одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латино-американских государствах. В социалистических странах среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Латвии), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054—1204; в 16 веке католицизм откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; монархический центр — папство, глава — римский папа, резиденция  которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению в первую очередь с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. Изменения соотношения сил в мире после 2-й мировой войны, научный прогресс привели к кризису религии, в том числе и католицизма. С 60-х католическая церковь, стремясь преодолеть кризис, стала на путь модернизации догматики, культа, организации и политики. 

 

 

Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия


КАТОЛИЧЕСТВО. Во времена Киевской Руси католические храмы на Северо-Западе существовали в Новгороде и Ладоге. В 1293 появилась часовня в осн. шведами Выборгской крепости, с 1351 – приходская ц. Св. Олафа. В XV–XVI вв. в Выборге имелись Францисканский и Доминиканский мон., существовали католические ц. в окрестных поселениях. С введением в Швеции лютеранства все они стали протестанскими. После отвоевания приневских земель Россией, в 1706 появилась католическая ц. в СПб. В 1772 в России образована католическая Могилевская епархия, ее глава жил в столице. В 1773 первый еп. Могилевский Станислав Сестренцевич одновременно являлся титулярным еп. Або (Турку). В кон. XVIII в. возобновлен приход в Выборге. В 1908-12 выходил католический журн. «Вера и жизнь». В 1914 Петроградский деканат включал 17 церквей, гл. храмом был собор Св. Екатерины в Петрограде. Католиков насчитывалось ок. 100 тыс. чел. Большая часть из них были поляками. К окт. 1917 в Петроградской губ. действовали 22 приходские и приписные ц. и 59 часовен. В пределах совр. Лен. обл. находились также католические кладб. в гг. Луга, Ямбург, Луцкой колонии (совр. пос. Малый Луцк Кингисеппского р-на), в пустоши Губин Клин Яблонецкой вол. Лужского у. (для латгальцев), в с. Дружноселье (Гатчинский р-н). До 1927 действовали тайные мон. – в Шувалово, Озерках, на ст. Поповка. В 1918 начались гонения на церковь, в том числе и на католическую, к-рые продолжались до кон. 1930-х. В 1937-38 происходило массовое закрытие католических храмов, в том числе в Луге и Гатчине. После того как в 1937 в Луге арестовали и расстреляли настоятеля костела Иоанна Ворслава и 20 активистов прихода, в Лен. обл. остался всего один католический священник – Михаил Флоран. Осенью 1941 начал действовать костел в оккупированной Луге, но в янв. 1944, с приходом сов. войск, снова был закрыт. В 1960-е появились «странствующие» священники, к-рые ездили по стране, в том числе по Лен. обл., и окормляли верующих. В 1986 началось возрождение религ. общин и церк. структур. В 1991 открыт храм в Пушкине, в 1996 – в Луге, в 1997 – в Гатчине. Храмы Лен. обл. входят в сев.-зап. регион Апостольской администратуры севера Европ. части России, ее администратор архиеп. Тадеуш Кондрусевич возглавляет Конфедерацию католических епископов РФ.

Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Бронислав Чаплицкий, священник. История Церкви в России. СПб., 2000. С. 15-16, 50-51, 65-66, 111-121; Vuorela K. Finlandia Catholica. Katolinen Kirkko Suomesa 1700-luvulta – 1980-luvulle. Helsinki, 1989.

М. В. Шкаровский

 

 

КАТОЛИЦИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


КАТОЛИЦИ́ЗМ, католичество (от греч. ϰαθολιϰός – всеобщий, всеобъемлющий), одно из ос­новных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве; общепринятое обозначение учения, религиозной практики и организационного устройства Римско-католич. церкви и католич. церквей вост. обрядов (униатских).

Об истории и современной структуре см. в статьях Римско-католическая церковь и Униатство.

Вероучение

Наряду с общехристианской доктриной [вера в Св. Троицу, Богочеловека Иисуса Христа, Его искупительную миссию и воскресение (см. Воскресение Христово), предстоящее Второе пришествие и Страшный суд и др.], а также с общими для ряда христианских церквей догматич. положениями (почитание Девы Марии, святых, икон, мощей, реликвий и др.), в К. имеются особенности, отличающие его от др. христианских конфессий. 

Папа Римский Иоанн Павел II благословляет народ на площади Святого Петра в Ватикане во Всемирный день католической молодёжи. Фото 2000.

Источником вероучения признаётся Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании и Священном Предании. Писание состоит из 45 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета (см. Канон библейский). Офиц. канонич. текстом в Римско-католич. церкви является их лат. перевод (т. н. Вульгата, см. в ст. Библия), ныне в богослужении используются переводы на нац. языки. Поскольку К. утверждает постоянное развитие Священного Предания через учительство Церкви (лат. magisterium), в его состав включаются постановления соборов, признаваемых в Римско-католич. церкви Вселенскими (на нач. 21 в. – 21 собор; см. также Вселенские соборы), богословские и канонич. определения пап Римских.

Формирование в К. особой вероучительной системы связано с постепенным становлением в зап. Церкви учения о примате (высшей юрисдикции и авторитете в вопросах веры и христианской морали) папы Римского. Это учение развивается из основывающегося на евангельском тексте (Мф. 16:16–19) представления о первенстве ап. Петра, т. е. о его чрезвычайной и единоличной юрисдикции над всей христианской Церковью, полученной им от Христа. Папы, как преемники ап. Петра, считающегося в католич. традиции первым епископом Рима, наследуют от него эту полноту пастырской власти. Исторически первенствующее положение епископа Рима помимо апостольского происхождения кафедры было обусловлено её расположением в столице Рим. империи, а также многочисленностью и богатством рим. общины. Уже в кон. 1 в. Рим стал богословским центром, где собирались предания разл. христианских общин, что позволяло решать спорные вероучительные вопросы. Начиная с первых веков христианства рим. епископы стремились выступать в роли хранителей и выразителей апостольского предания для всей христианской Церкви. Это проявилось, напр., в спорах между епископом Римским сщмч. Стефаном I и сщмч. Киприаном Карфагенским о принятии в Церковь раскаявшихся еретиков, когда еп. Стефан, запретив их перекрещивание, разорвал церковные сношения с Карфагенской церковью (сер. 3 в.). Однако во 2–3 вв. непосредственная юрисдикция епископа Римского практически не распространялась за пределы Апеннинского п-ова, а его вероучительный авторитет был тождествен авторитету епископов таких кафедр апостольского происхождения, как Антиохийская и Александрийская.

Возвышение предстоятелей Рима приходится на эпоху Вселенских соборов. В обоснование примата епископа Римского Рим. церковь опиралась на 6-е правило I Вселенского собора (325), в котором говорится о первенстве епископов Александрийского, Римского, Антиохийского (в таком порядке), о преимуществе этих церквей. Упорное сопротивление Афр. церкви притязаниям епископа Римского отражено в «Послании к Бонифацию, епископу Римской церкви» Карфагенского собора 419 и в «Послании к Целестину, папе Римскому» Карфагенского собора 424, присоединённых к правилам Карфагенского собора 419: соборы отвергают право епископа Римского принимать апелляции на судебные постановления собора афр. епископов.

П. Перуджино. «Христос вручает ключи апостолу Петру». Фреска Сикстинской капеллы в Ватикане. 1481–82.

В древней Церкви епископы старейших кафедр Востока нередко уклонялись в ересь, в то время как епископы Рима, как правило, продолжали исповедовать православное учение (термин «православный» после разделения Церквей закрепился преим. за вост. Церковью, в неразделённой Церкви он означал принадлежность правому учению). Так, эдиктом 380 имп. Феодосий I Великий предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Пётр, Александрийский епископ…». Высокая оценка заслуг Рим. престола в деле защиты православного учения и постоянная апелляция к мнению рим. епископов в догматич. спорах уже в 4 в. привели к появлению тенденций рим. универсализма. При папе Дамасии I (Дамасе I; 366–384) Рим. собор 378 определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, а Рим. собор 382 впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока.

 
Тиара папы Пия IX.

IV Вселенский собор (451) уравнял привилегии Римской и Константинопольской кафедр на основании их столичного положения. Папа св. Лев I Великий выступил против возвышения Константинопольской кафедры, обосновывая примат епископа Римского уже как главы Вселенской церкви, на основании первенства ап. Петра перед др. апостолами. Во время первого раскола между вост. и зап. церквами (Акакианская схизма, 484–519), вызванного Энотиконом имп. Зинона, папа Геласий I (492–496) вновь отказался признать за епископом Константинопольским такие же права, как и у епископа Римского. В 494 Рим. собор впервые назвал папу «наместником Христа» (vicarius Christi); к этому же периоду относится появление практики включения в сб-ки канонов папских декреталий наравне с постановлениями соборов. Однако в 6–7 вв. папы Римские находились в подчинении визант. императорам (с 561 утверждавшим избрание папы, с 685 – через экзарха Равенны) и фактически не могли выражать идею примата, принимая лишь законодательно закреплённое в 545 имп. св. Юстинианом I первенство чести среди... Читать оригинал

 

 

Приложения


ПАПСТВО, религиозно-монархич. центр католич. церкви, возглавляемый папой римским, направляющий всю реакционную деятельность католич. церкви (см. Католицизм). Возникло в 3—5 вв. из римского епископства. В сер. 8 в. установилась светская власть римских пап над значит, частью Средней Италии (см. Папская область). Периодом наибольшего усиления П. были средние века, особенно 11—13 вв., когда освящавшая феодальную эксплуатацию католич. церковь во главе с П. была единственной централизованной силой в раздроблённой Зап. Европе. В это время папы римские претендовали на полное верховенство в Зап. Европе, борясь за подчинение императоров и королей своей власти. В 11—13 вв. П. выступило вдохновителем крестовых походов на Восток и в Прибалтику. Главной функцией П. была борьба с антифеодальными выступлениями народных масс, принимавшими форму ересей. Для борьбы с еретиками II. создало в 13 в. инквизицию. Опорой П. являлись монашеские ордена — францисканцев, доминиканцев и др. В результате Реформации 16 в. могущество П. было подорвано. Щ возглавило феодал ьно-католич. реакцию (контрреформацию), учредив в 1540 орден иезуитов; оно выступило на борьбу с франц. бурж. революцией конца 18 в. П., всегда являвшееся поборником крайней реакции, превратилось в эпоху империализма в союзника самых реакц. империалистич. кругов. И. выступало сообщником международного империализма, пытавшегося сокрушить молодое Советское государство. П. помогло придти к власти итал. фашистам (1922), признавшим в 1929 светскую власть папы римского над Ватиканом. Во 2-й мировой войне 1939—45 П. поддерживало блок фашистских держав. После войны П., решающее влияние на политику к-рого стали оказывать правящие круги США, ведёт яростную борьбу против сил мира, демократии и социализма.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА 1609, союз католич. духовных и светских князей Германии во главе с Максимилианом Баварским. Создана в ходе борьбы протестантов (образовали Протестанскую унию 1608) и католиков. Во время 30-летней войны 1618—48 войска К. л. (союзника Габсбургов) одержали ряд побед. Распущена в 1635.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2021