ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Собор

Католицизм (католичество) (лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская) — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве... Википедия

В. Даль. Толковый словарь. 1978


КАТОЛИКЪ м. личка ж. исповѣдующiй римскую, римско-католическую вѣру. Въ южн. Рос. это бранное слово, по ненависти къ полякамъ, въ арх. католя об. то же, еретикъ, невѣрный. Католическiй, къ сему относящiся. Католичество ср. католицизмъ, римско-католическое исповѣданье, духъ и направление его. Католикостъ м. армянскiй патрiархъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КАТОЛИЦИЗМ, одно из направлений в христианстве. Католическая церковь, возглавляемая римским папой, обладает централизованной организацией. До 16 в. католицизм был господствующей религией идеологией западно-европейского феодализма. Во все времена католицизм играл реакционную роль. Католическая церковь вела ожесточённую борьбу с ересями, народными движениями, прогрессивными идеями; вдохновляла кровавые крестовые походы, была орудием порабощения славянских и др. народов. В период Реформации 16 в. католицизм потерял влияние в ряде стран Европы. В настоящее время католическая церковь оказывает поддержку самым реакционным социальным группам и отстаивает враждебные передовой науке теории. Католическая церковь, ставшая на службу империализму, ведёт ожесточённую борьбу против СССР и прогрессивных сил во всём мире. См. также Папство.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КАТОЛИЦИЗМ, одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латино-американских государствах. В социалистических странах среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе. В СССР последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Латвии), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054—1204; в 16 в. католицизм откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; монархический центр — папство, глава — римский папа, резиденция  которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению в первую очередь с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. Изменения соотношения сил в мире после 2-й мировой войны, научный прогресс привели к кризису религии, в том числе и католицизма. С 60-х католическая церковь, стремясь преодолеть кризис, стала на путь модернизации догматики, культа, организации и политики. 

 

 

Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия


КАТОЛИЧЕСТВО. Во времена Киевской Руси католические храмы на Северо-Западе существовали в Новгороде и Ладоге. В 1293 появилась часовня в осн. шведами Выборгской крепости, с 1351 – приходская ц. Св. Олафа. В XV–XVI вв. в Выборге имелись Францисканский и Доминиканский мон., существовали католические ц. в окрестных поселениях. С введением в Швеции лютеранства все они стали протестанскими. После отвоевания приневских земель Россией, в 1706 появилась католическая ц. в СПб. В 1772 в России образована католическая Могилевская епархия, ее глава жил в столице. В 1773 первый еп. Могилевский Станислав Сестренцевич одновременно являлся титулярным еп. Або (Турку). В кон. XVIII в. возобновлен приход в Выборге. В 1908-12 выходил католический журн. «Вера и жизнь». В 1914 Петроградский деканат включал 17 церквей, гл. храмом был собор Св. Екатерины в Петрограде. Католиков насчитывалось ок. 100 тыс. чел. Большая часть из них были поляками. К окт. 1917 в Петроградской губ. действовали 22 приходские и приписные ц. и 59 часовен. В пределах совр. Лен. обл. находились также католические кладб. в гг. Луга, Ямбург, Луцкой колонии (совр. пос. Малый Луцк Кингисеппского р-на), в пустоши Губин Клин Яблонецкой вол. Лужского у. (для латгальцев), в с. Дружноселье (Гатчинский р-н). До 1927 действовали тайные мон. – в Шувалово, Озерках, на ст. Поповка. В 1918 начались гонения на церковь, в том числе и на католическую, к-рые продолжались до кон. 1930-х. В 1937-38 происходило массовое закрытие католических храмов, в том числе в Луге и Гатчине. После того как в 1937 в Луге арестовали и расстреляли настоятеля костела Иоанна Ворслава и 20 активистов прихода, в Лен. обл. остался всего один католический священник – Михаил Флоран. Осенью 1941 начал действовать костел в оккупированной Луге, но в янв. 1944, с приходом сов. войск, снова был закрыт. В 1960-е появились «странствующие» священники, к-рые ездили по стране, в том числе по Лен. обл., и окормляли верующих. В 1986 началось возрождение религ. общин и церк. структур. В 1991 открыт храм в Пушкине, в 1996 – в Луге, в 1997 – в Гатчине. Храмы Лен. обл. входят в сев.-зап. регион Апостольской администратуры севера Европ. части России, ее администратор архиеп. Тадеуш Кондрусевич возглавляет Конфедерацию католических епископов РФ.

Лит.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Бронислав Чаплицкий, священник. История Церкви в России. СПб., 2000. С. 15-16, 50-51, 65-66, 111-121; Vuorela K. Finlandia Catholica. Katolinen Kirkko Suomesa 1700-luvulta – 1980-luvulle. Helsinki, 1989.

М. В. Шкаровский

 

 

КАТОЛИЦИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Новая версия


КАТОЛИЦИ́ЗМ, католичество (от греч. ϰαθολιϰός – всеобщий, всеобъемлющий), одно из ос­новных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве; общепринятое обозначение учения, религиозной практики и организационного устройства Римско-католич. церкви и католич. церквей вост. обрядов (униатских).

Об истории и современной структуре см. в статьях Римско-католическая церковь и Униатство.

Вероучение

Наряду с общехристианской доктриной [вера в Св. Троицу, Богочеловека Иисуса Христа, Его искупительную миссию и воскресение (см. Воскресение Христово), предстоящее Второе пришествие и Страшный суд и др.], а также с общими для ряда христианских церквей догматич. положениями (почитание Девы Марии, святых, икон, мощей, реликвий и др.), в К. имеются особенности, отличающие его от др. христианских конфессий. 

Папа Римский Иоанн Павел II благословляет народ на площади Святого Петра в Ватикане во Всемирный день католической молодёжи. Фото 2000.

Источником вероучения признаётся Божественное Откровение, содержащееся в Священном Писании и Священном Предании. Писание состоит из 45 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета (см. Канон библейский). Офиц. канонич. текстом в Римско-католич. церкви является их лат. перевод (т. н. Вульгата, см. в ст. Библия), ныне в богослужении используются переводы на нац. языки. Поскольку К. утверждает постоянное развитие Священного Предания через учительство Церкви (лат. magisterium), в его состав включаются постановления соборов, признаваемых в Римско-католич. церкви Вселенскими (на нач. 21 в. – 21 собор; см. также Вселенские соборы), богословские и канонич. определения пап Римских.

Формирование в К. особой вероучительной системы связано с постепенным становлением в зап. Церкви учения о примате (высшей юрисдикции и авторитете в вопросах веры и христианской морали) папы Римского. Это учение развивается из основывающегося на евангельском тексте (Мф. 16:16–19) представления о первенстве ап. Петра, т. е. о его чрезвычайной и единоличной юрисдикции над всей христианской Церковью, полученной им от Христа. Папы, как преемники ап. Петра, считающегося в католич. традиции первым епископом Рима, наследуют от него эту полноту пастырской власти. Исторически первенствующее положение епископа Рима помимо апостольского происхождения кафедры было обусловлено её расположением в столице Рим. империи, а также многочисленностью и богатством рим. общины. Уже в кон. 1 в. Рим стал богословским центром, где собирались предания разл. христианских общин, что позволяло решать спорные вероучительные вопросы. Начиная с первых веков христианства рим. епископы стремились выступать в роли хранителей и выразителей апостольского предания для всей христианской Церкви. Это проявилось, напр., в спорах между епископом Римским сщмч. Стефаном I и сщмч. Киприаном Карфагенским о принятии в Церковь раскаявшихся еретиков, когда еп. Стефан, запретив их перекрещивание, разорвал церковные сношения с Карфагенской церковью (сер. 3 в.). Однако во 2–3 вв. непосредственная юрисдикция епископа Римского практически не распространялась за пределы Апеннинского п-ова, а его вероучительный авторитет был тождествен авторитету епископов таких кафедр апостольского происхождения, как Антиохийская и Александрийская.

Возвышение предстоятелей Рима приходится на эпоху Вселенских соборов. В обоснование примата епископа Римского Рим. церковь опиралась на 6-е правило I Вселенского собора (325), в котором говорится о первенстве епископов Александрийского, Римского, Антиохийского (в таком порядке), о преимуществе этих церквей. Упорное сопротивление Афр. церкви притязаниям епископа Римского отражено в «Послании к Бонифацию, епископу Римской церкви» Карфагенского собора 419 и в «Послании к Целестину, папе Римскому» Карфагенского собора 424, присоединённых к правилам Карфагенского собора 419: соборы отвергают право епископа Римского принимать апелляции на судебные постановления собора афр. епископов.

П. Перуджино. «Христос вручает ключи апостолу Петру». Фреска Сикстинской капеллы в Ватикане. 1481–82.

В древней Церкви епископы старейших кафедр Востока нередко уклонялись в ересь, в то время как епископы Рима, как правило, продолжали исповедовать православное учение (термин «православный» после разделения Церквей закрепился преим. за вост. Церковью, в неразделённой Церкви он означал принадлежность правому учению). Так, эдиктом 380 имп. Феодосий I Великий предписал следовать «той религии, которая была дана римлянам божественным Петром апостолом... и которой последуют понтифик Дамас и Пётр, Александрийский епископ…». Высокая оценка заслуг Рим. престола в деле защиты православного учения и постоянная апелляция к мнению рим. епископов в догматич. спорах уже в 4 в. привели к появлению тенденций рим. универсализма. При папе Дамасии I (Дамасе I; 366–384) Рим. собор 378 определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, а Рим. собор 382 впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока.

Тиара папы Пия IX.

IV Вселенский собор (451) уравнял привилегии Римской и Константинопольской кафедр на основании их столичного положения. Папа св. Лев I Великий выступил против возвышения Константинопольской кафедры, обосновывая примат епископа Римского уже как главы Вселенской церкви, на основании первенства ап. Петра перед др. апостолами. Во время первого раскола между вост. и зап. церквами (Акакианская схизма, 484–519), вызванного Энотиконом имп. Зинона, папа Геласий I (492–496) вновь отказался признать за епископом Константинопольским такие же права, как и у епископа Римского. В 494 Рим. собор впервые назвал папу «наместником Христа» (vicarius Christi); к этому же периоду относится появление практики включения в сб-ки канонов папских декреталий наравне с постановлениями соборов. Однако в 6–7 вв. папы Римские находились в подчинении визант. императорам (с 561 утверждавшим избрание папы, с 685 – через экзарха Равенны) и фактически не могли выражать идею примата, принимая лишь законодательно закреплённое в 545 имп. св. Юстинианом I первенство чести среди... Читать новую версию

 

 

Приложение


КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА 1609, союз католич. духовных и светских князей Германии во главе с Максимилианом Баварским. Создана в ходе борьбы протестантов (образовали Протестанскую унию 1608) и католиков. Во время 30-летней войны 1618—48 войска К. л. (союзника Габсбургов) одержали ряд побед. Распущена в 1635.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024